7


  • Учителю
  • Программа по литературе 8 класс

Программа по литературе 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 105»


СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

МАОУ «СОШ № 105»

Протокол № __________

от « » __________ 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 105»

Легошина А.С. _____________


От « « ___________2013г.


Рабочая программа

по литературе

8 класс



Учитель: Санникова Наталья Николаевна

1 Квалификационная категория


















2013 - 2014 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для образовательных учреждений (5-9 классы) (автор Т.Ф. Курдюмова) // Программы для общеобразовательных учреждений. Новый образовательный стандарт. Литература. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Цель обучения:

Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи обучения:

  1. сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  2. овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  3. освоить теоретические понятия и принципы так, чтобы они не являлись самоцелью, а стали «ключиком», который откроет перед читателями дверь художественного мира литературного произведения

  4. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Особенности преподавания литературы в 8 классе.

Для реализации этих целей разработана новая структура программы. Каждый класс имеет своё название, которое подчёркивает главную для данного курса эстетическую проблему.

8 класс называется «Литература и время». В тематическом плане и методике уроков красной нитью проходит этот мотив. Весь учебный материал подаётся под углом отражения конкретных исторических событий в художественном произведении. В центре внимания учителя и учащихся становится образ автора с его личностной нравственной оценкой человека в том или ином срезе истории, актуальной компетенцией на данном этапе является культурологическая компетенция в связи с тем, что учащиеся погружаются в ту или иную эпоху. Не менее важным является формирование у восьмиклассников критического мышления, так как на данном литературном материале им необходимо не только соотносить историческое время с реальным, но и вырабатывать собственную позицию относительно героев, идеи, проблематики произведения. Следовательно, такие формы уроков как: урок-диспут, урок-суд, урок-обсуждение - становятся наиболее востребованными.

Теоретический блок в курсе 8 класса насыщен, но понятия и термины играют прикладную роль в главном - чтении и изучении текста художественного произведения.

Творческие работы в 8 классе приобретают всё более аналитический характер. В тематическом планировании особое место занимают устные сочинения разных жанров. Учитель как бы «пишет» соответствующее сочинение вслух на уроке, в присутствии учащихся, опираясь на учеников и советуясь с ними. Таким образом вскрывается сама «кухня» написания сочинения, его технология.

Составление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении и чтении художественных произведений необходимо совершенствовать все виды пересказа, обращать особое внимание на идейно-тематическую направленность произведения, формировать навыки нахождения тропов, а также осмысления их роли в образной системе произведения в связи с новой формой аттестации учащихся в 9, 11 классах. В связи с тем, что учебник литературы для 8 класса ориентирован на изучение исторических произведений разнообразных жанров, логика прохождения учебного материала подчиняется не историческому принципу (от фольклора до произведений 20 века), а крупноблочной подачи материала. Календарно-тематическое планирование разработано, опираясь не на хронологический, а на проблемно-тематический принцип. Например, при прохождении народной исторической песни, отражающей образ Петра первого, параллельно изучается пушкинская «Полтава» (19 век) и «Восковая персона» Ю.Н.Тынянова (20 век). Такое структуирование учебного материала позволяет более логично, целостно, доступно представить то или иное историческое событие на примере различных по роду, жанру, литературному направлению художественных произведений.

Данная перестановка не нарушает логики изложения материала и по окончании 8-го класса учащиеся полностью овладевают знаниями, умениями и навыками в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарт.

Рабочая программа предусматривает изучение литературы в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Принципы отбора содержания элементов:

  • преемственность целей и содержания образования;

  • логика внутрипредметных связей;

  • возрастные особенности развития учащихся.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Литература.8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа, 2009






Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

История в устном народном творчестве

2

Древнерусская литература.

7

Литература 18 века.

3

Историческое прошлое в литературе 19 века.

34

Историческое прошлое в литературе 20 века.

19

Резерв

2

Итого

68






Содержание учебного курса.

Введение(1 ч.).

Литературный процесс как часть исторического процесса. Время на страницах исторических произведений. Роль авторской позиции в произведениях исторической тематики. Теория. Эпиграф.

История в устном народном творчестве (2 ч.)

Историческая народная песня.

Историческая народная песня. Её герои и сюжеты. «Правеж». Песни о Петре Великом: «Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петра Первого узнают в шведском городе». Слово и музыка в народной песне. Теория. Историческая народная песня.

Народная драма.

« Как француз Москву брал». Особенности народной драмы. Герои пьесы:Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

История на страницах произведений древнерусской литературы.

Теория. Древнерусская литература.

Древнерусская литература (7 ч.)

Русская летопись как литературный жанр.

«Повесть временных лет». Рассказ о смерти Олега, его образ в летописи. Теория. Летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. Связь повести с народно-поэтическим творчеством. Теория литературы. Воинская повесть.

Жития святых как исторические повествования. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории. «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева. Становление характера подвижника. Художественные особенности жития. Теория. Житие.

Литература 18 века (3 ч.).

Повесть »Марфа Посадница». Образы-антиподы Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора. Теория. Историческая драма.

Историческое прошлое в литературе 19 века(34 ч.).

А.К.Толстой. «Илья Муромец». «Правда». «Курган»; С.Д.Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору). Народный идеал и авторская позиция. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Теория. Былина и баллада.

Исторические басни Крылова и Отечественная война 1812 года. Мораль басни и её роль в реальных событиях 1812 года. Теория. Басня на историческую тему.

Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Поэтичность легенды, сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Образность и красота поэтического языка, совершенство перевода песни-поэмы И.А.Буниным. Теория. Песнь как жанр.

Вальтер Скотт. «Айвенго» (фрагменты). Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и персонажи романа. Теория. Исторический роман.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Медный всадник». «Капитанская дочка». Тема судьбы, рока в сюжете баллады «Песнь о вещем Олеге». Поэма «Полтава» (фрагмент). Образ Петра I в поэме. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести, герои исторические и вымышленные. Гринёв и Пугачев. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Маша. Утверждение нравственных идеалов. Образ Пугачёва. Взгляд Пушкина на «русский бунт». Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачёва» и «Капитанская дочка»). Теория. Историческая проза. Эпиграф.

М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Быт и нравы 16 века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Нравственные проблемы песни. Неправый суд Ивана Грозного. Связь поэмы с народным творчеством. Позиция автора. Теория. Историческая поэма.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Батальные сцены и героические характеры. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление товарищества, её нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Тарас Бульба как народный героический характер. Роль лирических отступлений в повести. Теория. Историческая повесть.

А.Дюма. «Три мушкетёра». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров, кодекс чести и правила поведения героев романа. Яркость авторской позиции. Теория. Авантюрно-исторический роман.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов». «Князь Серебряный». Баллада «Василий Шибанов». Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«Князь Серебряный». Воспроизведение эпохи на страницах романа. Исторические лица и вымышленные герои. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования, нравственные идеалы автора. Художественные особенности романа.

Л.Н.Толстой. «После бала». Критическая сила рассказа, гуманистический пафос. Контраст как основа композиции рассказа, как способ раскрытия душевного состояния, как оценка увиденного главным героем рассказа. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания солдата, значение красочных и звуковых образов в её создании. Теория. Контраст как приём композиции.

Историческое прошлое в лирике 19 века. «Минувшее меня объемлет живо…»: В.А.Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А.С.Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д.В.Давыдов.»Бородинское поле»; И.И.Козлов. «Вечерний звон»; Ф.Н.Глинка. «Москва»; А.Н.Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к теме прошлого. Яркая индивидуальность поэтов в оценке минувшего.

Историческое прошлое в литературе 20 века(19 ч.).

Былины и их герои в произведениях 20 века.

И.А.Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К.Д.Бальмонт. «Живая вода»; Е.М.Винокуров. «Богатырь». Трансформация образа былинного героя в произведениях 20 века. Живая стихия русского фольклора, разнообразие и богатство ритмики стихотворений Бунина. Былинные мотивы в творчестве К.Д.Бальмонта. Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворений.

Ю.Н.Тынянов «Восковая персона». «Подпоручик Киже». «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при казарменном автоматизме армии при Павле I . Теория. Язык и стиль исторического повествования.

С.Цвейг «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ наполеона и отношение к нему автора.

М.Алданов. «Чёртов мост» (главы). Серия исторических портретов. Изображение полководца Суворова. Образ Наполеона в последние годы жизни. Связь времён - главная тема творчества М.Алданова.

Б.Л.Васильев. «Утоли мои печали». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображённые в произведении (Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, В.И.Немирович-Данченко). Смысл заглавия романа.

Тема ВОВ в исторических произведениях.

Л.М.Леонов. «Золотая карета». Тема ВОВ и её отголосков в событиях послевоенных. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы. Теория. Символика названия произведения.

История на страницах поэзии 20 века.

Традиционное внимание поэтов к родной истории и её роковым минутам. В.Я.Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; З.Н.Гиппиус. «14 декабря»; Н.С.Гумилёв. «Старина», «Прапамять»; М.А.Кузмин. «Летний сад»; М.И.Цветаева. «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Д.Б.Кедрин «Зодчие». Тема прошлого как одна из главных тем лирики 20 века. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Итоги. Беседа по итогам чтения произведений исторической тематики в течение года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс 8 класса.

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

- основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути классиков;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).






































Норма оценок по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.





ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. - 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных



Учебно-методическое обеспечение

1.Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс: М.:Дрофа, 2009г.

2.Т.Ф.Курдюмова . Поурочные разработки. М.:Дрофа, 2006г.

3.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс (по программе 4.Т.Ф.Курдюмовой) / - М., ВАКО, 2007 г.

5.Н.М,Скоркина. Поурочные планы по литературе. 8 класс. ,-АСТ, 2001г..

6. Литература 8 класс: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова.- 6-ое изд.-М.:Дрофа, 2009.

7.Литературный энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1987.

8.Краткий словарь литературоведческих терминов. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев- Москва: Просвещение, 1978.

9.Литература в таблицах и схемах. М.Мещерякова - Москва: Айрис, 2005

Интернет-ресурсы:

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата


Введение (1ч.)


1

Литература и время.

1

2-6 сентября


История в устном народном творчестве (2ч.)


2


Отражение жизни народа в произведениях фольклора.

Народная историческая песня.

1

3

Народный театр.»как француз Москву брал»

1

9-13 сентября


Древнерусская литература (7 ч.)


4

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись.

1

5

«Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня»

1

16-20 сентября

6

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

7

Житие как жанр.

1

23-27 сентября

8

«Сказание о житии Александра Невского»

1

9

Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

1

30.09-04.10

10

Внеклассное чтение. «Житие протопопа Аввакума»

1


Литература 18 века(3 ч.)

11

Русская литература 18 века. События истории в произведениях 18 века.

1

7-11 октября

12

Н. М. Карамзин «Марфа Посадница».

1

13

Н. М. Карамзин «Марфа Посадница». (продолжение темы)

1

14-18 октября


Историческое прошлое в литературе 19 века(34ч.)


14

Проблема человека и времени в произведениях 19 века.

1

15

Былины и их герои в поэзии19 века. А. К. Толстой «Илья Муромец», «Правда».

1

21-25 октября

16

Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

1

17

И.А. Крылов . «Волк на псарне».

1

28.10-01.11

18

В.Скотт «Айвенго» (фрагменты). Изображение героев и изображение эпохи.

1

19

А.С. Пушкин. Богатство исторической тематики в творчестве поэта. «Песнь о Вещем Олеге»: тема судьбы

1

11-15 ноября

20

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»: тема судьбы

1

21

Поэма «Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра.

1

18-22 ноября

22

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (фрагмент)

1

23

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (фрагмент) Продолжение темы.

1

25-29 ноября

24

Р.Р.Подготовка к исполнению лирических произведений

1

25

А.С. Пушкин. «История Пугачёва» и «Капитанская дочка».

Историческая повесть и исторический труд.

1

2-6 декабря

26

Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести.

1

27

Пугачёв в повести Пушкина как вождь народного восстания и как человек.

1

9-13 декабря

28

Герои исторические и герои вымышленные. Гринёв и Пугачёв. Проблема морального выбора.

1

29

Становление характера Гринёва. Гринёв и Маша. Гринёв и Швабрин.

1

16-20 декабря

30

Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы.


1

31

Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведения.

1

23-27 декабря

32

Р.Р. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

33

М. Ю. Лермонтов «Песня про... купца Калашникова». Быт и нравы 16 века в поэме. Исторический сюжет и герои «Песни...».

1

13-17 января

34

Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников.

1

35

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»: историческая основа и народно-поэтические истоки повести.

1

20-24 января

36

Н.В. Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. Образ Тараса.

1

37

Образы Остапа и Андрия. Авторское отношение к героям.

1

24-31 января

38

Р.Р.Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

1

39

Авантюрно-героический роман А. Дюма «Три мушкетера». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств.

1

3-7 февраля

40

А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов» и её герои. Василий Шибанов - нравственный идеал автора.

1

41

Эпоха и: её воспроизведение в романе «Князь Серебряный». Исторические лица в романе.

1

10-14 февраля

42

Вымышленные герои в романе.

1

43

Патриотический пафос произведения. Художественные особенности романа.

1


17-21 февраля

44

Историческое прошлое в русской лирике 19 века.

1

45

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как основа композиции рассказа и его роль в раскрытии душевного состояния героя.

1

24-28 февраля

46

Герои рассказа Толстого и их судьбы. Роль случая в жизни и судьбе человека.

1

47

Р. р. Анализ эпизода. Художественное мастерство писателя в сцене истязания солдата.

Гуманистический пафос рассказа.

1

3-7 марта


Историческое прошлое в литературе 20 века(19 ч.)


48

История на страницах художественной литературы 20 века.

1

49

Былины и их герои на страницах поэзии 20 века.

1

10-14 марта

50

Исторические романы и повести Ю. Тынянова (обзор). Осуждение нелепостей воинской службы при Павле 1 в рассказе «Подпоручик Киже».

1

51

«Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия.

1

17-21 марта

52

Сюжет и герои повести. Язык и стиль исторического повествования.

1

53

М.Алданов. тема героического прошлого России.

1

1-4 апреля

54

М.Алданов «Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

1

55

С.Цвейг. Биографические труды и исторические миниатюры писателя.

1

7-11 апреля

56

Внеклассное произведение. Обсуждение самостоятельно прочитанного произведения.

1

57

Васильев Б. Л. «Утоли моя печали» (главы).

Изображение ходынской трагедии.

1

14-18 апреля

58

Различные пути развития России в представлении героев романа. Жизнь людей на фоне трагических
событий истории.

1

59

Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет (обзор). Стихотворения К. Симонова, А. Ахматовой, Ю. Друниной, А. Твардовского.

1

21-25 апреля

60

Великая Отечественная война в песнях современных
авторов: Б. Окуджавы. В. Высоцкого и др.

1

61

Л. М. Леонов «Золотая, карета». Драматический сюжет и композиция пьесы. Судьбы и идеалы героев.

1

28.04-08.05

62

Романтический настрой автора при создании образов героев. Символика названия произведения.

1

63

Р.р.Творческая работа: исторические события и исторический герой на страницах художественного произведения.

1

12-16 мая

64

Тема прошлого в лирике поэтов 20 века.

Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века (З. Гиппиус, В. Брюсов, Н. Гумилев).

1

65

Мотивы былого в лирике М.Кузмина, М.Цветаевой, Е.Евтушенко.

1

19-23 мая

66

Повторение по теме «Литература 20 века»

1


Резерв-2 ч.

Итого-68 ч.


26-30 мая



































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал