7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе с углубленным изучением 6 класс

Рабочая программа по литературе с углубленным изучением 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса составлена на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Она соответствует следующим нормативным документам:

  • Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов;

  • Авторской программы основного образования по литературе для 5-11 классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина;

  • Учебному плану общеобразовательного учреждения;

  • Примерному положению о рабочей программе, разработанному в ОУ;

  • Уставу ОУ.

На обучение литературе в 6 классе базисным учебным планом в МБОУ СОШ № 15 г. Хабаровска в соответствии с региональным базисным планом отводится 34 недели по 4 часа в неделю, всего 136 часов.

Специфика школьного курса "Литература" состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой, обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определённых результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

Задачи литературного образования в школе:

1) Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.

2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

8) Воспитать устойчивый художественный вкус у учеников.

9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10) Развить потенциальные творческие способности школьников.

Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим.

Этап основного общего литературного образования (5-9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная цель этого этапа - на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование должно базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, включающего и адаптацию).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, должны быть доступны читательскому восприятию учеников, соответствовать интересам и возрастным особенностям школьников.

В-третьих, произведения должны соответствовать образовательным целям данного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 5-м классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м - «Художественный мир литературного произведения», в 7-м - «Человек в литературе», в 8-м - «Литературный процесс», в 9-м - «Классика и современность», в 10-11-м - «Национальное своеобразие и история русской литературы ХIХ-ХХ вв.».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Реквизиты программы:

Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5-9 класс. Составители: М.Б.Ладыгин, Л.Б.Есин, Н.А.Нефедова, Д.Г.Булгакова. - М. Дрофа, 2008.

Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения.

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма, по мнению авторов, сделает выпускника вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Отсюда следует, что данная программа вполне может использоваться не только в гуманитарно-профилированных и гимназических классах, но и в любых других. Она может стать основой литературного образования в любой школе, а её освоение не зависит от количества часов, выделяемых школьным учебным планом на данную дисциплину.

Виды и формы контроля:

  • разноуровневые задания

  • контрольные работы

  • тестовые задания

  • эссе, схемы, таблицы, доклады и сообщения


Требования к уровню подготовки учащихся


Результаты изучения учебного предмета

1. Общие учебные умения

Учащийся должен знать и понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- отличия прозаической и стихотворной речи;

уметь:

- выразительно читать произведения (или фрагменты);

- пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;

- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

- цитировать художественное произведение;

- определять принадлежность произведения к литературному роду;

- определять эпические жанры (новелла, роман), лирические жанры (послание, сонет), характеризовать балладу как лиро-эпический жанр;

- определять основной конфликт произведения и характеризовать сюжетно-композиционные элементы произведения;

- называть особенности художественного пространства и художественного времени в произведении;

- определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведения;

- называть отличия фольклорного и литературного произведений, характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;

- сравнивать героев и эпизоды;

- характеризовать персонаж литературного произведения;

- выражать своё отношение к прочитанному;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

- написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написания сочинения-характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения;

- выбора произведения для внеклассного чтения.


2. Специальные предметные умения (предметные результаты)

Учащийся должен уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Метапредметные результаты

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные результаты

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Содержание программы

Содержание программы для 6 класса: Художественный мир литературного произведения

ВВЕДЕНИЕ

Художественный мир литературного произведения. Художественная образность как эстетическая основа литературы. Изобразительно-выразительные средства художественной речи.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Мифы

Мифология как форма художественного познания действительности. Начальное понятие о мифе. Античная мифология и ее своеобразие. Отражение мифа в литературе.

Мифы Древней Греции: «Олимп», «Гиацинт». Пантеон языческих богов как способ мифологического познания мира. Художественное объяснение природных явлений в мифах.

Мифология европейских народов: кельтская мифология, германская мифология, славянская мифология.

«Недуг уладов». Представления кельтов о языческих божествах. Тесная связь мира богов и мира людей. Отношение к женщине в кельтском обществе. Этическое звучание мифа.

«Создание мира». Художественное воспроизведение космогонических представлений древних германцев. Типологическая близость представлений о природных явлениях в образах языческих богов древних греков и древних германцев.

«Норны». Мифологизм исторических и этических представлений древних германцев.

«Перун и Скипер-зверь». Мифологическое представление славян о природных явлениях. Художественная основа мифа. Традиции национального фольклора в разработке мифа. Символическое изображение борьбы Добра и Зла. Образ Перуна как народный идеал. Семейная тема в мифе.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

Легенды и мифы Древней Греции.

А.И. Немировский. «Мифы и легенды Древнего Востока».

И.В. Рак. «Мифы Древнего Египта».

Мифы Древней Индии.

Предания и мифы средневековой Ирландии.

Скандинавские сказания.

Л.X. Олсон. «Эрик - сын человека».

Мифы древних славян.

Русские веды.

Мифы и легенды

Отличие легенд от мифов. Легендарная основа народного героического эпоса европейских народов.

«Илиада» (фрагменты). Мифологическая и легендарная основа эпического повествования о Троянской войне. Боги и герои в произведении. Значение «Илиады» для мировой художественной культуры.

Гомер «Одиссея» (фрагменты). Образ Одиссея. Значение «Одиссеи» для мировой культуры.

«Песнь о Роланде». Памятник французского героического эпоса. Тема долга и чести в песни. Народный идеал песни. Конфликт феодального и родового права. Карл Великий как идеал правителя.

«Калевала». Памятник карело-финского героического эпоса. Народный идеал в произведении, его патриотическое звучание.

Русские былины. Памятник славянского героического эпоса. Отражение в былинах общенародных представлений о героизме и народных героях. Художественное своеобразие народных былин. Средства создания поэтической образности в былинах. Постоянный эпитет, гипербола, художественный повтор.

«Вольга и Микула Селянинович». Сопоставление характеров Вольги и Микулы. Мифологические черты образа Вольги. Художественная роль зачина и повторов. Народный идеал в былине.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Принципы создания в былине образа народного героя. Постоянные эпитеты в былине. Идейное и нравственное звучание былины, ее патриотизм.

В мастерской художника слова. Русские сказители.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

Русские былины.

«Песнь о моем Сиде».

«Под звон мечей».

«Наследники Вюльфингов».

«Рыцари Круглого Стола».

Мифы и легенды Европы.

ЛИТЕРАТУРА Связь и взаимодействие литературы и фольклора

Особенности построения художественного мира литературных произведений на фольклорной основе.

«Мул без узды». Образец рыцарского романа. Начальное понятие о романе. Связь романа с кельтским фольклором. Сходство и различие главного героя романа с героями народного героического эпоса. Средства художественной образности в романе.

«Чудо Георгия о змие». Особенности жанра христианской легенды. Образ великомученика Георгия Победоносца. Сила Божьего слова в легенде.

«Повесть о Евпатии Коловрате» (фрагмент из «Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году»). Памятник древнерусской литературы. Художественные средства создания образа главного героя. Патриотическое звучание и героический пафос повести.

Народные традиции в западноевропейской литературе. Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Легендарная основа баллады, ее патриотическое звучание. Образ старого пикта.

Былинные мотивы в русской поэзии. А.К. Толстой. «Илья Муромец», И.А. Бунин. «Святогор и Илья», Н.С. Гумилев. «Змей», Д.Б. Кедрин. «Князь Василько Ростовский».

Былина и баллада, черты сходства и различия жанров. Народный идеал и авторская позиция в произведениях, их художественное своеобразие.

Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения.

Р.Л. Грин. «Легенды о рыцарях Круглого Стола».

И.К.А. Музеус. «Сказки и легенды».

Г. фон Клейст. «Поединок».

А.С. Пушкин. «Утопленник», «Гусар», «Песни западных славян».

О.М. Сомов. «Оборотень», «Сказание о храбром витязе Укроме-табунщике».

Н.В. Гоголь. «Вий».

А.К. Толстой. Баллады.

И.А. Бунин. «Святогор», «Баба-Яга».

К.Д. Бальмонт. «Перун», «Световид».

П.П. Бажов. «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка».

Литература как поэтическая память народа

Связь времен и наследование исторических традиций в литературе. Начальное понятие об историзме и средствах создания исторического колорита. Литература как хранительница исторической памяти народа. Национальные поэтические традиции в литературе.

Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Связь произведения с фольклорными традициями. Изображение исторического прошлого. Патриотическое звучание произведения. Нравственный выбор героев. Авторская позиция.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Исторический и легендарный материал песни. Эпическая традиция в песни. Роль диалогов. Поэтическое мастерство А.С. Пушкина.

Читательская лаборатория: «Как определить основную тему произведения».

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова...». Фольклорные традиции в произведении. Художественные средства создания исторического колорита. Характеры Калашникова и Кирибеевича. Роль образа повествователя. Понятие о стилизации в произведении.

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать героя в произведении».

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Легендарная и историческая основа произведения. Характер Тараса и средства его создания. Начальное понятие о пафосе. Героический пафос произведения. Принцип контраста в изображении сыновей Тараса. Нравственная проблематика произведения. Способы выражения авторской позиции, патриотическое звучание произведения.

Читательская лаборатория: «Как определить авторское отношение к герою».

А.С. Хомяков. «Вадим». Использование образов славянской мифологии. Патриотическое звучание произведения.

В.Я. Брюсов. «В башне». Особенности художественного пространства и художественного времени в произведении. Сон как приём организации повествования.

Читательская лаборатория: «Как представить себе художественное пространство и художественное время в произведении».

В.С. Пикуль. «Конная артиллерия, марш-марш!». Современное прочтение русской истории и ее эстетическое осмысление.

В.М. Шукшин. «Экзамен». Проблема культурной ценности исторических и эстетических знаний.

В мастерской художника слова. Факт и вымысел в художественном произведении на историческую тему.

Житийная литература

Житие Александра Невского. Житие как жанр средневековой русской литературы. Образ Александра Невского как воплощение православного идеала. Патриотическое звучание произведения.

Читательская лаборатория: «Как научиться различать фольклорное и литературное произведения».

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

«Слово о полку Игореве». Стихотворное переложение Н.А. Заболоцкого.

А.А. Дельвиг. «Русская песня».

В.Ф. Раевский. «Песнь воинов перед сражением».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Ермак».

А.А. Бестужев-Марлинский. «Наезды», «Роман и Ольга».

М.Ю. Лермонтов. «Баллада» («В избушке позднею порою...»).

К.П. Масальский. «Стрельцы», «Регентство Бирона».

М.Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

А.К. Толстой. «Князь Серебряный».

А.Н. Майков. «Емшан».

М.А. Волошин. «Святая Русь».

В.Я. Брюсов. «Нить».

В.А. Гиляровский. «Шипка».

К.М. Симонов. «Ледовое побоище».

А. Дюма. «Три мушкетера».

В. Скотт. «Айвенго».

Р.Л. Стивенсон. «Черная стрела».

Э. Дж. Э. Бульвер-Литтон. «Последние дни Помпеи».

Литературное произведение как художественное единство

Содержание и форма художественного произведения. Тема, проблема, идея. Композиция и сюжет литературного произведения. Завязка, развитие действия, кульминация и развязка как сюжетно-композиционные элементы. Экспозиция, пролог, эпилог. Виды композиции. Способы организации сюжета.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть». Своеобразие композиции. Основной конфликт в произведении. Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом.

А.С. Пушкин. «Дубровский». Основной конфликт произведения. Дубровские и Троекуров. Любовная линия Владимир - Маша и ее роль в организации повествования. Авантюрные приемы в произведении. Проблема совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного разбойника». Авторская позиция в произведении.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении».

А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь». Основной конфликт и трагическое в драматическом произведении. Особенности жанра. Тема скупости и особенности авторской позиции в произведении. Мастерство Пушкина-драматурга.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять основной конфликт в художественном произведении».

И.С. Тургенев «Певцы». Особенности сюжета новеллы. Эстетическая и нравственная позиция повествователя.

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке». Своеобразие повествования. Особенности сюжета новеллы. Фантастика и жизнеподобие в художественном мире произведения. Смысл названия новеллы.

А.П. Чехов «Злоумышленник». Приёмы комического в новелле. Диалог как способ создания характеров. Особенности сюжета.

Р. Киплинг «Маленький Вилли-Винки». Характер ребёнка. Изображение внутреннего мира Винки. новеллы. Тема человеческой ответственности в произведении. Особенности композиции новеллы. Смысл названия, подзаголовка и концовки произведения.

А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка». Сказочные мотивы и философский конфликт в произведении. Образ матери и нравственное звучание произведения.

Читательская лаборатория: «Как научиться пересказывать сюжет литературного произведения».

В.А. Солоухин. «Мститель». Понятие о внутреннем конфликте. Изображение внутреннего мира как основа организации сюжета. Утверждение идеи человеческого великодушия.

Читательская лаборатория: «Как научиться различать главных и второстепенных персонажей».

Е.И. Носов. «Лоскутное одеяло». Использование диалога в организации сюжета. Связь поколений в новелле.

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать особенности композиции произведения».

В мастерской художника слова. Строение сюжета.

Произведения для самостоятельного чтения учащихся.

Н.В. Гоголь. «Вий», «Майская ночь, или Утопленница».

И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода».

Л.Н. Толстой. «Набег».

А.П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим».

Н.С. Гумилев. «Мик».

И.С. Шмелев. «Лето Господне» («Праздники»).

К.И. Чуковский. «Серебряный герб».

К.М. Симонов. «Третий адъютант», «Малышка».

К.Г. Паустовский. «Последний черт», «Кот Ворюга».

В. Ирвинг. «Жених-призрак».

Э.А. По. «Очки».

Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан».

П. Мериме. «Взятие редута».

Т. Гарди. «Роковая ошибка церковных музыкантов».

Джером К. Джером. «Миссис Корнер расплачивается».

Р. Брэдбери. «И тогда грянул гром».

Дж. Лондон, «На берегах Сакраменто», «Белый клык».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Г.Р. Хаггард. «Дочь Монтесумы».

Основы стихосложения и поэтической образности

Понятие ритма в стихотворной поэтической речи. Основы организации стихотворного ритма. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие стопы. Начальное понятие о стихотворных размерах.

Двусложные стопы: ямб, хорей.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья…», М.Ю. Лермонтов. «Парус». Особенности ямбического и хореического рисунка стихотворений. Начальное понятие о пиррихии и спондее. Идейно-художественное своеобразие стихотворений.

Трехсложные стопы: дактиль, амфибрахий и анапест.

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Дактилический рисунок стихотворения. Идейно-художественное своеобразие лирического произведения.

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Амфибрахический рисунок стихотворения. Идейно-художественное своеобразие произведения.

А.А. Ахматова «Мужество». Совершенство поэтической формы стихотворения, его патриотическое звучание.

Н.С. Гумилев. «Сказочное». Анапест и его ритмообразующая роль в произведении. Художественное своеобразие стихотворения.

Вольный стих, особенности ритмического рисунка вольного стиха.

А.С. Пушкин. «Дельвигу». Вольный стих и особенности жанра послания.

Понятие о рифме и система рифмовки. Виды строф.

Сонет как формализованный стихотворный жанр. Ф. Петрарка. Сонет СССХIХ («На смерть Мадонны Лауры»), У. Шекспир. Сонеты №№66, 74. А.А. Дельвиг «Вдохновение», А.С. Пушкин. «Сонет», В.Я. Брюсов. «Сонет к форме».

Ритмическое, строфическое и идейно-художественное своеобразие сонетов. Изобразительно-выразительные средства художественной (поэтической) речи.

Читательская лаборатория: «Как научиться определять стихотворный метр».

В мастерской художника слова. Язык поэтического произведения.


Учебно-тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во часов

Из них:

Изложений

Сочинений

Наизусть

Тесты

Пров.раб

Уроки Р/Р

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Мифы и легенды

21

-----

1

----

1

----

----

2

ЛИТЕРАТУРА Связь и взаимодействие литературы и фольклора

14

1

-----

-----

1

-----

----

3

Житийная литература

5

------

------

-----

-----

-----

1

4

Литература как поэтическая память народа

28

------

3

1

1

-----

3

5

Литературное произведение как художественное целое

37

------

4

------

3

-----

5

6

Основы стихосложения и поэтической образности

31

------

1

4

1

1

1



ИТОГО:

136

1

9

5

7

1

10









IV Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник: ЛИТЕРАТУРА 6 КЛ. / АВТ.-СОСТ. М. Б. ЛАДЫГИН, Т. Г. ТРЕНИНА, изд. 5-е, М.: Дрофа

Учебно-методический комплект учителя:

  1. Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова, Е.А.Виноградова, Е.В.Комиссарова. Литература в 6 классе. Урок за уроком. Кн. Для учителя. - М.: Русское слово, 2001.

  2. Липина Е.Ю. Литературе. ЕГЭ: шаг за шагом. 5-8 класс. - М.: Дрофа, 2011

  3. О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова. Рабочая тетрадь у учебнику-хрестоматии под ред. М.Б.Ладыгина. Литература 6 класс. - М.: Дрофа, 2002

  4. М.В.Моисеев. Путеводитель в мире литературы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2004

  5. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2001

  6. Д.Г.Чижов. Тесты. Литература. 7 класс. - М.: Астрель, 2002

  7. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. - М.: Аквариум, 1997

  8. Материалы газеты «Литература» .

  9. Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»

  10. Средства обучения: компьютер, проектор, мультипликационные фильмы и кинофильмы («Мифы Древней Греции», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Повесть о взятии ханом Батыем Рязани», «Александр Невский», «Тарас Бульба», «Вий», «Маленькие трагедии»), презентации, Интернет-ресурсы.


Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 6 «Б» классе

№ урока

Предпол. дата

Фактич. дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности уч-ся

Виды, формы контроля

Домашнее задание

Мифология 20 ч. + 1 Р/Р = 21 час

1



Художественный мир литературного произведения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворение А.С. Пушкина «Поэт»

1

Лекция с элементами беседы

Миф, мифология, понятие о мифе


Рассказ учителя. Чтение учебника.



Устный ответ по плану параграфа, стр. 9 выраз. чтение

2



Мифология как форма художественного познания действительности. Начальное понятие о мифе


1

Урок изучения нового материала

Герой

Эвристическая беседа, пересказ, рассказ по плану


Стр. 17 -22, пересказы мифов


3


Мифы Древней Греции. «Олимп», «Гиацинт». Художественное объяснение природных явлений в мифах. Боги и герои в греческой мифологии

1

Урок изучения нового материала

Боги и герои

Интеллектуальная игра



Р.т. стр.6-9, стр. 22-28 (пересказ)

4 - 5



  1. Кельтская мифология. «Недуг уладов». Связь мира богов и мира людей.

  2. Древнегерманская мифология. «Создание мира», «Норны»

2

Урок изучения нового материала


Пересказ, рассказ по плану



1.Стр. 26-30 (пересказ);


2.Р.т. стр.10-12

6



Во что верили наши предки? Мифология древних славян. «Перун и Скипер-зверь».

Тестирование по теме «Мифы»


1

Урок изучения нового материала


Беседа. Художественный пересказ





Тестирование

Р.т. стр. 13-14, составить таблицу стр. 18-21

7



В/ч № 1 Мифы древних славян: «Иван - да-Марья», «Про Китеж Град». Художественные особенности

1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ


Р.т. стр. 16-17

8



ХХК ГОС Древние мифы, бытующие на Дальнем Востоке. «Благожелания к реке». Изобразительные средства, используемые в этом жанре

1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ


«Баллада о том, как инки начали поклоняться солнцу» прочитать

9



ХХК ГОС Роль солнца в Дальневосточной мифологии на примере «Баллады о том, как инки начали поклоняться солнцу»

1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ


«Песнь о Роланде» прочитать

10



Легенда. Её отличие от мифа. Легенды и народный героический эпос

1

Лекция с элементами беседы

Легенда, героический эпос

Чтение учебника. Составление плана ответа


Стр.46-48, конспект в тетради, стр.51-69 прочитать

11-12-13



  1. Героический эпос. «Песнь о Роланде» как образец французского героического эпоса.

  2. «Песнь о Роланде». Тема чести и долга. Народный идеал. Художественные особенности песни.

  3. Конфликт феодального и родового права. Карл Великий как идеал правителя. Тестирование (р.т. стр.25-26)

3

Урок анализа произведения


Поэма, тема


Ответ по плану. Применение цитирование.


Тестирование

1.Стр. 69-81, прочитать, стр.99, вопр.1,2;

2.стр.81-99, прочитать, стр.99, вопр. 8, 9;

3.Р.т.стр. 23-24, задания, выучить наизусть отрывок

14



«Калевала». Памятник карело-финского героического эпоса. Народный идеал в произведении, его патриотическое звучание

1

Урок анализа произведения

Художественный пересказ.


Р.т. стр.26-28, прочитать «Сказание о Сигурде»

15



Русские былины. Художественное своеобразие. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя.

1

Урок анализа произведения

Былина, гипербола



Стр.101-103, выписать определения, стр. 109-110, вопросы

16-17



  1. Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Принципы создания образа народного героя.

  2. Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Постоянные эпитеты в былине. Идейное и нравственное звучание былины, ее патриотизм

2

Урок анализа произведения

Образ героя

Составление плана ответа



1.Перечитать былину, закончить план, р.т. стр.32,

2.Стр. 119, вопросы

18-19



В/ч № 2

1. Произведения русского фольклора. «Никита Кожемяка», «Авдотья, жонка Рязаночка»

2. Произведения русского фольклора. «Русланушка», «Егорий Храбрый»

2

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ


1.Чтение, пересказ;

2.Р.т. стр.34-42, ответы на вопросы

20



Р/Р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»


1

Урок развития речи


Развитие речи

Сочинение

Отредактировать и переписать сочинение

21



Анализ и редактирование письменных работ учащихся

1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


«Мул без узды» прочитать

Связь и взаимодействие литературы и фольклора 13 ч +1 Р/Р =14 часов

22



Особенности построения художественного мира литературных произведений на фольклорной основе.


1

Лекция с элементами беседы

Эпос, роман


Беседа. Рассказ учителя. Работа с учебником. Составление плана устного ответа


Чтение романа. Ответ по плану с примерами. Поиск цитат.

23-24



  1. «Мул без узды». Образец рыцарского романа. Связь с кельтской мифологией.

  2. «Мул без узды». Главный герой. Сходство и различие с героями народного эпоса.

Тестирование (р.т. стр. 55-56)

2

Урок анализа произведения


Сравнительный анализ

Выразительное чтение.

Тестирование

1.Стр. 165, вопросы 1-8;

2.Р.т. стр. 54,

Стр.167-174 , прочитать


25



«Чудо Георгия о змие». Особенности жанра христианской легенды. Образ Георгия Победоносца

1

Урок анализа произведения

Древнерусская литература, легенда (расширение понятия)

Художественный пересказ.


Художественный пересказ, стр. 174, вопросы


26



«Повесть о Евпатии Коловрате». Памятник Древнерусской литературы. Патриотизм. Средства создания образа

1

Урок анализа произведения


Проверочная работа

Проверочная работа

Стр. 179, вопросы, вопрос № 6(писм.)

27



Р/Р. Написание изложения «Подвиг Евпатия Коловрата»


1



Урок развития речи



Развитие речи

Изложение


__________


28



Анализ и редактирование письменных работ учащихся


1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


«Вересковый мёд» прочитать

29



Народные традиции в западноевропейской литературе. Р. Р. Стивенсон. О писателе. «Вересковый мёд». Образ старого пикта


Урок анализа произведения

Баллада (расширение понятия)


Эвристическая беседа, составление плана раскрытия образа героя


Стр. 181-184, выразительное чтение, стр. 185, вопросы

30



Былинные мотивы в русской поэзии. А.К. Толстой «Илья Муромец». Былинный и литературный образы Ильи Муромца

1

Комбинированный урок

Былина и баллада, сходства и различия


Составление сравнительной таблицы



Стр.189-192, выр. чтение, ответы на вопросы

31



Былинная основа баллады И.А. Бунина «Святогор и Илья». Образ Ильи Муромца в балладах А.К. Толстого и И.А. Бунина.

1


Стр. 193-194, выр. чтение, ответы на вопросы

32



Черты былины в балладе Н.С. Гумилёва «Змей». Патриотическое звучание произведения

1


Стр. 194-196, выр. чтение, ответы на вопросы

33



Черты былины и историческая основа баллады Д.Б. Кедрина «Князь Василько Ростовский»


1


Стр. 197-201,выр. чтение, Н.В. Гоголь «Вий»

34



В/ч № 3

Н.В. Гоголь «Вий». Сочетание реалистического и мистического в новелле Н.В.Гоголя «Вий»


1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ, анализ произведения


Р.т. стр.72-73

35



В/ч № 4 П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка». Тематика сказок

1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ, анализ произведения


Р.т. стр.74-75



Житийная литература 4 ч + 1 Р/Р = 5 часов

36



Особенности жанра жития в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского»

1

Лекция с элементами беседы

Житие


Беседа. Работа с учебником

Р.т. стр.76-78

37



Особенности повествования в житии и образ Автора

1

Лекция с элементами беседы

Житие


Беседа. Работа с учебником

Стр. 217, вопрос № 9, письменно

38



Р/Р Читательская лаборатория: «Как научиться различать фольклорное и литературное произведения»

1

Урок развития речи



Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

39



ХХК ГОС Н. Максимов. Слово о писателе. «Норка». Человек и природа в дальневосточной литературе

1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ, анализ произведения


В.Скотт «Айвенго», прочитать

40



В/ч № 5 В.Скотт «Айвенго». Художественное своеобразие произведения


1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ, анализ произведения


Карамзин «Наталья, боярская дочь» прочитать

Литература как поэтическая память народа 22 ч + 6 Р/Р =28 часов

41



Связь времён и передача исторических традиций в литературе. Н. М. Карамзин. О писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Особенности жанра

1

Лекция с элементами беседы

Историзм, исторический колорит


Работа с учебником. Слово учителя. Аналитическая беседа.


Пересказ параграфа учебника, чтение повести

42



Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Художественные средства создания характеров

1

Урок анализа произведения

Повесть


Составление плана анализа образа героя


Р.т. стр.80-81, стр. 280, вопр. 3,4,5(устно)

43



Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Связь с фольклорными традициями. Язык повести.

Тестирование (р.т. стр. 82-83)

1

Урок анализа произведения

Фольклорные традиции, язык произведения

Художественный пересказ


Тестирование

Стр.280, вопрос 12, сообщение о А.С.Пушкине

44



А. С. Пушкин. О писателе. «Песнь о вещем Олеге». Исторический и легендарный материал песни.

1

Урок анализа произведения

Историзм

Аналитическая работа



Стр.286, вопросы

45



А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Эпическая традиция в произведении. Роль диалогов в балладе

1

Урок анализа произведения

Композиция


Обучение выразительному чтению. Анализ лирического произведения



Выучить отрывок наизусть

46



Р/Р. Читательская лаборатория: «Как определить основную тему произведения»

1

Урок развития речи



Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

47



М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». Фольклорные традиции в произведении. Историческая основа песни

1

Урок анализа произведения

Фольклорные традиции, историзм

Беседа. Работа с цитированием текста



Стр.292-302(I,II главы), вопрос 4, 9


48



Особенности композиции и основного конфликта поэмы. Характеры Калашникова и Кирибеевича

1

Урок анализа произведения

Конфликт, образ героя

План-характеристика образа



Стр.303-308, дочитать, вопросы 2, 3,5

49



Образ царя Ивана Васильевича и его роль в произведении


1

Урок анализа произведения

Конфликт, образ героя

Беседа. Работа с цитированием текста

Р.т. стр.3-4

50



Особенности повествования в поэме и роль образа Повествователя

1

Урок анализа произведения

Образ героя

Беседа. Работа с цитированием текста

Выучить отрывок наизусть

51



Р/Р. Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать героя в произведении»

1

Урок развития речи



Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

52



Р/Р. Классное сочинение «


1

Урок развития речи


Развитие речи

Сочинение

Сообщение «Жизнь и творчество Гоголя» + презентация

53



Анализ и редактирование письменных работ учащихся

1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


«Тарас Бульба» I главу (прочитать)

54



Н. В. Гоголь. О писателе. Повесть «Тарас Бульба». Легендарная и историческая основа в произведении.

1

Урок изучения биографии

Историческая основа произведения

Беседа. Рассказ учителя.



Прочитать I, II главы «Тарас Бульба»

55



Формирование представления о Тарасе Бульбе. Образ Тараса

1

Урок анализа произведения

Образ героя

Характеристика образа героя


Прочитать III, IV главы «Тарас Бульба»

56



Идейно-композиционная роль образов Остапа и Андрия. Нравственная проблематика новеллы

1

Урок анализа произведения

Пафос, героический пафос


План раскрытия собирательного образа. Работа с учебником



Стр. 5, вопр. 1-7(устно),

Прочитать V-VII,главы «Тарас Бульба»

57



Художественная роль пейзажа в произведении

1

Урок анализа произведения

Художественная роль пейзажа в произведении

Работа с учебником


Прочитать VIII - IX главы «Тарас Бульба», пересказ степи

58



Судьбы сыновей Тараса. Нравственная сила и стойкость Остапа. Позорная смерть Андрия. Принцип контраста.

1

Урок анализа произведения

Контраст,

Характеристика героя

Составление таблицы (р. т. стр. 7)



Прочитать X -XII главы «Тарас Бульба»

59



Способы и приёмы создания исторического колорита в новелле «Тарас Бульба»

1

Урок анализа произведения


Работа с планом ответа



Р.т. стр.6, стр. 6, вопросы 8-14

60



Р/Р Читательская лаборатория: «Как определить авторское отношение к герою»

1

Урок развития речи


Развитие речи


Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

61



Р/Р Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». «Остап и Андрий - братья и враги»

1

Урок развития речи

Сравнительная характеристика


Развитие речи

Сочинение

Отредактировать и переписать сочинение

62



Анализ и редактирование письменных работ учащихся


1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


А. С. Хомяков «Вадим» (прочитать)

63



А. С. Хомяков «Вадим». Использование образов славянской мифологии

1

Урок анализа произведения


Работа с учебником. Беседа


Стр. 13, вопросы, стр.15-21, прочитать


64



В. Я. Брюсов «В башне». Художественное использование сна как средства фиксации исторической памяти

1

Урок анализа произведения

Композиция, элементы композиции

Эвристическая беседа. Ответ на проблемный вопрос


Р.т. стр.12-15

Стр. 28-44, прочитать

65



В. С. Пикуль «Конная артиллерия - марш-марш!» Способы характеристики героя и создания исторического колорита

1

Урок анализа произведения

Характеристика героя, исторический колорит

Эвристическая беседа. Ответ с использованием цитат


Стр. 44, вопросы, подготов. к сочин, вопрос № 11

66



Р/Р Проба пера. Написание очерка о каком-нибудь историческом герое


1

Урок развития речи


Развитие речи

Сочинение

___________

67





Анализ и редактирование письменных работ учащихся


1



Урок развития речи



Редактирование собственных работ


К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» прочитать


68



В/ч № 6 К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Особенности жанра произведения


1

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ, анализ произведения


Чтение повести «Страшная месть»

Литературное произведение как художественное целое 27 ч +10 Р/Р = 37 часов

69



Особенности сюжета и композиции новеллы Н.В. Гоголя «Страшная месть»

1

Урок анализа произведения

Особенности сюжета


Работа с учебником. Беседа


Стр. 112, вопрос 1-3

70



Основной конфликт в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть».


1

Урок анализа произведения

Тематика

Беседа, художественный пересказ


Стр. 112, вопрос 11, 12(письменно)

71



Художественная роль пейзажа в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть».

1

Урок анализа произведения

Роль пейзажа

Беседа, художественный пересказ


Р.т. стр.23-24

72



Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть».

Тестирование (р.т. стр.24-26)

1

Урок анализа произведения

Человеческая ответственность

Беседа, художественный пересказ

Тестирование

Прочитать «Дубровский» (1-4 главы)

73



А. С. Пушкин «Дубровский». Основной конфликт произведения. Роль столкновения Дубровского и Троекурова. Суд: углубление представления о характерах Троекурова и Дубровского (гл. 2-4)

1

Урок анализа произведения

Конфликт


Сравнительная характеристика, составление плана



Прочитать «Дубровский» (3-8 главы)

74



История жизни Владимира Дубровского (гл. 3-5)

1

Комбинированный урок

Предыстория

Художественный пересказ

Выборочное чтение.


Прочитать «Дубровский» (8-12 главы)

75



Месть Дубровского. Мотивы, заставившие крестьян присоединиться к своему барину (гл. 5-7). Благородство поступков главного героя (гл.8-10)

1

Урок анализа произведения

Мотив


Пересказ эпизода.


Прочитать «Дубровский» (13-15 главы)

76



Почему Дубровский отказался от мести Троекурову. Особенности композиции (гл. 11-12)

1

Урок анализа произведения


Ответ на проблемный вопрос

Составление плана ответа


Прочитать «Дубровский» (17-19 главы)

77



Дубровский и Марья Кирилловна (гл. 13-15)

1

Комбинированный урок


Устное рассуждение


Р.т. стр.32-35

78



Развязка романа. Основные проблемы романа (гл. 17-19)

Тестирование (р.т. стр.36)

1

Урок анализа произведения

Развязка, проблематика

Выразительное чтение. Работа с учебником

Тестирование

Устный ответ по записям в тетради

79







Р/Р Читательская лаборатория: «Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении»

1

Урок развития речи


Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

80



Р/Р Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский». «Неистребимо благородство душ!»

1

Урок развития речи


Развитие речи

Сочинение

Отредактировать и переписать сочинение

81



Анализ и редактирование письменных работ учащихся

1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


«Скупой рыцарь» прочитать

82-83



  1. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь». Основной конфликт и трагическое в драматическом произведении. Особенности жанра.

  2. Тема скупости и особенности авторской позиции в произведении. Мастерство Пушкина-драматурга.

Тестирование (р.т. стр.38-39)

2

Урок анализа произведения

Драма, ремарка


Выражение отношения к прочитанному



Тестирование

1.стр.142, вопрос 1-5,р.т.стр. 37-38;


2.стр. 143, вопрос 6-12

84



Р/Р Читательская лаборатория: «Как научиться определять основной конфликт в художественном произведении»

1

Урок развития речи


Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

85



Р/Р Творческая работа. Письменное составление портретов Альбера и Барона

1

Урок развития речи


Развитие речи

Сочинение

Отредактировать и переписать сочинение

86



Анализ и редактирование письменных работ учащихся

1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


Прочитать «Привидение…» гл. 1-5

87-88



  1. Н. С. Лесков «Привидение в инженерном замке». Особенности построения сюжета.

  2. Фантастика и реальность в новелле Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке»

2

Урок анализа произведения

Рамочная композиция

Художественный пересказ.


1.Дочитать 6-11 главы, р.т.стр.40-42;

2. стр.171, вопросы, р.т. стр.43.

Стр. 173-190, прочитать

89-90







  1. Р. Д. Киплинг «Маленький Вилли Винки». Характер ребенка. Изображение внутреннего мира

  2. Тема человеческой ответственности в произведении. Особенности композиции. Смысл названия новеллы

2



Урок анализа произведения

Художественный пересказ от имени героя


1.Р.т. стр.46-48, доделать;


2.Пересказ новеллы от имени Винки, стр.195-206, прочитать

91



Р/Р Читательская лаборатория: «Как написать отзыв о прочитанном произведении»

1

Урок развития речи

Отзыв

Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм


92-93



  1. Роль сказочных мотивов в новелле А.П. Платонова «Разноцветная бабочка».

  2. Особенности основного конфликта и нравственная проблематика новеллы А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»

2

Урок анализа произведения

Сказочные мотивы

Беседа. Ответ на проблемный вопрос


1.стр.206, вопросы;


2.Р.т.стр. 55-56, прочитать «Мститель»

94







Р/Р Читательская лаборатория: «Как научиться пересказывать сюжет литературного произведения»

1

Урок развития речи

Сюжет


Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

95



Р/Р Письменный пересказ одного из эпизодов жизни Тимоши


1

Урок развития речи


Развитие речи

Сочинение

Отредактировать и переписать пересказ

96



Анализ и редактирование письменных работ учащихся

1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


«Мститель» прочитать

97-98



  1. В.А. Солоухин «Мститель». Понятие о внутреннем конфликте. Психология мальчика как основа организации сюжета.

  2. В.А. Солоухин «Мститель». Утверждение идеи человеческого великодушия.

2

Урок анализа произведения

Внутренний конфликт

Ответ на проблемный вопрос


1.Р.т. стр.56 - 57 + подробный пересказ;


2.Стр. 220, вопросы, стр.222-226, прочитать

99



Е. И. Носов «Лоскутное одеяло». Диалог в организации сюжета. Связь поколений в новелле.

1

Урок анализа произведения

Рамочная композиция

Художественный пересказ.


Р.т. стр. 57-58, стр.226, вопрос № 5, письменно)

100



Р/Р Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать особенности композиции произведения»


1

Урок развития речи

Композиция


Развитие речи


Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

101



Р/Р В мастерской художника слова. Строение сюжета. Подготовка к обучающему сочинению «Удивительный мир новеллы «Лоскутное одеяло»

1

Урок развития речи

Сюжет

Развитие речи


Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

102



Р/Р Обучающее сочинение по сюжету новеллы (на выбор)


1

Урок развития речи


Развитие речи

Сочинение

_____________

103



Анализ и редактирование письменных работ учащихся

1

Урок развития речи


Редактирование собственных работ


Прочитать А.П. Чехова. «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

104-105



В/ч № 7

1. Рассказы А.П. Чехова. «Пересолил», «Лошадиная фамилия». Тематика рассказов. Художественное своеобразие.

2. Рассказы А.П. Чехова. «Хирургия», «Налим». Тематика рассказов. Художественное своеобразие.

2

Урок внеклассного чтения


Художественный пересказ


Прочитать А.П. Чехова. «Хирургия», «Налим»

Основы стихосложения и поэтической образности 27 ч + 4 Р/Р = 31 час

106



Как создаётся художественный мир стихотворения. Основы организации стихотворного ритма.

1

Лекция с элементами беседы

Система стихосложения


Работа с учебником. Рассказ учителя. План-конспект


Выучить записи в тетради

107-108



Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие стопы. Начальное понятие о стихотворных размерах

2

Лекция с элементами беседы

Рифма, ямб, хорей

дактиль, амфибрахий, анапест, тропы, эпитет, метафора, гипербола, олицетворение

Определение метра, рифмы, размера произведения



Выучить записи в тетради

109



Р/Р Читательская лаборатория: «Как научиться определять стихотворный метр»

1

Урок развития речи

Система стихосложения


Развитие речи

Конспект, ментальная карта

Завершить работу в тетради, выучить алгоритм

110-111



1. Двусложные стопы: ямб, хорей. А.С. Пушкин «Зимнее утро», Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья…», М.Ю. Лермонтов «Парус». Особенности ямбического и хореического рисунка стихотворений.

2. Начальное понятие о пиррихии и спондее. Идейно-художественное своеобразие стихотворений

2

Урок анализа стихотворения

Мотив, ямб


Пиррихий, спондей


Анализ лирического произведения


1.Анализ произведения по плану;

2. Выучить «Зимнее утро» наизусть

112



А. С. Пушкин «Бесы». Анализ стихотворения

1

Урок анализа стихотворения


Анализ лирического произведения


Стр. 249, вопросы

113-114



Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий и анапест.


2

Лекция с элементами беседы

Дактиль, амфибрахий и анапест

Работа с учебником. Рассказ учителя. План-конспект


Выучить записи в тетради

115



М.Ю. Лермонтов «Тучи». Дактилический рисунок стихотворения. Идейно-художественное своеобразие лирического произведения.


1






Урок анализа стихотворения


Анализ лирического произведения


Выучить «Тучи» наизусть

116



Вн/ч № 8 М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Ответственность человека за сохранение красоты и жизни на земле

1

Урок внеклассного чтения


Двусложные и трёхсложные размеры стиха

Анализ лирического произведения


Подготовиться к проверочной работе

117



Проверочная работа по теме

«Стихотворные размеры» (Р.т. стр.65-69)

1

Урок анализа стихотворения

Система стихосложения


Анализ лирического произведения

Проверочная работа

Прочитать «Крестьянские дети»

118



Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». Идейное и художественное своеобразие стихотворения. Амфибрахический рисунок

1

Урок анализа стихотворения

Амфибрахий

Анализ лирического произведения. Выразительное чтение


Стр. 256, вопросы


119



Н. Гумилёв «Сказочное». Художественное своеобразие стихотворения. Анапест и его роль.

1

Урок анализа стихотворения

Анапест

Анализ лирического произведения. Выразительное чтение


Стр. 261, вопросы, р.т.стр.70-71

120







А. С. Пушкин «Дельвигу». Эстетический эффект использования вольного стиха.

Тестирование (р.т.стр. 62-65)

1




Урок анализа стихотворения

Вольный стих


Определение размера стихотворения


Тестирование

Выразительное чтение стихотворения

121



ХХК ГОС Тема войны в дальневосточной литературе

Б. П. Копалыгин «Возвращение солдата»

1

Урок внеклассного чтения


Выразительное чтение


Выучить «Возвращение солдата» наизусть


122-123



Р/Р Практикум. Обучение анализу стихотворения (р.т.71-94)


2

Урок развития речи


Анализ лирического произведения


Завершить работу

124



Основные особенности жанра сонета. Понятие о рифме и системе рифмовки. Виды строф

1

Лекция с элементами беседы

Сонет


Работа с учебником. Выразительное чтение.


Выучить записи в тетради

125



Художественное своеобразие сонета CCCXIX Франческо Петрарки

1

Урок анализа стихотворения

Сонет


Работа с учебником. Выразительное чтение.


Выразительное чтение

126



Идейно-художественное своеобразие «Сонета» А.С. Пушкина


1

Урок анализа стихотворения

Сонет


Работа с учебником. Выразительное чтение.


Анализ любимого стихотворения (на выбор) - письменно в тетради

127



Особенности содержания и формы сонета В.Я. Брюсова «Сонет к форме»

1

Урок анализа стихотворения

Сонет


Работа с учебником. Выразительное чтение.


Выучить «Сонет к форме» наизусть

128



Тематика и проблематика сонета А.А. Тарковского «Беженец»

1

Урок анализа стихотворения

Сонет


Работа с учебником. Выразительное чтение.


Стр.268, вопросы

129



Р/Р Контрольное классное сочинение: анализ стихотворного произведения по плану (на выбор учащегося)


Урок развития речи


Анализ лирического произведения

Сочинение

Завершить работу

130





Анализ и редактирование письменных работ учащихся

1



Урок развития речи


Редактирование собственных работ


Принести стихи ДВ поэтов

131



ХХК ГОС Стихи дальневосточных поэтов о природе Е.К.Кохан «Шла вьюга», В Суходольский «Март», Н.Капустюк «Я зачерпнула синевы в лукошко». Анализ лирических стихотворений

1

Внеклассное чтение


Анализ лирического произведения


Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан» прочитать

132







В/ч № 9 Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан». Тематика, проблематика произведения

1




Урок внеклассного чтения



Художественный пересказ, анализ произведения


Тургенев «Бежин луг» прочитать

133-134



В/ч № 10

  1. И.С.Тургенев «Бежин луг». Пейзажные зарисовки в рассказе.

  2. И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания

2

Урок внеклассного чтения



Художественный пересказ, анализ произведения


1.Доделать таблицу в тетради;

2.Пересказ эпизода

135



В мастерской художника слова. Язык художественного произведения.

1





Подготовить презентацию «По страницам любимого произведения» к итоговому уроку

136



Урок - праздник «Бал литературных героев»

1
















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал