- Учителю
- Конспект урока литературы в 5 классе 'Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Человек и стихия'.
Конспект урока литературы в 5 классе 'Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Человек и стихия'.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Бесы». Человек и стихия.
Цели и задачи урока:
- познакомить с произведением А.С. Пушкина «Бесы», созданным в Болдинскую осень;
- учить видеть за строчками стихотворения чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл;
- обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка;
- формировать навыки анализа стихотворения.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
31 августа 1830 года А.С. Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Поэт едет в село Болдино, чтобы войти во владение имением, выделенным отцом накануне долгожданной свадьбы с Натальей Гончаровой. Поэт спешит: в столице его ждет красавица-невеста, новая жизнь, семейное счастье. Но вспыхнувшая эпидемия холеры затянула пребывание в Болдине на целых три месяца. Это время стало одним из самых плодотворных периодов творчества А.С.Пушкина, названных впоследствии литературоведами Болдинской осенью.
Судите сами: закончен роман в стихах «Евгений Онегин», написаны «Повести Белкина», «История села Горюхина», несколько драматических произведений, названных Пушкиным в одном из его писем «маленькими трагедиями», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько прекрасных лирических стихотворений. И среди них - «Бесы», одно из самых удивительных, завораживающих произведений поэта (черновой вариант стихотворения датируется летом - осенью 1829 года, а окончательный текст - 7 сентября 1830 года, т. е. началом знаменитой Болдинской осени). О нем наш сегодняшний разговор. Анализируя стихотворение, попытаемся разобраться в чувствах, настроении лирического героя, понять, какие мысли, сомнения владели автором в период создания произведения.
2.Чтение стихотворения учителем.
3.Анализ произведения и собирание рабочих материалов для последующей письменной работы по анализу стихотворения.
- Какие картины возникают перед глазами, когда мы читаем это стихотворение? Какое настроение передает каждая из них?
Вначале мы видим страшную, но вполне реальную картину русской зимы с ее грозной метелью:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Видим путников, застигнутых метелью в «чистом поле». Возникает грустно-тревожное настроение.
Вторая картина рисует настигшую путников беду: «Кони стали!» Ямщик отчаялся найти дорогу. Люди оказываются бессильными перед лицом стихии, им не совладать с ней. И реальная картина зимней ночи наполняется фантастическими образами из народной мифологии: бес, который «дует, плюет… в овраг толкает одичалого коня»; домовые, ведьмы, «бесы разны», что «мчатся…рой за роем». Усиливается чувство тревоги, страха.
И третья картина - «Кони снова понеслися», преследуемые «визгом жалобным и воем» «бесконечных», «безобразных» духов, а вернее, снежной бурей, жалобным завыванием ветра, навстречу «бесам», волкам, опасностям. Чем закончится эта метельная зимняя ночь? (Обратите внимание: в конце стихотворения автор ставит многоточие.) Неизвестно.
- В произведении очень много повторов (композиционных, лексических, звуковых). Давайте назовем их и попробуем доказать их важность.
- Какие строки и сколько раз повторяются в стихотворении? С какой целью?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения, делит его на три композиционных отрезка.
Повтор усиливает чувство тревоги, создает ощущение безысходности.
4. Введение новых понятий.
(Рефрен - в стихотворном произведении в определенном порядке повторяющийся стих (или несколько стихов), а также строфа.
Лейтмотив - неоднократно повторяющийся элемент повествовательной структуры произведения (мотив, образ, деталь и др.). Обычно лейтмотив служит для выделения определенного аспекта художественной идеи, темы, связывания различных композиционных планов, характеристики персонажей.)
- Какие слова повторяются в данном четверостишии?
«Мчатся тучи, вьются тучи» - два глагола интенсивного движения, употребляемые с одним повторяющимся словом «тучи» создают ощущение стремительного вращательного полета, снежной карусели. «Эти строки не просто дают яркую картину, они призваны сбить, закружить читателя, заставить его потерять ориентир».
- Какие однокоренные слова, встретившиеся в стихотворении, усиливают ощущение кружения?
« Да кружит по сторонам»
« Сил нам нет кружиться доле»
« Закружились бесы разны»
Еще один повтор - «Мутно небо, ночь мутна» - не видно ни зги. «Вокруг глазу совершенно не на чем остановиться. Глаз заблудился, потерялся».
«Еду, еду», «колокольчик дин-дин-дин» - эти лексические повторы из первой строфы, рисующей картину относительно спокойного пути, как бы передают ритм не быстрого, размеренного движения.
- Найдите в строках этого стихотворения звукоподражание. Какова его роль?
В повторяющемся четверостишии ударения в словах падают преимущественно на звуки «а», «у», что само по себе прекрасно передает завывание ветра и помогает представить трудность пути снежной зимней ночью. (Вспомним: ассонанс - созвучие гласных звуков).
- Какие эпитеты использует поэт для передачи чувства тревоги, страха?
«Снег летучий», «средь неведомых равнин», «одичалого коня», «визгом жалобным».
- Какие другие известные вам средства художественной выразительности использует автор, чтобы воздействовать на наше воображение, заставить нас пережить те чувства, которые вкладывает поэт в свое произведение?
Олицетворение «вьюга злится, вьюга плачет».
Сравнение «Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре».
Наблюдения над синтаксисом стихотворения.
Много сложных бессоюзных предложений. Например, первые четыре строки представляют собой сложное предложение, состоящее из пяти простых предложений, только третье является распространенным.
Третья строфа - всего лишь одно предложение, во втором простом предложении много однородных сказуемых (играет, дует, плюет, толкает), связанных только интонацией. Это передает стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.
-Найдите вопросительные предложения. Какова их роль в создании настроения?
Передают взволнованность, усиливают ощущение страха.
- Определите размер этого стихотворения, характер рифмовки, вид рифм.
Стихи написаны хореем, хорошо передающим стремительность движения. Произведение делится на строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. Это октава (восьмистишие) с использованием одного из самых употребительных типов рифм: соединение двух четверостиший с перекрестной рифмовкой. Чередуются женские и мужские рифмы, что придает ритмическую стройность стихотворению.
- Подумаем, в чем смысл названия стихотворения?
Именно «бесы безобразны» в рассказе о метели, которая оборачивается дикой, злобной стихией, играют главную роль. Снежная буря, жалобное завывание ветра превращаются в сознании лирического героя в фантасмагорическую картину торжества нечистой силы, кажутся бесконечными.
- Как вы можете ответить на вопрос: о чем это стихотворение?
Как всякое лирическое стихотворение великого поэта, «Бесы» - произведение многоплановое.
Во-первых, это рассказ, передающий душевное томление, тревогу, страх заблудившихся в снежной вьюге, потерявших дорогу путников - лирического героя и ямщика.
Но вспомним, что это произведение было написано болдинской осенью 1830 года, когда сам поэт стоял на пороге нового этапа жизни. После скитаний, одиночества он мечтает о семейном счастье и душевном покое. Но мрачные предчувствия, мучительные раздумья не оставляют его.
Автор думал не только о личном счастье, о своем месте в жизни. Он размышлял о путях современной ему России, о ее будущем. И разговор об этом мы продолжим позже, анализируя прозаические произведения А.С. Пушкина и творения других писателей русской литературы.
Домашнее задание.
Создание письменной работы «Композиционные, лексические, звуковые повторы в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы» на основе сделанных наблюдений.