7


  • Учителю
  • Торжество добра и человечности в повести А.С.Пушкина Барышня-крестьянка

Торжество добра и человечности в повести А.С.Пушкина Барышня-крестьянка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Торжество добра и человечности в повести

А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Прекрасная музыка души - это доброта

Ромен Ролан

Доброта - она превыше всех благ

М. Горький



Цели и задачи:

1) Изучение повести А.С, Пушкина «Барышня-крестьянка», умение работать с текстом произведения, показать внутреннюю связь литературы с изобразительным искусством.

2) Обогатить словарный запас, развивать творческое начало, развивать умение соотносить художественное произведение с графическим.

3) Воспитать бережное отношение к чувствам окружающих. Пробудить интерес к творчеству писателей XIV в. и чтению классических произведений.

Оборудование: использование ИКТ, гравюры художника Бакулевского, рисунки учащихся.



Ход урока



План урока

  1. Добрые отношения Лизы и Насти.

  2. Любовь Лизы и Алексея.

  3. Атмосфера повести.

  4. Связь повести с живописью.





  1. Слово о поэте

Мы много говорили об А. С. Пушкине. Изучали, анализировали его стихи, наслаждались сказками, читали повести. Пушкин велик и многогранен. Но какое бы произведение мы не брали, главная мысль писателя и поэта А.С. Пушкина - это доброта, гуманность, человечность.

Тема урока. Запись в тетрадях

Повесть Барышня-крестьянка» не является исключением. Добро и человечность торжествуют на страницах.

2. Словарная работа.

Прежде чем обратиться непосредственно к повести, давайте подумаем над значением слов:

Доброта

Гуманность

Человечность

Работать сегодня мы будем в микрогруппах. Каждый группе надо дать ответ на один вопрос.

Дети дают ответы.

Давайте посмотрим, какие определения дает Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре. Зачитываются слова со слайда.

Мы видим, что значения слов одинаковы.

Как называется такие слова? (Синонимы)

Повесть Барышня-крестьянка» не является исключением. Добро и человечность торжествуют на страницах.

3. Обратите внимание на следующие вопросы.

Что называется повестью?

Почему Пушкин «доверил» рассказать повести Ивану Петровичу Белкину?

Сколько историй рассказывает Иван Петрович Белкин?

Назовем их.

4. А сейчас обратимся к I и II пунктам нашего плана. Рассмотрим отношения Лизы и Насти, Лизы и Алексея.

Проявляются эти отношения в разных эпизодах повести. С одним из них нас познакомит ученица 8а класса, занявшая III место в пушкинских чтениях.

Чтение эпизода «Настя рассказывает о посещении Тугилова».

а) Вопросы к микрогруппам:

Что мы можем сказать о Насте?

Какой нам представляется Лиза?

Какие отношения были между девушками?

(Отношения Лизы и Насти равноправные. Это скорее отношения двух подруг. Причем обе схожи по характерам. Веселые, с чувством юмора, молодые. Лиза во всех своих проделках советовалась с Настей.)

б) Вопросы к микрогруппам:

Что еще выдумали девушки, чтобы Лиза не была узнана Алексеем?

Можем ли мы сказать о таких добрых отношениях Алексея Берестова к своим дворовым?

Был ли влюблен Алексей в Лизу по-настоящему?

5. Чтобы убедиться в искренности чувств Алексея, посмотрим фрагмент фильма, который был снят в 1995 г. режиссером Алексеем Сахаровым.

(Да, Алексей страстно влюблен в Лизу-Акулину. Последний эпизод - яркое тому свидетельство.)

Выразительное чтение последнего эпизода.

6. Повесть «Барышня-крестьянка» исполнена веселья, смеха, порой бесшабашного и озорного. Юные герои склонны к забавным проделкам.

Назовите сцены в повести, где проявилась веселая атмосфера.

Заговорческие беседы Лизы и Насти;

Свидание с Алексеем;

Переодевание Лизы в крестьянку;

Обед в доме Муромских, поведение Лизы;

Именины «поваровой» жены.

Невинные забавы составляют лейтмотив повести, создают общий фон действия. В атмосфере лукавых проделок и радостного смеха рождается и крепнет взаимная любовь Лизы и Алексея.

Может быть, эта лиричность, доброта увлекла известного марийского художника Александра Сергеевича Бакулевского.

II часть урока посвящена творчеству А.С. Бакулевского и его гравюрам.

А.С. Бакулевский - заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Марий Эл, родился в 1936 г. в г. Йошкар-Оле. В 1961 г. окончил Казанское художественное училище, а в 1967 г. институт живописи, скульптуры и архитектуры им Репина. Учился Бакулевский в мастерской Звонцова и окончил институт по специальности художник-график.

Его дипломной работой была серия ксилографий к повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

В течение всей своей творческой деятельности Бакулевский работал в сложной технике - ксилографии. И одной из ведущих тем художника является творчество А.С. Пушкина.

Бакулевский создал иллюстрации к таким произведениям Пушкина как: «Станционный смотритель», «Метель», а к повести «Барышня-крестьянка» художник обращался дважды. Первый вариант дипломная работа, а второй вариант был создан в 80-81 гг., кроме того была создана изящная, поэтическая серия «Музы поэта», где представлены портреты женщин, которым Пушкин посвящал стихи.

Художник постоянно совершенствовал свое мастерство в технике ксилографии. И во втором варианте графических иллюстраций к «Барышне-крестьянке» художник использует очень сложную технику ксилографии - двухцветную печать, т.е. печать с двух досок, когда каждой доске отдельно режется рисунок для определенного одного цвета.

Второй цвет в гравюре придает иллюстрации особую тонкость, изысканность и очарование, поистине передает поэтичность и красоту произведений Пушкина.

  1. Слово о художнике.

  2. Словарная работа

Графика - искусство, оперирующее линией и черно-белыми пятнами

Гравюра - печатная графика

Ксилография - гравюра на дереве.

  1. Анализ гравюр.

Теперь сравним две гравюры из этой серии. Если в первой работе мы видим на фоне незатейливого русского пейзажа - стоят взявшись за руки Лиза-Акулина и Берестнев. Вся композиция полна естественного безискуссного очарования, мягкие, изящные, линии передают настроение главных героев, а во второй гравюре мы видим момент объяснения Лизы и Берестнева, смятение, сложную гамму чувств передает линией и тоном. Сама поза Лизы более динамична, несколько кокетливо-жеманна и использует художник динамические штрихи, гибкие линии.

Общий эмоциональный настрой гравюры усиливает диагональное композиционное решение и фон, пышные драпирующиеся сложными складками тяжелые занавесы. Движение построено по двум направлениям: справа на лево и наоборот говорит о противоречивых чувствах героев.

Посмотрим на следующие две работы - одухотворенный, задумчивый образ Лизы Бакулевский создает всего несколькими линиями, изящная поза, белое платье и цветущие деревья передают поэзию и лиричность образа.

Совсем другое настроение чувствуется в следующей иллюстрации - более тверже, четкие линии рисуют будничное утро деревни, уплотняется и тональность гравюры.

Таким образом, если внимательно всмотреться в произведения, то можно понять каким средствами художник достигает того или иного эмоционального настроения композиции, что обычно зритель тонко воспринимает только визуально и эмоционально.

Д/з Нарисовать в технике графической на свое усмотрение или усадьбу Муромских или сюжетно-тематическую композицию к повести.

  1. Заключение.

Учителя: Ребята, как вы думаете, торжествует ли добро на страницах повести? Побеждает ли доброта?

Обратимся еще раз к словам известных писателей (эпиграфы).

Закончим урок словами Ф.И. Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет».

Почему любовь? Да потому что любовь и добро равнозначные понятия.

  1. Домашнее задание.

Чтение повести «Станционный смотритель».

Рисунок в двух цветах усадьбы Муромских.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал