7


  • Учителю
  • Урок Литературы по Достоевскому 'Преступление и наказание'

Урок Литературы по Достоевскому 'Преступление и наказание'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Конспекты уроков



I ВАРИАНТ

Тема урока. Антигуманистическая теория Раскольникова и её кру­шение («разрешение крови по совести»).

Цель урока: на основе текста доказать, что сущность теории Рас­кольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека.

Оборудование урока: магнитофонная кассета с записью лек­ции о теории Раскольникова; иллюстрации к произведениям Достоевско­го; доклады, рефераты, рисунки, стенгазеты, подготовленные учащимися двух-трех классов.

Эпиграфы к уроку (читают два ученика):

«Толстой и Достоевский - два величайших гения, силою своих та­лантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумлённое внимание всей Европы, и оба встали как равные, в великие ряды людей чьи имена - Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гёте».

М. Горький

«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем импе­риалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму».

Ч. Айтматов

Ход урока. Звучит записанная на кассету краткая лекция о тео­рии Раскольникова. Материал для неё можно взять из статьи М, Ков- сана «Соучастники преступления»

Вступление: Страшен мир тупого гробового молча­ния. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он мо­лод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Най­ти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумы­вает античеловеческую до своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убий­стве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеётся над ним). И нет конца этой боли...

Ход беседы.

На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос­торжествовала?

В ответах учащихся на этот вопрос должна прозвучать мысль о том, что теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

Для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об­рекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за­хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришёл фашизм в Германии...

Свои мысли девятиклассники подтверждают отрывками из текста (Эпилог, гл. 2), а также материалами из школьного музея боевой славы.

Учащиеся говорят о том, что бонапартистские идеи живы и по сей день. Современный материал по этому вопросу они подбирают самостоя­тельно.

Почему Раскольников совершает два убийства?

Ответы на этот вопрос сводятся к следующему. Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается как бы цепная реакция, в которую вовлекаются всё новые и новые жертвы. Уби­та старуха-процентщица, потом - совершенно невинная Лизавета, Ми­колка осуждён на каторгу... А сколько ещё людей затронуто этой исто­рией: и близких, родных и совершенно чужих. Всех волнует это убий­ство. О нём говорят, из-за него страдают и те, кто ни в чём не повинен.

Почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не, скажем, нож или другое оружие?

Иногда учащиеся затрудняются ответить. Тогда учитель задаёт на­водящий вопрос: Встречали ли Вы в произведениях русской литературы образ топора?

Ученики вспоминают: Герцен и Чернышевский звали Русь к топо­ру. В этом случае он служит символом борьбы за права простого чело­века. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Савелий, бо­гатырь святорусский, который немца Фогеля живым в землю закопал, говорит: Наши топоры лежали до поры, - это как орудие защиты от угнетателей. А вот ещё одно некрасовское стихотворение: Надрывается сердце от муки, плохо верится в силу добра, слыша в мире царящие зву­ки барабанов, цепей, топора. Оно написано в годы реакции. Здесь топор упоминается как средство расправы над революционерами, людьми, не­сущими в жизнь передовые демократические взгляды.

Итак, топор - образ аллегорический, имеющий определённую идей­ную нагрузку. Мы видим, что это символ не только слепой силы, но и борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы, борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы. («Ты барин! Тебе ли с топором ходить; не барское вовсе дело»).

Вспомним, почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, как Соня Мармеладова, как Катерина Ивановна и её дети. Раскольников поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар, предназначенный жестокосердной и жадной ростовщице, обруши­вается и на него. В понимании Достоевского, поднятый топор - это в любом случае символ насилия, и неважно, ради каких целей его приме­нили.

Почему Раскольников страдает и терзается после преступления? Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят о том, что, создавая свою страшную антигуманистическую теорию, Раскольников уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого, он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихи­ным, что чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых лю­дей и как бы не хочет к ним прикасаться. Раскольников двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой - он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем. Эту мысль ребята подтверждают отрывками из романа (ч. 3, гл. 5; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4),

Образ Раскольникова - трагический. Он, гуманный по природе че­ловек, пытается уничтожить идею человечности. (Я не человека, я прин­цип убил). Его преступление оборачивается и духовным самоубий­ством. Он говорит: Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не стару­шонку!

Другие ребята, признавая двойственность сложной натуры Расколь­никова, считают: он мучается оттого, что не хочет принять страдания как расплату за преступление, т. е. не хочет признать себя неправым. Он говорит, что те люди не так сделаны (те - это необыкновен­ные). Стало быть, настоящего властелина, разгромившего Тулон, устроившего резню в Париже, бросившего армию в Египте, развязавше­го войну 1812-го года, совесть не тревожила, потому что ему всё разре­шалось. И Раскольников больше всего мучается оттого, что переступить- то он переступил, да на этой стороне и остался, то есть оттого, что он обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Рас­кольников делает вывод о том, что он, как все, - вошь, тварь дрожащая (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4; ч. 6, гл. 7, 8; Эпилог).

Поступок Раскольникова - предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник я. Рас­кольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа рас­колота надвое (отсюда и фамилия). Вот что говорит нам об этом Досто­евский:

И хотя бы судьба послала ему раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от которого мерещилось бы петля и омут, он бы обрадовался ему. Но он не раскаивался в своём преступлении,

Он одно признавал своим преступлением: что не вынес душевных мук и сделал явку с повинной.

Вспомним отношение Раскольникова к совести. Каково оно?

Ребята зачитывают диалог:

Порфирий Петрович: Как насчёт совести?

Раскольников: У кого есть она, тот страдает, коль сознаёт свою ошибку...

Разумихин: А гениальные вот те, которым резать-то право дано, те не должны страдать?

Раскольников: Пусть страдает, если жаль жертву.

Итак, мы выяснили: Раскольников объясняет себе свои душевные мучения тем, что не смог до конца довести дело, не сумел стать челове­ком необыкновенным (наполеоном сделаться).

Но чего он в себе недооценил?

Учащиеся не сразу, но всё-таки догадываются: у Раскольникова есть совесть. И все его страдания - это голос совести.

Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отри­цает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна и что в этом отношении все люди равны.

Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий из­менить мир, повернув его на путь справедливости, он всё же неизбежно принесёт зло и себе, и другим.

Почему убийца Раскольников ближе писателю и читателю, чем нравственно безупречный Разумихин?

Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да, он - убийца. Но пи­сатель заставляет нас сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому.

Разумихин же как бы унижается перед жизнью. Он у неё в плену. Он принял жизнь как должное. Раскольников же бунтует. Он нам дорог за свой непокой, за своё страдание, за то, что спорит сам с собой, терза­ет себя и мучит в поиске истины.

Разумихин же, действительно, нравственно безупречен: честен, тру­долюбив, способен сильно любить, человек правильный и порядочный. Но сомнения не для него. Проблемы, которые волнуют Разумихина, так ничтожны по сравнению с теми, над которыми бьётся растревоженный ум Раскольникова. В страданиях Достоевский видит проявление настоя­щей человечности. Именно в них - залог воскресения, возрождения лич­ности. Описывая терзания Раскольникова, писатель утверждает, что всё подлинно человеческое ещё не погибло в его герое.

Оправдывает ли Раскольникова жестокость эпохи?

Девятиклассники приходят к выводу, что условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость. Учащиеся подтверждают эту мысль историей Клода Изерли, сбросившего бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое совершил преступление.

Достоевский учит нас (в этом злободневность, современность и цен­ность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.


II ВАРИАНТ

Цель урока: на основе идейно-художественного анализа романа «Преступление и наказание» сделать акцентированный разбор узловых проблем произведения.

Внутрипредметные связи: полемика Ф. М. Достоевского с Н. Г. Чер­нышевским и И. С. Тургеневым по вопросам развития общества; Петер­бург Пушкина и Достоевского; тема судьбы детей в капиталистическом мире у Некрасова и Достоевского.

Оформление доски.

Тема урока: «Перерыть все вопросы в романе...» (Ф. М. Достоев­ский).

Эпиграф: «Мир спасёт красота» (Ф. М. Достоевский).

Слева от доски вывешены портреты И. С. Тургенева, Н. Г. Черны­шевского, Ф. М. Достоевского.

В центре размещён экран, а справа - листы с опорными конспек­тами:

№ 1 Петербург Достоевского

Пейзаж

Сцены уличной жизни

Интерьер

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

№ 2 Теме «маленького человека»

(судьба Мармеладова и его семьи)

В чём сущность жизненной драмы Мармеладова?

Достоин ли сострадания Мармеладов?

Катерина Ивановна.

Судьба детей.

Мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих».

№ 3 Преступление и наказание Родиона Раскольникова

- Причины преступления:

а) социальные,

б) мировоззренческие,

в) психологические.

В чём наказание?

«Их воскресила любовь!»

Логическое задание:

1. В чём своеобразие взглядов Достоевского на развитие обществен­ной жизни? (Отличается ли его мировоззрение от мировоззрения Тургенева и Чернышевского?)

2. Какие вопросы хотел «перерыть» в романе Достоевский?

3. Почему Петербург Достоевского - «город, в котором невозмож­но быть»?

4. В чём сущность жизненной трагедии «маленького человека»?

5. Как в романе раскрывается тема протеста?

6. Над какими проблемами современности заставило вас задумать­ся это произведение?

Слово учителя. Ф. М. Достоевский с великим состраданием изображал людей несчастных и угнетённых, доведённых до последней степени унижения. Он смело ставил в своих произведениях основные вопросы: о революции и социализме, о вере и атеизме, о смысле жизни отдельного человека и грядущих судьбах всего человечества. Писатель обличал индивидуализм хищников и всей силой своего гения вставал на защиту обиженных и обездоленных, заставляя читателей содрогаться от ужаса и проливать слёзы сочувствия над безвинными жертвами. Он всю жизнь мучился бесконечной болью за человека.

У Достоевского нет и не может быть равнодушных читателей. Его произведения волнуют остротой поднятых проблем, поэтическим мастер­ством огромной, почти шекспировской силы, вместе с тем они пробужда­ют чувство самого решительного протеста против бесчеловечности усло­вий жизни в буржуазном обществе.

Работа по опорным конспектам. Обращаемся к пробле­матике романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Об­суждение каждой проблемы ведёт учащийся-руководитель группы, кото­рый по ходу анализа ставит вопросы, а затем делает обобщающие выводы.

№ 1. Петербург Достоевского. Просматриваем фильм «Петербург Пушкина». Один из учеников читает стихотворение Иннокентия Аннен­ского «Петербург».

Сравниваем Петербург Пушкина и Достоевского, находя в тексте романа описание городского пейзажа и интерьера, сцен уличной жизни.

Вопросы: Каков лейтмотив этих описаний и сцен? Каким пред­стаёт Петербург в романе Достоевского?

Ответы учащихся и вывод руководителя группы сводятся примерно к следующему. Господствующий мотив всех описаний - безобразная теснота, духота, толчея, давка. Это постоянные и единственные впечат­ления, которые оставляет Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть». Его атмосфера - это атмосфера тупика и безысход­ности, которая чревата скандалом, катастрофой, преступлением. Тема Петербурга не исчерпывается общей картиной жизни города. В судьбе семьи Мармеладова она получает дальнейшее конкретное развитие. Пи­сатель заглядывает в один из углов столицы, и ему открывается бездна.

№ 2. Тема «маленького человека» (судьба Мармеладова и его семьи).

Жизнь - семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Ка­тастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать её лишь обостряет безысходность ситуации, приближает неотвратимую гибель. Выхода нет. В конце концов приходит разрешение: смерть - единствен­ный выход.

(Основное внимание обращается на исповедь Мармеладова. (Про­слушивается пластинка «Исповедь Мармеладова»),

Вопросы: В чём сущность жизненной драмы героя? Достоин ли он сострадания?

Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном осозна­нии того, что некуда и не к кому идти. Ему остаётся одно - погибнуть. Повторяет эту судьбу и его жена. (Один из учащихся анализирует об­раз Катерины Ивановны).

Мир, в котором живут герои Достоевского, - это мир «погибших и погибающих», для человека нет никакой надежды на перемену. Чудо­вищная преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слёзы.

Тема детей в капиталистическом мире раскрывается в процессе ком­ментирования репродукций картин В. Перова «Тройка», В. Маковского «На побывку к сыну», чтения отрывков стихов из цикла «О погоде» («В нашей улице жизнь трудовая...»), «Плач детей» Н. А. Некрасова.

Обвиняя мир в жестокости, Раскольников, как все истинные гума­нисты его эпохи, прежде всего говорит о детях. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружаю­щей действительности и укрепляют уверенность в правильности его теории: в обществе, где царит зло, во имя его искоренения разрешается пролитие крови по совести. С первых страниц романа тема детских слёз и детской чистой души звучит как обвинение преступному миру.

Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна. Они находятся в состоянии приговорённых к смерти.

Писатель не забывает и о другой стороне жизни русского общества. Не только судьбы «бедных людей» свидетельствуют о гибельных тен­денциях в развитии России 60-х годов XIX века. «Роковое, переходное» время рождает преуспевающих промышленников. В галерее «хозяев жизни» наиболее типичен Лужин.

(Учащиеся характеризуют образ этого персонажа).

Достоевский не ограничивается состраданием к несчастным. Со стра­ниц романа раздаётся голос протеста и негодования. Он слышится в безнадёжном: «Не к кому человеку пойти», - Мармеладова, в «отчаян­ном и ненавистном» крике Катерины Ивановны: «Уездили клячу! На­дорвалась!». Положение героев таково, что у читателя возникает настоя, тельная потребность в решительных и скорых действиях.

Что же делать? Как спастись от гибели? С этого и начинается ос­новная тема романа - тема протеста, связанная с образом главного Героя Родиона Раскольникова.

№ 3. Преступление и наказание Родиона Раскольникова.

При работе над этим конспектом мы используем письмо Ф. М. До­стоевского М. Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник» (сен­тябрь, 1865 г.); фильм «Преступление и наказание»; высказывания Розы Люксембург о писателе.

Вопрос о том, что толкнуло Раскольникова на преступление, - один из основных в романе. Трое учащихся заранее готовят сообщения о социальных, мировоззренческих, психологических причинах злодеяния, совершённого Родионом Раскольниковым.

Вопросы: В чём наказание? Возможно ли для Раскольникова об­новление и возрождение?

Ученики говорят о муках совести, испытываемых героем, о состра­дании и милосердии Сони Мармеладовой, о том, что героев может вос­кресить любовь.

Затем сопоставляем роман Достоевского с произведениями о «новых людях» Тургенева и Чернышевского.

В заключение урока работаем по вопросам логического задания. В ходе этой работы и будет сформулирован вывод из разговора, состо­явшегося на уроке.

Заключительное слово учителя. Период 60-х годов прошлого века нам известен по произведениям А. Островского, И. Тургенева, Н. Чер­нышевского, М. Салтыкова-Щедрина. В творчестве Ф. Достоевского об­наруживается решительная полемика с ними, - как с либералами, так и с революционерами-демократами. Он видит в революционном движе­нии индивидуалистическое бунтарство и опасается, что в процессе ре­волюционных преобразований жизни восторжествует антигуманистичес­кая идея, направленная против отдельной личности: цель оправдывает средства. Следуя мучительным путём познания зла, писатель тем не ме­нее верит в торжество добра, разбуженного в сознании людей Красотой и Любовью.

Недаром романы Достоевского иногда называют собранием пятых актов трагедий; каждый из них заканчивается так, что предполагает су­ществование иной, подлинно человеческой действительности.

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край


5




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал