7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 6 класса (УМК Т. Ф. Курдюмовой)

Рабочая программа по литературе для 6 класса (УМК Т. Ф. Курдюмовой)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО учителей на педагогическом совете Директор школы

гуманитарного цикла заместитель по УВР______/Коваленко Л. А./ __________/Жданкина С. А./

____________/Данилова О.Н./

Протокол №___от «____»_____2015г. Протокол №___от «____»_____2015г. «_____»__________2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по предмету

«Литература»



6 класс


Учитель: Челяпина Н. И




2015-2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089

  2. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012г № 760)

  3. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте Россиии 03.03.2011, регистрационный № 19993)

  4. Учебного плана МКОУ Алексеевской СОШ на 2015 - 2016учебный год.

  5. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой- М., Просвещение, 2009г.

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программысреднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа по литературе для 6 класса рассчитана на 70 часов(2 часа в неделю).


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 6кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2012.


Основные цели и задачи

Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

  1. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

  2. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

  3. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

  4. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

  5. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.















Основное содержание курса

Герой художественного произведения

Герой художественного произведения. Главные герои русского народного эпоса - былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток - герой художественных произведений. Отрочество знаменитых писателей на страницах автобиографических произведений: «золотое детство» и«пустыня отрочества». (Л. Толстой)

История человечества в произведениях литературы

Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

«На заставебогатырской». События на краю родной земли. Герои былины - атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвалыциком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря - основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.

Теория.Герой былины. Портрет героя былины.

A.Н. Островский. «Снегурочка» (сцены). А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка» по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Могучий мир природы и юная героиня - Снегурочка.

Теория.Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.

Русская классическая литература XIX века

B. А. Жуковский. "Дружба", "Вечер", «Лесной царь». Детство Жуковского. Жуковский - автор баллад. Тематика и герои его произведений. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Жуковский - мастер перевода «Лесной царь» - перевод баллады Гёте). Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в загадках.

Теория.Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

C. Т. Аксаков. «ДетскиегодыБагрова-внука», «Буран». Багров-внук в гимназии. Герой произведения как читатель.«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIX века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия.

Теория.Герой литературного произведения как читатель. Пейзаж в прозаическом произведении.

И. А. Крылов. «Два мальчика», «Волк и Ягнёнок».Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и Змея», «Воронёнок», «Два мальчика»). Федюша и Сеня как герои басни «Два мальчика», представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма Федюши. Отсутствие чувства благодарности у этого героя. Басня «Волк и Ягнёнок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Суровые уроки басен великого баснописца и их мораль.

Теория.Поступки героев и мораль басни.

В. Ф. Одоевский. «О трывки из журналаМаши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Различные жанры прозы, объединенные в сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

Теория.Дневник как жанр художественного произведения.

А. С. Пушкин. «К с е с т р е», «К Пущину», «К Юдину», «Т о в а р и щ а м»,

«1 9 о к т я б р я» («Роняет лес багряный свой убор...»). Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким друзьям и родным. Радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория.Гимн. Послание.

М. Ю. Лермонтов. «У т ё с», «На севередиком...», «Три пальмы», «Когда волнуетсяжелтеющая нива...», «Панорама Москвы», эпиграмма. Тема одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова («Утёс», «На севере диком...» и др.). Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов (решение вопроса об эгоизме). «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. «Три пальмы» - баллада о красоте и беззащитности мира живой природы.

Теория.Место и роль пейзажа в художественном произведении. Эпиграмма.

И. С. Тургенев. «Б е ж и н л у г». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Павлуша, Илыоша, Костя, Ванечка и Федя - герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Особенности диалога в рассказе. Речевая характеристика героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, предания, былички и их различие. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

Теория.Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приёмы, которые использует писатель при создании портрета. Автор о своём герое.

Н. Л. Некрасов "Крестьянские дети»", "Школьник". Тема детства в произведениях Некрасова «Крестьянские дети», «Школьник». Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Крестьянская семья и дети. Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник».

Теория.Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев.

Л. Н. Толстой. «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория.Автобиографическая трилогия.

Ф. М. Достоевский. «М а л ь ч и к и» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Теория.Эпизод в художественном произведении.

А. П. Чехов. «Каникулярные работыинститутки НаденькиN», "Хамелеон", "Толстый и тонкий". Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции (несколько кульминационных моментов). Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.

Методика.Творческие состязания учеников с ровесницей Наденькой.

Теория.Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «ДетствоТемы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя.

Теория.Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Путешествия и приключения

Далекое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и уроках внеклассного чтения Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.

Теория.Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

Т.-Х. Уайт. «Свеча на в е т р у». Множество книг о жизни короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего». «Свеча на ветру» как часть популярной тетралогии ТеренсаХэнбери Уайта. Её герои - король Артур и Ланселот. В этой части тетралогии Ланселот - подросток. Сочетание в произведении сказки, реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

Теория.Тетралогия.

Марк Твен. «Приключения ГекльберриФинна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление и изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена - юмориста. Природа на страницах повести.

Теория.Юмор.

Ж. Верн. «Таинственныйостров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт - юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.

Теория.Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.

О. Уайльд. «Кентервильскоепривидение». Рассказы и сказки О. Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующее Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Теория.Пародия.

Русская литература XX века

Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века (авторы и произведения по выбору учителя и учащихся). Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечнаякнига»-путешествие мальчика Бастиана по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О в е с н а, б е з конца и безкрая...» Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А. Бунин. «Д е т с т в о», «С к а з к а», "Первый соловей", «Канарейка». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д. Бальмонт. «Золотая р ы б к а», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и её воплощение в музыке многих композиторов.

Б. Л. Пастернак. «И ю л ь».

Методика.Урок-концерт или урок собеседование с исполнением названных выше произведений, подготовленных заранее.

Теория.Творчество читателя - исполнителя стихов и прозы.

А. Т. Аверченко. «Смертьафриканскогоохотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория.Эпилог. Смысл названия.

М. Горький. «Д е т с т в о» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Теория.Авторская позиция.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Теория.Роль пейзажа в прозе.

А. С. Грин. "Гнев отца". Преданность сына отцу-путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Теория.Слово в рассказе.

Ф. А. Искандер. «Детство Ч и к а» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера (имя героя, название города детства и др.). Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Теория.Инсценировка.

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев. «РазведчикВихров»; К. М. Симонов. «М альчишка на лафете»,«С ы н артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислойсонной...»; песнивоенныхлет; «М о я М о с к в а» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского) (чтение произведений по выбору учителя и учащихся).

Методика.Активное использование самостоятельного чтения. Возможна организация урока-концерта.

Теория.Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Итоги

Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.

Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений:

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.



Проверка и контроль знаний и умений учащихся

№п/п

Тема раздела

Форма контроля

Кол-во часов

1

История человечества в произведениях литературы

Сочинение

1

2

Русская классическая литература XIX века

Сочинение

4

3

Литература XX века

Сочинение

1














Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» 6класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

Герой в мире художественного слова (2 часа)

1

Подросток -герой художественных произведений.

1

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности.

Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятия автора и героя в литературном произведении.

Уметь: Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.


2

Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

1

Представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития учащихся.

Знать: определения терминов лирика, эпос, драма

Уметь: Характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).

История человечества в произведениях литературы (6 часов)

3

Былины - богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былины.

1

Своеобразие былин как фольклорного жанра. Ритмико-мелодическая организация былины. Сравнение былины со сказкой: сюжет, система образов, герои. Выражение в былинах исторического сознания русского народа.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику былин; использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения


4

«На заставе богатырской». Художественное совершенство былины.

1

Вопросы по повторению, повторение понятия былина. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин; воспроизводить сюжет изученного произведения


5

А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - весенняя сказка.

1

Расширение представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Способы построения литературной сказки. Виды сказок. Составление рассказа о герое.

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки; схему построения волшебной сказки; отличать виды сказок, строить рассказ о герое;

Выразительно читать пьесы-сказки (в том числе и по ролям) и рецензировать.

6

Близость пьесы «Снегурочка» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки

1

Совершенствование восприятия и понимания волшебной литературной сказки, навыков пересказа. Составление схемы построения волшебной сказки

Уметь отвечать на вопросы (с использованием цитирования)


7

Могучий мир природы и юная героиня - Снегурочка.

1

Совершенствование восприятия и понимания отличия волшебной сказки от литературного произведения. Совершенствование навыков пересказа

Уметь выявлять черты фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение фольклорной функции фольклорных образов.


8

Р/р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского.

1

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Составление плана сочинения, подбор цитатного материала, редактирование написанного.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал


Русская классическая литература XIX века (35 часов)

9

В. А. Жуковский - лирик. Тематика и герои его произведений «Вечер», «Дружба».

1

Знакомство с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием его произведений.

Знать: сюжетное своеобразие лирики В. А. Жуковского.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание стихотворения, находить лирические и эпические черты


10

В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады.

1

Знакомство с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием баллады.

Уметь работать со словарем литературоведческих терминов


11

В. А. Жуковский - мастер перевода. Стихотворные загадки поэта. Роль метафор в загадках.

1

Знакомство с Жуковским-переводчиком, способным видеть красоту окружающей природы; понятие темы и поэтической идеи стихотворения; роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Знать: понятие темы
и поэтической идеи стихотворения.

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию идеи стихотворения


12

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова - внука». Багров -внук в гимназии. Герой произведения как читатель.

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, главная мысль произведения, поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст


13


Герой произведения как читатель.

1

Систематизация знаний текстов литературных произведений. Историко-культурные сведения, биографические сведения о писателях.

Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.

Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; с


14

С. Т. Аксаков. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIX века.

1

Знакомство с творчеством писателя. Описание природы как центральный эпизод произведения. Главная мысль произведения. Определение жанра литературного произведения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения

15

Пейзаж. Мир природы вокруг нас.

1

Роль пейзажа в литературном произведении. Систематизация знаний текстов литературных произведений, истории литературы, сведений по теории литературы.

Знать: содержание понятия пейзаж.

Уметь: составлять тезисы

и план прочитанного; использовать различные виды пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); работать со справочным материалом


16

И. А. Крылов. Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и Змея», «Вороненок»).

1

Уточнение знаний о биографии писателя. Понятие о басне. Знакомство с языковым своеобразием басен И. А. Крылова. Жанр басни. История его развития. Образы животных и их роль в басне.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


17

Герои басни «Два мальчика».

1

Знакомство с историей сюжета, центральными образами басни. Жанр литературного произведения, его проблематика. Характеристика главного героя.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


18

Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне «Волк и ягненок».

1

Специфика жанра басни, аллегория, мораль. Составление плана сочинения, подбор цитатного материала. Редактирование сочинений.


Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное


19

В. Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Особенности повествования. Дневник и его автор. Герои.

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер и поведение главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения, сюжет и особенности его изложения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


20

Портрет героя художественного произведения.

1

Роль портрета героя как средства создания образа. Содержание понятия герой художественного произведения. История литературы. Дневник как жанр художественного произведения.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; характеризовать героев произведений;
показать связь характеристики героя с сюжетом
произведения, а также
с происходящими в нем
событиями


21

Р/р. Сочинение.

1

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана, подбор цитатного материала.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное


22

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина «К сестре», «К Пущину»

1

Знакомство с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; самостоятельный подбор дополнительного материала.

Знать: теоретические понятия гимн,послание.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение


23

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина«Товарищам», «Послание к Юдину».

Гимн.


1

Устный портрет. Жанр стихотворения-послания, гимна. Тема дружбы в стихотворении. Теория литературы: гимн, послание.

Знать: теоретические понятия гимн,послание.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; работать со справочными материалами


24.

Тема одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...», «Утес».

1

Знакомство с биографической основой стихотворений М. Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стихотворения (жажда борьбы и свободы), прием сравнения как основа построения стихотворения; выразительное чтение стихотворения.

Знать: основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения


25

Тема красоты и беззащитности мира живой природы в стихотворении «Три пальмы». «Панорама Москвы» - патриотическая картины родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

1

Продолжение знакомства с лирикой Лермонтова; понятия антитезы и метафоры. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях. Знакомство со стихотворными размерами; обучение анализу лирического произведения

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


26.

И. С. Тургенев.«Бежин луг».

Мастерство портретных характеристик рассказа.

1

Слово о писателе. Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века. Мастерство портретных характеристик. Былички.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


27.

И. С. Тургенев. «Бежин луг».

Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

1

Знакомство с содержаниемрассказа; с нравственнойпроблематикой: отражение существенных черт русского национального характера.

Знать: этапы жизни
И. С. Тургенева; понятие сюжет; роль портрета
и пейзажа в рассказе.

Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать


28

И. С. Тургенев. «Бежин луг».

Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

1

Сравнительная характеристика героев. Приемы, которые использует писатель при создании портрета.

Уметь: формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению


29

Речевая характеристика литературных героев.

1

Роль речевой характеристики героя как средства создания образа. Содержание понятия герой художественного произведения. Автор о своем герое. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы


30-31

Р/р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.

2

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное


32

Н. А. Некрасов. Тема детства в произведениях «Крестьянские дети», «Школьник».

1

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение)

33

Н. А. Некрасов. Тема детства в произведениях «Крестьянские дети», «Школьник».

1

Детская жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Сюжет в лироэпическом произведении.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение)


34

Герой художественного произведения и его имя.

1

Роль имени героя как средства создания образа. Содержание понятия герой художественного произведения. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении.

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы


35

Л. Н. Толстой. «Отрочество» как часть биографической трилогии писателя.

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества, главная мысль произведения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


36

Формирование взглядов подростка, его мечты и планы в автобиографическом произведении Л. Н. Толстого «Отрочество».

1

Жанр социально-психологической повести. Образ повествователя. Познакомить с содержанием повести и нравственной проблематикой автобиографической трилогии Л. Н. Толстого.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


37

Ф. М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы».Герои эпизода.)

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества.

Знать: сведения об авторе и содержание прочитанного произведения; основные теоретические понятия.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


38

Ф. М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы».Герои эпизода.)

1

Главная мысль произведения. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Знать: сведения об авторе и содержание прочитанного произведения; основные теоретические понятия.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст


39

Герои сатирических рассказов А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий».

1

Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, смысл заголовков, особенности композиции. Говорящие фамилии героев.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


40

Особенности композиции, художественная деталь в рассказах А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий».

1

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Сатирический пафос произведения, особенности авторской позиции в рассказе.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


41

Особенности композиции, художественная деталь в рассказах А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий».

1

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Сатирический пафос произведения, особенности авторской позиции в рассказе.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


42

Р/р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова

1

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное


43

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Поступок героя и характер.

1

Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения, поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Представление о детской и юношеской книге.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


Путешествия и приключения (4 часа)

44

Т. X. Уайт. «Свеча на ветру».

1

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя. Составление цитатного плана эпизода. Сочетание в произведении сказки, реальной истории, живого юмора и трагических событий.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

45

Марк Твен. Автобиографическая повесть «Приключения ГекльберриФинна». Природа на страницах повести.

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Роль пейзажа в повести.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

46

Жюль Верн. «Таинственный остров». Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе.

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Научно-фантастический роман.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


47

О. Уайльд. Рассказ «Кентервильскоепривидение». Герои рассказа.

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя. Главная мысль произведения. Разоблачение мистических настроений и суеверий. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


Литература XX века (21час)

48

А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника».

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Герой рассказа и его любимые книги

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


49

М. Горький. «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.

1

Знакомство с творчеством писателя. Активность авторской позиции.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст


50

М. Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

1

Знакомство с творчеством писателя. Активность авторской позиции.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


51

А. С. Грин «Гнев отца».

1

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


52

К. Паустовский «Повесть о жизни».

1

Содержание эпизодов из «Повести о жизни», вопросы по особенностям и содержанию рассказа.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


53

К. Паустовский «Повесть о жизни».

1

Закрепление умения пересказывать пейзажную зарисовку. Инсценировка.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;


54

Ф. Искандер «Детство Чика», «Чик и Пушкин».

1

Знакомство с творчеством Ф. Искандера, усвоение содержания рассказа «Чик и Пушкин». Герой цикла рассказов по имени Чик. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Уметь: формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


55

Два рассказа о постановке (по произведениям Ф. Искандера и Б. Таркинтона)

1

Рассказ о сюжете произведения, определение основной мысли. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы; использовать


56


Родная природа в стихах русских поэтов. А. А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

1

Знакомство с изображением родной природы в творчестве поэтов XX века; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


57

Родная природа в стихах русских поэтов. А. А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

1

Знакомство с изображением родной природы в творчестве поэтов XX века; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


58

И. А. Бунин. «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы.

1

Знакомство с изображением родной природы в творчестве И. А. Бунина. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


59


К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам.

1

Знакомство с изображением родной природы в творчестве К. Д. Бальмонта. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


60


Б. Л. Пастернак. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта.

1

Знакомство с изображением родной природы в творчестве Б. Л. Пастернака. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


61

Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы.

К. Симонов «Сын артиллериста»..

1

Знакомство с изображением героического прошлого России
в творчестве К. Симонова.

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


62

Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы.

К. Симонов «Сын артиллериста»..

1

Совершенствование умений анализировать лирическое произведение; навыков выразительного чтения. Развитие интереса к истории своей семьи и государства

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

63

Военные песни о Великой Отечественной войне.

1

Знакомство с изображением героического прошлого России
в творчестве поэтов ХХ века; анализ лирического произведения; выразительное чтение. История своей семьи и государства

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


64

Военные песни о Великой Отечественной войне.

1

Знакомство с изображением героического прошлого России
в творчестве поэтов ХХ века; анализ лирического произведения; выразительное чтение. История своей семьи и государства

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)


65

Герой художественного произведения и автор.

1

Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Формирование навыков письменной речи. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении

Знать: авторов, изобра-
жающих героическое
прошлое России.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произве-
дение, используя сведения по истории и теории литературы

66

Герой художественного произведения и автор.

1

Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Формирование навыков письменной речи. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении

Знать: авторов, изобра-
жающих героическое
прошлое России.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произве-
дение, используя сведения по истории и теории литературы


67

Р/р. Итоговое сочинение.

1

Написание сочинения

на заданную тему. Герои художественного произведения и автор

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное


68

Читательская конференция.

1

Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Формирование навыков устной речи. Организация урока-концерта, использование самостоятельного чтения

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику повести.

Уметь: пользоваться различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции


РЕЗЕР ВРЕМЕНИ (2 ч)

69

Резервный урок.

1


70

Резервный урок.

1






























Учебно-методическое обеспечение


1. Литература. 6 класс В 2 ч. Ч 1: учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова.- 9-е изд., испр. -М.: Дрофа, 2007

2. Литература. 6 класс В 2 ч. Ч 2: учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова.- 9-е изд., испр. -М.: Дрофа, 2007

3. 5. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой- М., Просвещение, 2009г.


Интернет-ресурсы

- песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
- архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
- Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.ЛермонтоваА.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
- Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)

- обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

- материалы к урокам литературы

- высказывания великих людей от древности до современности.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал