- Учителю
- Методическая разработка интеллектуальной игры 'Счастливый случай', посвященной теме 'Фразеология' для учащихся 5-9 классов по предмету 'Русский язык'
Методическая разработка интеллектуальной игры 'Счастливый случай', посвященной теме 'Фразеология' для учащихся 5-9 классов по предмету 'Русский язык'
Владимирская область
Петушинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воспушинская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
интеллектуальной игры «Счастливый случай»,
посвященной теме «Фразеология»
для учащихся 5-9 классов
по предмету «Русский язык»
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы
Горшкова Светлана Анатольевна
2014
Игра «Счастливый случай», посвящённая теме «Фразеология»
Фразеологизмы - это перлы, самородки
и самоцветы родного языка.
А. И. Ефимов
Вступительное слово.
Ведущий. Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь. Мы изо дня в день с утра до вечера используем эти выражения: просыпаемся ни свет ни заря, на всех парусах мчимся в школу. Но пробки есть пробки, поэтому, опоздав на урок, стоим в дверях класса как в воду опущенные, ничего не можем объяснить, молчим, будто язык проглотили.
Ведущий. А дома некогда бить баклуши, витать в облаках, трудимся в поте лица, учим стихи от корки до корки, в общем, вертимся как белка в колесе. В школе ведь драконовские законы: не выучил урок - получи двойку. Эх, тяжела ты, шапка Мономаха! Уехать бы в Тьмутаракань… И ходить фертом там…
Ведущий. О чём ты, Вова, размечтался? Опять канитель тянешь, не морочь детям голову, приступай к работе…
Ведущий. Ой, правда, куда это меня понесло…На самом деле, ребята, сегодня у нас праздник Фразеологии. Мы с Настей проведём игру «Счастливый случай»! Пусть сегодня вам всем повезет, пусть всем улыбнётся фортуна.
Ведущий. Уважаемые команды, позвольте представить вас. Команда первая - «Олимпийское спокойствие»! Объясните, пожалуйста, как соотносится с вами это название. (История фразеологизма - объяснена - 1балл. Капитан представляет членов команды во фразеологизмах - 2 балла)
Команда вторая - «Быть начеку»! А вы почему так называетесь? (История фразеологизма объяснена - 1балл. Капитан представляет членов команды во фразеологизмах - 2 балла)
Жюри объявляет результаты за представление команд
1 Гейм - разминка! Ведущие объясняют правила этого гейма. Песочные часы - 2 минуты!!! Кто больше за это время даст правильных ответов!!! Первой начинает команда, которая быстрее даст ответ на вопрос «Что нельзя утаить в мешке» (Шило!), на всякий случай - дополнительный вопрос «Что обычно держат за пазухой» (Камень!)
Вопросы для первой команды.
-
Словарь с устойчивыми выражениями называется … (фразеологическим)
-
В каком значении употребляются фразеологизмы … (в переносном)
-
Откуда пришёл фразеологизм «Демьянова уха»… (из басни И. А. Крылова)
-
Кто из литературных героев сражался с ветряными мельницами… (дон Кихот)
-
Как называют очень высокого человека… (Коломенская верста)
-
Для чего нужна живая вода… (чтобы воскресить сказочного героя)
-
Как называет учитель шпаргалку… (медвежья услуга)
-
Каким языком написаны басни Крылова… (Эзоповым языком)
-
Что бывает ходячей… (энциклопедия)
-
Какой город слезам не верит… (Москва)
-
С какой целью ходят за семь вёрст… (киселя хлебать)
-
Когда получаете пятёрки, где бываете от счастья… (на седьмом небе)
-
Когда удаётся выполнить сразу два дела, как выговорите (убить двух зайцев)
-
Где живёт черт… (на куличках)
-
Что готовят для встречи почётных гостей… (хлеб-соль)
-
Какой праздник вспоминают вместе с котом… (не всё коту масленица)
-
Что зарывают в землю, когда губят свои способности… (зарывать талант в землю)
-
Что так нас сильно манит… (запретный плод)
-
Где лучше всего сидеть замкнутому, скрытному (в бочке Диогена)
-
Как называется уязвимое место… (Ахиллесова пята)
Вопросы для второй команды.
-
Фразеологизмы - это… (устойчивые сочетания слов)
-
Какая геометрическая фигура в словарной статье обозначает фразеологизм… (ромб)
-
Где встречается фразеологизм «За тридевять земель»… ( в сказках)
-
Как говорят про счастливца… (родился в сорочке)
-
Каким шагом перемещаются медлительные люди (черепашьим шагом)
-
Что можно сказать про беспорядок на перемене (как Мамай прошёл)
-
Что связывает Гарри Поттера с древними алхимиками… (философский камень)
-
В какой фразеологизм входит архаизм слова «лоб»… (челом бить)
-
До какого города язык доведёт… (до Киева)
-
Что можно заваривать и расхлёбывать… (кашу)
-
Когда вы обманываете, что нужно с вами делать… (вывести на чистую воду)
-
Как называют глухое место…(медвежий угол)
-
Если в столовой закончилась еда, как вы уходите… (несолоно хлебавши)
-
Вкусные конфеты, а ещё это предел мечтаний… (птичье молоко)
-
Что говорят тому, кто высказал недобрую мысль… (типун тебе на язык)
-
Какой предмет посуды вспоминают при неудобстве положения (не в своей тарелке)
-
Какая северная ягода бывает развесистой… (развесистая клюква)
-
Без какого правителя живёт глупый человек…(без царя в голове)
-
Какое помещение в истории считается самым грязным… (Авгиевы конюшни)
-
Чем сомнительно писать по воде… (вилами по воде писать)
Жюри подводит итоги!!!
«Олимпийское спокойствие» - из 20 ответов - …
«Быть начеку» - из 20 ответов - …
Второй гейм - «Заморочки из бочки»
Команды выполняют задание в течение двух минут. Задание это связано с текстом. Кто лучше выполнит, тот и вытягивает бочонок. Ведущие раздают обеим командам текст «Глупые сороки», команды подчёркивают фразеологические обороты, называют их количество. Кто больше найдёт, тот и выигрывает жребий очерёдности для второго гейма.
Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать! (11 фразеологизмов)
Игра со зрителями.
Пока команды читают текст и готовят ответы, ведущие играют со зрителями
Вопросы зрителям.
-
Как вы называете давнишнего и близкого друга? (Закадычный)
-
Какой фразеологизм является частью древнего заклинания? ( Как с гуся вода. Произносили знахарки над больными или заботливые родители, купая своих детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба (хвороба). Люди верили, что при этом болезнь сойдёт так же бесследно, как «с гуся вода »)
-
А можно ли так же сказать про курицу? (Нет! У неё жалкий вид, когда она мокрая)
-
Какой же фразеологизм используют, когда говорят о растерянном, испуганном человеке? (Мокрая курица)
Жюри записывает очки зрителям, по окончании игры вручат призы
Продолжается гейм «Заморочки из бочки»!!! Один из вопросов «из бочонка» - счастливый, так как удваивает очки.
Вопросы зачитываются согласно нумерации: 1, 2!, 3, 4 - вопросы одной команде!!! 5, 6, 7!, 8 - вопросы второй команде!!!
Вопросы для первой команды.
-
Обидно ли будет, если вас назовут буридановым ослом? (Обидно, ведь речь идёт о нерешительных людях)
-
Счастливый вопрос. Почему священное животное кошка превратилось в плохую примету? (В средние века из-за ночного образа жизни кошка стала предметом суеверного страха, особенно не повезло чёрным кошкам)
-
Хороши ли дары данайцев? (Нет, это коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает)
-
Составить за 1 минуту текст, используя фразеологизмы: чёрная кошка пробежала, водой не разольёшь, во что бы то ни стало, воспрянуть духом, как в воду опущенный
Если команда не ответила на первые три вопроса, ведущие обращаются к зрителям!!!
Вопросы для второй команды.
-
Много ли общего у Полишинеля с Петрушкой? (развлекали зрителей в кукольных комедиях, Полишинель - двугорбый носатый шут в красном кафтане и колпаке, смешил публику тем, что считал неведомым то, о чём знали все уже давно, Петрушка - кукла, главное действующее лицо в фольклорном кукольном спектакле)
-
Можно ли верить крокодиловым слезам? Почему? (Нет, лживые слёзы)
-
Можно ли спеть лебединую песню? (можно, речь идёт о последнем проявлении таланта)
-
Составить за 1 минуту текст: лакомый кусок, волчий аппетит, на скорую руку, откуда ни возьмись, несолоно хлебавши
Если команда не ответила на первые три вопроса, ведущие обращаются к зрителям!!!
Вопрос зрителям: пока команды составляют тексты, ведущие обращаются к зрителям.
1. Назовите синоним фразеологизма - Яблоку негде упасть (Как сельдей в бочке)
2. Назовите антоним фразеологизма - Хоть пруд пруди (Кот наплакал)
Жюри подводит итоги по второму гейму!!!
Третий гейм «Ты - мене, я - тебе»
Ведущий. А теперь, уважаемые команды, вы друг другу должны предложить по два задания.
Команда команде - по два задания:
-
Инсценировка
-
Рисунок с несколькими зашифрованными фразеологизмами
Жюри подводит итоги третьего гейма!!!
Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»
Ведущий. В этом гейме обычно зашифровывается гость, но сегодня этой лошадкой будет один из вас. Наша «тёмная лошадка» носит имя, в переводе означающее «величайший», и она, эта лошадка, и правда, далеко не маленькая, косая сажень в плечах.
Ведущий. Эта лошадка вся во фразеологизмах: у неё язык без костей; она притча во языцех у учителей; если заговорит, то на всю Ивановскую; за двойки эту лошадку дома отец может разделать под орехи.
Ведущие. Так кто же это??? (Максим Попов, имя означает «величайший», он у нас крупный, чрезмерно разговорчивый!!! )
Вопросы от «тёмной лошадки». Если команды на вопросы не отвечают, то вопросы адресуются зрителям.
-
Первый конкурс «На загадку дай отгадку»:
Вопрос команде «Олимпийское спокойствие»: Это не бельё, а их часто развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не цветы, а вянут? (Уши)
Вопрос команде «Быть на чеку»: Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит в кармане? (Ветер)
-
Второй конкурс «Вопросы шутки»:
Вопрос команде «Быть на чеку»: Из каких фразеологизмов инопланетяне могли бы заключить, что у человека не пара ног, рук, глаз, ушей, а много? (Со всех ног, без задних ног, на все руки мастер, во все глаза, все уши прожужжать)
Вопрос команде «Олимпийское спокойствие»: Количество пятен на солнце, по свидетельству учёных, увеличивается. А есть ли на Земле пятна, число которых постоянно уменьшается? (Белые пятна, то есть неисследованные места)
-
Третий конкурс «Откуда родом фразеологизмы»?
Отвечает та команда, которая первая подняла руку. В какой профессии, отрасли используются фразеологизмы:
-
Земное притяжение, магнитная буря? (Физика)
-
Беговая дорожка, центр нападения? (Спорт)
-
Искусственное дыхание, проглотить пилюлю?(Медицина)
-
Шито белыми нитками, трещать по швам?(Портной, швейное дело)
4.Восстановите фразеологизмы. Предлагаются предметы - яблоко, нос, шляпа, ступа. Необходимо назвать фразеологизмы, связанные с этими предметами.
Жюри подводит итоги гейма «Тёмная лошадка»!!!
Ведущие. Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.
Ведущие. Так и наше время истекло. Наша игра закончилась. Пусть в вашей жизни будет как можно больше счастливых случаев и пусть вам будет недоставать только птичьего молока.
Подведение итогов конкурса, награждение, все получают угощение - конфеты «Птичье молоко».
Ж Ю Р И
Название
команды
Предста-вление
1 гейм
2 гейм
3 гейм
4 гейм
Итоги
Место
Олимпийское спокойствие
Быть начеку
-
Представление: объяснили фразеологизм-название - 1 балл, представили членов команды во фразеологизмах - 2 балла (итого - 3 балла максимально !)
-
1 гейм: 20 вопросов - за каждый правильный ответ 1 балл (итого - 20 баллов максимально!)
-
2 гейм: три первые вопроса по 2 балла за каждый вопрос + счастливый вопрос удваивает очки, четвертое задание-текст - 3 балла! (итого 11 баллов максимально!)
-
3 гейм: за инсценировку - 3 балла, за зашифрованные в картине фразеологизмы - 5 баллов (итого - 8 баллов максимально!)
-
4 гейм: 1 задание - 1 балл, 2 задание - 2 балла, 3 задание - 1 балл,
4 задание - 1 балл (итого 5 баллов максимально!)