7


  • Учителю
  • Урок по литературе '…Крылатые крыловские слова' (М. В. Исаковский) по басням И. А. Крылова

Урок по литературе '…Крылатые крыловские слова' (М. В. Исаковский) по басням И. А. Крылова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14»







Урок литературы в 5 классе


"…Крылатые крыловские слова"

(М. В. Исаковский)

по басням И.А. Крылова
















Разработала:

Наталья Викторовна Светикова,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория







г. Гусь-Хрустальный,

2014-2015 уч. год

Его басни переживут века!

К.Н.Батюшков


Цель урока: создать условия для формирования языковой компетенции учащихся (владение языковыми нормами, обогащение словарного запаса учащихся ) посредством изучения творчества И. А. Крылова.

Задачи:

Личностные:

  • создание условий для формирования интереса к басенному творчеству И.А.Крылова;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • осознание эстетической ценности творчества И. А. Крылова.

Метапредметные:

  • формирование умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции ;

  • развитие способности правильно излагать свои мысли в устной форме;

  • развитие навыка лексикологического и стилистического анализа художественного произведения (на примере анализа текста басни И. А. Крылова «Демьянова уха» );

  • осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного образа.

Предметные:

  • углубление знаний учащихся о жанре басни на языковом уровне;

  • продолжить формирование умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • учить владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • знакомство с литературной игрой «центон».



Сценарий урока


I. Организация начала занятия. Мотивация.

У: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с баснями И.А. Крылова. Этот писатель жил и творил в XIX веке. И уже тогда его современник, К.Н. Батюшков, сказал о нём: «Его басни переживут века»

- Прав ли был Батюшков? Возможно ли, что басни, написанные около 200 лет назад, живут до сих пор?

Сегодня, на нашем уроке, мы должны опровергнуть или доказать эти слова Батюшкова, которые стали эпиграфом нашего урока.

(Обращение к эпиграфу к уроку.)

У: Что такое эпиграф, для чего он нужен?

Р: Эпиграф - изречение или цитата, предпосланное произведению (уроку), сосредотачивающее мысль на идее произведения (урока).

У: И детям и взрослым интересно читать басни Крылова. Басни помогают нам в чужих недостатках узнавать свои, помогают стать лучше.

Мы произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "А ларчик просто открывался" и так далее.

Ребята, а как называются такие выражения?

Р: Афоризмы (крылатые выражения).

У: А что такое афоризмы?

Р: Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

У: Вот об этом мы как раз сегодня и поговорим, ведь, действительно, многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами.

II. Проверка выполнения домашнего задания.


У: Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Что вам нужно было сделать?

Комментарий к домашнему заданию

Класс был разбит на пять групп.

I группа «Театралы». Они инсценировали басню «Демьянова уха»

II, III и IV группы «Исследователи». Получили задание выписать из данных басен И.А.Крылова выражения, которые стали крылатыми, определить их значение, в какой ситуации их можно было бы использовать?

V группа «Языковеды». Учащимся были предложены пары слов: ум - глупость, товарищество - равнодушие, смелость-трусость. Нужно было подобрать примеры из басен, которые могут проиллюстрировать те или иные качества и ответить на вопрос « Как называются такие слова?»

По одному представителю от первой, второй и третьей группы идут к доске.

  • В это время фронтальный опрос (те определения, которые нам понадобятся на уроке): жанр басни, жанровые признаки басни, композиция басни, аллегория, где мы уже встречались с использованием аллегории? К какому литературному роду относятся басни? Тематика басен.

  • Проверка работавших у доски;

Вариант оформления работы:

II группа

  1. "А Васька слушает да ест"

Ответ: Один говорит, а другой не обращает на него внимания, "Кот и повар"

  1. "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь"

Ответ: Каждый должен заниматься своим делом, "Квартет"

  1. "А ларчик просто открывался"

Ответ: Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить, "Ларчик"

4. "Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"

Ответ: Каждый должен заниматься своим делом, "Щука и кот"

III группа

  1. "Великий зверь на малые дела"

Ответ: О людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны, "Воспитание льва"

  1. "Ворона в павлиньих перьях"

Ответ: О человеке, который присваивает себе чужие достоинства, "Ворона"

  1. "Да только воз и ныне там"

Ответ: Дело не двигается, стоит на месте, "Лебедь, Щука и Рак"

  1. "Как белка в колесе"

Ответ: Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов, "Белка"

5."Слона-то я и не приметил"

Ответ: Не заметить самого главного, важного, "Любопытный"

IV группа

1 "Как под каждым ей листком был готов и стол и дом"

Ответ: Характеристика легко достигаемой, без труда, материальной обеспеченности,

"Стрекоза и муравей"

2. "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку"

Ответ: Взаимная лесть, "Кукушка и петух"

  1. "Медвежья услуга"

Ответ: Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность,

"Пустынник и медведь"

  1. "Огурец с гору"

Ответ: Чрезмерное преувеличение, "Лжец"

  1. "Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем"

Ответ: Каждый должен заниматься своим делом, "Скворец"

  • Проверка задания пятой группы.

Антонимы - слова с противоположным лексическим значением.

Учащиеся называют свои примеры.


III. Закрепление знаний и способов действий.


У: Ребята, а какое крылатое выражение вы вспомните, когда вы не хотите есть, а вас очень просят испробовать какое-либо угощение?

Р: "Демьянова уха".

У: Ребята, вот на этой басне мы остановимся подробнее. Давайте еще раз обратимся к теме урока и подумаем, что необычного в этой басне.

Р: Крылатым выражением стало заглавие басни.

У: Обратимся к истории создания этой басни.

(Сообщение учащегося).

У: А чтобы нам интереснее было представить саму басню, ребята нам сейчас ее представят.

( Инсценировка басни).

У: Понравилась ли вам инсценировка басни?

У: Как вы думаете, была ли эта басня популярна в 19 веке?

У: Басня сразу стала очень популярной. В "Словаре церковно-славянского и русского языка" (1847 г.) словарная статья на существительное уха иллюстрируется примерами из этой басни, что тогда было большой редкостью. Давайте, подумаем и посмотрим, каким образом Крылов достиг того, что басня получила такое распространение, а ее заглавие стало крылатым выражением? Мы говорили, что часто в основе басен И.А.Крылова лежит - диалог (как композиционный прием). Многие басни Крылова представляют собой сценки. А как строится эта басня?

Р: В форме диалога, но только у второго героя почти только 2 фразы. Все внимание автора сосредоточено на хозяине.

У: А как вы думаете, почему до середины басни автор не дает имен своим

героям? О чем это свидетельствует?

Р: Обобщенность образов.

У: Сама басня построена на фольклорном материале. Именно в ней проявляются глубокие знания автором народного быта. Как русский народ скажет о гостеприимном хозяине?

Р: Хлебосольный.

У: У вас на парте и на слайде даны примеры русских пословиц и поговорок, в которых нашли отражение разные стороны жизни народа:

• Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет.

• Гость в доме - Бог в доме.

• Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай.

• В гостях воля не своя.

• Гость - невольник.

• У себя как хочешь, а в гостях - как велят.

• Гость - невольный человек: где посадят, тут и сядет.

У: Какая пословица близка содержанию басни? Почему?

У: Теперь давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств автор достигает яркости, выразительности образов? Обратите внимание на слова: соседушка, тарелочку, ушицу, кусочек, ложечку, лещик. Что в них особенного?

Р: Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

У: Где мы уже встречались с такими примерами?

Р: В былинах.

У: Для чего в былинах использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы? Для чего здесь?

Р: В былинах использование уменьшительно-ласкательных суффиксов помогало выразить авторское отношение к богатырю, здесь же они нужны, чтобы придать словам экспрессивную окраску.

У:Прочитайте описание ухи.

Р: "Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она".

У: Что использует автор?

Р: Сравнение.

У: Сравнение делает описание более ярким, выразительным.

У: Объясните выражения: Сыт по горло ; Нужды нет

Р: Сыт по горло - "наелся до сыта". Нужды нет - "все равно, не имеет значения".

У: «Нужда» встречается с ударением как на первом слоге, так и на втором. Нормативными были оба ударения.

У: А какие выражение создают в басне живые разговорные интонации?

Р: Междометие "ей-же-ей".

У: На чьей же стороне симпатии автора? Из каких слов это следует?

Р: На стороне гостя, об этом свидетельствует эпитет "бедный"- "несчастный".

У: Ребята, так о чем же предупреждал И.А.Крылов? О чем говорится в морали басни?

Р: Во всем надо знать меру, надо уметь вовремя остановиться.


Игра "Центон" (самостоятельная работа в группах)

Развитие информативной компетенции. Аспект - планирование информативного поиска. Первичный уровень

У: Просмотрите текст, содержащий информацию о центоне, истории его возникновения. Выпишите определение центона, правила, по которым создавался центон.

Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что no-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Центон строился особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причём рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой.

Центон - это …

Правила создания центона

1. …

2. …

3. …

4. …

(Проверка выполненного задания)

Вариант, который должен получиться у учащихся:

Центон - это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.

Правила создания центона

1. Определитесь с выбором стихотворений, с которыми будете работать.

2. Выберите строчки с одинаковой рифмой.

3. Проверьте, появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать.

4. Запишите выбранные строчки в стихотворные строфы.

Развитие информативной компетенции. Аспект - извлечение вторичной

информации. Первичный уровень.

У: Внимательно прочитайте текст - центон, составленный по басням И.А.Крылова. Определите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки, выпишите строки и запишите названия басен:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой,

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерице?

Спой, светик, не стыдись!

Не даром говорится,

Что дело мастера боится".

Медведь взревел - и подлинно запел;

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком,

То не путем мяукал он котенком.

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

(Самостоятельная работа в группах, тексты басен даны. После выполнения осуществляется проверка)


Вариант, который должен получиться у учащихся:


  • "Зеркало и обезьяна"

"Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой:"

  • "Ворона и лисица"

"Спой, светик, не стыдись!"

  • "Осел и соловей"

"И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? "

  • "Щука и кот"

"Не даром говорится, Что дело мастера боится"

  • "Крестьянин и работник"

"Медведь взревел:"

  • "Волк и журавль"

"По счастью, близко тут Журавль случился.

  • "Скворец"

"- и подлинно запел;

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком,

То не путем мяукал он котенком:"


V. Подведение итогов занятия.

У: Ребята, сегодня мы с вами посмотрели немножко с другой стороны на басни И.А.Крылова. Мы постарались выявить специфические особенности языка басен И.А.Крылова, поработали с текстом басни "Демьянова уха",

познакомились с литературной игрой центон.

У: А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Справедливы ли слова К.Н. Батюшкова?

(Высказывания учащихся).


VI. Дифференцированное домашнее задание.


  • Попробовать создать свой центон (4 строчки).

  • Инсценировка понравившейся басни.

  • Презентация по басням И.А.Крылова.

  • Иллюстрация к басням.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал