7


  • Учителю
  • Урок литературы 'Художник жизни' (10 класс) по творчеству А. П. Чехова

Урок литературы 'Художник жизни' (10 класс) по творчеству А. П. Чехова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок-конференция " Чеховские чтения "

Тема. Художник жизни ...

Цель: Показать своеобразие тематики произведений А. П. Чехова.

Задачи:

1. Привить интерес учащимся к произведениям А. П. Чехова.

2. Показать роль художественных средств в раскрытии темы произведения.

3. Развить навык работы с художественным текстом.

Оформление

Портрет писателя, цветы в вазе у портрета, высказывания о писателе, его творчестве, выставка книг, индивидуальные карточки, тексты произведений А. П. Чехова.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, нетрадиционный для школы. Форму я выбрала неслучайно. Ежегодно в г. Таганроге, на родине А. П. Чехова, проходят чеховские чтения в память о писателе, подарившем миру (ибо значение Чехова всемирное) свое творчество, достоинства которого, говоря словами Толстого, в том, что "оно понятно и сродни не только русскому, но и всякому человеку вообще".

И я решила провести у вас чеховские мини - чтения, посвятив им 2 урока, цель которых - показать многообразие тематики произведений А.П. Чехова. (Она записана на доске).

Образец индивидуальной карточки участника конференции

Докладчик, тема

Основные тезисы выступления

Примечания



Работаем мы сегодня творческими группами, каждая из которых готовила сообщение по заданному произведению. Кроме выступающего - докладчика мы рады будем выслушать дополнения, вопросы, если они имеются. Также перед каждым из вас лежит "Индивидуальная карточка участника конференции", в которой вы выскажете свои суждения, мысли по поводу услышанного (с подобной работой вы уже знакомы). Оцениваться будет работа каждого.


Мне бы хотелось также обратить ваше внимание на эпиграфы к сегодняшнему уроку.

"Равнодушие - страшный грех"

"В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли"

А. Чехов

"Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле"

А. Чехов

"Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть'

А. Чехов.

"Тут дьявол с богом борется, а поле битвы сердца людей"

Ф. М. Достоевский .

"Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человек".

Саади.

"... Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы".

А. Чехов

Выберите для себя тот, который, на ваш взгляд, больше всего подходит к услышанному сегодня.

Итак, предоставим слово выступающим. И открывает нашу конференцию … с докладом о самом любимом рассказе писателя "Студент ". Мы с вами на предыдущем уроке говорили о том, что современники очень часто и незаслуженно обвиняли А.П. в безыдейности и пессимизме. "Какой же я пессимист, - отвечал писатель, - если рассказ "Студент" - мой любимый рассказ".

Попробуем вместе разобраться, чем же так дорог писателю его "Студент " - рассказ и студент - герой.

Выступление докладчиков (основные тезисы докладов)

1. Чеховское миропонимание и мироощущение в рассказе "Студент"

Существует много догадок о том, почему Чехов больше всех своих рассказов любил "Студента", а героя - студента - больше всех своих героев. Думаю, потому, что в отличие от прочих "чеховских людей", двадцатидвухлетний персонаж этого рассказа не верит в улучшение жизни и через тысячу лет, а смысл человеческого существования усматривает не в конце человеческой истории, а в ее начале.

В собрании сочинений рассказ занимает неполные четыре страницы, но при этом наполнен глубоким смыслом. На первый взгляд, сюжет весьма прост: возвращаясь домой, молодой студент встречает на огородах двух вдов: мать и дочь. Происшедший между ними разговор, связанный с библейской тематикой, производит глубокое впечатление на героев и читателей. Почему? В этом несложно разобраться при более внимательном прочтении текста.

Три точки отсчета в человеческом поведении - подлость, героизм, норма - обсуждаются в разговоре студента Ивана Великопольского с крестьянками Василисой и Лукерьей. Чехов точно, ненавязчиво подключает и читателя к этому разговору: "Поговорили", - пишет он и ставит точку: разговор был бескорыстный - студент вдов не "агитирует", да и им от него ничего не нужно. Просто люди встретились... Представители одной и той же культуры:

  • Небось, была на двенадцати Евангелиях?

  • Была, - ответила Василиса.

А стало быть, есть у Василисы в ее житейском активе некие точки отсчета, жизнеспособные символы. Такой человек не станет в житейском отчаянии бесконечно катиться вниз, ибо знает, что все равно невозможно пасть ниже Иуды (подлость). Он не будет в суетной гордыне бесконечно стремиться вверх, ибо знает, что все равно невозможно подняться выше Христа (героизм страданий, бесконечное самопожертвование). С мудростью и реализмом будет относиться он к подъемам и провалам в своей жизни.

Студент напомнил Василисе и Лукерье лишь сюжет из Евангелие - эпизод с Петром. В точности, без каких либо изменений процитировал он диалог Иисуса и Петра. (Текст). Затем Иван пытается как бы поставить себя на место Петра и тем самым продолжает процесс "психологического вчувствования": "...а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот - вот на земле произойдет что-то ужасное шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били".

Чеховский герой сам не заметил, как увлекся, стал домысливать подробности за евангелиста, как, передавая всю степень отчаяния Петра, нечаянно перешел на язык человека своего времени, тоскующего по ощутимо близкому, но и безнадежно утраченному идеалу. Именно в этот момент Чехов впервые отмечает проблеск внимания и понимания слушательниц: "Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента".

Чехов сумел задержать наше внимание на той проблеме, которая представлялась ему единственно важной, ибо из всех философских проблем наиболее часто и настойчиво ставится им вопрос не о силе человека, а о его бессилии. Вопрос общечеловеческий, а потому и философский, дающий главное содержание творчеству А. П. Чехова - вопрос о нравственной слабости, бессилии добра в душе "среднего" человека.

Но если этот вопрос - разрешимый, то и жить человеку легче. Он не станет сильнее, но он будет знать, на что направить силы. "...Если она заплакала, - думает студент о своей собеседнице - крестьянке, - то, значит, все происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...". В этот момент Чехов использует очень важную деталь: заставляет своего героя увидеть свет "одинокого огня" на вдовьих огородах, только теперь для этого ему нужно оглянуться назад. Он продолжает свой не веселый путь в сумрачном мире, но отныне он твердо знает, что "прошлое... тесно связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой". Неискушенному читателю чего-то не хватает в этой цепи: прошлое, настоящее... А будущее? А будущее исключено из чеховского мира. В нем мысль о будущем возможна лишь как развитие ощущения настоящего: либо все эти ужасы были, есть и будут (как представляется герою в начале рассказа), либо "чувство молодости, здоровья, силы" прямо сопряжено с "невыразимо сладким" ожиданием счастья (в финале).

Идея рассказа даже грамматически отнесена к прошлому: "правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворце первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле".


Есть ли у творческой группы дополнения, вопросы ?

(выступления , вопросы учащихся ).

Говоря о Чехове как о писателе, нельзя забывать о том, что он был одним из писателей 2 половины 19 столетия. И его творчество, безусловно, соприкасалось с творчеством других художников слова: Короленко, Щедрина, Гаршина, JI. Толстого. О традициях последнего в творчестве А. П. Чехова в своем выступлении расскажет …

2. Традиции JI. Толстого в рассказе А. П. Чехова "Нищий". (Роль детали в рассказе.)

В рассказе "Нищий", написанном Чеховым в 1887 году, мысль о важном значении сердечности в отношении между людьми, столь любимая Толстым, выражена наиболее полно и подчеркнуто.

Присяжный поверенный Скворцов - человек порядочный, с твердыми правилами, до глубины души возмутившись враньем, к которому прибегал пьяница Лушков, выпрашивая подаяния, крепко отчитал его, а потом предложил работу - колоть дрова. Когда в конечном счете Лушков бросил пьянство и начал трудовую жизнь, Скворцов был убежден, что он исправил и поставил Лушкова на ноги. Однако, как выяснилось, это совсем не так.

На первый взгляд и читателю все ясно: пьяница благодаря внушениям умного, рассудительного человека одумался и стал добропорядочным гражданином. Но это только внешняя сторона дела. Чехов не был бы Чеховым, если бы все было бы так просто, и финал рассказа тому подтверждение.

Завязка рассказа весьма тривиальна: пьяный проситель рассказывает очередную легенду о своем несчастном существовании, окончательно запутывается в своем вранье, чем и вызывает чувство гадливости у порядочного человека - героя рассказа Скворцова. (Текст)

Чехов словно невзначай акцентирует наше внимание на одной весьма важной детали: "Так любил и ценил в себе самом...". Согласитесь, есть в этом что то напускное, ложное, далекое от искренности.

И дальнейшее развитие действия - тому подтверждение. Присяжный поверенный Скворцов предлагает помощь бедняку. Но так ли уж от чистого сердца идет стремление Скворцова помочь незадачливому просителю? Обратимся к тексту. "Скворцов заторопился и не без злорадства, потирая руки, вызвал из кухни кухарку..." и далее "Скворцов поспешил в столовую, оттуда было лучше видно, что происходило во дворе". Глаголы, употребленные в данном отрывке, передают некую нездоровую динамику, отрицательное значение которой усиливается сочетанием "не без злорадства". Вряд ли человек, искренне сочувствующий и способный к состраданию, может испытывать то, что чувствует Скворцов в данной ситуации.

Весьма важная деталь в рассказе - эпитеты, которыми награждается Лушков: лжеучитель, лжестудент и чаще всего - оборвыш. Нельзя не заметить, что "оборвышем" мысленно называет героя Скворцов, и в этом, как нельзя лучше, проявляется его отношение к несчастному.

Кроме того, создается впечатление, что герой не прочь был бы увидеть нерадивое отношение к труду "оборвыша" как доказательство своей мысли. (Текст)

На какой-то миг в Скворцове просыпается совесть. (Текст)

Для себя, для собственного самолюбия Скворцов выполнил долг человека: дал работу нуждающемуся, наставил оного на путь истинный. Но при этом ни разу не поинтересовался качеством выполненной работы. Ему это уже не нужно. Свое благодеяние он совершает для себя, хорошего, любимого и уважаемого. Неслучайно Чехов заостряет наше внимание на детали: Скворцов всегда смотрит на работу Лушкова из окна, никогда не приближаясь к месту действий. Он наблюдатель, причем пассивный. А предложенная в итоге Лушкову работа переписчика согревает душу самому хозяину. (Текст)

Совершенно неожиданная, на первый взгляд, развязка рассказа запрограммирована Чеховым, здесь он идет вслед за Толстым. Воскресение Лушкова происходит не под влиянием рассудочной неправды Скворцова, а благодаря состраданию, искреннему сочувствию кухарки Ольги. И опять писатель заостряет наше внимание на детали: самовлюбленный Скворцов видел в Ольге только злое создание (не случайно обилие эпитетов "злой", "злая", "со злостью" в описании действий кухарки, наблюдаемых героем из окна столовой). (Текст) Истинная суть простой русской женщины ему так и осталась неведома, но для Лушкова она "добрая, благородная" женщина, спасшая его загубленную жизнь. (Текст).

Правда оказывается на стороне внешне нелепого и несуразного. Чехов нас подводит к мысли, быть может, одной из самых главных в жизни: внешне неразумные, нелепые поступки оказываются действенными, так как они идут от сердца, а даже основанные на добрых намерениях, - бесплодными, так как они лишены внутренней правды.

После прочтения рассказа остается чувство некоторой опустошенности, невольно задумываешься: так ли мы живем, правильно ли поступаем, так ли уж мы правы, пытаясь постичь истину одним лишь разумом.

Пожалуйста, дополнения, замечания, у творческой группы.

Читая и перечитывая рассказы Чехова, невольно ловишь себя на мысли о том, что подвиг Чехова - человека не в том, что он видел человеческие пороки во всем их многообразии, и даже не в том, что говорил об этом на страницах своих произведений, ярко, эмоционально, с душевной болью, а в том, что нашел в себе силы жить, осознав и приняв окружающую его действительность.

Совершенно особое место в его творчестве занимает книга "Остров Сахалин", об истории ее создания мы говорили на предыдущем уроке. В ней как нельзя лучше отразилась гражданская позиция писателя. Одной из тем, поднятых в сборнике писателем, является проблема социальных истоков уголовных преступлений в России.

3. Проблема социальных истоков уголовных преступлений в рассказе "Бабы".

На первый взгляд кажется, что рассказ "Бабы" никак не соотносится с поездкой Чехова на Сахалин, с каторжной жизнью острова. Но с другой стороны, именно этот рассказ кровно связан с сахалинской тематикой, ибо в нем предстает будничная жизнь, таящая драму, участники которой и пополняют ежечасно каторжные тюрьмы.

По своему жанровому своеобразию "Бабы" - это рассказ - сценка. Он поражает своей простотой и той особенной чеховской сдержанностью, которая так ярко и беспощадно подчеркивает неумолимую жестокость, полную нравственную одичалость изображаемой среды.

В рассказе переплетаются две сюжетные линии, казалось бы, совершенно не взаимосвязанные друг с другом. История первая заслуживает особого внимания, потому что в ней как нельзя лучше видны истоки уголовных преступлений. Она весьма банальна, но именно в своей банальности особенно жестока. Рассказывает ее деловой, серьезный и знающий себе цену мужчина лет тридцати. Действие в рассказе происходит жарким и душным вечером, подобная духота царит и в душах героев Чехова. Мы узнаем о том, что лет десять тому назад вступил он в преступную связь с Машей - солдаткой, жившей по соседству. Их связь была долгой и практически открытой. Но вот внезапно возвращается муж, и Матвей Савич отправляет несчастную женщину, словно использованную и ненужную вещь, назад законному супругу. Чехов с реалистичной жестокостью обнажает ханжескую сущность своего героя: "Муж и жена - единая плоть...".

Физически и нравственно истерзанная женщина доведена до каторжной тюрьмы. Не выдержав душевных мук и избиений, она явилась причиной гибели своего мужа и прокляла своего мучителя, который испортил ее жизнь, предал ее чувства и надежды, обвиняя в преступлении, которого она, быть может, и не совершала - в отравлении мужа.

Чехов - реалист мастерски срывает маску добропорядочности со своего героя, читатель невольно обращает внимание на речь Матвея Савича, изобилующую высокопарными фразами: "Горный Иерусалим, прожили великолепным образом, пришла беда - отворяй ворота". Он в них рядится, будто в пестрые одежды, но суть его проглядывается в его отношении к Кузьке. "При окрике благодетеля..."

Вторая сюжетная линия в рассказе является как бы обратной стороной истории первой. Она связана с судьбой двух женщин - невесток хозяина постоялого двора. Именно у них история матери Кузьки вызывает сочувствие к бедной женщине и жалость к сироте. Эти женщины тоже несчастны, брошены мужьями, их используют в семье свекра как рабочую силу. Но разница меж ними в том, что одна - Софья - смирилась со своей участью, тяжелой долей, а другая - Варвара - протестует как может, изменяя мужу при каждом удобном случае. "Я молодая ..."

Она не боится греха, и, видно, ей жизнь настолько опостылела, что не страшит и Божий суд. Более того, в ее голове зарождается страшная мысль о двойном убийстве: свекра и мужа, чтобы освободиться от гнета, жестокости и несправедливого постоянного унижения.

Так в рассказе Чехова борьба за простое человеческое счастье, за элементарную человеческую свободу оказывается осененной зловещей тенью каторги. Трагизм положения в том и состоит, что каторжные кандалы грозят именно незаурядным людям, которые не мирятся с ложью, грязью и неволей, стремятся к свободе и счастью. Именно к этим выводам пришел писатель в своем сахалинском путешествии.

В рассказе "Бабы" А. П. Чехов поднимает вопрос о положении женщины в обществе, где ее права всячески ущемлены и интересы не защищаются ни при каких условиях. Позиция Чехова - гуманиста весьма определенна: он всем сердцем на стороне обездоленной русской женщины, именно поэтому так ярко смотрятся его героини, несмотря на скудную портретную характеристику. Но в отличие от героев - мужчин эти образы яркие, запоминающиеся.

Рассказ "Бабы" - одно из немногих сахалинских произведений, в котором автор исследует социальные истоки уголовных преступлений.

Спасибо. Вопросы. Дополнения.

Работа наша с вами не закончена на этом уроке, она будет продолжена. Цель, поставленная перед вами, перспективная. Сегодняшний урок - начальный этап в ее достижении. Но все же подведем итоги:

  1. Каковы же темы, проблемы, затронутые А. П. Чеховым в своих произведениях?

  2. С помощью каких художественных средств писатель достигает наиболее полного раскрытия тем? (Какие художественные средства имеются в арсенале Чехова - мастера слова).

Думаю, что вы получили представление о своеобразии тематики произведений Чехова, о его философских взглядах, мироощущении. Надеюсь, что сегодняшний урок не канет в Лету, и после него ваши имена пополнят ряды почитателей таланта А. П. Чехова.

На уроке получили отметки: ...

Домашнее задание: прочитать "Ионыч", обратить внимание на роль детали в рассказе.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал