7


  • Учителю
  • А. П. Чехов. Материалы по литературе. 10 класс

А. П. Чехов. Материалы по литературе. 10 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:   Данная работа предназначена для учителей, работающих в 10 классах. Материал по теме : «Вишнёвый сад». Трагическое, драматическое и комическое в пьесе. Жанровые и сюжетные особенности. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Целью урока явл
предварительный просмотр материала

Тема урока: «Вишнёвый сад». Трагическое, драматическое и комическое в пьесе. Жанровые и сюжетные особенности. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации.

Цель: ознакомить учащихся с историей создания пьесы «Вишнёвый сад»; развивать навыки целостного анализа действия драматического произведения; создать установку на дальнейшее общение с текстом произведения; познакомить с процессом работы московского Художественного театра над спектаклем «Вишнёвый сад»; формировать коммуникативные компетенции; повышать интерес к драматургии и творчеству а. П. Чехова; развивать у учащихся навыки анализа текста и монологической речи. оборудование: учебник, пьесы «Вишнёвый сад», иллюстрации к пьесе.

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором, раскрывают идейный смысл пьесы; определяют характерные особенности чеховских пьес и его новаторские достижения.

Форма проведения: урок-диалог.


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. В 1888 и 1889 гг. чехов отдыхал в имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. В сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, в которой отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнёзд. Работа над пьесой «Вишнёвый сад» требовала от Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями»,- сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, Чехов писал «большую пьесу».

Первое представление «Вишнёвого сада» на сцене московского Художественного театра состоялось в день рождения А. П. Чехова - 17 января 1904 г. Художественный театр впервые чествовал своего любимого писателя и автора многих постановок коллектива, приурочив это к 25-летию его литературной деятельности.

«Вишнёвый сад» - удивительное произведение русской литературы. Его создавал смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода. Он говорил миру: «Прости…» Это настроение отзывалось в финальных репликах его героев: «…прощай!.. Прощай!» Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И всё происходящее с нами надо принимать мудро и с юмором. Об этом говорит нам Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть писатель в конце XIX в.? Ответ на этот вопрос мы получим, ближе ознакомившись с его пьесой «Вишнёвый сад».

IV. Работа над темой урока

  1. Работа учащихся самостоятельно по вопросам. Составление постера.

-жанр пьесы; Станиславский о жанре пьесы;

-история создания;

-основные события пьесы;

-центральный образ пьесы;

-кого показал Чехов в пьесе?

-конфликт пьесы;



Информация для учащихся.

- Стремление к естественности, к жизненной правде подвигло А. П. Чехова к созданию пьесы не драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм в ней гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,- писал А. Чехов. В основе пьесы лежит комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, оказываются совсем не драматическими - по внутренней своей сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. В-третьих, комическая основа пьесы отчётливо видна в комически-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлотты, Яши, Дуняши. Однако современники восприняли новую вещь писателя, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил пьесу именно в таком драматическом ключе.

Говоря об истории её создания, следует подчеркнуть три момента: 1) это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

2) а. П. чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина - комические;

3) сад для Антона Павловича связан с радостью, красотой, трудом, будущим, но не с печалью о прошлом. В 1889 г. он пишет в письме: «Погода чудесная. Всё поет, цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». авторская позиция заключена и в ремарках первого действия:

Утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца - это тяга к будущему.

Основное событие пьесы - покупка вишнёвого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишнёвый сад является центральным образом пьесы. Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трёх поколений, трёх социальных слоёв общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменён драматизмом переживаний героев. Старый мир крепостной россии олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир неопределившихся тенденций будущего - Аней и Петей Трофимовым.

  1. Выступления учащихся. Аналитическая беседа, направленная на развитие ассоциативного мышления и выявление особенностей жанра пьесы «Вишнёвый сад»

1 абстрагируйтесь от названия пьесы А. П. Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите «вишнёвый сад»?

2 Сравните свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

3 можно ли соотнести ваши ассоциации с названием пьесы?

4 Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?

5 Драматичен ли образ Лопахина?

6 В чём комичность образов Раневской и Гаева? а в чём их драматичность?

• Кто виноват в драматичности жизни Раневской и Гаева?

• Докажите, что второстепенные герои также комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Семёнов-Пищик, Епиходов).

3Работа учащихся по группам. Задание. Кратко передайте содержание пьесы. (Потеря вишнёвого сада, его продажа - катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелётные птицы.) Вспомните понятия «сюжет».



1 группа. Вопросы для анализа 1 действия.

1.Каковы социальные группы героев?
2.Историческое пространство, которое охватывает пьеса.
3.Обстановка, в которой происходит 1-ое действие
4.О чем говорят герои и ради чего они собрались в 1-ом действии?
5.Почему идея Лопахина вызывает столь резкий протест у Раневской и Гаева?
6.Верит ли сам Гаев в реальность путей спасения имения о которых говорит он в конце первого действия?
7.Гаеву 51 год. Почему он остается вечным Ребенком?

2 группа. Вопросы для анализа. 2-ое действие

1.Какое настроение создается декорациями второго действия?
2.О чем ведет Лопахин разговор с Раневской и Гаевым?
3.Прохожий. какую роль он играет здесь?
4.Монолог Раневской. (о, мои грехи) о каких грехах идет речь?
5.что лежит в основе этого образа?


4. работа над образами произведения «Персонажи пьесы»

(в группах)

Комментарий. Учащимся (1,2 группы) предлагается объединить персонажей пьесы согласно самостоятельно определённому принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы учащиеся заносят в тетрадь.

Примерные принципы деления персонажей:

• по социальному признаку - помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком;

• по отношению ко времени - прошлое, настоящее, будущее;

• по главенству и второстепенности героев.

Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишнёвому саду, поэтому учащимся можно подсказать такой способ деления. После выполнения работы обсуждаются результаты с обязательной оценкой аргументов, приводимых группами. Этот вид работы ценен тем, что учащиеся осознают: единого, «правильного» принципа деления нет, а. П.Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщение учителя

- В 1898 году двое выдающихся театральных деятелей - К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко - решили создать свой театр.

Характеры в «Вишнёвом саде» писались для актеров, которые триумфально сыграли «чайку», «Дядю Ваню», « сестры»,- и Чехов уже наизусть знал все их ужимки, приёмы, интонации, таланты. И когда писал «Вишнёвый сад» - писал для МХАТа и видел, заранее видел, как Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер будут играть. (Увы, его распределение не сбылось: Раневскую, как и хотел автор, сыграла его жена Ольга Книппер, Петю - Качалов. Остальные роли были розданы против воли создателя пьесы. Страдания автора трудно вообразить.)

При постановке «Вишнёвого сада» Станиславский использовал уже отработанные при постановках «Дяди Вани», «Трёх сестёр», «» приёмы. Но к ней их уже трудно было применить. «Вишнёвый сад» требовал новых приёмов, интонаций и решений на сцене. «Спектакль налаживался трудно,- вспоминал впоследствии Станиславский,- и неудивительно: пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия…» актриса МХАТ а. П. Лилина писала автору: «Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины, мне она показалась жизнерадостной, и даже на репетиции этой пьесы весело ездить, а сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила «Чайку», потом «Вишнёвый сад», и почему-то мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония». Прочитав рукопись пьесы, которую А. П. Чехов обозначил «комедией», К. С. Станиславский назвал её «трагедией», В. И. Немирович-Данченко - «драмой», а В. Э. мейерхольд - «мистической драмой». Это одна из загадок «Вишнёвого сада». В день премьеры (17 января 1904 года) неожиданно для а. П. чехова состоялось чествование писателя в связи с 25-летием его литературной деятельности. Современники вспоминали, что Павлович был очень бледен, худ, его изводил неуёмный кашель. Спектакль вызвал восторженные отклики публики.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать 3,4 действия пьесы. 2. творческое задание. Написать сочинение-размышление (миниатюру) «мои впечатления от прочтения первых страниц пьесы "Вишнёвый сад"».

Задания для работы в группах при анализе произведений А.П. Чехова 10 класс

«Человек в футляре»?

Работа в группах (на выполнение 15 минут)

1 найти описание портрета героя, интерьера, выделить ключевые слова, прокомментировать. Что о Беликове помогают понять эти описания?
2: прокомментировать монолог героя, определить его жизненную позицию, охарактеризовать его отношение к учащимся и коллегам.
3: составьте связный рассказ о том, как окружающие относятся к учителю греческого языка.
Вопросы
- Вас не удивило название - «Человек в футляре»? Если удивило, то чем? - Чего лишил себя учитель греческого языка?)
- Можно ли такую жизнь назвать жизнью?

4.Работа над художественными особенностями рассказа
- Он в футляре! А с помощью каких художественных деталей создан этот футляр?


- А зачем Беликов засадил себя в такой футляр? По какой причине?

- Когда же он перестал бояться? Когда успокоился?

- В русской литературе уже есть такой герой, боявшийся всего. Кто это?

В чём одинаковость их судьбы?
- Изменилась ли жизнь городка после смерти Беликова?

- Так в чем причина «утомительной, бестолковой жизни» коллег Беликова? Только ли он жил в футляре?
- Какие размышления о жизни вызвала история Беликова у Ивана Ивановича?
6. Выразительное чтение отрывка от слов «Видеть и слышать, как лгут» до «..больше жить так невозможно». А как же надо жить?
- Беликов - имя нарицательное, появилось понятие «беликовщина». Как вы его понимаете?
Проблемное задание.


Почему автор объединил эти рассказы в трилогию? Какова внутренняя связь между ними?

^ Анализ рассказа «Крыжовник»

- Какая связь между предыдущим рассказом и рассказом «Крыжовник»?
- Чем создан футляр Николая Ивановича?
- А что, по мнению Чехова, нужно человеку?
- Чем ограничил вокруг себя пространство Николай Иванович? О чём мечтал? Как жил?
- Добился ли своего наш герой? Был ли он счастлив?
- Почему Ивана Ивановича охватило отчаяние при виде счастливого брата, «довольного своей судьбою и самим собою»?
- О чем нужно напоминать счастливому человеку?
- В чем же смысл человеческой жизни, по мнению Чехова?
4 Выразительное чтение текста от «..не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя» до «Делайте добро!».

Проблемное задание.

Почему автор объединил эти рассказы в трилогию? Какова внутренняя связь между ними?

Анализ рассказа «О любви»

- Объясните смысл названия рассказа.
- Как его содержание связано с содержанием предыдущих рассказов?
- А чем жизнь Алехина была не похожа на жизнь Беликова и Николая Ивановича?

- Почему же этого не произошло? (
- Закономерна ли разлука при таких отношениях?

Проблемное задание.

Почему автор объединил эти рассказы в трилогию? Какова внутренняя связь между ними?

Литература. Самостоятельная работа учащихся. Материалы к изучению пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». 10 класс.

  1. Работа учащихся самостоятельно по вопросам. Составление постера.

-жанр пьесы; Станиславский о жанре пьесы;

-история создания;

-основные события пьесы;

-центральный образ пьесы;

-кого показал Чехов в пьесе?

-конфликт пьесы;

Информация для учащихся.

- Стремление к естественности, к жизненной правде подвигло А. П. Чехова к созданию пьесы не драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм в ней гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,- писал А. Чехов. В основе пьесы лежит комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, оказываются совсем не драматическими - по внутренней своей сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. В-третьих, комическая основа пьесы отчётливо видна в комически-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлотты, Яши, Дуняши. Однако современники восприняли новую вещь писателя, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил пьесу именно в таком драматическом ключе.

Говоря об истории её создания, следует подчеркнуть три момента: 1) это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

2) А. П. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина - комические;

3) сад для Антона Павловича связан с радостью, красотой, трудом, будущим, но не с печалью о прошлом. В 1889 г. он пишет в письме: «Погода чудесная. Всё поет, цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». авторская позиция заключена и в ремарках первого действия:

Утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца - это тяга к будущему.

Основное событие пьесы - покупка вишнёвого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишнёвый сад является центральным образом пьесы. Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трёх поколений, трёх социальных слоёв общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменён драматизмом переживаний героев. Старый мир крепостной россии олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен ло-пахиным, мир неопределившихся тенденций будущего - Аней и Петей Трофимовым.

А) История создания пьесы «Вишнёвый сад» (7 марта 1901 года к жене О.Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артём уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги»). Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

Б) Жанр пьесы «Вишнёвый сад». (Как определить жанр пьесы «Вишнёвый сад»? А.П.Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс… Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни. К.А.Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». Есть критики, считающие пьесу трагикомедией.

У ребят на столах распечатки с определениями комедии, трагедии, драмы.)

Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность - недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.



Литература. Самостоятельная работа учащихся. Материалы к изучению пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». 10 класс.

  1. Работа учащихся самостоятельно по вопросам. Составление постера.

-жанр пьесы; Станиславский о жанре пьесы;

-история создания;

-основные события пьесы;

-центральный образ пьесы;

-кого показал Чехов в пьесе?

-конфликт пьесы;

Информация для учащихся.

- Стремление к естественности, к жизненной правде подвигло А. П. Чехова к созданию пьесы не драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм в ней гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,- писал А. Чехов. В основе пьесы лежит комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, оказываются совсем не драматическими - по внутренней своей сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. В-третьих, комическая основа пьесы отчётливо видна в комически-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлотты, Яши, Дуняши. Однако современники восприняли новую вещь писателя, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил пьесу именно в таком драматическом ключе.

Говоря об истории её создания, следует подчеркнуть три момента: 1) это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

2) А. П. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина - комические;

3) сад для Антона Павловича связан с радостью, красотой, трудом, будущим, но не с печалью о прошлом. В 1889 г. он пишет в письме: «Погода чудесная. Всё поет, цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». авторская позиция заключена и в ремарках первого действия:

Утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца - это тяга к будущему.

Основное событие пьесы - покупка вишнёвого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишнёвый сад является центральным образом пьесы. Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трёх поколений, трёх социальных слоёв общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменён драматизмом переживаний героев. Старый мир крепостной россии олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен ло-пахиным, мир неопределившихся тенденций будущего - Аней и Петей Трофимовым.

А) История создания пьесы «Вишнёвый сад» (7 марта 1901 года к жене О.Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артём уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги»). Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

Б) Жанр пьесы «Вишнёвый сад». (Как определить жанр пьесы «Вишнёвый сад»? А.П.Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс… Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни. К.А.Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». Есть критики, считающие пьесу трагикомедией.

У ребят на столах распечатки с определениями комедии, трагедии, драмы.)

Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность - недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.

Материалы к уроку по творчеству А.П. Чехова.

Биография Антона Чехова

Антон Павлович Чехов появился на свет 29 января 1860 года в Таганроге. Получив профессию врача, он, тем не менее, прославился как драматург и писатель. В 1900 году Чехову было присвоено звание Почетного академика Императорской Академии наук (Изящная словесность).
Антон Чехов стал классиком не только русской, но и мировой литературы и драматургии. Его пьесы известны во всем мире даже больше, чем литературные произведения. Постановки «Вишневого сада» уже более 100 лет пользуются популярностью в театрах всего мира. Семья Антона Павловича была обычной провинциальной семьей, которая вышла из крепостничества и смогла добиться благосостояния благодаря упорному труду. Дед Антона, Егор Михайлович Чех, был крепостным крестьянином, который сумел создать лучшую жизнь для своих сыновей, Митрофана и Павла. Оба они пошли по коммерческой линии, впоследствии открыв собственные магазины. Отец Чехова, Павел Егорович, был весьма деспотичного характера и воспитывал детей в большой строгости. Накопив денег, он открыл в Таганроге лавку, торгующую бакалеей и галантереей. С этой лавкой связана немалая часть детских воспоминаний Чехова, поскольку помощь отцу в торговле была занятием обязательным и сурово контролируемым. Павел Егорович был очень набожным человеком, но его набожность впоследствии обернулась для Антона отвращением к религии, - отец наказывал за ошибки в учении Закона Божьего регулярными порками. Мать будущего писателя, Евгения Яковлевна Чехова, была внучкой крепостного. Она отличалась тихим, кротким нравом и всегда старалась защитить детей от строгости мужа. Антон Чехов впоследствии вспоминал мать очень тепло, благодаря ее за постоянную заботу и противостоянию самовластности Павла Егоровича. В школе, куда Антона отдали в 6-летнем возрасте, ему тоже приходилось несладко. Учитель-грек считал, что лучший метод обучения - это порки, зазубривание и содержание учеников в максимальной строгости. Ничего хорошего, по сути, школа Чехову не принесла, поскольку качество обучения в ней было очень далеким от идеального. Отучившись в гимназии 2 года, Антон поступает в городскую гимназию Таганрога. Сейчас она названа именем писателя. Благодаря этой гимназии Чехову удалось получить весьма неплохое образование, особенно по тем временам. А еще - выработать стойкое отвращение к любой фальши и лицемерию, которое осталось с ним на всю жизнь. Именно во время учебы в гимназии проявились литературные задатки Антона. Здесь он написал свое первое стихотворение, которое было размещено в рукописном журнале, и здесь же от учителя Федора Покровского он получил псевдоним Чехонте, которым впоследствии будет подписывать свои знаменитые произведения. Период обучения в гимназии стал для Чехова одним из важнейших в плане формирования творческой личности. Здесь ему посчастливилось встретить многих талантливых преподавателей, некоторые из которых позже стали прототипами персонажей его произведений. После окончания гимназии в 1879 году последовало обучение на медицинском факультете Московского университета. В этот период Чехов начал активно создавать фельетоны, рассказы, юморески, размещать их в ряде журналов Москвы и Санкт-Петербурга («Стрекоза», «Осколки», «Будильник»). Пока что он не выходит за рамки небольших рассказов, но в них уже четко прослеживается талант и умение прекрасно показать характеры обычных людей города и деревни. Первые публикуемые произведения подписываются псевдонимом Чехонте. В 1884 году, после окончания университета, Чехов перебирается в уездный город Воскресенск и становится практикующим врачом. Параллельно с практикой он публикует новые рассказы, среди которых такие известные произведения, как «Хирургия» и «Беглец». Затем Антон Павлович на некоторое время занимает должность заведующего больницей в Звенигороде. Здесь появляются идеи рассказов «На вскрытии», «Мертвое тело», «Сирена». Рассказы этого периода несут на себе огромный отпечаток впечатлений от медицинской работы писателя. Весной 1885 года Антон Павлович вместе с семьей перебирается в усадьбу Бабкино под Воскресенском. Замечательная природа, общение с высокоинтеллектуальными людьми, дружба с художником Левитаном отразились на творчестве Чехова самым благоприятным образом. Здесь Чехов трудится очень много и очень плодотворно. 1887 год - время становления Чехова как драматурга. Ставится его первая пьеса «Иванов» - в московском театре Корша. Несмотря на неоднозначную реакцию публики, пьеса получила большой успех. Начинается период драматургической деятельности Антона Павловича. Один из самых ярких периодов жизни и творчества Чехова - это пребывание на Сахалине, куда он отправился в 1890 году. Объем работы, которая была проделана тут писателем, поражает: перепись населения острова, сбор огромного материала о жизни каторжников, обычных жителей Сахалина, о чиновничьем произволе. Книга «Остров Сахал​ин», написанная на основе этих данных, в России вызвала огромный резонанс. На остров были отправлены официальные комиссии для расследования фактов вопиющего произвола. Начинается активное посещение острова русскими исследователями, иностранцами. После Сахалина Чехов путешествует по всему миру: Япония, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, Западная Европа. В 1891/92 годах Чехов активно занимается сбором средств для помощи голодающим средней полосы России и Поволжья, где засуха уничтожила все посевы. В 1892 году писатель приобретает усадьбу в Мелихово, жизнь в которой стала еще одним очень активным периодом жизни: Чехов борется с холерой в 25-ти деревнях, на собственные средства открывает медпункт, строит школы для крестьян, постоянно ходатайствует о выделении средств на благоустройство края. Из 2-х тысяч книг писатель создает базовый фонд общественной библиотеки в Таганроге, куда впоследствии регулярно присылает новые произведения и картины. В 1898 году на сцене Московского Художественного театра была впервые поставлена пьеса «Чайка» - одно из самых знаменитых произведений Чехова. В этот же период у писателя обостряется протекание туберкулеза, и он вновь отправляется в Европу, чтобы поправить здоровье. К концу 1890-х годов самочувствие Антона Павловича очень ухудшается. Тем не менее, он активно принимает участие в общественной и благотворительной работе, создает новые произведения и самостоятельно лечит многих больных чахоткой. В 1900-1901 году Чехов вновь отправляется в Европу, а затем в Ялту на лечение. Он мало пишет, поскольку болезнь отнимает все больше сил. В 1904 году ставят пьесу «Вишневый сад». Самое знаменитое произведение Чехова стало и его последним. Туберкулез переходит в завершающую стадию. В мае писатель уезжает на германский курорт Баденвейлер, но выздоровление уже не представляется возможным. 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скончался. Перед смертью он спокойно сказал врачу: «Я умираю», не торопясь выпил бокал шампанского, лег в постель и вскоре ушел из жизни.

Чехов А.П. Основные достижения

Биография Чехова - яркий образец жизнеописания человека свободомыслящего, с широким кругозором и поразительным талантом. Антон Чехов стал одним из основоположников жанра трагикомедии. Малая проза Антона Павловича - это одни из лучших образцов русской литературы, пожалуй, всех жанров.

Благодаря пьесам Чехова русская драматургия прогремела на весь мир и оказала поистине громадное значение на развитие театра в ХХ веке. Драматические произведения «Антоши Чехонте» переведены на множество языков и прочно вошли в историю мировой драматургии как истинные шедевры. Самые известные драматургические произведения: «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка».

Одно из наибольших достижений Чехова - это создание новых возможностей для литературы. Творческий прием «поток сознания», впервые им использованный, позже был позаимствован многими модернистами, в том числе и Джеймсом Джойсом.

Чехов стал первым русским писателем, особенно ярко описавшим образ типичного провинциала-обывателя, - без стремления к достижениям, без жажды деятельности, однообразного и серого. Писатель продемонстрировал, насколько «обывательщина» вредна для любого общества.

Антон Павлович Чехов является одним из первых писателей-классиков, обличающих лживость, лицемерие, нежелание стремиться к саморазвитию и поклонение ложным идеалам.

Важные даты биографии Чехова

  • 29 января 1860 года - рождение в Таганроге.

  • 1869 год - поступление в Таганрогскую классическую гимназию.

  • 1876 год - семья разоряется и перебирается в Москву.

  • 1879 год - окончание гимназии и поступление на медицинский факультет Московского университета.

  • 1884 год - окончание университета. Работа в больницах Воскресенска и Звенигорода. Публикация сборника «Сказки Мельпомены».

  • 1885 год - работа в Бабкине и первое посещение Петербурга.

  • 1886 год - публикация сборника «Пестрые рассказы». Сотрудничество с журналом «Новое время».

  • 1887 год - публикация сборников «В сумерках» и «Невинные речи». Постановка пьесы «Иванов».

  • 1888 год - Академия наук присуждает Чехову половинную Пушкинскую премию. Постановка водевилей «Предложение» и «Медведь». Публикация рассказов «Огни», «Степь», «Именины» в журнале «Северный вестник».

  • 1889 год - пьеса «Иванов» получает большой успех после постановки в Александрийском театре Санкт-Петербурга. Публикация рассказов «Скучная история» и «Припадок». 17 июня умирает брат, Николай Павлович Чехов.

  • 1890 год - путешествие на Сахалин.

  • 1891 год - поездка по Европе и работа над книгой «Остров Сахалин».

  • 1982 год - сбор средств для помощи голодающим. Приобретение имения в Мелихово и сотрудничество с журналом «Русская мысль».

  • 1893 год - выход книги «Остров Сахалин».

  • 1894 год - публикация рассказа «Бабье царство». Выход сборника «Повести и рассказы».

  • 1895 год - встреча в Ясной Поляне со Львом Толстым.

  • 1896 год - путешествие на Кавказ и в Крым. Первая постановка «Чайки». Публикация произведений «Дом с мезонином», «Чайка», «Моя жизнь».

  • 1897 год - постановка пьесы «Дядя Ваня». Поездка на лечение за границу.

  • 1898 год - смерть отца 12 октября. Огромный успех «Чайки» в Художественном театре. Публикация рассказов «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви».

  • 1899 год - ялтинская встреча с Горьким. Продажа А. Ф. Марксу права на сочинения. Постановка спектакля «Дядя Ваня». Переезд с семьей в Ялту.

  • 1900 год - присвоение звания Почетного академика Императорской Академии наук. Публикация повести «В овраге».

  • 1901 год - постановка пьесы «Три сестры» в Художественном театре. Женитьба на О. Л. Книппер. Встреча с Толстым и Горьким.

  • 1903 год - публикация рассказа «Невеста». Начало работы над «Вишневым садом».1904 год - постановка «Вишневого сада» и огромный успех пьесы. 1 июля 1904 года - Антон Павлович Чехов скончался от туберкулеза. Тело было захоронено на Новодевичьем кладбище в Москве.

Интересные факты из жизни Чехова

Трехтомник рассказов А. П. Чехова был отправлен в космос для российского астронавта Геннадия Падалки.

  • Антон Чехов любил говорить несколько необычные комплименты: «собака», «актрисулька», «змея», «крокодил души моей».

  • Однажды, получив от аптекаря слишком большие ампулы с лекарством, Чехов отправил их назад, приписав: «Я не лошадь».

  • Чехов имел целую армию «фанаток», которых прозвали «антоновками».

  • Писатель не слишком одобрительно относится к переводу своих произведений.

  • Антов Павлович познакомился с Сонькой «Золотой ручкой» во время путешествия на Сахалин.

  • Чехов имел 50 псевдонимов.

  • Одним из основных увлечений Чехова была филателия. А еще он коллекционировал смешные фамилии.

  • Юмористические рассказы Чехова очень плохо известны на Западе.

Тест по творчеству А.П.Чехова

Slide 2

1.Укажите годы жизни А.П.Чехова: А) 1824 - 1890 Б) 1860 - 1904 В) 1854 - 1902 Г) 1841 - 1896 Д) 1836 - 1901

Slide 3

2.В каком городе родился А.П.Чехов? А) Петербург Б) Москва В) Киев Г) Таганрог Д) Орёл

Slide 4

3.К какому сословию принадлежал А.П.Чехов? А) дворяне; Б) разночинцы; В) крестьяне; Г) купцы

Slide 5

4.Кто был главным героем произведений А.П.Чехова? А) купец; Б) помещик; В) аристократ; Г) интеллигент; Д) крестьяне

Slide 6

5.К какому политическому направлению принадлежал А.П.Чехов? А) социализм; Б) либерализм; В) «почвенничество»; Г) ни к одному; Д) западничество

Slide 7

6.А.П.Чехов окончил Московский университет. Какой факультет? А) химический; Б) физический; В) историко-филологический; Г) медицинский; Д) философский

Slide 8

7.Назовите рассказ, первым напечатавший рассказы А.П.Чехова: А) «Стрекоза»; Б) «Современник»; В) «Отечественные записки»; Г) «Осколки»

Slide 9

8.С каким театром тесно сотрудничал А.П.Чехов? А) Малый театр; Б) «Современник»; В) Художественный театр; Г) Театр имени Станиславского

Slide 10

9.Какие рассказы входят в «Маленькую трилогию» А.П.Чехова? А) «Палата №6», «Попрыгунья», «Человек в футляре»» Б) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; В) «Душечка», «О любви», «Попрыгунья»; Г) «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата №6»

Slide 11

10.В каком рассказе автор напоминает о том, «чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье…»? А) «Крыжовник»; Б) «Душечка»; В) «Дом с мезонином»; Г) «Учитель словесности»; Д) «Человек в футляре».

Slide 12

11.Тема «маленького человека», известная по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, неожиданно обыгрывается у Чехова. Каково авторское отношение к этому лирическому типу? А) герой находится в бедственном положении, связанном с социальными условиями. Он достоин жалости ( «среда заела»); Б) герой сам себя ставит в жалкое положение, подвергает унижению своё достоинство. Он смешон; В) герой находится в бедственном положении не только из-за социальных условий, но и в силу собственных недостатков.

Slide 13

12.Имена героев многих чеховских рассказов стали нарицательными. «Хамелеонство» - способность человека, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды, «пришибеевщина» - А) готовность в любую минуту пустить в ход кулаки; Б) готовность всегда демонстрировать своё ничтожество перед власть имущими; В) готовность всегда устраивать судьбу другого человека; Г) способность быть всегда в центре скандальных историй.

Slide 14

13.Определите жанр «Вишнёвого сада» (авторское определение): А) трагикомедия; Б) драма; В) трагедия; Г) лирическая комедия; Д) социальная комедия.

Slide 15

14.В чём особенности диалога в пьесе «Вишнёвый сад»? А) построен как диалог-монолог; Б) классический диалог - реплика является ответом на предыдущую; В) неупорядоченный разговор - персонажи не слышат друг друга.

Slide 16

15.Назовите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад»: А) конфликт между поколениями (Раневская - Аня, Петя Трофимов); Б) нет никакой внешней интриги, борьбы; В) борьба вокруг продажи имения; Г) столкновения между различными социальными группами (Помещица Раневская - купец Лопахин); Д) конфликт внутрисемейный (Раневская - Варя, Лопахин).

Slide 17

16.Укажите внесценических персонажей пьесы «Вишнёвый сад»: А) ярославская тётушка; Б) Симеонов-Пищик; В) Шарлотта; Г) Даша, дочь Симеонова-Пищика; Д) любовник Раневской; Е) «двадцать два несчастья».

Slide 18

17.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия? А) «бурный поток»; Б) «подводное течение»; В) «невидимая жизнь»; Г) «буря и натиск».

Slide 19

18.Пьеса «Вишнёвый сад» насыщена символами: вишнёвый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий… Дополните этот ряд: А) брошка в виде пчёлки; Б) звук лопнувшей струны; В) леденцы; Г) бильярд; Д) звук топора.

Slide 20

19.Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театром в: А) 1901 году; Б) 1910 году; В) 1900 году; Г) 1904 году; Д) 1899 году.

Slide 21

20.Темой пьесы «Вишнёвый сад» является: А) судьба России, её будущее; Б) судьба Раневской и Гаева; В) Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.

Slide 22

21.Идейным пафосом пьесы является: А) отражение изжившего себя дворянско-поместного строя; Б) роль буржуазии, пришедшей на смену и несущей разрушение и власть денег; В) ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад.

Slide 23

22.Найдите соответствующие героям речевые характеристики: А) чувствительная искренность, манерность, речевые характеристики; Б) просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика; В) наукообразная речь, насыщенная политическими терминами. 1. Трофимов 2. Гаев 3. Раневская

Slide 24

23.Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат следующие слова: «Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину» А) Лопахин; Б) Пётр Трофимов; В) Гаев; Г) Симеонов-Пищик

Slide 25

24. Финальная сцена - своего рода подведение итогов жизни. «Жизнь-то прошла, словно и не жил». К кому из других героев пьесы можно также отнести это высказывание Фирса (возможно несколько ответов) А) Гаеву; Б) Раневской; В) Лопахину; Г) Трофимову; Д) Симеонову-Пищику.

Slide 26

Ответы: Б Г Г Г Г Г А В Б А Б А Г В Б А, Г, Д Б Б, Д Г А В А - 3, Б-2, В - 3 Б А, Б, Д





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал