- Учителю
- Урок вне классного чтения по сказке А. С. Пушкина 'Сказка о царе Салтане. . . '
Урок вне классного чтения по сказке А. С. Пушкина 'Сказка о царе Салтане. . . '
Урок внеклассного чтения в 5 классе
по произведению А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане...»
Цель урока: - учить ребят работать со словом, видеть роль и значение каждого слова в пушкинском тексте;
- закрепить навык выразительного чтения;
- продолжить работу с понятиями «ритм» и «рифма», ввести понятия «прозаической» и «стихотворной» речи, подчеркнуть различия между ними; активизировать знания ребят о том, что такое «сюжет» произведения, подчеркнуть различие между авторской (литературной) и народной сказкой;
- дать первые сведения об изобразительных средствах языка: эпитете, сравнении, метафоре.
-
Беседа по творчеству поэта.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения по произведению
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».
На предыдущем уроке мы читали с вами статью о творчестве поэта. Давайте вспомним, что мы знаем об Александре Сергеевиче Пушкине.
Что вы знаете о родителях А.С. Пушкина? (Мальчик родился в дворянской семье. Его родители, Надежда Осиповна Ганнибал и Сергей Львович Пушкин, были людьми не только хорошо образованными, но и поклонниками литературы, поэзии. Часто у них собирались литераторы, а родной дядя Пушкина, Василий Львович, был автором довольно известной в то время комической поэмы «Опасный сосед». Своим детям родители дали хорошее образование.)
В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин? (Первоначальное образование он получил, как и большинство дворянских детей, дома. У него были хорошие учителя. Он много читал. В 1811 году он поступил в Царскосельский Лицей, в котором учились дети из знатных дворянских семей России).
Кто привил ему любовь к русской речи, к русскому языку, к русской истории? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая часто рассказывала внукам историю их предков и была первой наставницей Пушкина в русском языке).
От кого будущий поэт впервые услышал русские народные сказки? (От своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В письме друзьям он рассказывал об услышанном от няни и добавлял: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»).
-
Беседа по содержанию сказки.
Вернёмся к «Сказке о царе Салтане...». Это сокращённое название сказки. Кто мне скажет, как полностью называется это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Да, раньше принято было давать сказкам подробные, длинные названия, в которых перечислялись главные действующие лица. О каких главных действующих лицах пойдёт речь в этом произведении? (О царе Салтане, о царевиче Гвидоне, о царевне Лебедь).
*Обратите внимание, что слово «Лебедь» здесь женского рода и склоняется по образцу существительных 3 склонения. А в современном русском языке? (Существительное мужского рода, 2 склонения).
Не удивительно, ведь сказка была написана в 1831 году, то есть 178 лет назад. За это время русский язык претерпел некоторые изменения, поэтому в тексте встретятся слова, которые вышли уже из активного употребления, так называемые устаревшие слова. По ходу чтения мы будем с вами выписывать их в тетрадь.
Сюжет этой сказки Пушкин услышал от няни. Но он не просто записал русскую народную сказку, а переделал её, добавив другие фольклорные образы и свои, личные, авторские, детали, поэтому эта сказка авторская, литературная, а не народная. Что такое литературная сказка? (Литературная сказка - авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная история, объединяющая элементы действительности и фантазии).
Кстати, давайте вспомним, что такое сюжет. (Сюжет - это развитие событий в художественном произведении).
Я прочитаю вам сюжет этой сказки в том виде, в каком его впервые услышал от няни Пушкин. А вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: Какие новые события и новые герои появились в сказке Пушкина.
(Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, cредняя - что государство одним куском сукна оденет, младшая - что с первого года родит царю 33 сына. Царь женился на младшей и уехал на войну. После 9 месяцев царица родила 33 мальчика, 34 уродился чудом: ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц. Послали известить о том царя. А мачеха царя подменила письмо, написав, что родилась неведомая зверушка. Царь опечалился, но приказал ничего не предпринимать до его возвращения. Мачеха царя опять подменила царский указ и приказала приготовить две бочки. В одну посадить 33 царевича, а в другую - мать с чудесным сыном. Всех бросили в море.
Мать с сыном долго плавали по морю. Наконец, море выкинуло их на берег.
-
Матушка, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и мы вышли на свет божий, - говорит сын.
-
Господь тебя благословит, сынок.
Обручи рассыпались, они вышли на свет божий. Сын построил на острове город и стал в нём править.
Едут мимо корабельщики. Юноша как узнал, что едут они к турецкому султану государю Султану Султановичу, оборотился в муху и полетел вслед за кораблём. Мачеха хочет его поймать, а он не даётся. Корабельщики рассказывают султану о новом государстве и об отроке чудесном, а мачеха говорит: «Тоже мне чудо, чудо вот что: у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт».
Царевич прилетел домой и с благословения матери перенёс перед дворец чудесный дуб.
Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать, а мачеха его не пускает. «Что это за чудо, - говорит она, - вот, что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова, боровы грызутся, а меж ними золото и серебро сыплются».
Царевич прилетел домой и с благословения матери перенёс перед дворец и это чудо.
Третий корабль. То же самое. Мачеха опять не пускает царя ехать. «Что за чудо, - говорит она, - вот, что чудо: из моря выходят 33 отрока точь-в-точь равные и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».
Тужит мать об остальных своих сыновьях. Царевич с её благословения берётся их отыскать. «Нацеди ты, матушка, своего молока, замеси 30 лепёшечек», - говорит он. Так они и сделали. Идёт он к морю. На берегу оставляет одну лепёшку.
Море всколыхнулось, и вышли из него 33 юноши, а с ними старик. Один из них и съел лепёшку. «Эх, - говорит он братьям, - раньше мы не знали материнского молока, а теперь узнали». Но старик погнал всех в море. На следующий день вышли они из моря, каждый съел по лепёшке и они признали своего потерянного брата. А на третий день вышли они уже без старика, и царевич привёл всех братьев к матери.
Четвёртый корабль. Опять корабельщики перечисляют чудеса, которые есть на острове. Мачехе уж и возразить нечего. Царь Султан едет на остров, узнаёт свою жену и детей и возвращается с ними домой, а мачеха от злости и досады умирает).
Так какие новые события и новые герои появились в сказке Пушкина? (Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха; появилась царевна Лебедь и белка, которая поёт песенки... )
А какие исчезли? (изменено имя царя: не Султан, а Салтан; нет чудесного отрока, вернее он выглядит как обычный ребёнок; и 33 богатыря не являются его братьями; нет знаменитого кота учёного, он появится в прологе к поэме «Руслан и Людмила»; нет боровов, которые дрались, а между ними сыпалось золото, вместо них белка).
Вывод: на основе народного сюжета А.С. Пушкин создал литературную сказку.
Сейчас мы будем читать с вами текст. Есть ещё одно отличие няниной сказки и сказки Пушкина - пушкинская сказка написана стихами. Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической. (Стихотворная речь имеет ритм и рифму). Давайте найдём рифмы в первых 6 строчках сказки (окном-вечерком, царица-девица, мир-пир).
В текстах, которые лежат у вас на партах некоторые строки пропущены, попробуем помочь поэту восстановить их, посмотрим, что у нас получится, попробуем быть сопоэтами.
А сейчас выразительно читаем текст, по ходу чтения выписывая устаревшие слова и определения к данным существительным. (В тетради и на доске начерчена таблица, которая заполняется по ходу чтения
Устаревшие слова
(слова, вышедшие из активного употребления)
Образное определение, которое выделяет в предмете какую-то характерную черту
(эпитет)
По ходу чтения выписываем устаревшие слова и формы слов и объясняем их лексическое значение, в случае затруднения пользуемся «Толковым словарём»; устаревшие слова: светлица, сени, сватья, аршин, сума, бояре, величать, венчать княжьей шапкой, колымага, престол, царские палаты, венец, баять, дьяк приказный, латы; устаревшие формы слов: блещут вместо блестят; град вместо город; злато вместо золото; брег вместо берег).
Красна девица
честной пир
добрый конь
синее небо
синее море
широкое поле
тугой лук
златоглавый город
белая лебедь
честной народ
сладка речь
широкий двор
-
Комментированное чтение отрывков сказки.
Как вы понимаете фразы:
а) Сына бог им дал в аршин (преувеличение, то есть очень крупного; понятие гипербола пока не вводим);
И растёт ребёнок там не по дням, а по часам (обычно так говорят, когда ребёнок растёт быстро, используя приём преувеличения, но у Пушкина нет преувеличения, у него, как и положено в сказке ребёнок вырос за один день);
б) И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком (кружится вокруг него, не оставляет его ни на минуту; тут важна ещё одна мысль: каждая мать любит своё дитя; любовь одной сравнивается с любовью другой);
Словно горькая вдовица, плачет, бьётся в ней царица (горе царицы, которую при живом муже вероломно разлучили с ним сопоставимо с горем женщины, потерявшей любимого мужа; опять сравнение);
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (интересное сравнение, ведь ненастные дни не всегда тихие: бушует ветер, льёт дождь; но, может быть, автор имел ввиду, что на улице пустынно, не слышно человеческой речи; улицы тихи и пустынны);
А сама-то величава, выступает, будто пава; сладку речь-то говорит, будто реченька журчит (идёт медленно, величественно, словно павлин, гордо несёт свою голову; а речь негромкая, приятная для слуха, убаюкивающая, словно ручеёк журчит; сравнение);
в) Что означает слово чудесить? (творить что-то чудное, необычное, непонятное людям);
Привальный остров (остров, где можно сделать привал, остановиться; слово, по-видимому, придуманное Пушкиным);
С присвисточкой поёт (то есть присвистывая, по-видимому, придуманное Пушкиным);
Вполпьяна (то есть полупьяного; чтобы не нарушить ритмических рисунок стихотворения, поэт придумал однокоренное слово; слух не режет, понятно о чём речь);
г) Вот открыл царевич очи, отрясая грёзы ночи... (грёзы ночи - сны, которые мы как бы стряхиваем с ресниц, когда просыпаемся);
А ткачиха с Бабарихой да с кривою поварихой около царя сидят. Злыми жабами глядят.(Кривой, окривевший - разговорное слово, то есть тот, у кого видит только один глаз, а другого либо нет, либо он опух, заплыл и не видит. Взгляд их напоминает взгляд злых жаб. Это тоже сравнение, но скрытое, не развёрнутое.)
...Тридцать три богатыря; в чешуе, как жар горя...(почему богатыри в чешуе? Потому что живут в море? Полулюди-полурыбы? Может быть, а может быть, речь о другом: кольчуга витязей плелась из мелких металлических пластинок, они прикреплялись одна к одной наподобие чешуи у рыбы; скрытое сравнение - скрытое, потому что надо ещё догадаться, что с чем сравнивается;
кольчуга блестит на солнце, как огонь (жар) горит - это уже просто сравнение);
д) Восстанавливаем пропущенные слова (ребятам не обязательно угадать, как было у поэта, пусть записывают свои варианты того или иного слова, но обязательно надо свериться с Пушкиным и подумать, что этим словом хотел сказать поэт, почему употребил именно его; задание должно привлечь внимание к пушкинскому слову;
например, у Пушкина:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Варианты ребят:
«Ты, волна моя, волна!
Ты свободна (широка, бескрайня) и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни мочишь
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выкати, вынеси ты нас на сушу!»
Но, прослушав пушкинский вариант, ребята решают, что вариант мочишь вообще не годится, а другие варианты имеют право на существование, но у Пушкина они более образные, более интересные, характерные.
Сделаем вывод: поэтическая речь всегда образная - одно слово может содержать целую картину, которую ты мгновенно представляешь, читая стихотворение. У художника есть краски и кисти, у музыканта - ноты и музыкальные инструменты, поэт использует особые слова - изобразительные средства языка. Это сравнения, в том числе и скрытые, преувеличения, определения, которые содержат в себе характеристику предмета (эпитеты).
4. Запишем термины, с которыми мы с вами познакомились:
Эпитет - образное определение, которое выделяет в предмете какую-то характерную черту, например: берег крутой, город златоглавый, жаба злая и т. д. Есть эпитеты, которые часто используются в русском фольклоре, например: красна девица, добрый молодец, широкий двор, чистое поле, честной пир и т. д. Такие эпитеты называются постоянными. Как видим, Пушкин активно использовал постоянные эпитеты в своей сказке.
Сравнение - образные выражения, построенные на сопоставлении предметов или явлений. Например, хитрый, как лиса. Вспомним пушкинские сравнения, с которыми мы встретились в сказке (см. выше).
Бывают скрытые сравнения, которые надо развернуть, чтобы понять что с чем сравнивается. Такие сравнения называются метафорами. Яркий пример метафоры: чешуя кольчуги богатырей.
Автор также активно и уместно использует словотворчество. Его волна гульлива, а царя положили спать вполпьяна. Белка поёт с присвисточкой, остров в море привальный, а царь в гневе может начать чудесить.
Так что же мы узнали на этом уроке?
(1. Узнали, чем литературная сказка отличается от народной. Узнали, что А.С. Пушкин переосмыслил народный сюжет и написал свою литературную сказку.
2. Узнали, в чём отличие стихотворной речи от прозаической. А оно не только обусловлено наличием ритма и рифмы, которых нет в прозе, но и большей образностью, наличием изобразительных средств языка.
3. Мы узнали, что такое эпитет, сравнение, метафора, преувеличение, и увидели их роль в тексте.
* связь с русским языком: введение понятия «устаревшее слово», «устаревшая форма слова»).
Домашнее задание: стр. 95-102 учебника (читать начало «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)