7


  • Учителю
  • Урок по литературе для 7 класса 'Карело-финский эпос 'Калевала'.

Урок по литературе для 7 класса 'Карело-финский эпос 'Калевала'.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока по литературе 7 класс


Тема урока: КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА»


С нынешнего дня вовеки

По утрам вставай ты, солнце,

Каждый день приветствуй счастьем,

Чтоб росло богатство наше,

Чтобы шла добыча в сети,

Чтобы в руки шла удача!

Совершай благополучно

Свой урочный путь по небу,

В красоте кончай дорогу,

Отдыхай с отрадой ночью!

«Калевала»

Цели урока:

- познакомить учащихся с финно-угорским эпосом «Калевала», заинтересовать

семиклассников чтением этого эпоса и историей предков карел, финнов и других финно-угорских

народов, живущих на территории современной России;

- раскрыть перед школьниками художественное своеобразие эпоса «Калевала»;

- закрепить знания учащихся о содержательных и художественных отличиях мифов и

легенд;

- формировать воссоздающее воображение учеников;

- работать над умением учащихся образно, кратко и красиво пересказывать прочитанное

и услышанное, устно создавать картину или портрет.

Форма урока: урок с творческими заданиями, словом учителя и беседой по прочитанному.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Работа с эпиграфом.

- Нравится ли вам эпиграф к уроку? Как вы полагаете, почему?

- Что он вам напоминает?

(Конечно же, это часть песни-восхваления богу Солнцу.)

- Какие художественные приемы мы можем выделить в этом отрывке?

Олицетворение: «По утрам вставай ты, солнце,/ Каждый день приветствуй

счастьем...»' «росло богатство», «шла добыча» и т. д.


Олицетворение, прозопопея от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю) - особый вид

метафоры: перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.

В данном эпиграфе к уроку перед нами явное отождествление явлений природы, реалий

быта с деятельностью людей по принципу сходства. Олицетворение - это целый образ,

складывающийся из отдельных словесных метафор. Этот образ в художественном произведении имеет самостоятельное предметное значение. Обращение к солнцу как живому существу предполагает, что солнце может вставать, ходить по небу и заходить вечером за горизонт, после чего отдыхать «с отрадой ночью». Метафорические словосочетания складываются в единый, полновесный и как бы ощутимый образ.

Итак, мы с вами вспомнили хорошо нам известное теоретико-литературное понятие -

прием олицетворения. Запишем его в наши тетради по литературе и будем использовать при дальнейшей работе с текстом:

Изображение явлений природы и неживых предметов как живых существ называется

олицетворением.

Давайте еще раз выразительно прочитаем эпиграф к уроку и проанализируем его.

- Для чего древние сказители использовали именно этот художественный прием?

(Картина Мира оживала, а зрители видели все, о чем пелось, ярко, образно и объемно.)

- Верили и сказители, и слушатели или нет в то, о чем пелось, в то, что Солнце

действительно живое и ходит по небу?

Безусловно, перед нами фрагмент обрядовой песни какого-то древнего народа. Народ этот

явно исповедовал многобожие, поэтому олицетворял все вокруг. Следовательно, и прием

олицетворения не был тогда чисто художественным приемом: люди именно так и воспринимали жизнь, окружающий мир.

- Можно ли по данному тексту определить, чей это эпос, какого народа и примерно

когда был создал?

Перед нами перевод, перевод на русский язык, поэтому он сделан по образу и подобию

языческих песнопений древних русичей и славян. Но можно сделать общий вывод.

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Мировосприятие древних народов во многом сходно, так как эти народы жили в едином

мифологическом пространстве, олицетворяя все сущее, обожествляя явления природы, животный и растительный мир. Мы помним, что «язычество - это комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий», и эти верования, часто заимствовались близкородственными и соседствующими народами, переплетались между собой. Из сохранившихся эпических повествований, мифов и легенд мы часто черпаем сведения о тех народах, чьи мифы до нас не дошли. Так, из древнего финно-угорского эпоса «Калевала» мы узнаем много интересного и о скандинавских народах, чей эпос сохранился, и о славянах, жавших на территории современной России, чьи мифы до нас не дошли, а легенды трансформировались в богатырский эпос - былины.

2. Слово учителя.

Предки карел и финнов жили в древности по соседству с предками русичей, племенами

иж рой и водью, и потомками варяжских завоевателей, осевших на северных землях. Эти земли тогда назывались Ингерманландией или, позднее, Ингрией. Ингрия - это Ижорская земля русских летописей (показываем на современной географической карте примерные границы этой земли), вошедшая в состав Новгородского государства. Поэтому с полным правом можно сказать, что многое в мировосприятии финно-угорских и русских народов было сходно. Мифы и легенды славянских и финно-угорских народов дополняли друг друга, более того, они были понятны и близки соседям, не вызывали у них чувства отторжения.

В течение многих столетий народ Финляндии и Карелии складывал эпические и

лирические песни, известные теперь всему миру, - карело-финский эпос «Калевала». Из века в век пели в народе руны - отдельные песни с завершенным сюжетом, из которых и состоит весь эпос - о Сотворении мира, об изначальном океане, из которого все мы вышли, о Космосе, частью которого мы являемся. Таковым было мировоззрение древних финно-угорских народов. Таковым оно долго оставалось и в Финляндии, и в Карелии, и на территории России. Еще на рубеже ХIХ-ХХ веков на праздниках и народных сходках садились двое певцов друг против друга и, взявшись за руки, заводили песнь о происхождении Земли, страны Калевалы, ее сынов и дочерей. Дети слушали эти руны, запоминали их, а потом передавали своим детям, как память народную, как истинную историю, как красивую сказку о том, что было или могло быть.


3. Чтение рун из финно-угорского эпоса «Калевала».

  • «О том, как родился Вяйнемейнен»,

  • «На полях Калевалы вырастает хлеб»,

  • «И лмаранен выковывает чудесную мельницу Са мп о».


4. Беседа по прочитанному, слово учителя и словесное рисование.

- Слышали ли вы раньше о «Калевале»? Читали ли ее?

- Как вы думаете, был ли похожим взгляд на мир двух соседних народов - финно-

угорских и славянских? Объясните почему.

- Почему, несмотря на территориальную близость, мифы древних славян и предков

карело-финнов отличались друг от друга, были самобытными?

- Расскажите, чем миф отличается от реальности. Почему до сих пор в Карелии и

Финляндии, на севере Российской Федерации, в Республике Коми и на Волге (мордва, чуваши и другие народы) любят слушать старинные руны, не отражающие реальную действительность? Древние предки угро-финского народа пришли на Карельский перешеек в I тысячелетии нашей эры. Затем они продвинулись на север и северо-запад Европы, а часть племен добралась до Скандинавии. Некоторые угро-финские племена осели на севере теперешней России (карелы, коми, мордва), а другие - на Волге (мордва, чуваши). Суровый климат этой древней земли наложил свой отпечаток на быт и нравы народа, до сих пор славящегося своим сдержанным характером и немногословием. О суровой красоте этого края и рассказывает нам эпос «Калевала».

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Жива довольно далеко друг от друга, финно-угорские народы ощущают свою генетическую и историческую общность прежде всего благодаря общей, единой памяти народа - своему эпосу.

- Первое повествование - «О том, как родился Вяйнемейнен» - является мифом или

легендой? Какие черты мифа вы можете выделить в этом повествовании?

- Есть ли черты сходства между Илматар, праматерью карело-финского народа, и

славянской Макошью? Аргументируйте свой ответ.

- Вспомните, какие существуют виды мифов. К какому из них можно отнести только что

прочитанные руны из «Калевалы»? Если к нескольким видам, то аргументируйте свой ответ

цитатами из текста самого эпоса.

- Какие особенности устного народного поэтического творчества ярко проступают в

этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста.

- Чем характерна речь повествователя? К какому типу речи ее можно отнести и почему?

- Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, присущие устному

поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их.

- Попробуйте пересказать миф о том, как родился Вяйнемейнен, сохраняя не только его

содержание, но и стиль речи.

- Давайте мы с вами попробуем составить слов есный портрет Вяйнемейнена. Какие

черты его внешности, на ваш взгляд, являются главными, а какие - второстепенными? Какие

черты его характера обязательно надо отобразить в словесном портрете?

- Можно ли утверждать, что Вяйнемейнен - это собирательный образ целого народа?

Докажите это. Сформулируйте своими словами понятие собирательный образ.

- Легендарный кузнец Илмаринен тоже образ собирательный. Как вы думаете, какие

черты финно-угорского племени он олицетворяет и почему?

- Какие силы олицетворяет собой образ кузнеца Илмаринена? Докажите это.

Кузнец Илмаринен - собирательный образ трудового и духовно богатого угро-финского

народа, издавна стоящего на стороне светлых сил - «светлого мира». Именно поэтому кузнец и выковывает волшебную мельницу Сампо, которая должна осчастливить весь народ. Ведьма

Лоухи, будучи представителем «темного мира», присваивает мельницу, чтобы обездолить

финский народ. Борьба темных и светлых сил характерна для всего эпоса «Калевала», постоянно демонстрирующего победы сил добра.

- Если вы читали эпос «Калевала» самостоятельно, то подготовьте устный рассказ о

прочитанном: что понравилось и запомнилось; что показалось странным или неприемлемым; что особенно впечатлило и почему; какие герои показались знакомыми, узнаваемыми, на кого

хотелось бы походить.

5. Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ о расселении финно-угорских и славянских народов в древности,

об их быте и нравах.

2. Читать эпос "Калевала" в детском варианте.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал