7


  • Учителю
  • Традиции русской поэзии 19 века в лирике И. А. Бунина

Традиции русской поэзии 19 века в лирике И. А. Бунина

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: На рубеже ХХ века, когда пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло «новое» символистское направление в поэзии, стихи И.А.Бунина могли бы показаться живым анахронизмом, устарелым, не соответствующим условиям современности явлением. Однако это была поэз
предварительный просмотр материала

Традиции русской поэзии XIX века в лирике Ивана Алексеевича Бунина.

Цель: Помочь учащимся увидеть в лирике поэта тонкость восприятия жизни, поэтизацию

исторического прошлого.

Развитие навыка анализа лирического стихотворения.


Ход урока.

1.Опрос-повторение.

- Каким человеком представляется вам И.А.Бунин? Почему?

- Просмотрите записи предыдущего урока.

Как была отмечена современниками Бунина его поэзия?

- Воспроизведите высказывания о поэтическом даре И.А.Бунина.

2. Усвоение нового материала.

На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется

как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую

традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец

благородства и простоты…

Ю.И.Айхенвальд

Бунин - первоклассный поэт…Его стихи до сих пор не

оценены.

К.Г.Паустовский.1961г.

1). Слово учителя.

На рубеже ХХ века, когда пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло «новое» символистское направление в поэзии, стихи И.А.Бунина могли бы показаться живым анахронизмом, устарелым, не соответствующим условиям современности явлением. Однако это была поэзия истинная, идущая от непосредственных, первичных впечатлений.

Ю.И.Айхенвальд дал высокую оценку поэзии И.А.Бунина (зачитать эпиграф).

Критик определил поэзию Бунина как «спокойную» поэзию, в которой «послушны и нежные, и стальные слова. Она «не горит и не жжет», это «поэзия опустелой комнаты, грустящего балкона, одинокой залы». Айхенвальд подробно анализирует бунинскую философию: «из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времен и миров». Бунин верит солнцу…он знает, что «неиссякаемы родники вселенной и неугасима лампада человеческой души».

И дверь распахну я на солнечный блеск

Для новой работы, для нового счастья! -

писал Бунин в 15 лет. Вся его поэзия распахнута на солнечный блеск. Блеск превращается в глагол, в прилагательное. Поэту видится алмазный блеск березняка, янтарный блеск свечей, синий блеск звезд, то блеск пурпурный, то веселый, то стеклянный, то пустынный.

- Давайте проследим за тем, как проходит «блистающая волна» в описании природы в стихотворении Бунина «Листопад».

2). Получивший индивидуальное задание ученик анализирует стихотворение.

3). Беседа.

- Каким предстает перед нами Бунин - поэт?

- В чем особенности его пейзажной лирики?

- Как воспринимаются взаимоотношения между поэтом и лирическим героем, между

поэтом и читателем?

Бунин одухотворяет природу (осень - «тихая вдова»). Поэт приглашает читателя стать свидетелем прекрасной гармонии в природе: «прислушайся», чтобы услышать «листика шуршанье».

4). Групповая работа.

Каждая группа получает задание: отметить особенности стихотворений Бунина «Рассвет», «Северная береза», «Небо», «Шумели листья, улетая…», Раскрылось небо голубое…», «Мороз».


Эти стихи проникнуты оптимизмом, предчувствием счастья, попыткой определить свое место в окружающем мире. Всю жизнь поэт углублял в себе чувство органической причастности к миру природы.

Один из главных образов поэзии Бунина - небо. Он использует яркие эпитеты в описании неба: оно легкое, бледное, струящееся, знойное, горячее, смутное, безжизненно-лазоревое, холодно-свинцовое и вновь ясное, высокое, дивное. Для поэта небо - это радость:

…Только небо - только радость

Я целый век в душе носил.

Небо помогает поэту размышлять о тайне творчества, о смысле жизни. Счастье, по Бунину, - это полное слияние с природой. Его лирика полна земных радостей, нежных признаний.

5. Продолжение слова учителя.

Бунинская поэзия глубоко национальна. Образ Родины, России складывается в стихах исподволь, незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, в которой нашли отражения впечатления родной Орловщины, среднерусской природы. Эти впечатления стали родником, давшим начало большой реке, но родником сильным и чистым.

В отдельных стихотворениях поэт резко и мужественно говорит о родной стране, нищей, голодной и в то же время любимой:

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…


Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,


Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик сберегла.

Бунин воспроизводит мир с реалистической точностью. Мы не найдем в его стихах

900-х годов отзвуков общественной борьбы. И все же есть в его поэзии вольнолюбивые мотивы. В 1907 году Бунин писал:

Мир вам, давно забытые! - Кто знает

Их имена простые? Жили - в страхе,

В безвестности - почили. Иногда

В селе ковали цепи, засекали,

На поселенье гнали. Но стихал

Однообразный бабий плач - и снова

Шли дни труда, покорности и страха…

Непознаваемая тайна мира рождает в душе поэта одновременно «сладкие и горестные чувства»: к чувству радости и упоенности жизнью неизменно примешивается щемящее чувство тоски. Вот почему большую часть стихотворений Бунина пронизывает мотив одиночества, тоски. Трагизм и скорбь одиночества, извечное противоречие между бессмертным миром природы и кратковременность человеческого бытия проникнуты стихотворения «Ночь», «Запустение», «Щеглы, их звон стеклянный, неживой…».

Групповая работа.

- Прочитайте эти стихотворения.

- Какие художественные приемы использует автор, чтобы передать грусть, тревогу,

одиночество?

Появление подобного рода настроений можно было объяснить тем, что поэт, осознавая трагическое неустройство жизни, предчувствовал грядущие перемены. В эмиграции в лирике Бунина чаще звучит мотив рокового одиночества. Он тогда мало писал стихов. В каждом его стихотворении - тоска по Родине. Обращаясь к заветной звезде юности - Сириусу,- поэт выразил мысль о невозвратимости прошлого, о несбывшихся надеждах на жизнь «в кругу любимом и родном», он предчувствовал смерть на чужбине.

- Прочитайте стихотворения «Сириус» (1922) и «Ночь»(1953). Сопоставьте их.

- Что их сближает?

В обстановке эмигрантской неприкаянности, тоска по родине резко усилилась. Атмосфера бездомности, нужды, скитаний придали особый, специфический оттенок страданиям Бунина.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом

С своей, уж ветхою котомкой!

6. Обобщение.

-Назовите основные мотивы лирики И.А.Бунина.

- Что нового о Бунине - поэте открыли вы сегодня на уроке?

Мы не коснулись двух пластов его поэзии: так называемых беклиновских мотивов после знакомства в1900 году с полотнами немецкого художника А.Беклина: «Остров мертвых», «Руины у моря», «Обитель блаженных», «Морская идиллия», нашедших отражение в стихотворениях Бунина «Зной», «Стамбул», «Гробница Сафии», а также христианских мотивов, прозвучавших в стихотворениях «Новый храм», «Плакала ночью вдова». При желании можно обратиться к анализу этих стихотворений, выполняя домашнее задание.


Подготовка к следующему уроку.

Знать наизусть два стихотворения Бунина различного характера.

Проанализировать письменно одно из них. .




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал