7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока по литературе на тему 'Рыба как рыба' (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Методическая разработка урока по литературе на тему 'Рыба как рыба' (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


























Тема: М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»





урок литературы в 7 классе

с использованием элементов слайд-шоу и презентации





Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Миронова Л.И.









Методическая разработка урока.

Класс: 7

Тема урока: «М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь». «Рыба как рыба…».


Цель урока: продолжить знакомство с сатирической сказкой, углубить знания о

художественных средствах, познакомить с понятием гротеск.

Задачи:

1). Образовательные:

* систематизировать знания о творчестве писателя

* совершенствовать навыки работы с текстом с целью закрепления умения

анализировать художественное произведение в единстве формы и

содержания

* проанализировать содержание сказки с целью выяснения сатирического смысла

2). Развивающие:

* развивать устную речь учащихся через активизацию мыслительной

деятельности

* формировать коммуникативные навыки, умения обобщать, делать выводы

* развивать логическое, образное мышление при работе с текстом, память

учащихся

3). Воспитательные:

* воспитывать уважительное отношение к предмету, культуре и искусству

* воспитывать активную жизненную позицию


Планируемые достижения учащихся:

  • развитие умения работы с текстом произведения

  • развитие информационных компетентностей


Место проведения: компьютерный класс.

Оборудование: красочные иллюстрации к сказкам; рисунки с изображением

водяного и русалки; портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, стенд с

эпиграфом к уроку; календарь истинных ценностей жизни; экран,

медиапроектор, компьютер, презентация.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Путешествие в мир славян.

  3. Встреча с героями литературной и народной сказок.

  4. Биографическая справка о писателе.

  5. Историческая справка.

  6. Работа с терминами.

  7. Образ главного героя сказки Салтыкова-Щедрина.

  8. Композиция сказки.

  9. Идея произведения.

  10. Заключительная часть урока.

Ход урока:

Организационный момент: слово учителя.

Дорогие ребята, каждому из вас отведена роль исследователя. Я уверена, что исследовательская деятельность довольно интересна, и заниматься ею вы станете с увлечением и большим желанием. (Слайд-шоу)

Сегодняшний урок мы начинаем с непродолжительного путешествия в удивительный, окутанный таинственностью, воистину чудесный мир. А для этого побываем в гостях у наших предков - древних славян.

(Слово учителя на фоне слайд-шоу)

I. Множество преданий, легенд, поверий, с коими была связана жизнь нашего предка-славянина: заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем - можно сравнить с ниточками волшебного клубка - того самого, который укажет путь по неведомой тропе славянской мифологии.

А он прекрасен, этот мир!

Деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных славянскими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвёл, владычествовал причудливый мир славянской мифологии, в который неистово верили наши предки.

Заглянем на страничку словаря славянской мифологии.

(Слайд-шоу:

Это про Водяного сказано: «В тихом омуте черти водятся». Есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках. Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные предались веселью и пляскам, да и разрушили все встречные преграды.

Летом водяной бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лёд, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает.

При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своём истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе - стар. Могущественный, пугающий - и в то же время озорной и весёлый водяной в своей родной стихии неодолим, а на земле его сила слабеет.

(Слайд-шоу:

Бледнолицые и прекрасные, с долгими зелёными волосами, поют русалки восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков, корабельщиков и случайных путников. В лунную ночь выплывут они из вод, сядут на ветку ивы, низко склонившуюся к волнам, и примутся расчёсывать белым гребешком, из рыбьей кости выточенным, свои чудные зелёные кудри, по которым всегда струится вода. Беда, если кто поддастся их чарам! Одного хотят русалки от людей: защекотать до смерти и потопить.

Где русалки бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там хлеба обильнее. Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колёса и вертятся с ними, то не преминут спутать у рыбаков сети, а у мельников попортить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для выбеливания; потом краденой пряжей завивают плакучие берёзки, на ветвях которых очень любят качаться при луне, которая для них в Русальную неделю светит ярче обычного.

II. С Водяными и Русалками можно повстречаться и в сказках. А ещё в сказках живут рыбы, которыё могут исполнять заветные желания. Послушайте и убедитесь сами.

(Ученик читает отрывок на фоне показа иллюстраций.)


Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой, - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Что случилось дальше и чем всё закончилось в этой сказке, вы, конечно же, знаете. Неоднократно за добро платила добром старому рыбаку золотая рыбка, но жадности и коварству старухи, казалось, не будет предела; и всё же очень нравоучительный урок преподнесла ей жизнь, а золотая рыбка вновь превратила её в нищую, кроткую старуху.

- Какой же мы сделаем вывод? ( От добра добра не ищут.)

- «Ненасытному да неблагодарному впредь наука», - таков нравоучительный смысл литературной сказки, написанной А.С.Пушкиным.

Учитель: (показ иллюстраций по ходу слов)

А вот и Емеля. Пожалел он щуку, отпустил её в воду, но и рыба в долгу не осталась. Стоило только Емеле произнести: «По щучьему веленью, по моему хотенью», - как его заветное желание исполнялось незамедлительно.

- Вывод: «За добро добром платят».

У нас в гостях Фея-сказочница, она ещё и певица. Фея дарит нам свою песню о сказке.

(Ученица исполняет песню под фонограмму «Узелок»)

1). Обращаюсь я к тебе, ох, сказка, здравствуй,

Волшебством своим везде над миром царствуй,

Чтоб добро бы зло повсюду победило,

Чтоб всегда нам солнце радостно светило,

Чтоб всегда нам солнце радостно светило.

Припев: День за днём, за годом год

Все в неё влюбляются.

Хоть сто лет ещё пройдёт,

Сказка будет нравиться.

2). В той стране, где колдовство и чародейство,

Побывать хотя б во сне мы все мечтаем.

И геройски побеждаем мы злодейство,

Палочкой волшебной людям помогаем.

Палочкой волшебной людям помогаем.

Припев: тот же.

3). Наша жизнь на сказку чаще не похожа,

Но о принцах и принцессах мы мечтаем.

«Чуда нет!» - твердим себе мы, ну а всё же

Снова верить в силу чуда продолжаем.

Снова верить в силу чуда продолжаем.

Припев: тот же.


III. Золотая рыбка жила в море, щука - удивительная помощница Емели - появилась из проруби, но обе они - героини волшебных сказок. Мы же с вами отправляемся в мир сказки сатирической, где на дне небольшой речушки жил премудрый пискарь, а приглашает нас туда Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (Приложение: презентация, слайд №1.)

Биографическая справка.


(Слайд №2)

М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии.

(Слайд №3)

По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери - купеческому сословию.

(Слайд №4)

После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует.

В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения - "Противоречия" и "Запутанное дело". Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 году, когда он начал публикацию "Губернских очерков".

Свой литературный талант он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии. (Слайд №5)

М.Е.Салтыков-Щедрин - великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Чернышевский утверждал: "Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв с большей беспощадностью".

Книгу сказок Щедрин писал на протяжении 18 лет. (Слайд №6)

Первые три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик» - были написаны в 1869 г. и опубликованы тогда же, в книге первой и второй журнала «Отечественные записки», под заголовком: «Для детей изрядного возраста». После этого к сказкам Щедрин не обращался более десяти лет. Большинство сказок было написано Щедриным с 1882 по 1886 год, а всего их в книгу сказок входит тридцать две.

Историческая справка.

Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок "для детей изрядного возраста" Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.

Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и этим приемом. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для "верхов". Недаром цензор Лебедев доносил: "Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки - это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства".

(Слайд №7)

Высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия. Именно поэтому произведения Салтыкова-Щедрина множество раз переиздавались и в наше время.


(Слайд №8)

Сказка «Премудрый пискарь» до сих пор очень злободневна и поучительна. Я уже говорила вам, чем волшебные, юмористические сказки отличаются от сказок сатирических. Мы не просто смеёмся над комической или необычной ситуацией, мы смеёмся над собой, над пороками человеческого общества. Конечно, это не так просто, как может показаться на первый взгляд, но мы всё же попытаемся выяснить, что же такого сатирического есть в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

(Всё учащиеся исполняют песню под фонограмму «Сосед»).

1). В нашей маленькой речушке

Я живу немало лет,

Окуни, лещи, ракушки -

Между нами дружбы нет.

Припев: Я пискарь, довольно мудрый,

И не верю никому.

Мой отец был очень умный,

Доверяю лишь ему.

Пап-пап-па-па-раба-пап-пап…

2). Не хочу попасть в уху я,

День-деньской сижу в норе.

Часто-часто голодую,

Не гуляю по жаре.

Припев: тот же.

3). Я купаюсь в лунном свете,

Дню не рад: люблю я ночь.

Засыпаю на рассвете

И гоню забавы прочь.

Пропев: тот же.

4). Рак, блоха, рыбак да щука -

Это всё мои враги.

В жизни есть одна наука:

«Свою шкуру береги!»

Припев: тот же.


IV. А теперь поработаем над текстом сказки, прежде рассмотрев необходимые термины художественных выразительных средств: сарказм, ирония, гротеск, гипербола. (Слайд №9)

Сарказм - едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм - разновидность иронии.

Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

Гипербола - намеренное преувеличение.

V. Исследуем образ главного героя.

(Слайд №10)

Учитель читает: «Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки* (долгие века. По имени библейского патриарха Иореда, который, по преданию, прожил 962 года.) в реке прожили, и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, - говорил старый пискарь умирая, - коли хочешь жизнью жуировать* (наслаждаться), так гляди в оба!»

- Что же увидел молодой пискарь?

(Ответы можно зачитывать либо говорить по памяти.)

Учитель зачитывает: «Отец-старик не раз его насчёт уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! - говорил он. - Потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в неё вцепишься - ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил».

- Как это случилось? (Слово детям.)

Учитель зачитывает: «…пискарь-сын отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить - не то что мутовку облизать* (то же самое, что жизнь прожить - не поле перейти). «Надо глядеть в оба, - сказал он себе, - а не то как раз пропадёшь!» - и стал жить да поживать».

- Что же он сделал первым делом?

- Что было его вторым делом?

(Слайд №11)

«Лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться», - под таким девизом влачил пискарь своё жалкое существование.

Учитель зачитывает: «Лежит он день-деньской в норе, ночей недосыпает, куска недоедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?»

И так каждый день, и «каждый день он восклицал: «Слава тебе, господи, жив!» Вот и все радости.

- Сколько же лет прожил такой пустой жизнью пискарь?

Учитель зачитывает: «Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. Стал пискарь помирать».

- Вспомнились пискарю щучьи слова: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живёт…» А ну-тка в самом деле, что бы тогда было?

(Весь бы пискариный род перевёлся.)

- Почему? (зачитать).

- Какая вдруг страстная охота пришла пискарю? Что ему вдруг захотелось совершить?

(Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!)

- Исполнил ли пискарь задуманное?

- Почему?

(Едва он подумал об этом, как опять испугался.)

Учитель зачитывает: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нём? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто.

(Слайд №12)

Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он всё дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде; ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнёт. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, измождённый, никому не нужный, лежит и ждёт, когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?»

- Впал пискарь в забывчивость, и привиделся ему соблазнительный сон. Какой?

(Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает.)

- Как же умер премудрый пискарь?

(Свидетелей этому делу не было, равно как и не было свидетелей его искалеченной жизни.)

- Исчез и всё. Так кто же виноват?

(Отец, так воспитавший сына, внушивший ему излишнюю осмотрительность и подозрительность, только лишь сам пискарь.)

(Исполняется песня под фонограмму «Морячка».)

1). Над речною тишиной, в глубине воды речной,

Пискаришка жил премудрый, да к тому же трус большой.

Только утро настаёт, веселись, речной народ,

А пискарь скорее в нору в жутком страхе заплывёт.

Жизнь ключом в речушке бьёт, чередом своим идёт,

Пискаря же тянет в нору, снова тьма его зовёт.

Он-то думал, что мудрец, а ведь был пискарь слепец,

И, хотя премудрым слыл, жизнь свою он зря прожил.

Припев: Прожив в страхе много лет,

Стал пискарь и стар и сед,

В жизни радостей не знал,

Только знай себе дрожал.

2). Для него что день, что ночь, гонит он веселье прочь.

Недоест и недоспит, только знай себе твердит:

«Если хочешь быть живым, пораскинь умом своим,

Чтобы был надёжным кров, то-то будешь ты здоров».

В лунном свете моцион очень даже недурён,

Пред зарёй в нору приплыв, снова стал пискарь пуглив:

Где-то рядом бродит рак, но премудрый не простак,

Он полдня в норе сидит и впросак не угодит.

Припев: тот же.

3). Эй, пискарь, зачем ты жил? С кем дружил? Кого любил?

Видел ли ты солнца свет за свои сто с лишним лет?

Измождён, пискарь, ослеп, а нора его что склеп,

Соблазнительный свой сон перед смертью видит он.

Припев: тот же.

Самым обидным пискарю казалось то, что он ни разу не слышал, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Остолопом да дураком - это да, а вот премудрым - нет!

- А каким бы вы назвали пискаря?

(А я бы назвала его равнодушным и безразличным, потому что он был лишён всякого интереса и ничто не смогло изменить его мыслей и чувств. Да, он себя любил, но его любовь была слепая; она превратила пискаря, человека в пустышку.)

- Кто такой пискарь?

(Рыба как рыба, но сказка-то сатирическая, а значит пискарь - это человек, проживший бесполезную жизнь, о которой и рассказать нечего: «Жил - дрожал, умирал - дрожал» - вот и вся его биография (слайд №13).

Всю жизнь пискарь всего боялся, вся его жизнь прошла в вечном страхе. Разве это жизнь?! Вы только представьте себе: если всю жизнь только плакать, если всю жизнь только смеяться, если всю жизнь только грустить, если всю жизнь только ото всех прятаться. Так зачем же тогда жить?

- Хочется ли вам быть похожими на премудрого пискаря?

(Мне не хочется, потому что я желаю радоваться жизни и быть счастливой. Я хочу слушать пение птиц, вдыхать аромат цветов, видеть, как оживает весной природа, любоваться прелестью осени, когда сами собой рождаются стихи (слайды №14- №17)

Осень, осень, красавица осень,

Нитью листьев златой вышивает узор,

И палитрой своей сквозь осеннюю просинь

Серебрит по утрам трав поблекших ковёр.

Осень! Осень! Пора листопада!

Буйство красок златых околдует в лесах,

Но уже не звенят соловьёв серенады,

Чуть приметная грусть притаилась в листах.

Осень, осень, туманы да проседь.

Плачет небо с утра моросящим дождём,

Будто там, в вышине, нас тихонечко простит

Слушать песню его, что шумит за окном.

Осень, осень, кудесница осень.

Нет предела твоей неземной красоте!

Согласится любой, у кого мы ни спросим,

Кому жизнь дорога не в слепой пустоте…

- А чего хочется вам? (Солнца, друзей, улыбок, любимых,..)

- Как бы вы хотели прожить свою жизнь?

Вот и готов результат исследовательской деятельности: уж так устроена наша жизнь, что рядом со смехом в ней есть место и слезам, и радости, и неудачам. Но смотреть на мир из малюсенькой щёлки за огромным забором - удовольствие не из лучших.

И о каком счастье, о какой любви к своей малой родине может идти речь, если премудрый пискарь всю свою жизнь пролежал в норе, не имея ни родных, ни друзей, ни знакомых, если он никогда не замечал окружающей его красоты, если он никогда не радовался наступлению дня, если он никому не сказал доброго слова. Вот так и мы, люди, порой проходим мимо улыбки, мимо красоты, мимо доброты, мимо своего счастья, боясь сказать лишний раз ласковое слово, боясь сказать человеку «здравствуй».

И лишь только потом понимаем, как много мы потеряли, но время, к сожалению, не повернуть вспять, а упущенное наверстать не всегда возможно.

(Слайд №18)

Странный пискарь. Жил в уединении, всех сторонился, ни с кем не общался. Уж лучше бы он совсем не рождался, ведь всё равно нигде и ни на что не сгодился.

Опасный пискарь. А ну-ка если на самом деле все захотят жить так, как жил он, что же тогда с нами будет?

«Живи так, чтобы давать людям тепло и свет, чтобы счастье было не придуманным, а настоящим», - вот чему учит нас эта сказка.


VI. Вывод-следствие.

- Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией? (слайд №19)

Итак, мы видим, что пескарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо - ни семьи, ни детей. Так и исчез - то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: " Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? - Жил - дрожал и умирал - дрожал". Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. Но это - сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке "Премудрый пескарь": "…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь - трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя - сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства…".

Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в "Премудром пескаре". М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека.

VII. Работа над композицией произведения, художественными средствами.

Какова композиция произведения? (слайд №20)

(Композиция выдержанная и строгая. В малом по объему произведении автор прослеживает жизнь главного героя от рождения и до бесславной смерти. Круг действующих лиц предельно узок: сам пескарь и его отец, чьи наказы он выполняет.)

Какие традиционные сказочные мотивы использует автор? (слайд №21)

(Используется традиционный сказочный зачин "жил-был пискарь", распространенные обороты "ни в сказке сказать, ни пером описать", "стал жить-поживать", народные выражения "ума палата", "откуда ни возьмись", просторечия "распостылая жизнь", "погублять".)

Что позволяет нам говорить о смешении фантастики и реальности в произведении? (слайд №22)

(Наряду с фольклорными, в сказке звучат выражения, употреблявшиеся автором и его современниками "моцион делать", "отрекомендоваться".)

Для чего, как вы думаете, автор использует эзопов язык?

(слайд №23)

Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к "эзопову языку". Соединение фантастики и реальности, использование гротеска, гиперболы, позволило писателю создать новый оригинальный жанр политической сказки. Такая форма повествования помогает раздвинуть границы художественного изображения. Сатира на мелкого обывателя приобретает огромный масщтаб, создается символ трусливого человека. Вся его биография сводится к формуле: "Жил - дрожал, и умирал - дрожал".

В "Премудром пискаре" выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть присущи "рыбьи" черты. Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: "Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари".

VIII. Работа над заглавием и идеей произведения.

Как вы понимаете заглавие произведения? Какой прием использует автор в заглавии?

(Слайд №24)

(Пескарь считал себя премудрым. И автор называет так сказку. Но за этим заголовком скрыта ирония, выявляющего никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.)

Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в текст произведения?

(слайд №25)

("Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел защитил?" На все эти вопросы звучит один ответ - никого, никому, никаких. Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.)

Какова же идея произведения?

(слайд №26)

(Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)

IX. Заключительное слово учителя.

(Слайд №27)

Мы увидели, что в сказке автор обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную несостоятельность обывателя. Писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед человеком и обществом в целом. Писатель не стремится развлечь читателя, он преподносит ему нравственный урок. Неизменно сказки Салтыкова-Щедрина будут актуальны, а персонажи - узнаваемы.

(Исполняется песня под фонограмму «Рулатэ».)

1). Если кому-то из вас вдруг взгрустнётся,

В нору свою вы не прячьтесь тогда.

Если удача от вас отвернётся, -

Это, друзья, небольшая беда.

Эх, рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,

Рулатэ, рулатэ, рула - ла - ла;

Эх, рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,

Рулатэ, рулатэ, рула - ла - ла.

2). Если чего-то вы в жизни боитесь,

Это вам счастья, увы, не сулит -

Вместе с друзьями вы страх прогоните:

Жизнь в одиночестве только страшит.

Эх,…

3). Если всё время друзей сторониться,

Если повсюду лишь видеть врагов,

Худшего вам и во сне не приснится -

Это ведь каждому ясно без слов.

Эх, …

4). Песенка эта - твой друг и попутчик,

Вместе с друзьями её напевай.

Если она тебе просто наскучит,

Песенку эту другим передай.

Эх, …

X. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание. Заполнить таблицу «Если бы…»

Если бы пескарь не послушал совета своего отца, то


Если бы пескарь не был трусом, то


Если бы пескарь вылез из своей норы и проплыл по реке, то


Если бы у пескаря были друзья, то


Если бы щука не была опасной хищницей, то


Если бы пескарь жил по-другому, то


Если бы у пескаря были дети, то



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал