- Учителю
- Урок - работа в малых группах по творчеству С. Есенина в 11 классе
Урок - работа в малых группах по творчеству С. Есенина в 11 классе
Тема урока: Природа и человек в лирике Сергея Есенина
Тема задания: Образная система С. Есенина (фрагменты книги доктора филологических наук Л.Л. Бельской «Песенное слово: поэтическое мастерство С.Есенина. -М.: Просвещение, 1990.
Цели использования работы в малых группах:
углубить представления о есенинской поэтике, формировать умения структурирования текста,
навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания;
развивать коммуникативные навыки (умения работать в команде) в сочетании с умениями работать самостоятельно
В работе используются следующие виды позитивной взаимозависимости: «Материалы», «Общая награда»
Задания Тексты отсканированы, разделены по 6 фрагментов, учитывая смысловые части и
количество обучающихся в группе
Ход урока
Слово учителя о цели и задачах урока, мотивация обучающихся на умения выстраивать логику текста.
(Автор, название книги, выходные данные, указание глав, частей, названий - в эталонах ответов)
1группа (предпочитающие спокойно - созерцательное состояние) Приём: «Мозаика» (ГЛАВА II «Узловая завязь природы» (образная система С. Есенина) часть 1. «ЗДЕСЬ ПО ЗАРЕ И ЗВЕЗДАМ Я ШКОЛУ ПРОХОДИЛ» (Название статьи и её автор не называются) - Вашему вниманию предлагается небольшая критическая статья, поделённая на смысловые части, состоящие из одного или нескольких абзацев. По данному концу (у каждого, отделённые, есть слова завершения текста ( выделены другим цветом) вам необходимо восстановить структуру текста. В дополнение к своим собственным баллам каждый из вас может получить ещё, от учителя, если сумеете все «по цепочке» обосновать авторскую структуру текста. 1 группа Алгоритм 1) Прочти про себя свой фрагмент, не показывая его другим, реши, какое место в тексте он должен занимать. 2) Прочитайте свои фрагменты вслух, пытаясь сразу же, на слух, определить, в каком порядке они должны идти. 3) В ходе возможно возникшей дискуссии объективно учитывайте аргументы, как собственные, так и других участников. 4) Текст составляется 5) Сравните полученный результат с текстом статьи. (Эталон ответа у учителя) 6) Оцени результаты своей деятельности, внесите в таблицу. 7) Обсудите с другими членами группы самооценку каждого, при необходимости внесите коррективы. 8) Запиши автора, название книги, выходные данные, указание глав, частей, названий в рабочей тетради. 9) Составьте простой план авторского текста. 10) Посчитайте итоги работы группы в баллах. 11) Обоснуйте авторскую структуру текста (перед классом выступает каждый) (Обоснование авторской структуры текста оценивает учитель )
2 группа (Активные участники образовательного процесса) (ГЛАВА II «Узловая завязь природы» (образная система С. Есенина) часть 2. «ЗВЕРИНЫХ СТИХОВ МОИХ ГРУСТЬ» часть 3. ЗАГАДКА «ПЕСНИ О СОБАКЕ» (фрагменты) (Название статей и их автор не называются)
Приём: «Задание для Золушки»
Вашему вниманию предлагается две критических статьи, одна - полностью, она поделена на смысловые части, состоящие из одного или нескольких абзацев, и фрагменты другой статьи этого же автора на близкую тему.
Ваша задача - разделить тексты, восстановить структуру целостного текста по данному концу (у каждого, отделённые, есть слова завершения целостного текста, выделены другим цветом). Расположите в логическом порядке материалы из другой главы. В дополнение к своим собственным баллам каждый из вас может получить ещё от учителя, если сумеете все по цепочке обосновать авторскую структуру текста
2 группа Алгоритм
1. Прочти про себя все фрагменты, пытаясь сразу же по содержанию фрагментов определить, какие из них освещают тему с одной целью, какие - с другой.
2. Обсуди с другими свой выбор, скорректируйте своё решение.
3. Приступайте к обсуждению, в каком порядке должны идти фрагменты целостной статьи.
В ходе возможно возникшей дискуссии объективно учитывайте аргументы, как
собственные, так и других участников.
4. Таким же путём определите структуру другой статьи на близкую тему
5. Тексты составляются.
6. Сравните полученные результаты с эталоном. (Тексты статей у учителя)
7. Оцени результаты своей деятельности, внеси в таблицу. 8. Обсудите с другими членами группы самооценку каждого, при необходимости внесите коррективы. 9. Запиши автора, название книги, выходные данные, указание глав, частей, названий в рабочей тетради. 10. Составьте простой план авторского текста целостной статьи. Составьте простой план авторского текста другой статьи на близкую тему 11. Посчитайте итоги работы группы в баллах. 12. Обоснуйте авторскую структуру текста (выступает каждый)
(обоснование авторской точки зрения оценивает учитель)
Примерный план авторской статьи:
1-я группа:
-
Душа есенинских стихов - природа.
-
Множество жителей природного мира лирики поэта.
-
Деревенский крестьянский облик его поэзии.
-
Взаимопревращения вселенского характера как важная черта лирики Есенина.
-
Мифологическая основа мира поэта.
-
Духовные метания личности и их отражение в творчестве
Примерный план авторских статей:
2-я группа Целостная статья 1. «Братья наши меньшие» С.Есенина 2. Многочисленный мир есенинского зверья 3. Одухотворённые образы птиц и зверей 4. Общение поэта с каждым в отдельности
Фрагменты другой главы
-
Размышления автора о трёх стихотворениях: «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке»
-
Тайна эмоциональной силы стихотворения «Песнь о собаке».
Подведение итогов.
Этапы, которые прошли особенно удачно.
Поощрение учащихся за активную работу. Выставление оценок. В случае невысокой успешности (по желанию учащегося) фиксируем баллы в накопительный банк оценок.
Материалы 1 группа (номера смысловых частей не указаны) 3) И все же главная особенность есенинской природы - не разнообразие и многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Соха солнца режет синюю воду реки, «небо словно вымя, звезды как сосцы», тучи ржут, как сто кобыл, «под плугом бури ревет земля», «на ветке облака, как слива, златится спелая звезда», тополя, как телки, уткнули босые ноги под ворота. С годами крестьянско-бытовая окраска пейзажей будет постепенно стираться, но деревенская останется навсегда.
«Мечтатель сельский», став в столице «первокласснейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни, и его воображение рисует, как «луна золотою порошею осыпала даль деревень» и «сиреневая погода сиренью обрызгала тишь», как август тихо «прилег ко плетню», а сентябрь постучал в окошко «багряной веткой ивы». В отличие от других русских поэтов - Пушкина и Некрасова, Блока и Маяковского - у Есенина нет городских пейзажей, разве что упоминание о «городе вязовом» и «московских изогнутых улицах».
5) Осмысливая свою концепцию мира, Есенин в статье «Ключи Марии» ссылается на мифологические воззрения разных народов и вспоминает древнерусского певца Бояна, представлявшего мир как «вечное, неколеблемое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов». И орнамент, и конёк па крыше, и даже буквы алфавита - всё, по есенинскому глубокому убеждению, являет собой осознание мира. Перед собой поэт ставит задачу возродить, оживить и обновить древние мифы, помогавшие нашим предкам ориентироваться в «царстве космических тайн». Вот как он формулирует эту задачу: «создать мир воздуха из земных вещей или рассыпать его на вещи», «вечная дорога» и движение.
Так на древней мифологической основе Сергей Есенин творит свой собственный поэтический миф о космосе и природе, в котором «мир и вечность» близки как «родительский очаг», холмы напоены «неизреченностью животной», себя же поэт видит выразителем и защитником этой неизреченности. Для него в природе не было ничего низкого и безобразного. Кваканье_лягушек казалось ему музыкой - «под музыку лягушек я растил себя поэтом». Хотелось «воспеть и прославить крыс», «розу белую с черной жабой... на земле повенчать».
1) Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина. Она - душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.
Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Она рождает «песни дождей и черемух» и стих, вишневым соком брызнувший в небо, «золотое словесное яйцо» и «васильковое слово», «грусти ивовую ржавь» и «чувственную вьюгу», «синюю голубицу» радости и «журавлиную тоску сентября».
Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и все больше впитывает в себя «половодье чувств»: «Плюйся, ветер, охапками листьев - Я такой же, как ты, хулиган»; «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; «И золотеющая осень В березах убавляя сок, 3а всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».
4) Не менее важная черта «мироздания» Есенина - вселенский круговорот, всеобщая текучесть и взаимопревращения: одно переходит в другое, другое отражается в третьем, третье походит на четвёртое. «Солнце, как кошка, С небесной вербы Лапкою золотою Трогает мои волоса» - космос уподобляется животному и растению и приобщается к человеку. В свою очередь, люди - «ловцы вселенной, неводом зари зачерпнувшие небо», а самого себя поэт сравнивает с деревом, цветком, животным, месяцем: «Хорошо под осеннюю свежесть душу- яблоню ветром стряхать» (я - яблоня - ветер), «Хорошо бы, на стог улыбаясь, мордой месяца сено жевать» (я - месяц - морда - сено).
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая флора - фауна - космос
С замираньем летит на звезду.
Вбрезжи, полночь, луны кувшин космос - быт -
Зачерпнуть молока берёз животный и растительный мир
Дай ты [ дорога] мне зарю на дровни земля - человек - небо -
Ветку вербы на узду. быт - растение
2) Природный мир Есенина включает и себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» - от лопуха и крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла.
«Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминаются и описываются более 160 раз, небо и заря - по 90, звезды - почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то «всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то «рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, «словно желтый ворон, кружит, вьется над землей».
Есенинская вселенная - это космическая деревня, гигантское крестьянское хозяйство, где «отелившееся небо лижет красного телка», а синий сумрак похож на стадо овец, где солнце - «золотое, опущенное в мир ведро» и двурогий серп скользит по небу коромыслом, где вьюга щелкает кнутом, а «дождик мокрыми метлами чистит ивняковый помет по лугам».
А «земные» пейзажи Есенина - это в основном среднерусская природа во всей ее неброской, скромной красоте: «буераки... пеньки... косогоры обпечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») да в «Поэме о 36» шумит сибирская тайга, «шпарит» седой баргузин и «до енисейских мест шесть тысяч один сугроб».
В есенинских пейзажах поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев (береза, тополь, клен, ель, липа, ива, черемуха, верба, рябина, осина, сосна, дуб, яблоня, вишня, ветла и др.), около 20 видов цветов (роза, василек, резеда, колокольчик, мак, левкой, ландыш, ромашка, гвоздика, жасмин, лилия, подснежник и пр.), разные виды трав и злаков. Поэт не любит говорить вообще о растениях, безликих и абстрактных, - для него каждое дерево и цветок имеют свое обличье, свой характер. «Как метель, черемуха машет рукавом», у обвисших до земли берез клейкие сережки, «лепестками роза расплескалась», «липким запахом веет полынь», клен присел на корточках погреться перед костром зари, «головой размозжась о плетень, облилась кровью ягод рябина».
Действительно, Есенин всегда искал и находил общность и отклик в мире природы: «Подымайте вы, лунные лапы, Мою грусть в небеса ведром»; «Оттого что тот старый клен Головой на меня похож»
2 группа
4) Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности - к каждой корове, лошади, собаке. И не о покровительстве речь идет, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих «собеседников»: «В переулках каждая собака Знает мою легкую походку» - и «Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук»; «Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу» - и «Я хожу в цилиндре не для женщин. ... В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле» («Я обманывать себя не стану»); каждая корова может читать травяные строчки, скошенные поэтом, «отдавая плату теплым молоком» («Я иду долиной...»). Эта дружеская взаимность и привязанность берет свое начало в далеком детстве: «С детства нравиться я понимал Кобелям и степным кобылам». А в зрелые годы - «Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит». И в свою очередь поэт испытывает признательность к своим приятелям и убежден, что его «к славе привела родная русская кобыла». Даже традиционный Пегас перестает быть поэтической условностью и превращается в живую лошадь: «Старый, добрый, заезженный Пегас, Мне ль нужна твоя мягкая рысь?»
Не довольствуясь лирическим общением и беседой на равных с каждым «братом» («Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май?», «Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду»), Есенин пробует нарисовать индивидуальный «звериный» портрет. Это и «красногривый жеребенок», который скачет по степи, «тонкие ноги закидывая к голове», пытаясь обогнать поезд («Сорокоуст»). Это котенок, мурлыкающий, «безразлично смотря на меня», и бросающийся, «как юный тигренок», на оброненный бабкой клубок («Ах, как много на свете кошек»), и другой кот, старый, оглохший, свесивший с лежанки «важную главу» и похожий на черную сову: кажется, что лапой он «показывает дулю» («Метель»). Это «верный пегий пес», который от старости стал «визглив и слеп» и бродит по двору, «влача обвисший хвост, забыв чутьем, где двери и где хлев» («Исповедь хулигана»), и милый Джим, с бархатной шерстью, с «доверчивой приятцей», по-собачьи дьявольски красивый, лезущий, «как пьяный друг», целоваться («Собаке Качалова»).
Так Сергей Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии все многообразие животного мира - не только давно опоэтизированных лебедей да журавлей, собак да коней, но всякую «живность», причем и в нарочито приземленной форме - кобели и суки, лошаденки и кобылы.
2а) Есенина интересуют не озверевшие люди, а очеловеченные звери, и есенинская собака способна на глубокие чувства, ее горе безмерно и беспредельно, но совершенно недоступно разумению «хмурого хозяина», равнодушно и нривычно исполняющего обычное в крестьянском быту «дело» - «утопление» слепых щенят.
«Песнь о собаке», как и другие ранние есенинские стихи о животных, передает авторские чувства не непосредственно, в лирическом монологе, а опосредованно, через повествование. И эмоциональная сила заключительных строк создается не патетическими возгласами, а страшным в своей выразительности гиперболическим образом собачьих глаз, вытекших от горя.
Итак, в разработке «собачьей» темы Есенин отталкивался от поэтов-предшественников и современников и скорее следовал традициям русской прозы в показе животных изнутри - история лошади или собаки, пережитая ими и рассказанная как будто от их лица (Л. Толстой, Чехов, Куприн). А есенинская боль за поруганное материнство была созвучна горьковскому гимну во славу материнской любви: «Прославим женщину - Мать, неиссякаемый источник все побеждающей жизни!» (легенды о матерях в «Сказках об Италии»). Не случайно судьба собаки-матери растрогала А. М. Горького до слез.
«Песнь о собаке» стала событием не только в есенииском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.
2) Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы - свыше 30 наименований (журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи, совы, чибис, кулик и пр.), а наиболее распространены домашние животные - лошади, коровы, собаки. Корова, кормилица крестьянской семьи, вырастает у Есенина до символа России и «деревенского космоса»: «телица-Русь», «мычи коровой, реви телком громов», «нет красивей твоих коровьих глаз», «будет телиться твой восток», «над тучами, как корова, хвост задрала заря», «вспух незримой коровой бог». Лошадь - работница в крестьянском хозяйстве и ассоциируется с образами неостановимого движения, уходящей молодости: «наша тощая и рыжая кобыла выдергивала плугом корнеплод, «взвихренной конницей рвется к новому берегу мир», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне. Собака - сторож в доме, помощник в труде и друг человека: «по-байроновски наша собачонка меня встречает с лаем у ворот», «даже пес в хозяйский дом издыхать всегда приходит!», «собака, что была моей юности друг», «как друга, введу тебя в дом.
1) Животный мир у Есенина - часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», «стрекуньи-сороки» накликали дождь. По словам М. Горького, С. Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой любовью пишет о животных». Это тем более верно, если говорить не обо всей русской литературе, в которой был и «Холстомер» Л. Толстого, и «Каштанка» Чехова, и «Белый пудель» Куприна, а только о поэзии. В ней действительно описания зверей и птиц редки и беглы (Некрасов. «О погоде», Фет. «Ласточки», «Кукушка», Апухтин. «Пара гнедых», Бунин. «Кошка», «Собака»), являясь чаще всего лишь предлогом для философских раздумий либо аналогий человеческой жизни. «Ты вспоминаешь то, что чуждо мне... Но я всегда делю с тобою думы» - Бунин о собаке. «Вздыхает каурый, как грешный мытарь: «В лугах Твоих буду ли, Отче и Царь?» - Клюев о жеребце. Есенин же с самого начала своего творческого пути вместо традиционных параллелей создает образы животных, описывает их жизнь и становится по существу зачинателем анималистического жанра в русской поэзии.
1а) Вчитаемся повнимательнее в есенинские стихи, помеченные 1915-1916 годами: «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке» - о гибели животных по вине человека. Они показаны в самый трагический момент: потери детенышей или собственной смерти - и даны как бы изнутри: в муках и страданиях. Корова «думает грустную думу о белоногом телке», которого отняли у нее и зарезали. Тяжелораненной лисице все чудится «в колючем дыме выстрел». Измученной собаке месяц кажется одним из ее погибших щенков. К этим стихотворениям примыкают еще два, затрагивающие тему материнской любви: «По лесу леший кричит на сову» (1915-1916) и «Лебедушка» (напечатано в 1917, но написано, очевидно, раньше). В первом медведихе снится, что «колет охотник острогой детей», и она плачет, «трясет головой» и зовет детушек домой. Во втором лебедушка погибает, защищая своих лебежатушек от нападения орла: «А из глаз родимой матери Покатились слезы горькие». Не эти ли строчки подготовили концовку «Песни о собаке»? Наиболее близки между собой стихи о корове и собаке. Похоже, что они создавались либо были задуманы в одно время. Во всяком случае общность их несомненна: материнское горе, отнятые дети, «выгонщик грубый» и «хозяин хмурый», прием умолчания в кульминации и безотрадный финал. И на колу под осиной И так долго, долго дрожала Шкуру трепал ветерок. Воды незамерзшей гладь.
Жалобно, грустно и тоще Покатились глаза собачьи…
В землю вопьются рога...
В дальнейшем Есенин не раз будет писать о животных, но в центре его внимания окажутся не драматические судьбы собратьев по природе, а переживания лирического героя при общении с ними: «Милый, милый, смешной дуралей. Ну куда он, куда он гонится?» («Сорокоуст»); «Рад послушать я песню былую» («Сукин сын»); «Дай, Джим, на счастье лапу мне» («Собаке Качалова»).
…Мысль о бесчеловечности людей, общая для собратьев по перу - современников поэта, например, Маяковского (стихотворение «Вот так я сделался собакой», воплощается поэтами по-разному. Есенин проходит мимо основного мотива Маяковского - отчуждения и отверженности личности в обществе.
Что теперь? Один заорал, толпу растя. Второму прибавился третий, четвертый. Смяли старушонку. Она, крестясь, что-то кричала про черта. И когда, ощетинив в лицо усища-веники, толпа навалилась, огромная, злая, я стал на четвереньки и залаял: Гав! гав! гав!
3) Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры, «свадьба ворон облегла частокол», «старый кот к махотке крадется на парное молоко», «машет тощим хвостом лошаденка, заглядевшись в неласковый пруд», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит коровьи сны - «снится ей белая роща (зеленые верхушки берез ей не видны. - Л. Б.) и травяные луга». И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но небесчувственны и по силе своих чувств по уступают человеку. Более того, Есенин обвиняет людей в "бессердечии и жестокости по отношению к «зверью», которое сам он «никогда не бил по голове». Обращает на себя внимание и собирательная форма (не звери, а зверье), и сравнение с «меньшими братьями», и единственное число слова «голова» - говорится как об едином живом существе, рожденном, как и человек, матерью-природой.
Объединив в своем художественном мире живую и неживую природу, поэт так определил природную окраску и сострадательную тональность своих стихов: «Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой».
Таблица самооценки деятельности группы
(1правильный ответ - 1 балл)
Участник
Знание содержания
фрагмента
Выделение
ключевой
мысли
Аргументы
при восстановлении
текста
Пони- мание автор-
ской позиции
Кор Коррект-
ность
в
общении
Всего