- Учителю
- Литература. Урок вне классного чтения
Литература. Урок вне классного чтения
ТЕМА: Творчество А.Н. Вертинского
(1889 - 1957)
Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством Вертинского.
2. Дать учащимся возможность ещё раз почувствовать «аромат» эпохи, показать её сложность, противоречивость.
Оборудование:
-
Эпиграф: «Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые».
Ф. Тютчев.
2. Афиша: «Печальные песенки Вертинского».
3. Портрет А. Вертинского.
4. «Лирический дневник» 5 страниц: «Детство», «Война», «Успех», «Прощай Россия», «Возвращение».
5. Грамзапись песен Вертинского.
Литература.
-
Александр Вертинский «Дорогой длинною».
М., 1991.
ПЛАН
Звучит песня «Лиловый негр».
1.Обращение к эпиграфу и целевая установка.
Итак, Вертинский!
Несомненно, имя, давно уже вам знакомое … Хотя бы по его дочерям - Анастасии и Марианне.
Почему же именно А. Вертинский стал сегодня объектом нашего внимания?
Вы сейчас заканчиваете изучение прекрасного, волшебного периода русской литературы - Серебряного века.
А. Вертинский - часть этого времени, его плоть и кровь.
Он вращался в кругах футуристов, причислял себя к ним; расхаживая по улицам Москвы, как и Маяковский в жёлтой кофте и с разрисованной физиономией и так же как все футуристы без гроша в кармане.
И всё-таки это особая величина, особый талант, особый человек.
Итак, мы всего лишь попробуем прикоснуться ещё раз к той сложной, но прекрасной эпохе через печальные песенки и стихи А. Вертинского, через его восприятие мира.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова Тютчева
Словарная работа: Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Блаженным на Руси называли или людей счастливых или отмеченных богом.
Вертинского можно отнести и к тем и к другим.
И оказался он как между молотом и наковальней - между двух эпох, но в каждой из них он был счастлив по-своему.
Поможет нам с ним познакомиться с этим человеком его лирический дневник, в котором соединились воспоминания, песни, стихи А. Вертинского.
ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
«Дорогой длинною…»
Вступление:
«Многое я помню ясно и отчётливо, но многое стёрлось в памяти. Что же осталось?
Лоскутки… Маленькие разноцветные лоскутки… Обрывки минувшего, обрезки и остатки. Ну что ж. Ведь из лоскутков можно сшить, например, одеяло. Или даже ковёр!
Правда он будет пёстрым, но и жизнь моя была пестра. Приукрашать и облагораживать прошлое, подгонять то, что сберегла память, под сегодняшние уже зрелые взгляды и понятия мне не хочется… Это сильно потрёпанная записная книжка, найденная на самом дне сундука памяти, добрая половина страниц которой вырвана или унесена ветрами времени».
Итак, 1 страница…
«ДЕТСТВО»
«Я смутно помню себя ребёнком 3 - 4 лет. Я сидел в доме у своей тётки Марьи Степановны на маленьком детском горшочке и выковыревал глаза у плюшевого медвежонка, которого мне подарили.
Лизка, горничная, девчонка лет 15-ти, подошла ко мне и сказала:
-
Будет тебе сидеть на горшке! Вставай, у тебя умерла мама.
В тот же вечер меня привели на квартиру к родителям. Они жили на Большой Владимирской в 43-м номере…
Очевидно, для утешения мне дали шоколадку с кремом.
Мать лежала на столе в столовой в серебряном гробу вся в цветах. У изголовья стояли серебряные подсвечники со свечами и маленькая табуретка для монашки, читавшей Евангелие.
Быстро взобравшись на табуретку, я чмокнул маму в губы и стал совать ей шоколадку…Она не открыла рта и не улыбнулась мне. Я удивился. Меня оттащили от гроба и повели домой к тётке. Вот и всё. Больше я ничего не помню о своей матери».
Песня «Ваши пальцы…»
Возможно именно эти воспоминания легли в основу одной самой известной песни А. Вертинского. Её вы сейчас услышите, и, забегая вперёд, скажу, что посвящена она Вере Холодной - звезде русского немого кино, с которой Вертинский был знаком.
Вот и всё о детстве.
Повинуясь своему призванию, Вертинский, будучи уже подростком, стал страстным театралом, делал даже попытки играть в маленьких театриках, но из-за дефекта речи его быстро забраковали.
Зато это сблизило Александра Вертинского с богемой, в ней он нашёл отдушину. К тому времени тётка Марья Степановна уже выгнала его из дому. Приходилось воровать, просить, уговаривать. Но богема спасла будущего артиста. Всем им жилось несладко, жили сообща, делились последней крошкой.
Иногда перебивался и литературными заработками. Он начал писать рассказы, сделался литератором, подающим надежды.
«ВОЙНА»
Первые литературные успехи окрылили его и он решается ехать в Москву за славой. Москва не ждала поэта.
Голод, случайные обеды у купцов, не знающих, куда девать деньги, снова просьбы в займы, попытки поступить на службу в театр и провал, выступление в кружках - литературных и дрпматических.
После долгих поисков, проб, встреч Вертинский прибился к театрику Марии Александровны Арцыбашевой, потому что там бесплатно кормили обедом. Первое время за этот обед он и работал.
В это время появляется танго, благодаря ему к А. Вертинскому приходит успех. После того, как танцовщики исполняли пародию на этот танец.
Началась война. Госпитали Москвы были забиты ранеными.
«Однажды вечером я шёл по Арбату. Около особняка… Марии Морозовой стояла толпа. Привезли с вокзала раненных… Я стал помогать. Когда последний раненый был внесён, я вместе с другими тоже вошёл в дом. В перевязочной доктора спешно делали перевязки разматывая бинты, промывая раны. Я стал помогать. За этой горячей работой незаметно прошла ночь, затем другая, третья … Мне нравилось до упаду стоять в перевязочной, не спать ночи напролёт.
В этом была, конечно, какая-то доза позёрства, необходимого мне в то время».
Вопрос: Кто из известнейших поэтов тоже во время войны был санитаром?
Песня «То, что я хотел сказать».
Рассказ об операции.
«Когда я закончил свою службу на поезде, на моём счету было 35000 перевязок.
-
Кто этот Брат Пьеро? - спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих.
-
Да так, актёр какой-то, - ответил дежурный ангел…
Господь задумался.
-
А настоящая фамилия?
-
Вертинский.
-
Ну, раз актёр и 35 тысяч перевязок сделал, помножьте всё это на миллион и верните это в аплодисментах.
С тех пор мне стали много аплодировать.
«УСПЕХ»
Война не изменила пристрастий Вертинского. Едва вернувшись в Москву, он снял военную форму, облачился в жёлтую кофту, размалевал лицо и без гроша в кармане пошёл бродить по бульварам Москвы в поисках денег.
Вопрос: Кто из поэтов тоже носил жёлтую кофту?
Мир фантазий, романтики, прекрасных мечтаний - это мир Вертинского. Его поэзия очень созвучна И. Северянину. И Вертинский причислял себя к футуристам, был знаком со многими поэтами, но… Его могло услышать больше людей. Ведь он пел, и его романтические новеллы звучали из каждого окна.
Стихотворение: «Маленький креольчик».
Задание по литературоведению: Вставить эпитеты.
Чтобы усилить эффект, он выступал в костюме Пьеро. Этот образ случайно возник из военного псевдонима - брат Пьеро. Город валом валил на его концерты. Москва была покорена.
От страха перед публикой, боясь своего лица, я делал сильно условный грим: свинцовые белила, тушь, ярко-красный рот.
Чтобы спрятать своё смущение и робость, я пел в таинственном «лунном» полумраке, но дальше пятого ряда меня, увы, не было слышно…
Впечатлительный и падкий на романтику женский пол принимал меня черезвучайно восторженно и забрасывал цветами, мне уже приходилось уходить через чёрный ход.
Стихотворение: «Я сегодня смеюсь над собой».
Таков успех Александра Вертинского. Оказывается, за ним скрывается робость, смущение, удивление. Он восхищался чтением Маяковского, издевался над неправдоподобностью Северянина и мучительно анализировал секрет своего успеха.
«ПРОЩАЙ РОССИЯ»
Это самые горькие страницы дневника Вертинского.
В первый же день эмиграции Вертинский встретил в гостинице Волка, который отдал ему долг - 3 рубля и посоветовал вернуться.
«Все пальмы, все восходы, все закаты мира, всё что я видел, всё чем восхищался, - я отдаю за один самый пасмурный и заплаканный день у себя на Родине! А к тому я согласен прибавить весь мой успех, все восторги толпы, все деньги, которые я там заработал. Всё, всё, всё ибо это мне было не нужно. Лучше быть бедняком на родине, чем богачом на чужбине»
Большинство песен, написанных в эмиграции, проникнуты горечью и тоской.
Вертинский поёт по кафе, ресторанам, имеет успех, деньги. Это даёт ему возможность помогать менее удачливым эмигрантам.
Все надежды на возвращение в Россию рухнули.
Задание по литературоведению: вставить пропущенные глаголы.
Стихотворение: «В степи Молдаванской». (Рассказ о Бесарабии).
«Концерт Сарасате».
До этого я был неврастеник, избалованный актёр, «любимец публики», который у себя на родине мог капризничать сколько угодно, мог петь или не петь по-своему желанию, мог повернуться и уйти со сцены… Все наши актёрские фокусы на родине терпелись с ласковой публикой…
От всего этого пришлось отвыкать на чужбине.
Песня «Жёлтый ангел».
Стихотворение: «О нас и о Родине».
Впервые с просьбой о возвращении на Родину Вертинский обратился в 1922 году.
«У меня сразу стало легко на душе…» - пишет он, - но всё было не так просто.
Вопрос: Почему Александру Вертинскому не разрешили сразу же вернуться в Россию?
«ВОЗВРАЩЕНИЕ»
1956 год. Из письма Александра Вертинского - зам. министра культуры Кафтанову:
«Через 30 - 40 лет я уверен в этом, когда меня и моё «творчество» вытащат из подвалов забвения, и начнут во мне капаться, как копаются сейчас в творчестве таких дилетантов русского романса, как Гурилёв, Варламов и Денауров, это письмо, если оно сохранится, будет иметь своё значение и, быть может позабавит радиослушателей какого-либо тысяча девятьсот «затёртого года»!
Почему я пишу его?
…Я не вижу никого, к кому бы я мог обратиться с моими вопросами, и не верю в нечеловечность, внимательность, чуткость, ни одного из ваших «больших» людей, потому что они слишком заняты другими более важными делами…Щадя время, учитывая их занятость и ещё потому, что эти большие люди за 13 лет, что я нахожусь в Советском Союзе, ниразу не удосужились меня послушать.
Где-то там… наверху всё ещё делают вид, что я невернулся, что меня нет в стране…
А между тем я есть! И очень «есть»! Меня любит народ. 13 лет на меня нельзя достать билета!
Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну. Я пел везде. Я заканчиваю уже третью тысячу концертов. В рудниках, на шахтах, где-то из-под земли вылезают чёрные, пропитанные углём люди, ко мне приходят за кулисы простые рабочие, жмут мне руку и говорят: «Спасибо, что Вы приехали! Мы отдохнули сегодня на вашем концерте. Вы открыли нам форточку в какой-то мир романтики, поэзии, мир, может быть, снов и иллюзий, но это мир, в который стремиться душа каждого человека. И которого у нас нет.
Всё это даёт мне право думать, что моё творчество, пусть даже и не очень «советское» нужно кому-то и, может быть необходимо.
Всё это мучает меня.
Я не тщеславен. У меня мировое имя…
Но я русский человек. Я хочу одного - стать советским актёром. Для этого я и вернулся на Родину. Вот я и хочу задать Вам ряд вопросов.
-
Почему я не пою?
Разве Ив Монтан ближе и нужнее, чем я?
-
Почему нет моих пластинок?
Разве песни «скажем» Бернеса или Утёсова выше моих по содержанию и качеству?
-
Почему нет моих нот, моих стихов?
-
Почему 13 лет нет ни одной рецензии на мои концерты?
Сигнала нет? Я получаю тысячи писем, где меня спрашивают об этом…
Я молчу.
Как стыдно ходить и просить и напоминать о себе…»
Вертинский столкнулся с тем, что на Родине, куда он стремился всей душой много лет, о которой грезил в своих песнях, от него ничего не зависит.
Всё в руках «больших» людей, которые дают на всё сигналы - прессе, радио, телевидению…
В мире капитала всё было проще, яснее. Здесь он сам боролся за себя, за своё имя.
В Союзе же он был предан забвению, попал в вакуум, во внутреннюю эмиграцию на Родине.
Вопрос: Кто ещё из поэтов и писателей был изолирован таким образом?
(Ахматова, Пастернак, Булгаков).
Стихотворение: «Отчизна».
Закончить лирический дневник поэта и артиста я хотела бы маленьким четверостишием, одним из самых последних…
Сквозь чащу пошлости, дрожа от отвращенья,
Я продираюсь к дальнему лучу,
Я задыхаюсь. Но в изнеможенье
Я всё ещё о чём-то бормочу.
Предлагаемый урок - урок внеклассного чтения. Одной из его задач является создание более полного представления об эпохе, о художественном методе, распространённом в литературе начала ХХ века. Кроме того, учащиеся смогут уяснить, что в это сложное время страна потеряла самых талантливых своих сынов, более того, обрекла их на скитания, забвение, смерть. Судьба А. Вертинского типична: сначала внешняя, затем внутренняя изоляция. Каждый артист должен быть востребованным на родине. В противном случае его ждёт жизненная трагедия. Румыния, Франция, Китай - вот неполный перечень стран, которые принимали артиста в ряду других русских эмигрантов и на время стали для него домом.
Чтобы наглядно показать творчество поэта и артиста, на уроке звучат его «печальные песенки» как в исполнении самого автора, так и в «живом» варианте. Проведена предварительная подготовка: учащиеся выучили наизусть стихотворения , песни.
В доказательство принадлежности Вертинского к футуристам предлагаются задания с деформированным текстом, в ходе выполнения которых, учащиеся должны прийти к выводу о том, что его творчество - неотъемлемая часть данной эпохи.
Главным выводом урока должна стать мысль о том, что творчество А. Вертинского - своеобразный документ, в котором довольно полно отразилось то неспокойное и неоднозначное время, что сам поэт всё - таки достиг бессмертия, так как такие темы как любовь, война, Родина - вечны. А именно они звучат сейчас как никогда актуально с пластинок и со страниц книг о замечательном поэте и артисте начала ХХ века.