7


  • Учителю
  • Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка средствами квеста

Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка средствами квеста

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка в основной школе средствами квеста

В статье обосновывается целесообразность применения квест-технологии на уроках русского языка в целях реализации дидактического принципа целостности; описывается использование этой технологии на конкретном уроке.

Ключевые слова: квест, дидактические принципы, целостность, системно-деятельностный подход, межпредметные связи.

Сто лет назад в статье «Интеллигенция и революция» Блок выразил желание дождаться таких слов, «каких давно не говорила наша усталая, несвежая и книжная литература». Характеристики, данные русской литературе ее классиком, вполне применимы к современному преподаванию русского языка в школе.

Уроки русского языка не встраиваются в действительность, не откликаются на вызовы времени.

М.Ю.Сидорова в статье «Школьный учебник как генератор коммуникативных проблем» (М.Ю.Сидорова. Школьный учебник как генератор коммуникативных проблем// Филолого-коммуникативные исследования. - 2014. - Т. 1. - С. 14-33.) остроумно замечает, что уроки русского языка, построенные по учебнику Разумовской, расходятся с реальностью сезонно, содержательно, мировоззренчески: «Итак, в «реальной» жизни зима, «джунгли большого города», Индиана Джонс, «Звездные войны», граф Монте-Кристо, фанфики или, по крайней мере, список литературы для летнего чтения при переходе из 4 в 5 класс - с «Тимуром и его командой» А. Гайдара, «Самой легкой лодкой в мире» и «Приключениями Васи Куролесова» Ю. Коваля, серией К. Булычева про Алису и т.п. На уроках русского языка же царит бесконечная «осень в Сокольниках». Ни один из приведенных фрагментов не является коммуникативным стимулом, то есть не вызывает желания его обсудить, прочитать произведение, откуда он извлечен, или создать подобный текст. Находить подлежащее и сказуемое или подчеркивать однородные члены можно в гораздо более интересных текстах, стимулирующих школьников к коммуникации».

В преподавании русского языка не учитывается современная языковая ситуация. Так, методики обучения родному языку нечувствительны, например, к синтаксическим схемам, заложенным в интернет-мемах и оказывающим массированное влияние на речь современных подростков. (Мем «То чувство, когда …» сбрасывают настройки сложноподчиненных предложений, которые устанавливаются у носителей языка непроизвольно с помощью механизмов речепорождения и затем корректируются на уроках русского языка в девятом классе. Диктат мема «Мне кажется, или …» отменяет представления о грамматических категориях вводности и однородности, которые систематизируются в восьмом классе.)

Русский язык преподается автономно, без оглядки на другие учебные дисциплины, в том числе входящие в предметную область «Филология».

На уроках русского языка и в жизни ученики пользуются принципиально разными способами и инструментами познания мира, причем противоречие между общей «продвинутостью» современного подростка и его беспомощностью в выражении имеющихся у него представлений о мире средствами родного языка скорее всего является свидетельством неэффективности того методического инструментария, который пускает в ход учитель.

На уроках русского языка учащиеся впадают в беспросветную архаику, схоластику и, как следствие, скуку.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:





  1. Принцип деятельности.





  1. Принцип непрерывности.





  1. Принцип целостности.





  1. Принцип минимакса.





  1. Принцип психологической комфортности.





  1. Принцип вариативности.





  1. Принцип творчества.

(Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в свете требований ФГОС: материалы Интернет-конференции 24 декабря 2014 г. // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социаль-ных технологий». - Курган, 2015. - 75 с.)





Уроки русского языка призваны сформировать у учащихся «обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)», что предписывает дидактический принцип целостности, обеспечивающий реализацию системно-деятельностного подхода.

Как реанимировать уроки русского языка, избавить их от одномерности, вдохнуть в них жизнь?

Прежде всего нужен учебник, способствующий реализации системно-деятельностного подхода.

Кроме того, необходима технология, ориентированная на формирование у обучающихся целостной картины мира на уроках русского языка.

Автор данной статьи будет опираться на учебник для учащихся общеобразовательных организаций «Русский язык: 7 класс» под редакцией А.Д.Шмелева.

Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» для 5-9 классов под ред. Шмелева разработана с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В целях реализации принципа целостности эффективен квест.

Одним из способов познания подростком окружающего мира является компьютерная игра. Принцип компьютерной игры положен в основу квест-технологии.

Урок структурируется в соответствии с композицией компьютерной игры соответствующего жанра: profile - презентация главного героя, tutorial - обучающий этап игры, levels - уровни прохождения игры.

При каждом переходе с уровня на уровень читателя-игрока ждёт испытание, и в случае неудачи игра будет проиграна (game over).



Квест развивает у учащихся такие умения, как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее. У них повышается мотивация. Меняется и роль учителя на уроке. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.

Являясь одновременно учителем-практиком, автор будет делиться собственным опытом реализации дидактического принципа целостности на уроках русского языка в основной школе средствами квест-технологии.



Рассмотрим применение квест-технологии на уроке открытия нового знания по теме «Приложение» в 7 классе.

Каждый ученик вправе выбрать тот материал, на котором он будет изучать синтаксическую категорию.

Учебник предлагает в тренировочных упражнениях и заданиях темы-топики «География», «Искусство», «Профессии и специальности».

Каждый ученик получает инструкцию-алгоритм действий.

Уровень 1.Прочитать определение приложения и классификацию приложений.

Уровень 2.Выписать из упражнений и иллюстративного материала параграфа сочетания с соответствующими приложениями (см. таблицу). Подчеркнуть приложения. Проверить себя по коду №1. Если обнаружены ошибки, вернуться к пункту 1.

Уровень 3. Выбрать область поиска: «География», «Искусство», «Профессии и специальности».

География

Уровень 4.Выстроить маршрут путешествия, отправной и конечной точкой которого является город Тамбов. Включить в маршрут не менее десяти географических объектов. Уровень 5. Ответить на вопросы. Проверить себя по коду №2. В случае ошибки вернуться к уровню 4.1)Где можно увидеть

«камень, солнцем весь облитый,//Прозрачный, теплый и живой,//Как тело юной Афродиты,//Рожденной пеною морской» (Д.Мережковский)?





2)Река, которую Некрасов назвал своею «колыбелью».



3)Река, выхода к которой искал заблудившийся в тайге герой рассказа Астафьева Васютка.



4)Город, о названии которого Пушкин писал:

… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось...





5)Гоголевская повесть «Вий» начинается так: «Как только ударял в (название города) поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки». Название какого города опущено в предложении?







Уровень 6. Домашнее задание.

Подготовить сочетания с приложениями на тему «Греция, Англия, Москва, Киев, города-герои в Тамбове».

Искусство

Уровень 4.Дать названия фрескам Микеланджело в Сикстинской капелле, изображающим сивилл. Проверить себя по коду №3.

Уровень 5.Ответить письменно на проблемный вопрос: «Почему свод католического храма содержит изображения сивилл-язычниц?»



Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка средствами квеста







Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка средствами квеста





Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка средствами квеста









Реализация дидактического принципа целостности на уроках русского языка средствами квеста











Уровень 6. Домашнее задание. Подготовить сочетания с приложениями на тему «Фрески с изображением пророков в Сикстинской капелле».

Профессии, специальности

Уровень 4. Распределить упомянутые в упражнениях и заданиях учебника названия профессий и специальностей по типам. Проверить себя по коду№4.

Уровень 5.Определить профессии литературных героев. Добавить приложения к именам собственным. Проверить себя по коду №5.

Мерцалов, Пирогов («Чудесный доктор» Куприна), Иван Акиндиныч Бергамотов («Баргамот и Гараська» Л.Андреева), Андрей Соколов («Судьба человека» Шолохова), Лидия Михайловна («Уроки французского» Распутина»), Андрей Ерин («Микроскоп» Шукшина).

Уровень 6.Дополнить таблицу десятью названиями профессий и специальностей типа «Человек - знаковая система», выраженных в сочетаниях с приложениями.

Коды к уроку-квесту

Код №1невеста-англичанка

женщины-гречанки

город Владимир

город Курск

река Енисей

гора Эльбрус

учитель-француз

река Волга

город Тамбов

река Десна

озеро Сенеж

аэропорт Шереметьево

село Горки

спортсмены-москвичи

храм Парфенон

города Севастополь, Одесса, Ленинград, Сталинград, Брест, Киев, Москва

фреска «Дельфийская сивилла»

скульптура «Давид»



врач-терапевт

женщина-космонавт

инженер-механик

инженер-водник

летчик-испытатель

инженер-электронщик

исследователь-путешественник

библиотекарь-консультант

врач Комарова

художник-реставратор

Код №21)Где можно увидеть

«камень, солнцем весь облитый,//Прозрачный, теплый и живой,//Как тело юной Афродиты,//Рожденной пеною морской» (Д.Мережковский)?



Храм Парфенон



2)Река, которую Некрасов назвал своею «колыбелью».

Река Волга

3)Река, выхода к которой искал заблудившийся в тайге герой рассказа Астафьева Васютка.

Река Енисей

4)Город, о названии которого Пушкин писал:

… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось...



Город Москва

5)Гоголевская повесть «Вий» начинается так: «Как только ударял в … поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки». Название какого города опущено в предложении?





Город Киев









Код №3





Фреска «Кумская сивилла»

4



Фреска «Персидская сивилла»





5



Фреска «Ливийская сивилла»







Код №4исследователь-путешественник



Человек - техника

летчик-испытатель

женщина-космонавт

инженер-механик

инженер-водник





инженер-электронщик



Человек - знаковая система



Человек - художественный образ

художник-реставратор



Человек - человек

врач-терапевт

библиотекарь-консультант



Код №5

Бывший чиновник Мерцалов, врач Пирогов («Чудесный доктор» Куприна), городовой Иван Акиндиныч Бергамотов («Баргамот и Гараська» Л.Андреева), шофер Андрей Соколов («Судьба человека» Шолохова), учительница Лидия Михайловна («Уроки французского» Распутина»), столяр Андрей Ерин («Микроскоп» Шукшина).





Некоторые выводы

Реализация принципа целостности на описанном уроке достигается межпредметными связями с географией, искусствоведением, обществознанием, литературой;

средствами квеста, многоуровневость которого является отголоском сложности, стереоскопичности мира.

Дидактический принцип целостности осуществляется и благодаря созданной на уроке средствами квеста ситуации выбора материала, на котором ученик будет изучать синтаксическую тему.

Список литературы

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в свете требований ФГОС: материалы Интернет-конференции 24 декабря 2014 г. // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социаль-ных технологий». - Курган, 2015. - 75 с.

Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - ito.bitpro.ru/1999</</u>

Сидорова М.Ю. Школьный учебник как генератор коммуникативных проблем// Филолого-коммуникативные исследования. - 2014. - Т. 1. - С. 14-33.





























































Взгляните на этого Иеремию, который, скрестив ноги, одной рукой поглаживает бороду, опершись локтем на колено, другую же опустил между ног и голову склонил так, что явно видны его печаль, его мысли и горькое его раздумье о своем народе. Таковы же позади него и два путта и такова же и первая сивилла, что рядом с ним, ближе к двери, в которой он хотел выразить старость, не говоря о том, что, закутав ее в одежду, показал, что время охладило уже ее кровь и что во время чтения он заставляет ее подносить книгу к самым глазам, пристально в нее вглядываясь, ибо и зрение у нее уже ослабело. Рядом с этой фигурой находится ветхозаветный пророк Иезекииль, полный прекраснейшей грации и подвижности, в просторном одеянии, и держащий в одной руке свиток с пророчествами; другую же поднял и повернул голову, будто собираясь произнести слова возвышенные и великие, а позади него два путта подносят ему книги.

Дальше - еще одна сивилла; в противоположность сивилле Эритрейской, о которой говорилось выше, свою книгу она держит далеко от себя и, закинув ногу на ногу, собирается перелистать страницу, сосредоточенно обдумывая, о чем писать дальше, в то время как стоящий позади нее путт раздувает огонь, чтобы зажечь ее светильник. Фигура эта красоты необычайной и по выражению лица, и по прическе, и по одежде; таковы же и обнаженные ее руки. Рядом с этой сивиллой написан пророк Иоиль, который сосредоточился, держа в руках свиток, и читает его с большим вниманием и пристрастием, и по лицу его видно, какое удовольствие доставляет ему написанное, и похож он на живого человека, направившего большую часть своих мыслей на что-либо одно. Подобным же образом написан над дверью капеллы и старец Захария, который, разыскивая в книге что-то, чего найти не может, стоит, опершись на одну ногу и подняв другую, а так как увлечение поисками того, чего он не находит, заставляет его стоять в этом положении, он забывает о тех неудобствах, которые оно ему доставляет. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость, и по форме своей она несколько грубовата, но на ней ткань с немногими складками очень хороша. А кроме того, есть еще одна сивилла, которая, будучи обращенной к алтарю с другой стороны, показывает несколько исписанных свитков и вместе со своими путтами заслуживает похвалы не меньшей, чем остальные. Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства, и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального. Перед этим пророком находится прекрасная старая сивилла, которая, сидя, с предельным изяществом изучает книгу; прекрасны и позы двух написанных рядом с ней путтов. Но и немыслимо представить себе, чтобы возможно было что-либо прибавить к совершенству фигуры юноши, изображающей Даниила, который пишет в большой книге и, заглядывая в какие-то рукописи, с невероятным увлечением их переписывает: между ног его художник поместил путта, который поддерживает тяжесть этой книги, пока Даниил в ней пишет, с чем ничья кисть сравниться не сможет, кто бы ее ни держал. Такова же прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее создателя.

Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал