- Учителю
- Вне классное занятие по литературе 'Виртуальная экскурсия в дом-музей А. П. Чехова'
Вне классное занятие по литературе 'Виртуальная экскурсия в дом-музей А. П. Чехова'
Название работы: Внеклассное мероприятие по литературе «Виртуальная 3D-экскурсия по дому-музею А.П. Чехова в Ялте «Белая дача»
Автор: Протченко Надежда Александровна
e-mail:
Место работы: МКОУ Чикманская СОШ Чулымского района
Предмет: литература; внеклассное мероприятие
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 5-11
Методический комментарий: Одной из форм организации урочной и внеурочной деятельности является экскурсия. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии.
Я предлагаю литературно-биографическую 3D-экскурсию в дом-музей А.П. Чехова. Именно эта форма, думаю, сегодня является очень интересной и увлекательной для современных школьников. Ведь они попадают в виртуальную реальность. Характерными признаками виртуальной реальности являются: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. И это не пространство игры, а погружение в обстановку, окружающую писателя. Можно «погулять» по саду, дому, «прикоснуться» к предметам, имеющим большое значение в жизни писателя, рассмотреть пристально весь интерьер (от пола до потолка).
На данном мероприятии маршрут экскурсии продумывает учитель, готовит материал для сопровождения (является гидом). Но после ребята могут и самостоятельно пройти весь путь, если им этого захочется.
Главными особенностями такого занятия становятся: знакомство ребят с экспозициями музея, формирование способности видеть красоту реальной действительности, развитие способности задерживать внимание на деталях, находить в них красоту, смысл. В результате чего можно говорить о том, что у них будет развиваться наблюдательность, способность переживать и анализировать увиденное, формироваться представление об уникальности произведений, представленных в музее.
Начать экскурсию можно со вступительного слова с показом фотографий дачи, самого писателя, его сестры и др (в сопровождении презентации). Затем перейти по ссылке на сам 3D-тур. (в данной разработке представлены скриншоты виртуальной экскурсии).
Внеклассное занятие по литературе
«Виртуальная литературно-биографическая экскурсия
в усадьбу А.П. Чехова «Белая дача»»
Цель: вызвать интерес к личности и творчеству А.П. Чехова через знакомство с его усадьбой в Ялте «Белая дача»; беседа с учащимися на нравственные темы; воспитание любви к русской классической литературе.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством усадьбы, укладом жизни в загородном доме.
-
Формировать интерес к деятельности писателя, к его внутреннему миру, к истокам, питавшим творческую мысль писателя.
-
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и памяти к тем местам, которые окружали писателя.
-
Развивать исследовательские и интеллектуальные способности обучающихся.
-
Развивать наглядно-образное мышление.
Оборудование:
-
Видеопроектор или интерактивная доска;
-
Компьютер, имеющий выход в Интернет.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное - виртуальное, или, говоря современным языком, 3D-экскурсию. Мы побываем в доме, в котором великий писатель А.П. Чехов провел последние годы своей жизни. Это его усадьба в Ялте, имеющая название «Белая дача». (слайд) Побродим по саду, посидим на скамейке, которую любил Антон Павлович и часто беседовал на ней с другим великим писателем - М. Горьким. (слайд)
Скриншот скамьи: А. Чехов и М. Горький
Посмотрим внутреннее убранство дома, «прикоснемся» к вещам Чехова, ощутим атмосферу, в которой он писал они свои произведения.
Перед началом нашей экскурсии - несколько слов об истории усадьбы.
"Чёрное море, чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучиться". Эти впечатления относятся к 1888 году, когда 28-летний А.П.Чехов впервые побывал на берегу Южного берега Крыма. И когда перед Чеховым в 1898 году встал вопрос о перемене климата, от выбрал Ялту: " Крымское побережье нравится мне больше, чем Ривьера".
А.П.Чехов любил свой сад. (слайд) Многие деревья, посаженные его руками, дожили до наших дней: кедры, кипарисы, шелковицы, пальмы, магнолия, индийская сирень.
Скриншоты сада
Дорогими гостями семьи были М.Горький, Ф.Шаляпин и другие. Перед вами фото Чехова в кабинете, у рояля, на котором играл Рахманинов, пел Шаляпин (слайд):
Хранительницей музея долгие годы была Мария Павловна Чехова, сестра писателя: (слайд)
.
В 1941 году Крым был оккупирован фашистами, и Мария Павловна не покинула дом, смогла сохранить для потомков бесценные реликвии.
Перед вами карта усадьбы, прогулку по которой мы сейчас совершим: (слайд)
Внутренняя обстановка дома, в котором Антон Павлович Чехов провел последние годы своей жизни, интересна и многообразна. Трудно определить, к какому стилю относится интерьер его комнат. Но сразу можно отметить простоту, уют и удобство - такие требования были предъявлены Чеховым архитектору Л. Н. Шаповалову, проектировавшему дом. Многие современники писателя, побывавшие в доме, отмечали эти качества. Широко известно описание "Белой дачи", сделанное А. И. Куприным: "она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, <...> с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами..."
На слайдах вы видите фотографии реального дома, предметов, которые там находятся, позже мы сможем увидеть все в формате 3D, рассмотрим предметы поближе, узнаем их историю: (слайд)
Чехов и Мария Павловна активно участвовали в проектировании дома. Свидетель этого творческого процесса И. Н. Альтшуллер вспоминал: "Требовалось, чтобы комнаты были по возможности изолированы. Оттого дом и имел несколько странное расположение: прямо от входа кабинет Антона Павловича, столько раз описанный, и отделенная от него незастекленной с резьбой дверью небольшая, очень светлая спальня. В другом конце коридора дверь в комнату матери, и в башенке наверху - комната Марии Павловны. Внизу столовая и комната для гостей".
В планировке дома проявилось характерное для Чеховых стремление к максимальному удобству, когда учитывались личные особенности каждого члена семьи и предполагаемых гостей.
Нельзя сказать, что ялтинская дача полностью соответствовала тому представлению о доме, какое было у Чехова. Поначалу он представлял свою жизнь на юге только в зимнее время и во временном жилище: "таком домике, чтобы, уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ". Семейным гнездом оставалось бы подмосковное имение Мелихово. Когда же по состоянию здоровья и по семейным обстоятельствам с Мелиховым пришлось расстаться, Чехов попытался перенести частицу усадебной подмосковной жизни на крымскую землю.
Только в трех комнатах - кабинете, спальне, гостиной - сохранилась неизменной обстановка, какая была при жизни А. П. Чехова. Хотя и сюда время внесло свои дополнения: появилась необходимость в защитных приспособлениях, электрификации помещений и т. п.
Итак, отправляемся на экскурсию (выходим на сайт и смотрим: Ссылка на экскурсию: ).(слайд)
В данной разработке представлены скриншоты с места экскурсии.
Попутно учитель ведет рассказ:
Кабинет
Весь интерьер чеховского кабинета выдержан в темных тонах, в первую очередь за счет обоев. Надо отметить, что выбор обоев для ялтинского дома занял много времени у будущих обитателей. В заключительный период строительства Чехов, находившийся в Мелихове, обращался через ялтинца И. А. Cинани с распоряжениями архитектору: "Передайте Льву Николаевичу, что образчики обоев, которые я послал ему, не нравятся мне самому. Это не мой выбор. Если он хочет выкрасить стены в кабинете, то пусть будет, как он хочет; во всем повинуюсь его вкусу, которому вполне доверяю". В конце концов для кабинета были выбраны обои с золотыми лилиями по вишневому фону.
Скриншоты:
Свет из большого венецианского окна и цветные блики его витража оживляют комнату. "По обеим сторонам окна опускаются прямые, тяжелые темные занавески, - описывает А.И.Куприн чеховский кабинет, - на полу большой, восточного рисунка, ковер. Эта драпировка смягчает все контуры и еще больше темнит кабинет, но благодаря ей, ровнее и приятнее ложится свет от окна на письменный стол..." Особенное освещение в доме подметил и М. Булгаков, побывавший здесь летом 1925 года: "Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет".
Оживление и усложнение пространства кабинета создается за счет архитектурно- планировочных особенностей, которые соответствовали личным запросам и вкусам Чехова, а также отвечали требованиям времени.
В чеховском кабинете различаются несколько зон для работы, отдыха, приема посетителей. Рабочее место писателя за письменным столом соседствует с небольшой нишей, "маленьким фонариком", по словам С. Я. Елпатьевского, "где может поместиться только коротенький диванчик"; "когда Чехов говорит, он любит уходить в фонарик и сидеть на маленьком диванчике". Ниша освещается сверху, из-под потолка, крошечным оконцем.
Меблировку кабинета, спальни и других комнат ялтинского дома составляют частично вещи, привезенные из Мелихова, частично специально приобретенные в Москве и Ялте для нового дома. В Москве для кабинета была куплена мебель в стиле "Жакоб". Французская фирма семейной династии Жакоб, мастеров художественной мебели, известна с XVIII века.
В чеховском кабинете находится стул в этом стиле, купленный писателем вместе с остальной мебелью в 1899 году для нового дома.
В тот же период приобретены для столовой венские стулья, один из которых попал и в кабинет. За письменным столом установлено легкое и удобное венское кресло. Разнобой в меблировке кабинета, конечно, нарушал поначалу предполагавшийся некий стиль рабочей комнаты, но для Чехова главным было удобство.
Еще в молодости Чехов высказывался по этому поводу: "Главное - мебель и обстановка. Если нет комфорта, то самый хороший дом покажется черт знает чем..." (А. Н. Плещееву 15 сентября -1888 года). Или в письме к А. С. Суворину в ноябре того же года: "Если художник в убранстве своей квартиры не идет дальше музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах, если все это не случайно, а прочувствованно и подчеркнуто, то это не художник, а священнодействующая обезьяна".
Письменный стол светлого дерева с точеными ножками, привезенный из Мелихова, в начале 1904 года был заменен более удобным и вместительным, купленным в Москве. А мягкое кресло напротив камина традиционно считалось местом отдыха и обычно служило писателю для послеобеденного просмотра газет и корреспонденции.
Большая часть вещей в кабинете А. П. Чехова была подарена ему друзьями, знакомыми, поклонниками. Здесь много предметов, выполненных в так называемом "русском стиле".
Особое место в кабинете занимают, создавая своеобразную атмосферу интерьера, многочисленные фотографии, портреты, картины. Со многими из них были связаны особые воспоминания. Присутствие фотографий с портретами родных, их художественные работы (рисунки Павла Егоровича и Николая Чеховых, а в других комнатах живописные работы М. П. Чеховой) усиливают интимно-семейную окраску интерьера. Портреты друзей и знакомых, известных художников, литераторов, музыкантов, артистов, представителей других профессий отражали духовные связи писателя с его современниками.
Работы профессиональных художников и любителей соседствуют рядом. Чеховский кабинет невозможно представить без картин И. Левитана, одного из самых близких друзей Антона Павловича, любимого всей семьей. Пейзажи Левитана вносили атмосферу подмосковной жизни, так недостававшей Чехову.
Многое, конечно, в чеховском кабинете было привнесено извне. Но в целом он соответствовал представлению Чехова о "кабинете для писания".
Спальня
Своеобразным контрастом чеховскому кабинету служит его спальня, небольшая светлая комната с двумя окнами и наполовину застекленной дверью, ведущей на балкон. Балконная дверь зимой доставляла хозяину неудобства: часто дули сильные холодные ветры, от которых приходилось защищаться плотной шторой.
Скриншоты:
Интерьер спальни очень скромен. Ничего лишнего. Около кровати небольшой письменный столик с лампой под колпаком, с оставшейся журнальной книжкой "Исторического весника" за 1904 год. В простенке шифоньер, ставший прообразом "дорогого, многоуважаемого шкафа". У постели высокий и узкий шкаф-горка, а также туалетный столик, сделанные мелиховскими мастерами по рисункам М. П. Чеховой. Узор на чеховских туалетных принадлежностях выполнен Е.И.Эфрос, приятельницей Марии Павловны. Даже сам Чехов вместе о В. А. Гиляровским шутки ради решили не отставать от модного веяния и сделали эскиз кресла, которое было изготовлено в двух экземплярах. Одно такое кресло находится в спальне писателя, другое - в музее-квартире В. А. Гиляровского в Москве.
Гостиная
Последняя из чеховских мемориальных комнат - гостиная - скромна, уютна, но несколько тесновата. Пространство ее расширяется за счет пристроенной веранды-галереи с выходами на центральный двор и балкон. Галерея использовалась в летнее время для чаепитий, там же на небольшой тахте в "турецком" стиле мог разместиться гость, которому не нашлось места в одной из комнат переполненного дома.
Скриншоты:
Гостиная включила в себя и элементы столовой, хотя обычным местом обедов при Чехове служила столовая на первом этаже. Здесь находятся большой раздвижной стол, буфет для посуды и столового белья. Буфет, расположенный у входа, служил для окончательной сервировки блюд перед подачей на стол. Он был сделан еще в Мелихове из вишневого дерева по оригинальному эскизу Марии Павловны Чеховой. В простенке гостиной часы - обязательный атрибут убранства столовой, фирмы П. Буре, куплены Чеховым в Москве. Сейчас они остановлены на времени смерти хозяина дома (2 ч. 30 мин.).
Набор мебели в гостиной традиционен: мягкие кресла и диван, ломберный столик с лото, пианино. Приобретение музыкального инструмента для ялтинского дома Чехов планировал с января 1899 года (были написаны в Москву несколько писем М. П. Чеховой с просьбой присмотреть "хорошее пианино для крымского дома"). Пианино фирмы "Смидт и Вегенер" было куплено в ялтинском музыкальном магазине А. Рофе 25 сентября 1899 года, когда Чеховы только поселились в новом доме.
Общее убранство гостиной подчеркивает уютную, семейную атмосферу всего чеховского дома: вышитые матерью и сестрой скатерть и дорожки, фотопортрет Антона Павловича в оригинальной рамке, с инкрустацией морскими камешками, изготовленной художницей А. А. Хотяинцевой. В то же время большая картина "Бедность" работы Николая Павловича Чехова, а также укрепленные на стене пальмовые ветви, поднесенные почитателями таланта писателя, создают традиционную для гостиной строгость интерьера. Естественно вписалась в интерьер и большая репродукция с картины Г. И. Семирадского "Цирк времен Нерона", приобретенная В. И. Немировичем-Данченко на аукционе в Гурзуфе и подаренная им Ольге Леонардовне Книппер.
Сравнительно хорошо сохранившаяся обстановка мемориальных комнат чеховского дома достаточно выразительно раскрывает духовную жизнь, которой она сопутствовала. Простая и уютная меблировка, присутствие вещей, отражавших художественные увлечения членов семьи, а также связь обитателей дома с внешним общественно-культурным миром, - все это свидетельствует о демократичной, открытой атмосфере "Белой дачи". Каждый, кто приходит сюда, находит что-то близкое себе. Т.Л. Щепкина-Куперник, хорошо знавшая чеховскую семью, писала в своих воспоминаниях о семейных традициях Чеховых, где бы они ни жили: "Обстановка была более чем скромная - без всякой мишуры: главное украшение была безукоризненная чистота, много воздуха и цветов... " И далее замечала: "У Чеховых поражало меня всегда: откуда у этой семьи, начавшей жизнь в провинции, в мещанской обстановке, в бедности, явился такой огромный вкус и такое благородство и изящество? Ни одной вещи не было, которая бы резала глаз, ничего показного: какое-то внутреннее достоинство чувствовалось в доме и в обстановке Чеховых - как и в них самих".
А теперь давайте прогуляемся по дому, по другим комнатам, а также пройдемся по саду, в котором очень много времени проводил писатель.
Скриншоты:
Коридоры
Комната Марии Павловны
Парадный вход Вид с балкона 2 этажа:
Кухня во флигеле:
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: "Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - значит, он равнодушен к своей стране".
И еще он добавил, что наша страна - музей литературы.
Лихачев пишет: "Ведь понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной им почве и могут быть поняты только в связи со всей страной".
И знание памятных литературных мест должно помочь нам осознать корни крупных художественных явлений, которыми по праву гордится наша страна.
По завершении экскурсии ребятам дается рекомендация прочитать произведения А.П. Чехова, которые он написал в Ялте: рассказ «Дама с собачкой» и пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».
Список источников:
-
Сайт дома-музея А.П. Чехова в Ялте:
-
Ссылка на виртуальный тур по музею:
Приложение: презентация к занятию.