- Учителю
- Вне классное занятие. Литературная гостиная (7 класс)
Вне классное занятие. Литературная гостиная (7 класс)
Литературная гостиная в 7 классе
Цель: способствовать расширению читательского кругозора, сценического мастерства; прививать навыки уважительного отношения к литературе; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, костюмы.
Диалог трёх учеников.
1-й. Наконец-то домой. Еле отсидел все уроки.
2-й. А что случилось?
1-й. Да дел по горло! Не видишь, что ли? Погода зовёт!
2-й. И меня зовёт. Сейчас быстренько уроки - и на каток.
1-й. В том-то и дело, что мне ещё к деду надо сгонять, коньки подточить.
2-й. Кирилл, а ты что не спешишь?
3-й. Мне ещё книгу надо в библиотеке сменить.
1-й. Опять доклад?
3-й. Да нет, художественную, для души.
2-й. И чем мы интересуемся? Сказочки? «Колобок»?
3-й. Зачем же? Литература - это целое море книг. И каждая как хороший добрый друг. Да что я объясняю? Лучше вот из Горького прочту: «Какой великий праздник - хорошая, правильная книга…
Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял её необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и - не пропаду!»
1-й. Ну, счастливо тебе не пропасть!
2-й. Да, мы тоже вдвоём, даже вчетвером: с коньками.
3-й. А я всё-таки в библиотеку, но сначала загляну в литературную гостиную, сегодня интересная игра намечается и пятёрку можно получить.
1-й. Стой! Пятёрку говоришь? Мне она тоже не помешает.
2-й. И мне не помешает.
3-й. Тогда идёмте скорее. Место надо успеть занять.
Учитель:
Мои юные друзья!
Сегодня в этом зале
Вам будет некогда скучать.
Л.Н. Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают часто, что художественное произведение составляет одно целое, потому что в нём действуют одни и те же лица, потому что всё построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю: цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».
Продолжим наше путешествие и встретимся с героями изученных произведений.
-
Чей это портрет?
«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною».
а) лесник;
б) барин;
в) прохожий мещанин;
г) мужик-вор.
2. Чей это портрет?
«Я увидал… мокрого, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой, испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены… Его подёргивало, словно лихорадка его колотила…»
а) лесник;
б) барин;
в) прохожий мещанин;
г) мужик-вор.
1 - й ведущий. Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы - сначала физической, потом моральной - не только выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубляет психологические образы. Автор подчёркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.
Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, измождённого барщиной, полуголодным существованием. Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.
Тургенев при помощи ярких художественных деталей показывает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крестьянина.
Инсценировка эпизода из рассказа «Бирюк»
Учитель. Продолжаем наше путешествие по литературной стране.
Сергей Махотин
ДВА ДНЕВНИКА
В воздухе пахнет грозой!
Но пока
Намертво спрятаны два дневника.
В первом,
Который под шубой лежит,
Красная двойка от гнева дрожит.
Тайна, записки, прогулка к реке -
Всё это есть во втором дневнике.
Только никто никогда не найдёт
Этот потрёпанный синий блокнот.
Будет чуть позже записано в нём:
«Двойка.
Признался.
Наказан ремнём.
Десять часов я не виделся с ней…
Ночь.
До каникул четырнадцать дней!
2-й ведущий. Алина, по-моему, прозвучало стихотворение о любви.
1-й ведущий. Да, именно эта тема привела к трагедии в семье в произведениях:
А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М.Ю. Лермонтов «Песня… про купца Калашникова».
2-й ведущий. Вопреки устоявшемуся жизненному сюжету (обман доверчивой бедной девушки богатым повесой), с Дуней происходит «чудесное» превращение: Дуня стала богатой и любимой, стала прекрасной барыней. Но произошло невольное предательство отца: его не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Дочь Самсона Вырина приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним.
В конце повести Дуня явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Блудный сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощён им, а Дуня опоздала, прощения отца она не получила.
1-й ведущий. А в произведении «Русские женщины» Н.А. Некрасова жёны многих декабристов отправились за ними в Сибирь, некоторые последовали не за мужьями, а за женихами. Подвиг декабристок произвёл впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига усиливалось потому, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому положению приравнивались к крестьянам.
Инсценировка эпизода из поэмы «Русские женщины»
2 - ведущий. А я хочу познакомить вас с притчей:
"Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди, собери до единой пушинки". На это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"" (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
Учитель: Итак, в чем смысл притчи?
Ученики: В силе слова. Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом можно и посеять зло, отравить душу, ранить.
Учитель: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам Богом. Подумайте и скажите, какое значение имеет слово «добрый» в приведённых предложениях из повести, название повести и автора назовёте сами.
а) «Смотрите, добрые люди, одурел старый! Совсем спятил с ума!» - говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных детей своих.
/Относящиеся к другим с расположением, проникнутые сочувствием к ним, готовые помочь, отзывчивые./
б) Добрый будет козак! /Бесстрашный, хороший./
в) Ваша нежба - чистое поле да добрый конь, вот ваша нежба! /Очень хороший,
отличный, резвый./
г) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.
/Нужное, полезное людям/
Поэтическая страница / выразительное чтение прозаических произведений/
- А.И. Солженицын. «Озеро Сегден» - Маняхина Галина
- А.Н. Толстой. Отрывок из рассказа «Русский характер» - Золотухина Дарья
Рефлексия.
-
Вам было полезно побывать сегодня на занятии?
-
Что привлекло большее внимание?
-
Что-то новое открыли для себя?
-
Какими надо быть читателями?