- Учителю
- Уроки литературы в таблицах (9-10 класс)
Уроки литературы в таблицах (9-10 класс)
Новоазовская общеобразовательная школа I-II ступеней № 1
Уроки литературы в таблицах
(9-10 класс)
Решетняк Н.В.
учитель высшей категории школы №1
г. Новоазовска, ДНР
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Жанр произведения - комедия
I. История создания комедии
Замысел
1816 г. Петербург. 1819 г. 1820 г. 1821-1822
План Работа над «Вещий сон» Кавказ.
комедии. комедией Импульс 2 акта
к работе
1823 г. 1824 г. Петербург. 1825г.Вносятся
Тульское Комедия подверглась поправки.
поместье переработке и осенью Цензурные правки.
Бегичева. была закончена. Комедия запрещена.
Заканчивает
комедию.
II. Эпоха, изображенная в комедии.
Русская общественная жизнь конца 10х - начала 20х годов XIX века
Барская Москва Столичный Саратовская глушь.
министерский
Петербург
III. Важнейшие проблемы эпохи:
Политическая: Моральная: Культурная:
- крепостное право; - проблема долга - о воспитании
- борьба с крепостнической и чести; дворянской
реакцией; - достоинство молодежи;
- о деятельности тайных человека; - о просвещении
политических обществ - роль разума и и русской
идей в национальной
общественной культуре.
жизни.
IV. Историческое содержание комедии:
Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией:
русская заподно-европейская
действительность:
XVIII-XIXст. XVIII-XIXст;
- война 1812г; - просветительство;
- разгром Наполеона; - якобинская диктатура1792-
- появление прогрессивных сил. 1794 гг.
- революционное движение
20х годов XIX века.
Чацкий
«окаянный вольтерьянец»
якобинец
карбонарий.
V. Композиция произведения.
(Кольцевая)
VI. Система образов
Софья
Чацкий Молчалин Лиза
Фамусовское общество
Система образов - система зеркал
(«отраженный» образ есть у каждого главного героя) :
Внесценические племяник брат Максим кн. Марья
герои Хлестовой Скалозуба Петрович Алексевна
Второстепенные Репитилов Загорецкий кн. Т.Ю.П.А.У.В
герои (кривые зеркала) Тугоуховский Н.Д. Хлестова
Горич, 6 княжон
Главные
герои Чацкий Фамусов Софья
VII. Конфликт комедии
«век нынешний» «век минувший»
Чацкий: Фамусов:
- гуманист - крепостник
- защитник свободы - ненавистник просвещения
- независимая личность - «низкопоклонник, льстец»
- патриот
Скалозуб:
- «И золотой мешок и метит в генералы»
- «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие
маневров и мазурки.»
Молчалин:
- «В мои лета не должно сметь
свое суждение иметь…»
- «Ведь надобно ж зависить от других.»
Фамусовское общество:
- корыстолюбцы
- эгоисты
- непримиримые борцы с культурой и
просвещением.
VIII. Идея комедии
― Горе уму. «Молчалины блаженствуют на свете!»,
«Ведь нынче любят бесловесных»
ЧацкийСофьяМолчалинЛизабуфетчик Петруша
― национальная самостоятельность русского народа;
― идея воспитания;
― вера в наступление новой эры:
«Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом..»
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Жанр произведения: роман в стихах.
I. Творческая история создания
1823г. 9 мая 1824г. 1825г. февраль
«Мой дядя самых честных Михайловское. издана первая глава
правил…» Редакция первой
главы;пересылка
ее Плетневу
1826 1827 1828 … 1830г. Болдино. Осень.
Написпаны последние главы.
1831г. 1833г. -выход романа
Последние дороботки. отдельной книгой.
II. Эпоха, изображенная в романе.
Подъем революционного восстание казнь и ссылка годы
движения после войны1812г декабристов декабристов реакции
14 декабря 1825г.
III. Важнейшие проблемы:
политическая моральная воспитание,образование
- крепостное право - проблема занятости; - труд упорный ему
и его последствия; - долга и чести; был тошен;
- восстание против - томительное безделье; - « мы все учились …»;
самодержавия - жизнь «…однообразна - светское воспитание
(декабристы); и пестра. И завтра тоже, испортило хорошие
- деятельность тайных что вчера»; задатки героя.
обществ; - много прав и никаких
- годы революции; обязанностей;
«…Энциклопедия русской жизни…»(В.Г. Белинский)
IV. Художественное содержание произведения.
Столица провинция Петербург
(гл. I) (гл. II-VII) (гл. VIII)
Четыре времени года: Историческое семилетие
лето осень зима весна 1815-1821гг.
(IV,40) (IV,41) (IV,42) (VII,1) (II,3;V,1;V,2;III,37)
Разные социальные слои(аристократия, поместное дворянство, крепостное крестьянство, городская беднота.)
Народные обычаи:
Празднование Масленицы, Троицы,Рождества(II,35;IV,43,44);народные приметы и гадания(V,5,6,8.)
V. Композиция романа:
(кольцевая)
«Он возвратился и попал,как Чацкий-с коробля на бал.»
Наличие образа повествователя, который объединяет всю систему.
Онегин Пушкин
контраст
Лирические отступления, в которых автор
высказывает свои чувства и мысли,
связанные с изображаемыми событиями.
VI. Система образов:
Татьяна
Онегин Ленский Ольга
Светское общество
«О деревня! О Русь!» «русская душою…»
«…Филипьевка седая»
«…дворовый мальчик»
«…Зима! Крестьянин торжествуя…»
народная мысль.
Зеркальный сюжет:
I часть - Татьяна любит Онегина;
II часть - Онегин любит Татьяну.
VII. Социальный портрет героя.
Онегин-как и все «забав и роскоши дитя»:
- воспитывался
- учился
- влюблялся («… но рано чувства в нем остыли…»)
- одевался
- ел, пил
- развлекался
«Ему наскучил света шум…»
Эволюция героя.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»
Жанр произведения: поэма
«Мертвые души - это странная исповедь современной России»
А.И.Герцен.
I. История создания.
1835г. 1836г. 1841г.Россия.Москва.
Сюжет подсказан Письмо Жуковскому Писатель отдал рукописи
Пушкиным. «…какой огромный, в Московский цензорный
какой оригинальный комитет,но забирает и
сюжет.» отдает Белинскому,
чтобы тот попытался
опубликовать в Петербурге.
1842г. 20 мая 1842-1852гг. 1852г.
«Мертвые души» Работа над Гоголь сжег второй том.
Вышли из печати вторым томом.
II. Эпоха, изображенная в поэме.
Россия первой половины XIX века.
Социальная структура
Административный город Помещичьи деревни
городской «Олимп» галерея помещиков.
III. Важнейшие проблемы.
Политическая: Нравственная:
- крепостное право; - пустота и ничтожность городских
- судьба народа и Руси. чиновников;
- умственная никчемность,
самодурство, злодейство помещиков;
- духовная убогость и ничтожность.
IV. Композиция произведения.
Кольцевая: каждая глава - кольцо в цепи.
Основной композиционный прием:
антитеза
идейный уровень композиционный
высокий отъезд приезд
авторский низменная Чичикова
идеал действительность
образный стилевой
расточительностьскупость эпослирика;
взлетпадение Чичикова сатира, комизм
трагедийность
V. Система образов:
«Переход от Манилова к Плюшкину обдает ужасом»
(В.Г.Белинский)
«маниловщина»: «ноздревщина»:
- крепостническая психология; - внешняя общительность,
-учтивый и обходительный, дружелюбие,скрывающие
чувствительный и сентиментальный; агрессивность, цинизм,
- бездуховность, отсутствие подлинного самоуверенность, полнейшее
интереса к жизни; равнодушие ко всему, кроме
- погоня за массовой культурой; собственных эгоистических
- не умение и не желание трудиться; интересов.
- отказ от собственной позиции и
собственного мнения.
деградация человеческой личности.
П.И. Чичиков: «Подлец» и «приобретатель».
Чиновники, помещики. Чичиков
Костные, неподвижные, деловит, деятелен,
бездеятельные,не способны предприимчив, карьерист.
вести хозяйство
Перевернутый мир, образы- оборотни:
живые люди- «мертвые души»;
мертвые души - живые люди.
VI. Образ Родины:
- «Русь - тройка»;
- «простор, где родиться богатырю»;
- «дороги…»
Куда же несешься ты?
Кто скажет волшебное слово?
«Удалая, лелеющая душу национальность»
народная мысль.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
Жанр произведения:социально-психологический и философский роман.
I. История создания.
1838г. 1837г.
Возвращение из ссылки. Упоминание родственников о том,что
Лермонтов приступил к Лермонтов «набросил начерно Тамань»
работе над романом
«Фаталист»
Ранняя редакция: три самостоятельных повести «Бэла», «Максим Максимыч»,
«Княжна Мери».
Вторая редакция.
1839г. «Фаталист»
Третья редакция
1840 - записки героя «Журнал Печорина» и «Предисловие к «Журналу Печорина»»
1837 - 1841гг.
Собрание повестей: путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла, исповедь героя.
II. Эпоха, изображенная в романе.
Общественная жизнь в годы реакции: 30-е годы XIX века.
III. Проблемы,решаемые в романе:
психологические философские
-автора занимает - индивидуализм как способ
внутренний мир и отношения человека к миру и к
характер Печорина; людям.
- «портрет пороков
всего нашего поколения»
IV.Роман-исследование внутреннего мира героя.
Композиция произведения.
С «Тамань» Ф 1 гл. «Бэла»-Печорин глазами Максима Максимыча
Ю «Княжна Мэри» А 2 гл. «Максим Максимыч»-
Ж «Бэла» Б Печорин глазами молодого офицера,писателя.
Е «Фаталист» У «Журнал Печорина»-Печорин сам о себе.
Т «Максим Л
Максимыч» А
«Предисловие
к «Журналу Печорина»
Цель нарушения хронологии событий
исследовать внутренний мир людей печоринского типа
композиционный приём:
«рассказ в рассказе»
V.Путешествие Печорина по Кавказу
Дневник Печорина
ТаманьПятигорскКисловодскКрепостьКазачья станица
«Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист», «Бэла»
Путевые заметки
КрепостьВладикавказ
«Максим Максимыч»
VI. Система образов романа:
Грушницкий Вернер
позер,шут Печорин циник
страдающая личность
VII.Эволюция героя.
Истоки индивидуализма Печорина и его поколения:
Подлинная полнота жизни там,где: гуманизм,
добро,
умение понимать и
сочувствовать другим.