7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока литературы, посвящённого 70-летию Великой Победы

Методическая разработка урока литературы, посвящённого 70-летию Великой Победы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Методическая разработка урока литературы.

Поскольку 2015 год является юбилейным в истории нашей Победы в Великой Отечественной войне, а современные дети не очень хорошо знают историю страны вообще (если и знают, не в состоянии оценить всей тяжести, выпавшей на долю того поколения, жизнь которого пришлась на время войны), будет уместно и даже, может быть, необходимо дать урок, посвящённый именно этому периоду. Урок целесообразно провести в старшем классе при изучении произведений о Великой Отечественной войне, а назвать его можно так: «Судьба народа» - так же, как часть сборника стихотворений участника войны Бориса Слуцкого «Я историю излагаю…». Строки стихотворений поэта можно сделать эпиграфами к рассказу или анализу какого-то конкретного произведения о ВОВ. Например, работу по тексту произведения Б. Васильева «В списках не значился» могут предварять следующие строфы из стихотворения «Сон»:

Девятнадцатый год рожденья -

Двадцать два в сорок первом году -

Принимаю без возраженья,

Как планиду и как звезду.

Выхожу, двадцатидвухлетний

И совсем некрасивый собой,

В свой решительный и последний,

И предсказанный песней бой.

В качестве иллюстративного материала я бы предложила использовать кадры кинематографического шедевра 1959 года «Баллада о солдате». На мой взгляд, именно эта военная драма Григория Чухрая особенно наглядно демонстрирует весь драматизм случившегося с нашим народом и заставляет остро почувствовать значимость жизни каждого человека, особенно солдата, обещавшего матери вернуться, но оставшегося на поле сражения навсегда… Алексей Скворцов, простой деревенский парнишка, рядовой армии, всеми своими поступками до сих пор показывает особенности характера русского народа, судьба которого продолжает волновать умы и сердца всего мира.

Образовательные, или обучающие, цели урока состоят в том, чтобы дать учащимся основные знания для самостоятельного анализа самостоятельно же прочитанного произведения о войне на выбор (слово об авторе представляемого произведения, краткая аннотация, рассказ о конкретном герое как о представителе народа и его судьбе) и показать это на основе нескольких примеров.

Развивающие цели урока включают в себя систематизацию знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах, а также об элементах композиции, таких как портрет, пейзаж и т.д., умений самостоятельно анализировать композиционные элементы текста в заданном ключе.

Воспитательные цели урока предполагают поддержание интереса к истории своей страны и народа, патриотического духа, уважения к тем, кто вынес все тяготы на своих плечах. Кроме того, необходимо продолжать прививать навыки культуры умственного труда, такие как чёткость и логичность устной речи, обогащение лексикона и стремление к красивому изложению материала.

Урок можно начать с чтения стихотворения Б. Слуцкого из названного сборника:

Он просьбами надоедал.

Он с жалобами засыпал

О том, что он недоедал,

О том, что он недосыпал.

Он обижался на жену -

Писать не раскачается.

Ещё сильнее - на войну,

Что долго не кончается.

И жил меж нас, считая дни,

Сырой, словно блиндаж, толстяк.

Поди такому объясни,

Что не у тёщи он в гостях,

В атаки всё же он ходил,

Победу всё же - добывал.

В окопах немца находил.

Прикладом фрица - добивал.

Кому какое дело,

Как выиграна война.

Хвалите его смело,

Выписывайте ордена.

Ликуйте, что он уцелел.

Сажайте за почётный стол.

И от сырых полен горел,

Пылал, не угасал костёр.

Объяснив учащимся цель урока, состоящую в необходимости увидеть за историей конкретного героя самостоятельно прочитанного и приготовленного для представления перед одноклассниками произведения судьбу всего народа, приступаем к основному содержанию урока.

Обучающиеся представляют произведения русских авторов - участников войны - по ранее намеченному плану, подробнее останавливаясь на образах солдат, медсестёр - рядовых войны. Список литературы не будет закрытым, поскольку написано о войне много и данная тема не исчерпала себя до сих пор. Учащиеся могут выступить с аннотациями и разбором следующих произведений: К. Симонов «Живые и мёртвые», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Астафьев «Пастух и пастушка», М. Карим «Помилование», А. Платонов «Девушка Роза», М. Шолохов «Судьба человека» и др.

После выступления по произведению «Пастух и пастушка» можно показать 2 отрывка из кинофильма «Баллада о солдате»: 1) о том, как Скворцов отправляется в отпуск на несколько дней, чтобы починить крышу дома; 2) о том, как мама его бежит через поле навстречу грузовику. Естественно, нужно пересказать некоторые эпизоды фильма…

Подводя итоги урока, построенного на основе выступлений учащихся с беседой по отдельным композиционным моментам (например, в повести «А зори здесь тихие» можно обратить внимание на описание внешности главных героев и их поведения при встрече с опасностью, чтобы показать, насколько они были разные и что далеко не все вели себя героически), делаем вывод о том, что представленные герои являются частью населения, которое принято называть русским народом. Обозначенная категория неоднородна, но эти конкретные люди - солдаты, рядовые войны, женщины, дети - приближали День Победы, как могли…

Закончить урок можно строчками опять же стихотворения Б. Слуцкого «Школа войны»:

Школа многому не выучила -

Не лежала к ней душа.

Если бы война не выручила,

Не узнал бы ни шиша.

Жизни, смерти, счастья, боли

Я не понял бы вполне,

Если б не учёба в поле -

Не уроки на войне.

Объяснила, вразумила,

Словно за руку взяла,

И по самой сути мира,

По разрезу провела.

Кашей дважды в день кормила,

водкой потчевала и

Вразумила, объяснила

Все обычаи свои.

Был я юным, стал я мудрым,

Был я сер, а стал я сед.

Встал однажды рано утром

И прошёл насквозь весь свет.



Что касается анализа стихотворений, посвящённых использованному виду искусства, можно прямо на уроке, после просмотра указанных эпизодов из кинофильма Чухрая, проанализировать следующие произведения (придётся сделать это частично, поскольку непосредственного отношения ни к теме урока, ни к фрагментам фильма они не имеют):

О. Мандельштам «Кинематограф»

Кинематограф. Три скамейки.

Сантиментальная горячка.

Аристократка и богачка

В сетях соперницы-злодейки.

Не удержать любви полёта:

Она ни в чём не виновата!

Самоотверженно, как брата,

Любила лейтенанта флота.

А он скитается в пустыне,

Седого графа сын побочный.

Так начинается лубочный

Роман красавицы-графини.

И в исступленье, как гитана,

Она заламывает руки.

Разлука. Бешеные звуки

Затравленного фортепьяно.

В груди доверчивой и слабой

Ещё достаточно отваги

Похитить важные бумаги

Для неприятельского штаба.

И по каштановой аллее

Чудовищный мотор несётся.

Стрекочет лента, сердце бьётся

Тревожнее и веселее.

В дорожном платье, с саквояжем,

В автомобиле и в вагоне,

Она боится лишь погони,

Сухим измучена миражем.

Какая горькая нелепость:

Цель не оправдывает средства!

Ему - отцовское наследство,

А ей - пожизненная крепость!

В стихотворении Мандельштама представлены картины из немого кино, которое демонстрировалось раньше в маленьких помещениях под аккомпанемент тапёра. Сюжет фильма был обычно банальным и предсказуемым. История, пересказанная величайшим поэтом эпохи Серебряного века, и правда напоминает лубочные изображения. А потому вполне оправданно употребляется слово «сантиментальная». «Затравленное фортепьяно», а также восклицательные предложения показывают накал страстей, весьма схожих с цыганскими, а потому мелькает образ гитаны. Возвращая мысли учащихся к теме урока и просмотренным фрагментам из фильма о войне, можно сделать вывод о великой силе настоящего искусства, в данном случае - литературы - стихов и прозы - и кино.

P.S. Тексты стихотворений могут лежать на партах перед учениками, а также быть проанализированы заранее конкретными учениками.



Е. Евтушенко «Одиночество»

Как стыдно одному ходить в кинотеатры

Без друга, без подруги, без жены,

Где так сеансы все коротковаты

И так их ожидания длинны!

Как стыдно -

в нервной замкнутой войне

с насмешливостью парочек в фойе

жевать, краснея, в уголке пирожное,

как будто что-то в этом есть порочное…

Мы,

одиночества стесняясь,

от тоски

бросаемся в какие-то компании,

и дружб никчемных обязательства кабальные

преследуют до гробовой доски.

Компании нелепо образуются -

В одних все пьют да пьют,

не образумятся.

В других все заняты лишь тряпками и девками,

а в третьих -

вроде спорами идейными,

но приглядишься -

те же в них черты…

Разнообразные формы суеты!

То та,

то эта шумная компания…

Из скольких я успел удрать -

не счесть!

Уже как будто в новом был капкане я,

но вырвался,

на нём оставив шерсть.

Я вырвался!

Ты спереди, пустынная

свобода…

А на черта ты нужна!

Ты милая,

но ты же и постылая,

как нелюбимая, но верная жена.

А ты, любимая?

Как поживаешь ты?

Избавилась ли ты от суеты;

И чьи сейчас глаза твои раскосые

И плечи твои белые роскошные?

Ты думаешь, что я, наверное, мщу,

что я сейчас в такси куда-то мчу,

но если я и мчу

то где мне высадиться?

Ведь всё равно мне от тебя не высвободиться!

Со мною женщины в себя уходят,

чувствуя,

что они сейчас такие чуждые.

На их коленях головой лежу,

но я не им -

тебе принадлежу…

А вот недавно был я у одной

в невзрачном домике на улице Сенной.

Пальто повесил я на жалкие рога.

Под однобокой ёлкой

с лампочками тускленькими,

посвечивая туфельками беленькими,

сидела женщина,

как девочка, строга.

Мне было так легко разрешено

приехать,

что я был самоуверен

и слишком упоенно современен -

я не цветы привёз ей,

а вино.

Но оказалось всё -

куда сложней…

Она молчала,

и совсем сиротски

две капельки прозрачных -

две серёжки

мерцали в мочках розовых у ней.

И, как больная, глядя так невнятно

И поднявши тело детское своё,

сказала глухо:

«Уходи…

Не надо…

Я вижу -

ты не мой,

а ты её…»

Меня любила девочка одна

с повадками мальчишескими дикими,

с летящей чёлкой

и глазами-льдинками,

от страха

и от нежности бледна.

В Крыму мы были

Ночью шла гроза,

и девочка

под молнией магнийной

шептала мне:

«Мой маленький!

Мой маленький!» -

ладонью закрывая мне глаза.

Вокруг всё было жутко

и торжественно,

и гром,

и моря стон глухонемой,

и вдруг она,

полна прозренья женского,

мне закричала:

«Ты не мой!

Не мой!»

Прощай, любимая!

Я твой

упрямо,

верно,

и одиночество -

всех верностей верней.

Пусть на губах моих не тает вечно

прощальный снег от варежки твоей.

Спасибо женщинам,

прекрасным и неверным,

за то,

что это было всё мгновенным,

за то,

что их «прощай!» -

не «до свиданья!»,

за то,

что, в лживости так царственно горды,

даруют нам блаженные страданья

и одиночества прекрасные плоды.



Хоть данное стихотворение Евтушенко имеет совсем уж косвенное отношение к рассматриваемому виду искусства и в нём содержится лишь намёк на кинематограф - как на место, куда человек убегает от вожделенной и на редкость верной подруги - одиночества - от дружб ненужных, натужных связей. Далее же идёт объяснение, откуда эта такая странная свобода - желанная и, оказывается, горькая. Она происходит от осознания женщинами разных возрастов ненужности отношений, от их честности в словах и поступках. А потому на глазах у изумлённого читателя рождается гимн женщинам, освобождающим в никуда, вдохновляющим тем самым на создание шедевров вроде этого, звучит спасибо даже за стыд, испытанный в ожидании начала сеанса кино, которое, возможно, необходимо для ухода от одиночества.

Ещё раз оговорюсь: может быть, выбор стихотворений покажется неудачным, но ведь совсем не обязательно, чтобы один вид искусства выступал полной иллюстрацией для другого, каждый значим и хорош по-своему, и два стихотворения, путь для анализа которых лишь указан, - полное тому подтверждение.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал