- Учителю
- Рабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе 8 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Порогская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора по УВР директором школы
Руков. ШМО __________ «__ » __________ 2015 г приказ № от «__ » ________ 2015 г
«__» _______ 2015г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 8 класса
на 2015 - 2016 год
Разработчик программы
Учитель Титоренко Е.И..
первая квалификационная категория
Педстаж 36 лет
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Программы по литературе для обучающихся 5 - 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы» (Москва «Просвещение» 2010г.)
Количество часов в неделю - 2.
Количество часов в год - 68.
Основная цель предмета:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
Задачи предмета:
-
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть, устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
-
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
-
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8 КЛАСС
Тематическое планирование уроков 68 ч.
№
п/п
Тема
Количество
часов
1
Введение. Русская литература и история
1
2
Устное народное творчество
2
3
Из древнерусской литературы
2
4
Из литературы XVIII века
3
5
Из литературы XIX века
35
6
Из русской литературы XX века
18
7
Из зарубежной литературы
7
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу 8 класса ученик должен
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Система оценки достижений учащихся по литературе.
Критерии выставления отметок за устный опрос учащихся:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетическоо содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 класс); свободное владение монологической речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии выставления отметок за сочинение:
Отметка «5» ставится за сочинение, глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится за сочинение, достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочета. Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Отметка «3» ставится за сочинение: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материла; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматических ошибки.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большое число ошибок, чем это установлено для отметки «2». Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Учебники и учебно-методические пособия.
1 В.Я Коровина и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013
2. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM.- М.: Просвещение, 2011.
3. В.Я Коровина, И.С. Збарский Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: «ВАКО», 2006
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовленности учащихся.
Вид контроля
Дата
План.
Факт.
1/1
Литература и история
1
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому.
Знать: чем отличается литература от истории;
образную природу словесного искусства
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного
Тезисный план статьи.
Устное народное творчество 2ч.
2/1
Народные песни.
1
Лирические и исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.
Знать: виды народных песен , их тематику.
Уметь: объяснять своеобразие частушки, отличать лирическое и эпическое начало в песнях.
Выразительное чтение
3/2
Предания как исторический жанр русской народной прозы
1
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания.
Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности
Уметь: раскрывать особенности содержания и художественные формы предания
Выразительное чтение
Из древнерусской литературы 2ч.
4/1
«Житие А.Невского»
1
Житие как жанр. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
Знать: определение понятия жанра, способы создания характера
Уметь: раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения
Практикум
Письменная характеристика А.Невского
5/2
«Шемякин суд».
1
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Знать определение сатиры. Уметь раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения
Пересказ текста.
Из литературы 18 века 3ч.
6/1
Д.И.Фонвизин и его время.
1
Слово о писателе. Создание комедии. Основной конфликт комедии
Знать: определение понятия «классицизм»
Уметь: обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста.
Тест на восприятие текста
7/2
Комедия «Недоросль». Проблемы комедии
1
Сатирическая направленность комедии «Недоросль»
Знать: основную творческую направленность писателя. Уметь: анализировать текст, давать характеристику героям
Анализ эпизода
8/3
Комедия «Недоросль». Проблема воспитания.
1
Сатирическая направленность комедии «Недоросль»
Знать: основную творческую направленность писателя. Уметь: анализировать текст, давать характеристику героям
Анализ эпизода. Характеристика героя.
Из литературы 19 века 35ч.
9/1
.Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. «Наталья - боярская дочь».
1
Историческая основа повести «Наталья - боярская дочь».
События повести и характеры героев. Новаторство повести
Знать: понятие сентиментализма как литературного направления
Уметь: анализировать текст, определять жанр, формулировать идею, проблематику,
Мини-сочине-ние: «Какими приемами рас-крывает автор «жизнь серд-ца» своих героев?»
10/2
И.А.Крылов. Слово о баснописце.
1
«Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Аллегория.
Знать: определение аллегории.
Уметь: объяснять аллегорический смысл басен.
Выразительное чтение
11/3
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака».
1
Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.
Знать: понятие думы.
Уметь: наблюдать за словом и его художественной функцией
Выразительное чтение
12/4
.А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Тема любви и дружбы
1
Лицейский период жизни Пушкина. Мотивы дружбы, и любви
Знать: факты жизни поэта, понимать истоки дружбы
Уметь: наблюдать за словом и его художественной функцией
Чтение наизусть
13/5
.Человек и природа в стихотворении Пушкина «Туча»
1
Разноплановость со-держания стихотворе-ния «Туча».
Знать: определение композиции.
Уметь: объяснять символический смысл произведения.
Чтение наизусть
14/6
.Роман «Капитанская дочка»
1
Тема русской истории в творчестве Пушкина. Замысел создания произведения.
Знать: творческую историю романа
Уметь: определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом.
Тест на восприятие романа
15/7
Формирование характера Петра Гринева
1
Жизненный путь П.Гринева. Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич.
Знать: особенности жанра, роль эпиграфов.
Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.
Сжатый пересказ
16/8
Семья капитана Миронова
1
Семья капитана Миронова.
Смысл названия повести
Знать: содержание изучаемых глав; систему художественных образов
Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге, давать характеристику героям
Пересказ: «Как и почему из-менилось отно-шение Гринева к своему пре-быванию в крепости?»
17/9
Гринев и Маша
1
Маша - нравственный идеал А.С.Пушкина
Знать: содержание изучаемых глав; систему художественных образов
Уметь: анализировать текст.
Подробный пересказ.
18/
10
Гринев и Пугачев
1
Тема русского бунта и образ Пугачева
Знать: проблематику произведения.
Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.
Цитатный план. Вырази-тельное чтение калмыцкой сказки.
19/
11
Гринев и Швабрин
1
Гринев и Швабрин
Проблемы чести и достоинства
Знать: проблематику произведения.
Уметь составлять сравнительную характеристику героев по плану.
пересказ
20/
12
«Капитанская дочка» - поэтичес-кое завещание Пушкина.
1
Судьба человеческая и народная в повести. Историческая правда и вымысел.
Знать: проблематику произведения.
Уметь: анализировать художественный текст, сопоставлять эпизоды.
сочинение
21/
13
.Повесть «Пиковая дама».
1
Проблема человека и судьбы.
Знать: историю создания повести
Уметь: объяснять художественное своеобразие произведения.
Комментированное чтение
22/
14
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
1
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
Знать: содержание изученных произ-ведений, теоретико-литературные понятия.
Уметь: определять героя по портрету, детали, интерьеру, анализировать прочитанное произведение.
Контрольная работа.
23/
15
М.Ю.Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве поэта «Узник», «Плен-ный рыцарь»
1
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве
Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова
Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение
Чтение наизусть
24/
16
Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы
1
Мцыри как романтический герой
Знать: содержание поэмы, оценку образа Мцыри В.Г.Белинским
Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части текста
Тест на восприятие поэмы
25/
17
Образ Мцыри в поэме
1
Судьба свободолю-бивой личности в поэме.
Знать: содержание, способы раскрытия образа главного героя
Уметь: анализировать, производить сопоставительный анализ
Выразительное чтение
26/
18
Своеобразие поэмы «Мцыри»
1
Особенности романтизма, проявившиеся в поэме
Знать: черты романтизма как литературного направления
Уметь: определять признаки романтизма
Наизусть отрывок
27/
19
Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Комедия «Ревизор»
1
Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»
Знать: особенности драматургического произведения; определения понятия «комедия».
Уметь: объяснять отношение совре-менников к пьесе
Тест на восприятие
28/
20
«Ревизор» как социальная комедия
1
Разоблачение нравст-венных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». -
Знать: основы сценического поведения. Содержание комедии
Уметь: выразительно читать фрагмен-ты, характеризовать особенности сюжета, композиции
Развёрнутый ответ по теме.
29/
21
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе
1
Сатирическая направленность комедии
Знать: приемы сатирического изобра-жения, находить их в тексте,
Уметь: выражать свое отношение к прочитанному
Выразительное чтение монологов.
30/
22
Образ Хлестакова.
1
Хлестаков и хлестаковщина
Знать: авторские средства раскрытия характеров
Уметь: анализировать поступки героев, их поведение
Чтение по ролям
31/
23
Особенности композиционной структуры комедии.
1
Мастерство Гоголя в построении интриги. Многозначность фина-ла. Смысл эпиграфа
Знать: роль эпизода в драматическом произведении
Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной» интриги.
Выразительное чтение по ролям.
32/
24
Повесть «Шинель» Образ «маленького» человека
1
Тема города и «маленького» человека. Гуманизм писателя.
Знать: роль детали в прозе.
Уметь: оценивать интонации рассказчика при обрисовке.
Беседа по содержанию повести.
33/ 25
Образ «маленько-го» человека в повести «Шинель»
1
Тема города и «маленького» человека. Гуманизм писателя.
Знать: содержание повести.
Уметь: давать оценку поступкам и поведению героев.
Письменная работа
34/
26
Салтыков-Щед-рин М.Е. «Исто-рия одного горо-да».
1
Слово о писателе. Обличение строя, основанного на бесправии народа.
Знать: определение сатиры, содержа-ние произведения.
Уметь находить элементы сатиры в произведении
Комментированное чтение.
35/
27
Средства создания комического в произведении
1
Образы градоначальников.
Знать: определение сатиры, содержа-ние произведения.
Уметь: находить элементы сатиры
Сообщения.
36/
28
Рр. Обучение анализу эпизода.
1
Комментированное чтение главы «Органчик».
Знать: определение сатиры, содержание произведения
Уметь: анализировать произведение
Анализ по вопросам.
37/
29
Поэзия родной природы в творчестве Фета, Тютчева и др.
1
Взаимоотношения человека и природы
Знать: особенности лирического произведения.
Уметь: анализировать лирическое произведение.
наизусть
38/
30
Анализ лирического стихотворения
1
Обучение анализу лирического стихотворения по плану
Знать: особенности лирического произведения.
Уметь: анализировать стихотворение о природе
наизусть
39/
31
Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала»
1
Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.
Знать: факты жизни и творчества писателя, историю создания рассказа, его содержание.
Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, выделять смысловые части
Цитатный план
40/
32
Художественные особенности рассказа
1
Прием контраста, рас-крывающий идею рас-сказа - способ эмоци-онального воздействия на читателя.
Знать: что такое конфликт рассказа, систему образов, зеркальную композицию.
Уметь: находить при анализе текста средства выразительности.
Устное словесное рисование.
41/
33
Проблема само-воспитания и от-ветственности каждого за жизнь всех людей
1
Проблематика рассказа. Роль детали
Знать: определения темы и идеи произведения.
Уметь: выявлять авторскую позицию, выражать собств. позицию
Мини-сочине-ние: Полков-ник на балу и после бала.
Утро, изменив-шее жизнь.
42/
34
Н.С.Лесков «Старый гений»
1
Нравственные проблемы рассказа.
Знать: содержание рассказа.
Уметь: выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа.
Пересказ.
43/
35
А.П.Чехов «О любви».
1
Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм.
Знать: факты жизни деятельности, содержание рассказа.
Уметь: выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью.
Пересказ. Ответы на вопросы.
Из русской литературы 20 века. 18ч.
44/1
И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ»
1
Проблема счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы
Знать: содержание рассказа
Уметь: определять тему, идею. Оценивать особенности прозы Бунина
Миниатюра: «О чем застав-ляет задумать-ся рассказ»?
45/2
А.И.Куприн «Куст сирени».
1
Нравственные проблемы рассказа.
Знать: содержание рассказа.
Уметь: выявлять нравственные проб-лемы, определять художественную идею
Сравнительная характеристика героев
46/3
А.А.Блок. Слово о поэте. «Россия»
1
Своеобразие лирики Блока, историческая тема в его творчестве.
Знать: автора, факты его жизни и творчества.
Уметь: анализировать лирическое произведение.
Чтение наизусть.
47/4
С.А.Есенин «Пугачёв».
1
Слово о поэте. Образ предводителя восста-ния.
Знать: автора, факты его жизни и твор-чества, историю создания поэмы.
Уметь: объяснять роль эпитетов, срав-нений, олицетворений в тексте поэмы.
Выразительное чтение.
48/5
Образ Пугачёва в фольклоре, произ-ведениях Пуш-кина и Есенина.
1
Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.
Знать: изученные произведения о Пугачёве.
Уметь: делать сравнительную характеристику произведений.
Сообщения-доклады.
49/6
И.С.Шмелёв «Как я стал писателем»
1
Воспоминания о пути к творчеству.
Знать: автора, факты его творчества.
Уметь: определять жанр произведения, сопоставлять его с мемуарами и дневниками.
Ответы на вопросы.
50/7
Писатели улыбаются
1
Журнал «Сатирикон» Сатирическое изображение исторических событий
Знать: как строится юмористическое произведение.
Уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект.
Подготовить сообщения.
51/8
М.М.Зощенко «История болезни», Н. Тэффи «Жизнь и воротник»
1
Сатира и юмор в рассказах.
Знать: содержание рассказов.
Уметь: отмечать афористичность, крат-кость речи, ироничное отношение к слабостям человека, понимать абсурд-ность происходящего в сатирических произведениях.
Выразительно прочитать рассказ М.М.Зощенко.
52/9
Осоргин М.А. «Пенсне»
1
Реальное и фантастическое в рассказе.
Знать: содержание рассказов.
Уметь: определять реальное и фантас-тическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные сред-ства языка, используемые для описания «жизни» вещей.
Придумать историю какого-нибудь предмета.
53/
10
А.Т.Твардовский -поэт-гражданин.
1
История создания поэмы «Василий Теркин»
Знать: историю создания поэмы, пони-мать ее сюжет
Уметь: определять род и жанр литера-турного произведения, определять тему, идею.
Тест на восприятие
54/
11
Идейно-художес-твенное своеобра-зие поэмы.
1
Герои и автор в поэме. Тема большой и малой Родины.
Знать: содержание поэмы, образную природу словесного искусства
Уметь: выразительно читать.
Выразительное чтение
55/
12
Главы «Два бойца», «Поединок»
1
Тема человека и войны в поэме
Знать: понятия трагическое и комичес-кое, народность.
Уметь: объяснять роль лирических отс-туплений, стилевое многообразие поэмы.
Наизусть отрывок
56/
13
А.Платонов «Возвращение».
1
Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернув-шихся с войны.
Знать: содержание рассказа, объяснять смысл названия.
Уметь: анализировать текст, наблюдать за языком писателя.
Комментиро-ванное чтение.
57/
14
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
1
Стихи и песни Исаковского, Окуджавы и др.
Знать: авторов стихотворений, компо-зиторов.
Уметь: выразительно читать, находить средства выразительности.
Выразительное чтение
58/
15
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
1
Проблема нравствен-ной памяти в рассказе.
Знать: сюжет рассказа, его героев.
Уметь: определять основную мысль рассказа.
Пересказ.
59/
16
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
1
Образ учителя в рассказе.
Знать: сюжет рассказа, его героев.
Уметь: определять основную мысль рассказа.
Развёрнутый ответ на вопрос.
60/
17
Русские поэты о Родине, родной природе.
1
Стихотворения о про-шлом и настоящем Рос-сии, о любви к Родине.
Знать биографию авторов, содержание стихотворений.
Уметь: анализировать поэтические тексты
Выразительное чтение
61/
18
Поэты Русского зарубежья об ос-тавленной ими Родине.
1
Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви к Родине.
Знать: содержание стихотворений
Уметь: анализировать поэтические тексты
Выразительное чтение
Из зарубежной литературы. 7ч.
62/1
У.Шекспир «Ро-мео и Джульетта» Конфликт любви и семейной вражды
1
Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев.
Знать: понятие драмы, трагедии, основной конфликт
Уметь: объяснять особенности жанра, определять эпизоды, наиболее яркие для понимания идеи трагедии
Выразительное чтение отрывков.
63/2
У.Шекспир «Ро-мео и Джульетта» Конфликт любви и семейной вражды
1
Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета
Знать: понятие драмы, трагедии, основной конфликт
Уметь: определять эпизоды, наиболее яркие для понимания идеи трагедии
Беседа по содержанию трагедии
64/
3
.Ж.Б.Мольер..
Обзор комедии «Мещанин во дворянстве»
1
Слово о писателе. Признаки классицизма в драме
Знать: признаки классицизма.
Уметь: определять основные приемы создания образов и комических ситуа-ций.
Чтение по ролям
65/4
.Ж.Б.Мольер.
Обзор комедии «Мещанин во дворянстве»
1
Идейно-художествен-ный анализ 3-5 дейст-вия. Сатира на дворянство. Нравы и характеры
Знать: особенности драматического произведения.
Уметь: определять основные приемы создания образов, давать характерис-тику героям.
Чтение по ролям
66/5
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
1
Сатира на государст-венное устройство общества. Гротесковый характер изображения.
Знать: содержание произведения.
Уметь: пересказывать, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей.
Пересказ.
67/6
Вальтер Скотт «Айвенго».
1
Средневековая Англия в романе Главные герои и события.
Знать: содержание произведения.
Уметь: выявлять своеобразие исторического романа.
Ответы на вопросы.
68/7
Заключительный урок.
1
Рекомендация книг для летнего чтения.