- Учителю
- Урок по литературе'Тайна ключа Катерины' (Пьеса А. Н. Островского'Гроза')
Урок по литературе'Тайна ключа Катерины' (Пьеса А. Н. Островского'Гроза')
Тайна ключа Катерины
Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы
Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1988, №9, с. 34.
...Лицо этой женщины выражало растерянность. С воспалёнными глазами, готовая разрыдаться, она взволнованно рассказывала о своих отношениях с дочерью, о тяжком несогласии в семье.
На первый взгляд, ситуация из ряда обычных: Оля поругалась с родителями. Мы, классные руководители, столько выслушиваем от взрослых сетований по этому поводу, что уж кому, как не нам, с наибольшей отчётливостью видна большая, многотрудная и многогранная проблема «отцов и детей».
В данном случае дело обстояло не совсем просто.
То, что родители переусердствовали в опеке над дочерью, было очевидным. Пятнадцатилетнему человеку не давали и шагу ступить без соответствующей корректировки. Вновь пришлось стыдиться за взрослых людей, которые с первых «осмысленных» шагов старшеклассника препятствуют ему найти свой, с пробами и ошибками, выстраданный, но всё- таки отвечающий его интересам и потому верный путь. Как правило, позже та же мама удивляется, почему её чадо выросло таким никчёмным, не стало личностью. А что для этого требуется? Больше доверять детям в таком возрасте, тоньше, конструктивнее вести воспитание, что, разумеется, нелегко: необходимо работать над собой. Большие дети требуют большого педагогического мастерства. До пятнадцатилетнего возраста нашего ребёнка мы все талантливые воспитатели, а подходит эта роковая для нас черта, - и даже самые выдающиеся мамы хватаются за голову.
Наша Оля не просто «не нашла общего языка» с родителями. Она бросила им в лицо ключ от квартиры, хлопнула дверью, - и вот, как оказалось, не ночевала дома...
«Родили, прожили с ребёнком пятнадцать лет, а найти путь к его сердцу не могут. Если благополучно в семье, - в школу их не затащишь. А пришла беда в дом - за помощью сразу же сюда, как будто здесь решатся все проблемы!»... По крайней мере, такое не раз приходилось слышать от горе-педагогов, без смущения высказывающихся подобным образом даже на педсоветах.
И созываются родительский комитет, ученический актив класса, совет общественности, порой необдуманно поднимаем вопрос на педсовете, чтобы поставить на место нерадивого ученика. И совершенно забываем об одном мощнейшем оружии, которое дала нам в руки наша специальность, - уроке литературы!
Речь идёт об использовании богатейших воспитательных возможностей уроков, смещении на отдельных из них акцента именно на конкретный воспитательный потенциал изучаемого материала.
...Я ждал Олю. И не ошибся: она пришла. Но состояние ёе было таким, что видно, к примирению с домом она не готовится. А скоро должен начаться мой урок. Всего сорок пять минут. Больше мне не отпущено. Но - сейчас или никогда.
А. Н. Островский. «Гроза». Хорошо знакомое моим ученикам произведение. На сегодняшнем уроке поговорим о его потрясающей жизненной правде и художественном совершенстве, огромном общественном значении. Каждый ещё ближе к сердцу воспримет трагический образ Катерины, истории её жизни в доме свекрови-ханжи, которая нищих оделяет, а домашних заела совсем. Все, надеюсь, глубоко проникнутся центральным конфликтом драмы - столкновением героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром «тёмного царства».
- Как жилось Катерине в доме Кабанихи? - спрашиваю первым делом ребят. - Легко ли?
- Нет. Очень тяжело, - отвечают они. И дают мне понять, что знают всё о губивших её притеснениях,- Это не жизнь, а каторга!
- Хотела она вырваться оттуда?
- Да!..
Иногда приходится слышать незаслуженные упрёки за такие вот «простые и наивные» ответы учеников. Но ответы ли это? В уроке, который отстаиваю и условно называю универсально-воспитательным, они - начало, ступеньки самой работы, которая в итоге должна привести к апофеозу проводимой учителем мысли. И нужен ли сейчас развёрнутый, глубокий ответ?..
Всматриваемся с ребятами в жизнь Катерины в доме свекрови. Говорим о молодой женщине, о её стремлении вырваться на свободу. «Отчего люди не летают так, как птицы?..» - задумывается она.
...Тяжело было Катерине. Сочувствуем ей всей душой. Ставим себя на её место и с разных точек зрения смотрим на её положение. Но вот однажды, когда муж Тихон, вообще-то неплохой, но безвольный и недалёкий человек, уехал, дочь Кабановой Варвара даёт Катерине ключ от калитки. Там, в саду, её ждет Борис, человек, которого она, непонятая, униженная и оскорблённая дома, действительно полюбила.
- Непонятно, - обращаюсь к ребятам, - почему Катерина вдруг так заволновалась? Чего испугалась? Ведь у неё наконец-то появилась возможность обрести счастье...
Вопрос... Серия дискуссионных вопросов... Это та ниточка, за которую учителю нужно уметь вовремя потянуть, чтобы распутать клубок писательских раздумий о жизни.
- Этот ключ как бы жжёт ей руку, - продолжаю я. - А если бы в подобной ситуации, когда нужно сделать решительный выбор, в руке у Катерины оказался ключ от дома Кабановой?..
- Она выбросила бы его, даже не раздумывая... Не испугалась бы и в лицо ей его швырнуть! - после некоторой паузы всё-таки прозвучала необходимая мне мысль;
И сразу же стараюсь разобраться, какие обстоятельства движут поступками такого человека? Ведь это не так-то просто бросить ключ от дома в лицо тому, кто его хозяин и с кем сам же и живёшь...
Смотрю на Олю. Слушает ли? Это - её момент!
Совершая с ребятами в связи с изучением итогового произведения Островского своеобразный исторический экскурс в ярко изображённое и беспощадно заклеймённое им «тёмное царство», много говорим о господствовавшем в нём социальном неравенстве, унижении человека, его бесправии, о деспотизме, косности, мракобесии, жестокости...
«Оля, Оля... - звучит во мне внутренний голос. - Дорогой ты мой человек, отвечают ли современные обстоятельства, твои родители всему этому набору отрицательных характеристик?! Катерина ли ты?! Нет, конечно!!! У тебя дома любовь к тебе стоит на первом месте, только слишком много её...»
У кое-кого из моих коллег может возникнуть опасение: не в ущерб ли анализу художественного текста такой урок литературы? Вместе с передовыми педагогами и методистами готов возразить: не псевдоакамический, равнодушный, отвлечённый разбор произведений классической литературы, а глубинная связь с нашей современностью, учёт интересов, симпатий, пристрастий учащихся делают его целенаправленным, усиливают целостное восприятие художественной литературы.
На подобных уроках, предусматривающих, конечно, обстоятельнейшее знание текста художественного произведения, в живой дискуссии с классом каждому предоставляется возможность сформулировать своё мнение, даже «поспорить» и с учителем, и с признанным критиком, познаётся не только всё необходимое, указанное программой, но и сам растущий человек, его душа, о которой (чего греха таить!) мы часто забывали последние годы. Такие уроки как раз и обладают той самой гибкостью и ёмкостью, о которой заботилось не одно поколение корифеев отечественной педагогики.
Давайте вспомним В. Сухомлинского и прочитаем в его книге «Павлышская средняя школа»: «У такого учителя знания, приобретаемые учащимися, выступают как инструмент, с помощью которого ученик сознательно осуществляет новые шаги в познании окружающего мира... Перенос усвоенных методов познания на новые объекты становится в таком случае закономерностью мыслительной деятельности учащихся: в дальнейшем они уже самостоятельно исследуют причинно-следственные связи новых явлений, процессов, событий...» (Глава «Сущность умственного воспитания и его задачи»).
Но вернёмся к пьесе А. Н. Островского и нашему уроку.
- И всё-таки, почему же так волнуется Катерина с ключом в руке? Почему он так жжёт ей руку? - задаю я опять вопрос, но не жду ответа.
Здесь главное - не переусердствовать, вовремя навести учеников на правильную мысль.
Вынимаю из кармана свою небольшую связку ключей и спрашиваю:
- От чего этот ключ?
- От квартиры, - отвечают весело все.
- Что с вами сделаешь... Он действительно от квартиры, - подтверждаю. И уже с оттенком таинственности в голосе продолжаю: - А этот ключ, такой маленький?
- От почтового ящика!
Ещё бы им не догадаться: не только ключи, но и дома наши напоминают сейчас собой друг друга.
- Да... Он действительно от почтового ящика, - вслух размышляю я. - Но вот подойдёт к концу наш урок, все мы отправимся домой. Я весь день, как и вы, не видел маму, ещё соскучился по сынишке, таком забавном и каждый раз удивляющим чем-то новым... Что я буду чувствовать, открывая вот этим ключом свою квартиру?
- Радость встречи с дорогими людьми... Любовь...
Они правы, мои ребята.
- Но бывает, что находишься далеко от дома, подобным ключом открываешь подобную квартиру... Почувствую ли я всё то, о чём вы мне сейчас сказали?
- Нет! - отвечают ребята, и вижу по глазам, что догадка их осенила.
- Так от чего же этот ключ? От квартиры? - спрашиваю уже требовательным голосом.
- Нет-нет! - хором кричат ученики. - Этот ключ - символ человеческой привязанности, любви.
- А этот ключ от чего, от почтового ящика?
- Нет. Ведь там могут быть письма...
- Так в чём же вся тайна ключа Катерины? Почему он жжёт ей руку?
- Она как бы сжигает за собой все мосты... - начинают рассуждать мои питомцы. - Она решается навсегда уйти из ненавистного дома Кабановой... Она знает, что пощады ей после этого не будет... Это её вызов... Этот ключ - от её судьбы...
Так нарастает напряжение в классе и рождается выстраданная итоговая мысль.
Ради этого работаю в школе. Никогда не был сторонником бездушных, вызубренных по учебнику «пятёрочных» ответов.
- Катерина не выбросила ключ от калитки, а открыла им её, - после некоторой паузы говорю я классу. - Правильно, на это надо было решиться... Сразу такие поступки не совершаются... И тот ключ от дома Кабановой, символический, она ведь всё-таки бросила ей в лицо... И как прекрасна была потом! Не отступилась, доказала «тёмным силам», что и сама не слаба... Не отступись, человек, если сделал серьёзный шаг! Умей доказать, что прав, отстоять свою правоту! А если не можешь ещё, то бойся, что потом, когда над тобой будут смеяться, окажешься жалок... Никогда не делай необдуманных поступков, а если сделал и не поздно исправить, - не раздумывай! Иначе я тебя уважать перестану!
Считанные минуты остались до конца урока. Они - для другой работы. Но всё ли я сделал? Ведь давал этот урок не только для Оли. Катерина стала ребятам ближе: она сейчас в их сознании живой человек.
Оля не принимала участия в уроке. Да я её и сам не стал спрашивать. Нужно уметь понимать человека. Главное, что она в этот же день вернулась домой. Я не сомневался в этом и без урока. Но она не просто вернулась, душа её поняла «что-то», об этом говорили долго её глаза в последующие дни. А это самая большая и дорогая благодарность учителю.
И хочется напомнить справедливо отмеченное С. Т. Шацким в его книге «Бодрая жизнь»: «Воспитание прежде всего дело жизни, очень глубокой и разнообразной, а поэтому оно не укладывается в определённые рамки, да и нельзя быть достаточно опытным в этом деле: ...иначе получится остановка и уничтожение жизненности, работа перейдёт в шаблон, в повторение того, что было раньше, замкнётся в определённые, неподвижные формы»..
Утверждая динамичную форму воспитательно-универсального урока, своей целью ставлю не навязывание её, а рекомендацию опробованного опыта.
О. И. Любимов,
учитель СШ № 2 г. Воронеж
3