7


  • Учителю
  • Уорк литературы по теме Ф.Достоевский Мальчик у Христа на елке

Уорк литературы по теме Ф.Достоевский Мальчик у Христа на елке

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)
Цели:
приобщать к наследию самого сложного отечественного писателя;
совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;
воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества.
Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.
Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение».
- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).
Темы:
1) «Волшебство рождественской ночи».
2) «Рождественский» сон.
Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).
- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).
- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)
...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
(Текст прочитан учащимися заранее).
2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).
- Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых «трудных» писателей.
- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?
(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).
- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.
- Что поражает в его внешности?
- Сообщение учащегося о писателе.
Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.
Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.
- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.
Запись на доске: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.
- А как вы понимаете эти слова?
- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.
Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)
(Выставка книг, запись названий на доске.)
Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.
«Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.
- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».
- Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?
(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).
- Посмотрим, как построен рассказ.
Композиционно произведение разделено на 2 части.
I часть «Мальчик с ручкой».
II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)
- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)
- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).
- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).
- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)
- Будущее мальчика «с ручкой»?
(Воровство, пьянство, бродяжничество.)
- Зачитаем последние строки I части.
- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?
Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.
II часть - само по себе законченное произведение.
- Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России).
- Композиционное своеобразие II части рассказа - его кинематографичность.
- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)
1 картина - экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).
2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу).
3 картина - развитие действия «Красивая елка в богатом доме».
4 картина - развязка - «Мальчик у Христа на елке».
(Пересказ каждой композиционной части.)
- Где, по-вашему кульминационный момент?
Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» - городской пейзаж глазами мальчика.)
Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.
Докажите текстом (его состояние - холод, голод - нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).
- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).
- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»
1) Роль пейзажа.
2) Интонация и лексика рассказа.
3) Фраза Достоевского.
- Основной образ (страшный город, мороз).
- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).
- Стилистика - детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).
Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).
- Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
- И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»
Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.



Урок в 6 классе «Пойдем со мной на елку, мальчик».(Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»)

Урок - диалог с текстом.

Учитель - Белякова Т.М.



ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Вызвать интерес к творчеству Ф.М Достоевского.

2. Познакомиться с историей жанра святочного рассказа, отражающим пласт культуры; увидеть причины возникновения этого жанра;

3.познакомить с методами наблюдения над стилем;

4. отработать семантическое содержание слов





Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых их затаенных страданиях, обманутых ожиданиях проходит сквозь все творчество писателя, начиная с ранних рассказов и повестей. Детская тема интересовала Достоевского настолько, что он «поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях… и… о теперешних их отцах в теперешнем взаимном их отношении. Формула детства у Достоевского скорбная.

В дневниковом святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке» нашли отражение горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им проходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф., 19, 14).

«Дневник писателя» - главная часть религиозного и философско-публицистического творчества Достоевского. Но в него вошли и собственно художественные призведения, к коим относится и рассматриваемый нами рассказ. Отбор «детского» материала для январского выпуска дневника за 1876 год (как узнаем о том из первых же его страниц) определило увиденное и услышанное в те морозные дни на улицах Петербурга и его окраине. Понять глубинную суть рассказа невозможно без уяснения его жанрового своеобразия и композиционного места в писательском дневнике.



Задание к уроку: 1) прочитать рассказ, 2) составить словарь, 3) составить план сюжета рассказа, 4) вспомнить композиционные части рассказа.



Словарь

Романист - писатель романов.

Нары - дощатый широкий помост для спанья, не вдоль стен, как на лавке, а поперёк; задняя широкая лавка.

Захворать - стать больным, простудиться.

Блюститель - человек, который охраняет что-нибудь, наблюдает за чем-нибудь. Подворотня - проём или проход под воротами.

Смрад - вонь , отвратительный запах, вонючий дым.

Ревматизм - воспалительное заболевание суставов.

















ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор взрослых и нелегких произведений для чтения. Но в каждом мы встречаем детей. Он жил во второй половине девятнадцатого века и писал правдивые рассказы о нелегком времени, в котором жил Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у Христа на елке". В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего разговора.

Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках, заостряя внимание на проблеме будущего таких детей.



Тема детства в рассказе «Мальчик у Христа на елке», как и во многих произведениях Достоевского, оказывается ключевой. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства», - запишет Достоевский в «Дневнике». Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? «Униженные и оскорбленные, трагически одинокие, бесприютные и невинно страдающие, рожденные «на мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от холода и голода, просящие милостыню…но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родныедети» Бога. И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого исвятого мировосприятия?

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

УЧИТЕЛЬ: Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес - в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия - страна православная. Что происходит в эти дни? (колядки, приметы). Чего ждут люди в эти дни? (чуда, добра). Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот жанр и прижился у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу, которая всегда носит нравоучительный характер.

Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Запишем определение.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

Попробуйте сформулировать сами признаки рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие автора-рассказчика, главный герой - ребенок, мотив чудесного.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно". Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

*А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы должны были проследить последовательность событий , происходящих в рассказе и составить план. Давайте проверим его и сопоставим с композицией рассказа. Обратите внимание, у вас на столе лежит листок, в правой части план рассказа, а левую мы заполним вместе)

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.(экспозиция)

2.Мальчик в городе.(завязка)

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.(кульминация)

10."Христова ёлка".

11.Маленький трупик.(развязка)

* Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

Композиция - это построение литературного произведения. Композиционные части рассказа -экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.

Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение".

УЧИТЕЛЬ:

*Кто же является главным героем рассказа? Чьими глазами мы видим происходящее? (всезнающий автор)

*Каким видим его мы, а каким автор?

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать".

*Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере. Почему автор употребляет существительное среднего рода? Существо? Кстати, как его зовут? Обратите внимание, как автор говорит о его одежде(халатик)?Почему он употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс?

* Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.

И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события

*. Найдем описание места, где живет герой. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Почему огня не зажигали? (автор обращает внимание на чувство одиночества героя)

*Какие слова часто повторяются???? Какие чувства у вас вызывают картины этого ужасного подвала?

Чувство брезгливости, безысходности, тупика.

*Что противопоставляется в рассказе мертвящему ужасу подвала?

(город, улица, шикарная зала за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик- открытое пространство). Описания эти разные. Город нарисован так… ( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

* Какие художественные выразительные средства использует автор?(эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы).

*Обратите внимание на разнообразие красок, используемых автором (золотые, блестящие, красные, серебряные) О чем говорят нам эти цвета?

(о богатстве и роскоши чужого счастья. Люди здесь живут по-другому. Ему это недоступно. Мальчик теперь понимает, что бывает мир другой, и возвращаться в свой унылый подвал ему не хочется). Достоевский рисует образ дурной бесконечности. Столкнулись две реальности. И то и другое существует на самом деле.

*Зачем автор сталкивает эти реальности?

Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.

*Почему герой в отчаянии?

Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.

"Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

"Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.

УЧИТЕЛЬ: Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.

* Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.

*Что бы вы сделали на его месте?

У него возникает естественное желание войти внутрь. Он не понимает, что в мире богатых нет места бедным. Он любой ценой хочет попасть в новый мир. И вместо чуда он получает копеечку.



.*Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела". Почему именно копеечка, а не копейка?

Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы.

Эта копеечка ему была не нужна.

УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

УЧИТЕЛЬ: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

*Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?

"Вспомнил, заплакал, побежал".

*Куда побежал герой?

О чем вспомнил мальчик?

(свой старый дом в деревне, где всегда тепло и есть еда).

*Зачем автор приводит эти воспоминания?

(снова для контраста с этой видимой роскошью и благополучием большого города). Возникает образ Рая.

*А почему они ушли из своей деревни?

(после отмены крепостного права крестьяне были вынуждены уходить в город, они стали ненужными. Земля перестала кормить крестьян, земельные наделы стали слишком маленькими. И для многих отмена крепостного права стала настоящей трагедией. Достоевский говорит о последствиях этого процесса. А сколько таких мальчиков бродило по стране???

*Как мальчик оказался в подворотне?

( мальчика обидел хулиган местной городской шпаны, муки его усиливаются). Этому хулигану тоже живется не сладко, и не он в этом виноват. Несправедливость одна порождает другую несправедливость.

Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

*Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке". Достоевский переводит повествование в другую плоскость.

*Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?

Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Но нет громких резких звуков. Все спокойно и гармонично. Свет настоящий, не бьющий по глазам. Дети не играют, не едят и не пьют, но у них тоже праздник. Они кружатся и летают, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…

*Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?



Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь .

Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей. Эта тема звучит в стихотворении Н.А. Некрасова «Плач детей».(читает один ученик, у всех остальных учеников стихотворение лежит на парте)



УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ заканчивается смертью героя? Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.

"Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".

УЧИТЕЛЬ: Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание… Достоевский надеется, что сердца людей очистятся от равнодушия и злобы. Труд человека должен состоять именно в очищении душ силой веры.

Для каждого христианина Рождество должно стать праздником жизни. Ведь нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха, и всем дарит Он радость жизни вечной… Чуткий психолог Ф.М. Достоевский проникновенно это чувствовал: за несколько лет до написания рассказа он потерял своего первенца - двухмесячную Сонечку, а после - в 1878 году - трехлетнего Алешеньку…

Страдания родителей отзывались сердечной вселенской болью… Но он верил во всемилосердие Божие и высшую справедливость, верил в вечную жизнь ив то, что из грешного приземленного мира беспорочные души скорбящих детишек попадают в мир иной, с трану отрады и утешения, и живут там новой жизнью …Осознавал Достоевсий и то, что «все за всех виноваты», а значит, страдания детей закономерны - за порочность и виновность отцов и матерей… Это также требуется принять на веру. Мы сознаем судьбу страдания ребенка и даже смерть его в категориях земного бытия, в вечности все это должно восприниматься качественно иначе.

По фтлософии любви Достоевского, целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребена», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, - и не принять этого спасения…» Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь - на земле быть ангелами, славящими Христа.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

О каких вечных ценностях напоминает нам автор? Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности. О необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").



УЧИТЕЛЬ: У вас на столах лежат зеленые листочки в виде ладошек. Давайте сегодня мы постараемся мысленно протянуть руку помощи нуждающимся и напишем на этих ладошках те слова, которые необходимы миру, чтобы чудо стало явью. И из этих ладошек составим рождественскую елку

Рождество - светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!





ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В качестве домашнего задания я предлагаю вам сделать своими руками открытку для своих родных и близких и пожелать им того, в чем прежде всего нуждаются. А потом мы устроим выставку рождественских открыток.



Список литературы:

1. Дьяконов А. И. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III-VI вв. / Ученые записки. 2. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30. - Л.: Наука, 1988.

3. Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. - М.: Московский лицей, 1992. - С.20.

4. Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. - М.: Просвещение, 1985.





Конспект урока

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

ПО РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"











Автор работы:



заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова







2014г.



ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;

2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске - два ангела, рождественская елка, записаны слова: Рождество, Иисус Христос, Вифлеем, вертеп, Ирод, Святое Семейство, рождественский рассказ.

ПЛАН УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

2.СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».

5. Анализ рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

6. Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

- Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова - русской классики.

Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу "Мальчик у Христа на елке".





  1. СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

- Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …

- Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес - в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

- Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

- Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу "Рождественские стихи". И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда» заранее подготовленным учеником

В холодную пору, в местности,

привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности

более чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне

может зимой мести.

желтый пар

из воловьих ноздрей,

волхвы - Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И Точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого его конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца.



5. Анализ рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

- Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".

- А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

- Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

- В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.

6. Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.

- Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.

10."Христова ёлка".

11.Маленький трупик.

- Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

- Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

( Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

-Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод… ( Знакомство с героем рассказа)

-Развитие действия… ( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

- Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод… ( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

- Это кульминация рассказа. А развязка? ( Мальчик умирает.)

- Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение". УЧИТЕЛЬ показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.

- Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

- Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

- Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? ( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные? (Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

- Запишем в тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".

Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

- Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

- Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

- Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

- Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)

-Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

- Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил, заплакал, побежал".)

- Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

- Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа. ("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

"Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)

- Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".

- Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? ( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

- Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

- Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

УЧЕНИК:

Святая Пречистая Дева

Вместила Создателя в плоть,

Чтоб в каменном сумраке хлева

На землю явился Господь.

И небо к земле преклонилось,

Звезда озарила восток,

Чтоб Новым заветом свершилось

Открыть людям Вечный Чертог.

Так Троица в Истинном свете

Явила любовь естеству.

Великое таинство это

Возносит хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)



- В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

- А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)

- Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

- Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

- Запишем в тетрадь, что такое "милосердие".

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

- ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

1.Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали - система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3.Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен "Девочка со спичками", Л.Андреев "Ангелочек", А.Куприн "Чудесный доктор".

- У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети "украшают" ёлку).

Рождество - светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!!!



</ Урок литературы для 7 класса по теме «Смысловые толкования образа солнца в литературе».

Учитель - Малеева Марина Васильевна, КГУ «Гимназия № 5» акимата города Рудного



Цели:1) Показать учащимся на примере изучаемых произведений, какие смысловые толкования образа

солнца можно встретить в литературе;

2) развивать навыки и умения работы с книгой или теоретическим материалом; продолжить

работу над умением выразительного чтения; развивать навыки аналитического мышления, связной речи;

3) продолжить работу над умением работать индивидуально и в паре; воспитывать умение слушать и

слышать других, уважать их мнение.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II.Побуждение.

1. Перемешанные произведения.

- Перед вами названия четырёх произведений и имена их авторов. Ваша задача - установить, перу какого автора принадлежит каждое произведение.

И.С.Никитин «Утро»

О.Э.Мандельштам «О небо, небо, ты мне будешь сниться!»

Н.М.Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет»

З.Н.Гиппиус «Небесные слова»

- Назовите, какие произведения перу какого автора принадлежат.

-Кто сделал без ошибок? С одной ошибкой? С двумя ошибками?

- О каком виде пейзажа идёт речь в этих произведениях? (Пейзаж вертикального пространства, небо).

2. Представление работ учащихся.

- Представьте собственные работы, сделанные по вашим впечатлениям о небе.

3. Работа с головоломкой.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пейзаже вертикального пространства. О чём будет идти речь на уроке, вы сможете сказать, если расшифруете головоломку. Для этого вам нужно найти её начало.

В

О

К

Л

О

Т

Е

Ы

В

О

Л

С

Ы

Н

Е

Р

У

Т

А

Р

Е

Т

И

Л

В

А

М

И

Я

О

Б

Р

А

З

А

С

О

Л

Н

Ц

С



III. Сообщение темы и цели урока.

- Запишите тему нашего урока в ваши листы. Мы попробуем увидеть, какую роль играет образ солнца в произведениях разных авторов. Об этом вы узнаете, работая с теоретическим материалом, анализируя стихи и слушая друг друга.

IV. Изучение нового материала.

1. Ассоциации.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «солнце»? Запишите их в тетрадь в течение 1 минуты.



солнце



- Обсудите в парах и допишите в ваши тетради.

- Назовите ваши ассоциации.

2. Индивидуальное задание. Словесное рисование.

- Опишите устно картины Кустодиева Б. «Морозный день» и Яблонской Т.Н. «Утро». (2 человека).

- Изображение солнца мы с вами можем встретить не только в литературе, но и в живописи. Какие художники и как изображали солнце на своих полотнах. Послушаем выступления ваших одноклассников.

3. Работа с теоретическим материалом.

-Таким солнце видели художники, а какую роль оно играет в литературе. Работать с теоретическим материалом вы будете по вариантам. Задание первому варианту - дописать предложения, данные на ваших листах, второй вариант должен будет среди приведённых утверждений найти правильные и неправильные, неправильные- исправить.

1 вариант «Допиши предложения».

1. В мифологиях ежедневный восход и закат солнца объяснялся…

2. Библейская мифология рассматривает дневное светило лишь как…, и потому истинным солнцем является Иисус Христос и его слово.

3. Помимо своего главного значения, образ солнца…

2 вариант «Найди неправильные утверждения и исправь их».

1. Культ солнца был развит у многих народов древнего мира - египтян, инков, японцев. Славяне солнцу не поклонялись.

2. Библейская мифология рассматривает дневное светило как лик бога, пришедшего в мир, чтобы отделить свет от тьмы и служить светом миру.

3. Помимо своего главного значения, образ солнца оказывается ассоциативно связанным с вечным стремлением человека к красоте, истине, совершенству.

4. Проверка.

- 1 вариант: прочитайте получившиеся у вас предложения.

- 2 вариант: какие предложения были неверны и как вы их исправили.

- Кто выполнил это задание без ошибок? С одной ошибкой? С двумя?

- Какую же роль играет образ солнца в литературе?

V. Работа со стихотворениями.

1. Работа со стихотворением И.А.Бунина «Неуловимый свет разлился над землёй».

- Чтобы убедиться, что поэты в своём творчестве обращались к образу солнца, остановимся на двух стихотворениях. Стихотворение «Неуловимый свет разлился над землёй» написано Иваном Алексеевичем Буниным. Работать со стихотворением мы будем путём заполнения ДДЗ (Дневника Двойной Записи). Прочитайте самостоятельно стихотворение, в первый столбик выпишите слова или фразы, поразившие вас, во второй - ваши комментарии.

Дневник Двойной Записи.

Мои комментарии







- Какое же солнце у Бунина? Поделитесь своими комментариями.

- Кто ещё выписал этот же отрывок? Прочитайте ваше пояснение.

- Что хотел передать автор, рисуя такую картину в своём стихотворении?



2. Сравнение стихотворений А.С.Пушкина и И.А.Бунина.

- Ещё одно стихотворение, на котором мы сегодня остановимся, это стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Послушайте это стихотворение в исполнении артиста Дмитрия Журавлёва. Какие чувства хотел передать автор?

3.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

- Сравните изображение солнца в этих двух стихотворениях с помощью Диаграммы Венн.

Образ солнца у Пушкина и Бунина.



Пушкин Бунин













- Что общего в изображении солнца у Пушкина и Бунина?

-Чем они отличаются друг от друга?

- Какова же роль солнца в стихотворениях этих двух поэтов?



VI. Рефлексия.

1.Дополнение кластера.

- Какими новыми ассоциациями можно дополнить кластер? Запишите их другим цветом.

2. Пятистишие.

- В итоговом задании попробуйте с помощью пятистишия выразить, какие смысловые толкованияобраза солнца в литературе мы можем встретить.

1.Солнце.

2.-------- ----------.

3.-------- ---------- ----------.

4. ------- --------- --------- ---------.

5.---------------.

-Если что-то захотите узнать ещё по этой теме, где вы можете это сделать?

VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение на выбор.



Тема: Художественная картина неба в литературе: небо, солнце, луна/месяц, звёзды.

Цель: К концу урока уч-ся составят таблицу по небесным светилам и дадут краткую характеристику интерпретации этих образов в мифологии и литературе.

Задачи: 1. Знать характеристику этим образам.

2. Уметь выделить образы в контексте, объяснить их роль.

3 .Создать ситуацию успеха.

4. Воспитывать чувство восхищения, удивления творениями природы.

Критерии успеха Я могу:

1. рассказать о художественной картине неба.

2. охарактеризовать образы небесных светил.

3. назвать пр-ния и авторов, использующих эти образы в своих пр-ниях.

Ресурсы Учебник. Тетради. Раздаточный материал. Задания группам.

Этап

урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Модуль

Организационный Приветствие

Знакомство с темой урока

Целеполагание Запись темы в тетради

Участие в формулировании цели урока ФО

АМД 1.Работа в паре.

Тесты на соответствие по пройденному материалу

( см.Приложение) 1.Уч- ся в паре решают тесты и записывают ответы на листочке. НПвОиП

Основной этап 1.Работа в группах.



Записать осн. тезисы определённого параграфа в 2 колонки ( мифология - литература), указать лит. пр-ния и автора.

Прочитать выразительно все стих., относящиеся к данной для группы статьи..



2. Уч-ся - спикеры озвучивают то, что записали в тетрадях.



3.Оценивание работы в группе по следующим критериям:



1. Активность, 0-3 б.

2.Культура поведения и общения друг с другом- 0-2 б.

3. Краткая формулировка тезиса, 0-3 б.

4. Знакомство со всеми стихотворениями задания, 0-2 б.



Оценщик озвучивает оценки своей команды. 1.Уч-ся краткими тезисами записывают в соответствующую графу нужный материал

( мифология-литература)



2. Уч-ся каждый индивидуально знакомится с произведениями, относящимися к своему заданию.



3. Группа в лице спикера презентует продукт своей командной работы.



4. Оценивание в группах по критериям.

Перевод баллов в оценку:

«5»- 10-9 б.

«4»-8-7 б.

«3»- 6-5 б.

«2»- 4-3 б. ДО

КМ

ФО

НПвПиО

Заключительный этап Рефлексия.

Что понравилось/не понравилось на уроке?

Усвоил материал или нет?



2.Д/з: выучить наизусть 1 стихотворение по выбору.



Приложение

Задания группам

1. Разделите страницу на 2 части

мифология литература



2. Запишите краткими тезисами основное толкование небесного образа.

3. Во 2 столбике обязательно укажите авторов и их произведения.

4.Каждый в группе самостоятельно читает стихотворения.

5. Оценивание по следующим критериям:



1. Активность, 0-3 б.

2.Культура поведения и общения друг с другом- 0-2 б.

3. Краткая формулировка тезиса, 0-3 б.

4. Знакомство со всеми стихотворениями задания, 0-2 б.



Перевод баллов в оценку:

«5»- 10-9 б.

«4»-8-7 б.

«3»- 6-5 б.

«2»- 4-3 б.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал