7


  • Учителю
  • Урок по литературе 'Ты пошёл бы с ним в разведку'

Урок по литературе 'Ты пошёл бы с ним в разведку'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Ты пошёл бы с ним в разведку?»

Этот рассказ-

не дань моде,

а дань памяти.

Памяти о человеке,

который воплотил в себе

боль и совесть

нашего времени.

Среди нехоженых

путей

один- пусть мой .

Среди не взятых

рубежей

один- за мной.

В.Высоцкий



Оформление зала: на краю сцены- стул с прислонённой к нему гитарой, на одной из кулис может быть экран, на который (если есть такая возможность) проецируются военные фотографии, слайды-портреты Владимира Высоцкого.

Сцена. Полумрак. За столом- компания молодых людей. Невыразительный разговор: на модные темы. Один- бренчит на гитаре на «блатных» аккордах, напевая что-то из раннего Высоцкого:

Я недавно гулял по столице ,

Двух прохожих случайно зашиб ,

И попавши за это в милицию…

Девушка. Слушай, а ты что-нибудь серьёзное можешь? Уже невозможно

этот воровской репертуар слушать…

Один из ребят. Да наш Орфей только это и может, дальше «Гоп- стоп» не двигается. Разговор в таком духе продолжается. Затем гитарист замолкает и начинает тихо, постепенно усиливая голос:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

И к ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Песня звучит на пределе. Свет гаснет. На сцене- те же ребята, но уже в роли ведущих.

1-ый ведущий. Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления- в столичном ли Доме учёных, на Ленских приисках, в студ.городке Нью-Йоркского штатского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом везде.

2-ой ведущий. Его не везде понимали. Голос Высоцкого (при возможности включается запись концерта, если такой возможности нет- текст произносится чтецами с обязательным уточнением - из монологов Высоцкого; так же поступать и в последующих аналогичных ситуациях): Они никак не могут понять - почему человек с набухшими жилами поёт дома, что это? Что его так беспокоит?.. Особенно они не понимают, зачем песне заниматься этими проблемами.

1-ый ведущий. Действительно, о чём можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость… Об этом он не пел.

2-ой ведущий. Нуждались и нуждаемся в очищении. От лжи, от двоедушия, которая, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Высоцкий же был и остаётся противоядием от лжи, барьером против лицемерия.

1-ый ведущий. Потому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, волнуясь, слушаем человека не воевавшего.Один из чтецов . Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет, вернее, обычная фотография из выпускного альбома. На ней- мальчишка, выпускник 80-го года, погибший в Афганистане. Под его фотографией до боли, обжигающие слова: Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…

Звучит песня «Он не вернулся из боя».

1ый ведущий. Слова не воевавшего Высоцкого- почему? Ведь песен о войне так много.

2-ой ведущий. Может, потому, что ребята, которые сейчас в Афганистане, выросли на Высоцком, воспитывались на его песнях, слушая их, задумывались о жизнях, смерти и подвиге. И он им более понятен, доверие к нему- стопроцентное. Потому что он был честен: чёрное называл чёрным ,а не серым или розовым. А оправдывают доверие там- в Афганистане, там, где «чужие слова» и где «ненужные встречи»,там, где так понятна его песня «В темноте»

Темнота впереди, подожди!
Там стеною - закаты багровые,
Встречный ветер, косые дожди
И дороги, дороги неровные.

Припев:
Там чужие слова,
Там дурная молва,
Там ненужные встречи случаются.
Там сгорела, пожухла трава
И следы не читаются в темноте.

Там проверка на прочность - бои,
И туманы, и ветры с прибоями.
Сердце путает ритмы свои
И стучит с перебоями.

Припев:
Там чужие слова,
Там дурная молва,
Там ненужные встречи случаются.
Там сгорела, пожухла трава
И следы не читаются в темноте.

Там и звуки, и краски не те,
Только мне выбирать не приходится,
Очень нужен я там, в темноте!
Ничего, распогодится.
Взято с сайта - RU.GL5
Припев:
Там чужие слова,
Там дурная молва,
Там ненужные встречи случаются.
Там сгорела, пожухла трава
И следы не читаются в темноте.

3-ий ведущий. Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Почему?

Чтец. «Выше любимое место?»- спросил его в одной анкете. Видевший красоты полу мира, он ответил «Самотёка, Москва». «Ваша любимая песня?»- «Вставая, страна огромная…» Это была песня его детства .

Звучит песня «Священная война»(муз. А .Александрова , сл. В.Лебедева-Кумача).

1-ый ведущий. Москва 41-го года. Затемнённая, неприступная, суровая.

2-ой ведущий. Здесь впервые пересекались пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споёт об этом: Ты научил любви, Арбат, а дальше, дальше наше дело…)

3-ий ведущий. …и маленького Володи Высоцкого.

Чтецы:- в июле 1941 года (Володе исполнилось тогда три года) немцы начали тогда бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище ,там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно, что-нибудь вроде этого: «Товарищ Ворошилов, в нынешний год в Красную Армию брат мой идёт…» Однажды после окончания такого «выступления» пожилой мужчина подошёл ко мне, тихо сказал: «Спасибо за сына»,-и поцеловал мне руку, вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна.

Звучит песня «А на войне, как на войне»:

Бросьте скуку, как корку арбузную!
Небо ясное, легкие сны...
Парень лошадь имел и судьбу свою -
Интересную до войны.

А на войне как на войне,
А до войны как до войны, -
Везде, по всей Вселенной.
Он лихо ездил на коне
В конце войны, в конце войны
Последней, довоенной.

Но туманы уже по росе плелись,
Град прошел по полям и мечтам.
Для того, чтобы тучи рассеялись,
Парень нужен был именно там.

Там - на войне как на войне,
А до войны как до войны, -
Везде, по всей Вселенной.
Он лихо ездил на коне
В конце войны, в конце весны
Последней, довоенной.

1-ый ведущий. Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии. А вернее, простые и глубокие мысли облёк в форму уличной песни. Указал путь, начал то, что продолжил потом Высоцкий.

2-ой ведущий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы- охрипший голос солдата,. Даже не голос -крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды.

3-ий ведущий. Они всегда останутся рядом в нашем сознании, в истории нашей культуры. Они так по-разному сказали о близком…

Чтецы:- Буржуазные средства массовой информации , усиленно подвигая сочинения разного рода диссидентов и эмигрантов, делают всё для того, чтобы на Западе меньше знали «таких писателей, как Айтматов , Абрамов и ещё десятки других , таких мастеров искусства, как Высоцкий и Окуджава…»

-Мы цитируем книгу Генерального секретаря Французской компартии Жоржа Марше- «Надежда сегодня».

Сменяя друг друга, звучат песни Б. Окуджавы «До свидания- мальчики...» и В. Высоцкого «Так случилось- мужчины ушли»:

Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон -
Растворились в дорожной пыли.

Вытекают из колоса зерна -
Эти слезы несжатых полей.
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.

Мы вас ждем - торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Мы в высоких живем теремах,
Входа нет никому в эти зданья -
Одиночество и ожиданье
Вместо вас поселилось в домах.

Потеряла и свежесть и прелесть
Белизна не надетых рубах,
Даже старые песни приелись
И навязли в зубах.

Мы вас ждем - торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь назад!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Все единою болью болит,
И звучит с каждым днем непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.

Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых, - любых.
Лишь бы не пустота похоронных
Ни известия в них.

Мы вас ждем - торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

1-ый ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что слепые в своем в своём фанатическом азарте поклонники Высоцкого затоптали могилу фронтовика на Ваганьковском…

2-ой ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства, потакал массовой культуре и сознательно работал на эту популярность.

3-ий ведущий. Это говориться для того, чтобы унизить его и отучить нас думать и верить. А ведь нам повезло, что был такой Поэт, открытый и честный.

1-ый ведущий. Лучше прислушаемся к фронтовикам- им-то неведома погоня за модой.

Чтецы:

-Не тот ли вы Владимир Высоцкий , с которым я выходил из окружения под Оршей?

-Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал ещё год…

-Так писали фронтовики Владимиру Высоцкому.

1-ый ведущий. Как он мог это знать?

2-ой ведущий. Откуда эта оборванная до крови правда, которая рвётся из военных песен?

3-ий ведущий. Откуда это пронзительно своё видение мира?

Голос Высоцкого: То, что слышу сейчас,- «он сказал: «Поехали!..»- это всё понятно. Он так действительно сказал. Но зачем же рифмовать то, что было? Нужно найти какой-то философский смысл этих вещей. А так- на заказ- не получается.

(Монологи В.Высоцкого)

1-ый ведущий. Наверное, и невозможно написать на заказ песню такую, как «Звёзды»:

Мне этот бой не забыть нипочем,-
Смертью пропитан воздух.
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.

Вот снова упала, и я загадал -
Выйти живым из боя!
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.

Я уж решил - миновала беда,
И удалось отвертеться...
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце.
С неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце.

Нам говорили: "Нужна высота!"
И "Не жалеть патроны!"
Вон покатилась вторая звезда -
Вам на погоны.
Вон покатилась вторая звезда -
Вам на погоны.

Звезд этих в небе - как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть,- ходил бы тогда
Тоже героем.
Если б не насмерть,- ходил бы тогда
Тоже героем.

Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память...
В небе висит, пропадает звезда -
Некуда падать.
В небе висит, пропадает звезда -
Некуда падать.


3-ий ведущий. Самые прекрасные строчки изнашиваются, выдыхаются от слишком частого их применения.

2-ой ведущий. Все мы свидетели того, стирались высокие слова, тускнели идеалы.

1-ый ведущий. Но строчки Михаила Кульчицкого, которые мы можем прямо отнести к Высоцкому, от этого звучат ещё первозданнее

Не до ордена.

Была бы родина…

2-ой ведущий. А вот еще одно доказательство жизненности его военных песен. Послушайте, как перекликаются они с Константином Симоновым, Александром Твардовским, поэтами, прожившими войну вместе с народом. Читается стихотворение К. Симонова «Безымённое поле»:

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой,

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной…

1-ый ведущий. Июль 1942 года.

2-ой ведущий. А вот песня «Мы вращаем землю», написанная через десятилетия, но тем не менее достойная воинского салюта.

Слушаем стихотворение А. Твардовского «Я знаю нет моей вины…» и стихотворение В. Высоцкого «О погибшем друге».

Голос Высоцкого: Пишу песни о войне, конечно, не ретроспекции , а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их сегодня можно петь, что люди из тех времён, ситуации из тех времён, а в общем и идеи, и проблемы- наши, нынешние.

Расчёт по авторской песне только на одно- на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское.

(Монологи В. Высоцкого)



1-ый ведущий. Нас могут беспокоить эти песни?

2-ой ведущий. По одному из социологических исследований 68% старшеклассников в шкале ценностей на первое место поставили деньги.

3-ий ведущий. Наше поколение сравнивают с ростком, который искривляясь, огибает придавивший его камень, но эта кривизна для него норма.

1-ый ведущий. Можем ли мы понимать эти песни? Хотим ли?

Все втроём. Да. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос: а смог бы я тогда, и пытаемся на него ответить всю жизнь…

Чтецы:

-Он не допел, не досказал всего

Что било пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало от того.

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдёт

Так просто вместе с тем и так достойно.

Он умер. Да

-И все же он поёт

И песни не дадут нам жить спокойно...

-Никита Михалков. Стихотворение «Памяти Высоцкого».

1-ый ведущий. Они заставляют нас думать о дружбе, не как о названии клуба, кафе, стенгазеты. О дружбе в первозданном смысле этого слова. О ней и песня «Их восемь - нас двое».

2-ой ведущий. Они учат смотреть на любовь не как минутное увлечение. Она пришла чтобы пригласить тебя на жизнь…-вот как!

3-ий ведущий. И осознавать, что и на краю обрыва, заглядывая в глаза смерти или, говоря проще, в критической ситуации, человек может и должен оставаться человеком- это же мы поняли , слушая Высоцкого. Хотя бы «Чёрные бушлаты».

1-ый ведущий. И понятии: честь, совесть, долг- это ведь тоже мы поняли не на комсомольских собраниях с обязательной явкой в парадной форме и заранее написанными выступлениями, а вот он объяснил, что:

И во веки веков, и во все времена

Трус- предатель всегда призираем .

Враг есть враг, и война все равно есть война,

И темница тесна, и свобода она.

И всегда на неё уповаем...

2-ой ведущий. И, наверное, о многом говорит и обязывает ветеранов, всех нас, наследников Победы, его «Песня о новом времени», которую он написал, тогда в послевоенных, мальчишка-проказник, с открытым ртом и слушавший рассказы о войне. Сохранить моральные ценности, который высветила война. Смогли ли?

1-ый чтец. «Без памяти нет совести»,- утверждает академик Лихачёв.

3-ий ведущий. Благодаря Высоцкому учимся помнить, пропускать память через сердце.

1-ый ведущий. И репортажи из Афганистана недаром идут с песней «Сыновья уходят в бой» , и нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или море. Есть- о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку.

Пока звучит песня «Давно смолкли залпы орудий»,ведущие и чтецы кладут гвоздики к гитаре, а зал встаёт, чтобы почтить память не воевавшего солдата Владимира Высоцкого и всех героев его военных песен.

1-ый ведущий. А ты знаешь, с кем идти в разведку?

2-ой ведущий. Ты сам-то готов идти в разведку?

3-ий ведущий. Пойдут ли в разведку с нами?

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал