- Учителю
- Использование технологии проблемного обучения на занятиях по литературе (из опыта работы)
Использование технологии проблемного обучения на занятиях по литературе (из опыта работы)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Тарасова Марина Николаевна, преподаватель
«Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед».
Френсис Бекон
Мы живём в изменяющемся мире, нуждающемся в педагогических инновациях. Предпосылкой инновационной необходимости является определённый социальный запрос общества, новые потребности и новые проблемы социума. Сегодня не студент приспосабливается к образовательной среде, а педагогический процесс адаптируется к уровням и особенностям развития современной молодёжи, изменяя содержание образования, рождая новые методы и методики, особенные личностно-ориентированные средства и формы обучения.
Инновационный потенциал педагогических новшеств глубок, благодаря чему каждый учитель может стать творцом, найти свою методику, отвечающую его личным качествам, позволяющую решать вопросы гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, учитывающую здоровьезберегающую направленность в организации урока.
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остаётся главной формой обучения. Эта форма многие годы и столетия определяла лицо школы, являясь её « визитной карточкой». Все попытки заменить урок другими формами, найти ему эквивалент, пока успеха не имели. Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет её социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и обучающихся.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и ещё не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелёгким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
Учитель всегда будет главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он - всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения этих знаний. Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности: появляются образовательные стандарты и на их основе обновлённые программы и учебники, внедряются информационные технологии. И тем более увеличиваются требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе образования. И нам с вами, чтобы быть интересными, надо этими качествами обладать в полной мере. Вот они эти качества личности учителя: способность перевоплощаться, обаяние « артистической стихийности», живость, острота, эспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравится; одухотворённость, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям.
На мой взгляд, педагогика должна быть вдохновляющей, внимательной, поддерживающей. Воспитание личности - это искусство. Где искусство - там талант, там сердце, там интуиция, там вдохновение…
Что ж, начинать урок пора!
Вдруг плач…А в чём причина?
Я не заметила Ирину,
Не заглянула ей в глаза,
Она к портфелю наклонилась,
Нарочно взгляд свой отвела…
И вдруг посыпались слова:
-Максим её обидел.
-Иринка сдачи вмиг дала…
А как? Кто это видел?
- Он « неумёхою» назвал
Иринку за работу,
Её тетрадки полистал,
Сказал плохое что-то.
- Стоп! - говорю сама себе.-
Не начинай урока…
Как равнодушье в класс вошло?
Зазнайство? Лень? Упрёки?
Беру Иринину тетрадь…
Бегут неровно строчки.
Не подчеркнула орфограммы
И пропустила точку.
Но знаю, здесь причина спешка!
Уроки музыки и хор,
Пропела два часа на сцене,
А ей в глаза такой укор?
- Талантами щедра природа,
Нам каждому досталось что-то:
Один поёт, другой рисует,
А третий… только критикует?
Опущены глаза Максима,
Он понял всё, он покраснел…
- Прости, Ирина…Я обидел…
Пойдём, я помогу тебе.
И на последней парте вместе,
Исправили ошибки все,
Довольные, сияют оба,
И в классе Равновесие!
Великий мыслитель Апшерони, живший много лет тому назад, когда-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если усердно не учатся сами». Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо не повторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывает этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом « педагогический».
Предмет « Литература» в цикле гуманитарных дисциплин занимает особенное место, так как всегда и во все времена была призвана формировать (развивать, совершенствовать) интеллект, духовный мир, чувства, нравственные качества обучающихся. Содержание этого предмета - уже «учебник жизни», не случайно говорят, что надо учить не литературе, а литературой, настолько ярко прослеживается воспитательный характер художественных произведений, закладывающих духовные, нравственные основы личности человека.
На учебных занятиях по литературе, где речь идёт о произведениях классической литературы 19-20 веков, необходимо, прежде всего, заинтересовать студентов в необходимости прочтения и дальнейшего обсуждения (анализа) произведения. И мотивация должна быть не только в конечном результате - положительной оценке на зачёте, но и в потребности духовного, эмоционального обогащения. Следовательно, перед преподавателем стоит важная задача - сформировать эту внутреннюю потребность читать не только программную, но и дополнительную литературу по теме. Огромная роль в формировании интереса к чтению и изучению произведений, конечно же, отводится преподавателю, который, являясь управленцем образовательного процесса, целенаправленно, планово организует этот процесс, используя эффективные деятельностные технологии и соответствующие им активные методы, приёмы, формы организации деятельности студентов. К такой технологии относится технология проблемного обучения, которую я применяю на своих занятиях.
Если в традиционном обучении используются преимущественно приёмы разъяснения, иллюстрации, описания, аргументации, то в проблемном - всесторонний анализ явлений, поиск истины. Проблемный урок опирается на логику последовательно создаваемых проблемных ситуаций путём постановки проблемных вопросов. Русская классическая литература 19 века - это, во многом, литература вопросов: Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н.Островского « Гроза»), Кому живётся весело, вольготно на Руси? ( по поэме Н.А.Некрасова), Почему Раскольников совершил преступление? Решение данных вопросов требует поиска информации в первую очередь в главном источнике - художественном произведении, а также соответствующих источниках информации по рассматриваемым вопросам. Результатом работы обучающихся по поиску информации становятся либо индивидуальные выступления с докладом, или подготовка опорных материалов для работы в группе. Такая индивидуальная работа оценивается по определённым критериям, а устная фронтальная работа студентов по тексту оценивается по критериям точности, оперативности поиска, аргументированности выдвинутых тезисов. Таким образом, преподаватель готовит студентов к освоению ОК 4.1 « Поиск информации».
Освоению ОК 4.2 « Извлечение и первичная обработка информации по аспектам извлечения информации по одному или более основаниям, систематизация её в рамках заданной структуры» способствуют приёмы структурирования материала урока. Такую структуру прежде всего задаёт преподаватель, который предлагает студентам в ходе анализа произведения распределять ответы на проблемные вопросы в виде таблицы или схемы. Например, чтобы решить проблему « Почему Раскольников совершил преступление» преподаватель проводит сравнительный анализ на доске - «задаёт структуру», которая в дальнейшей совместной работе наполняется содержанием.
Успешному формированию третьего аспекта « Обработка информации» 1 и 2 уровней: « выделяет в источнике информации вывод и/ или аргументы, обосновывающие определённый вывод, проводит аргументы в поддержку вывода» способствует также предварительная работа по разъяснению студентам критериев устного ответа, с которыми они знакомятся на первых занятиях литературы:
1.Полнота, глубина, содержательность ответа, соответствие теме.
2. Последовательность, логичность изложения материала: вступление, основная часть, заключение.
3.Аргументированность (использование текста (пересказ, цитирование), примеров, фактов).
4.Эмоциональность, грамотность, правильность речи, чёткость, убедительность изложения материала.
5.Самостоятельность в работе над темой ( использование дополнительной информации, высказывание собственных суждений).
6.Соблюдение регламента (3-5 минут).
Данные критерии помогают не только подготовить ответ, но и способствуют эффективной рефлексии и внешней оценке ответа самими студентами. Таким образом поэтапная работа с информационными источниками в поле решения проблемных вопросов и ситуаций позволяет обучающимся углублять свои знания по конкретному произведению, развивают умения решать проблему, применяя различные приёмы, формы, жизненный опыт, развивают компетенции в сфере работы с информацией (ОК 4), самоорганизации и самоуправления собственной деятельностью (ОК 2). Кроме того, на учебном занятии проблемного характера обучающиеся находятся в постоянном мыслительном процессе. Научить мыслить - вот то, к чему должен стремиться преподаватель. Ведь слова без мыслей - ничего не значат. Мне вспоминаются слова шекспировского героя: « Слова летят, а мысли тут, слова без мыслей не дойдут». В конечном итоге обучающиеся становятся соавторами в решении проблемных задач. Всё это приводит к положительным результатам: знания, полученные таким образом, становятся достоянием студентов, они глубже запоминаются и легко актуализируются, обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); решение проблемных вопросов при этом выступает своеобразным приёмом в развитии интеллекта; подобного рода урок повышает интерес студентов к содержанию дисциплины и способствует их дальнейшей успешной подготовке.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что студенту урок и в радость, и в пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, « зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Потому что в век космических ракет, компьютеров, Интернета, мобильных телефонов нашим подросткам по-прежнему нужны алые паруса, вера в доброе и вечное - это фантазия и созидание, открытие мира и способ общения с ним, это духовное самопознание и самосовершенствование ребят. Давайте поможем этому случиться.
Библиографический список:
1.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: педагогика грамотного развития.- М.,2010.
2.Педагогические технологии: эволюция понятия.- М.: Издательство «Просвещение», 2009
3.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Формирование общих компетенций в системе довузовского профессионального образования.- Самара:ЦПО, 2011.-320с.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Издат-ий центр « Академия», 2008.