7


  • Учителю
  • Урок литературы 'Изображение дворянства в произведениях писателей 18-19 веков'

Урок литературы 'Изображение дворянства в произведениях писателей 18-19 веков'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Ход урока:

I Оргмомент.

II Работа над темой урока.

1. Слово учителя

Тема нашего урока «Изображение дворянства в творчестве Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина».

Идёт 21-ый век, век трудный и противоречивый. Общество, в котором мы живём, наполнено политическими, экономическими и нравственными проблемами. Многие люди задаются вопросоми: как выжить в мире насилия и произвола, невежества, подхалимства и лицемерия? И не просто выжить, а сохранить человеческие качества: доброту, отзывчивость, милосердие?

- Как вы думаете, почему мы решили обратиться за ответом на эти вопросы к творчеству писателей, живших более двухсот лет назад?

….

Действительно, эти вопросы волнуют не только нас. Их пытались разрешить и наши предшественники.

Просвещённые люди 19 века носителем чести и разума в стране считали дворянство, а потому с большей силой обрушивались на тех представителей, которых отличали невежество, корыстолюбие и дикость.


Нам предстоит сделать обобщающий анализ трёх произведений. Это комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Начнём с краткой характеристики времени, изображённого в этих произведениях.

- В какое время происходят события в комедии «Недоросль»?(Коля)

- На фоне каких событий развивается действие в комедии «Горе от ума»?

- Какое время нашло отражение в романе «Евгений Онегин»?(Аня)

В каждом из этих произведений писатели, обличая нравы придворного и поместного дворянства, показывают нам и лучших представителей этого сословия.

Вначале обратим внимание на тех, кого авторы подвергают критике.

Давайте посмотрим небольшую сценку из комедии Фонвизина «Недоросль».

(Просмотр сценки)

Вы, конечно, вспомнили героев комедии. Это представители поместного дворянства, которых автор подвергает резкой обличительной критике, показывая, как они управляют своим имением.

- Что же мы узнаём о них из комедии?

Начнём с Простаковой.

- А каким вам представляется Тарас Скотинин?

Вывод: именно вот таких невежественных, деспотичных помещиков и критикует в своей комедии Д. И. Фонвизин


А теперь давайте обратимся к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в которой автор рисует жизнь России начала 19-ого века. Писатель показывает общественную борьбу, которая развернулась в это время по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми, и крепостниками.

В произведении перед нами представители московского дворянства. Остановимся прежде на защитниках старины, так называемом фамусовском обществе.


-Кто входит в это общество?


Давайте прослушаем, каких взглядов придерживается его главный представитель - Павел Афанасьевич Фамусов.

(Включается диск)

Сделаем вывод: какие же черты присущи фамусовскому обществу? (Даша)


Все эти черты наиболее полно раскрыты в образе Молчалина.

Найдите в тексте строки, как Чацкий характеризует Молчалина?


Теперь посмотрим, как сам Молчалин определяет свои жизненные принципы. (Читает Лена)


Таково фамусовское общество, которое обличает Грибоедов в своей комедии и в котором отображены типичные черты основной массы дворян-крепостников того времени.

О быте и нравах дворянства начала 19-ого века даёт представление ещё одно произведение - роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэт позволяет сделать выводы о жизни петербургского, московского и поместного дворянства. Охарактеризуйте каждую группу дворян.

Вывод:

На примере трёх произведений мы познакомились с жизнью некоторых представителей дворянского сословия. Какой вывод можно сделать?

(Их жизнь пуста, бесцельна, главное, что ценится в таком обществе, - материальное положение, а не душевные качества. Чтобы выжить в этом мире, нужно уметь угождать тем, кто выше чином, лгать, лицемерить, притворяться.

Также писатели показывают, каким испорченным вырастает молодое поколение в той среде, и заявляют свой протест против засилья Скотининых, Простаковых, Фамусовых, Молчалиных и других дворян-крепостников.

Но, к счастью, не все дворяне были такими.


Писатели-классики представляют нам и других героев - лучших из дворян, у которых нам есть чему поучиться.


- Вспомните, кто в комедии «Недоросль» противостоит миру Простаковых и Скотининых? (Стародум)

- Давайте познакомимся со взглядами Стародума. (Лена)

Стародум много говорит о воспитании, гуманности, честности, долге.

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Появившиеся более двух веков назад, они являются важными и в современное время.

Посмотрите на слайд. Как вы понимаете изречения этого мудрого героя?

Вывод: Конечно же, Стародум говорит о нравственности, о воспитании, о честности, о неприятии пустой, праздной жизни.

Но всё же в России 18-ого века таких честных и безупречных чиновников было мало.


К началу 19-ого века обстановка в России меняется. В 10-ых годах 19-ого века зарождаются тайные политические общества. Усиливается борьба просвещённых дворян с реакционерами-крепостниками. Об этом комедия Грибоедова «Горе от ума».

Скажите, кто в этом произведении противостоит фамусовскому обществу?

Послушаем монолог Чацкого, чтобы выяснить против чего он выступает.


(чтение наизусть)


Подумайте, против чего выступает Чацкий?

Чацкий выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, невежества.

Но фамусовское общество очень сильно. (Сумел ли он убедить Фамусова в своей правоте?)

Как вы счиаете, опасен ли Чацкий для Фамусова и его окружения? Как заканчивается встреча Чацкого с представителями этого общества?

В образе Чацкого во многом отразились взгляды самого Грибоедова, человека исключительного ума. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в университет, за шесть с половиной лет закончил три факультета (философский, математический и юридический). Жажда знаний, выдающиеся способности, ум и трудолюбие позволили ему по образованности «стать с веком наравне». В 1818 году Грибоедов был назначен секретарём русского посольства в Персии. Ему было всего 24 года. Согласитесь, что это почётная должность молодого человека. Он оправдал доверие, так как был блестящим дипломатом. По словам современников «он заменял там единым своим лицом двенадцатитысячную армию…». Жизнь этого писателя закончилась трагически. При нападении персов на русское посольство секретарь Грибоедова предложил ему спрятаться от кровавого погрома, на что он ответил: «Русский дворянин в прятки не играет». Смерть он встретил гордо и смело.


Об умственной жизни и исканиях передовых дворян начала 19-ого века мы можем судить также по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин, Ленский, Татьяна - это представители прогрессивной дворянской интеллигенции, которые резко отличаются от окружающих их людей.

-Давайте подумаем, чем нас привлекают герои, жившие более двухсот лет назад?

Онегин, Ленский, Татьяна Ларина - представители передовой, просвещённой части дворянства, той, которая осознавала всю пустоту и никчемность светского общества, стремилась к высоким идеалам, не смирялась с недостатками своего времени.


III Подведение итогов урока.

Проанализировав произведения, можно сделать вывод о жизни дворянства России конца 18-ого - начала 19-ого века. Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин осудили невежество, лицемерие и бессодержательность жизни поместного и придворного дворянства, противопоставив ей передовых, просвещённых людей.

Вернёмся к вопросу, который прозвучал в начале урока: как выжить в мире зла, произвола, насилия, жестокости? Как можно ответить на этот вопрос? Чему вас могут научить герои рассмотренных произведений?

Герои не остаются равнодушными к происходящему, они в одиночку бросают вызов обществу, пытаются бороться. Я считаю, что если мы будем пассивными, не будем отстаивать свои убеждения, наша жизнь будет ещё хуже, чем в то время.

Молодёжь - это будущее России. И чтобы наше государство процветало, нам надо стремиться к тому, чтобы прожить жизнь не бесцельно, а, наоборот, своим трудом приносить пользу людям. Выполнять свою работу не кое-как (как говорит Фамусов «подписано и с плеч долой), а относиться к ней ответственно, особенно если от этого зависит благополучие других людей. Образование и трудолюбие - именно такими должны быть условия карьерного роста, а не лицемерие и угодничество (как это делал Молчалин). И, конечно же, во все времена нужно стараться сохранить такие нравственные ценности, как любовь, милосердие, патриотизм.


IV Домашнее задание.

- Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Какие афоризмы Стародума представляются вам интересными и важными сегодня»? Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.


Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Входит Молчалин

Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!


Ведь надобно ж зависеть от других.

… В чинах мы небольших.


А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.


В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.


Молчалины блаженствуют на свете!


Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.


Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто бе́з толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит;
И между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы ре́звимся, хохочем;
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет...


Ну, право, что́ бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать, и весело пожить?


Нет-с, свой талант у всех...

Чацкий

У вас?

Молчалин

Два-с:
Умеренность и аккуратность.


Да что? открыть ли душу?
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай бог ей век прожить богато,
Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его.
Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну.


Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет!






«Горе от ума». Молчалин - В. Самойлов. Спектакль Московского Малого театра. Середина XIX в. Художник П. Соколов





«Горе от ума». Молчалин - В. Максимов. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911


И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...


А меня так разбирает дрожь,
И при одной я мысли трушу,
Что Павел Афанасьич раз
Когда-нибудь поймает нас,
Разгонит, проклянёт!..


Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал