7


  • Учителю
  • Разработка мероприятия по литературе

Разработка мероприятия по литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с.Буздяк.



Литературное мероприятие

«Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны»















Подготовила: Тактамышева А.И,

учителя русского языка и литературы.

2014-2015 учебный год

Цели: · познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем; · показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству; · отработка навыков выразительного чтения стихотворений.

Оборудование: выставка книг «Строки, опалённые войной», презентация.

Эпиграф:

Война - жесточе нету слова, Война - печальней нету слова,

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет… А.Твардовский

Ход мероприятия.

1 ведущий.

Война - это очень страшно, это смерть, разрушение, горе, что не бывает войн справедливых, как не бывает на войне победителей - одни проигравшие; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить. Любить всё и вся, учили быть на страже всего, что нам дорого. Всё верно… Значит, не зря погибали наши деды и прадеды. В память о них, чтобы ощутить с ними свою кровную связь, предлагаю перенестись в далёкий сорок первый год, во времена их юности, почувствовать атмосферу, которой они дышали. И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе. Мы узнаем сегодня, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными. 22 июня 1941 года…Война…Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой - народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали. Стихи первых недель войны - это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся. Стихи, ставшие песнями «Лебедев-Кумач «Священная война» (чтение стихотворения наизусть учеником).

2 ведущий. История создания песни «Священная война»

Солдаты пели, словно школьники, и как солдаты, пели мы.

Все пели праведно и доблестно -

и няня в стареньком платке,

и в сапогах кирзовых докторша,

забывши градусник в руке…

…Разрывы слышались нам дальние,

и было свято и светло…

Вот это все и было - Армия,

Все это Родину спасло.

Так о песне «Священная война» и ее исполнении сибирскими школьниками, которые выступали с концертом перед ранеными воинами в тыловом госпитале, напишет много лет спустя участник этого концерта, поэт Евгений Евтушенко.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!..

1 вед. Стихи В. И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Д. Ортенберг:

2 вед. «Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» - фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами. Таким опытом располагал не только я, а и многие краснозвёздовцы, работавшие в редакциях тех газет вместе со мной. (…)

Во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. (…) Вспомнив все это. я вызвал Соловейчика (литсотрудник газеты. - Ю. Б.}:

- Добывайте срочно стихи… Получив от меня задание - непременно добыть стихи, - Соловейчик стал обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал… Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом. Без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему:

- Василий Иванович, газете нужны стихи…

- Когда?

- Не позже завтрашнего утра.

1 вед. Стихи немедленно пошли в набор. А ночью, когда полосы уже были сверстаны, Соловейчик, испуганный, смущенный, вдруг докладывает:

- Только что звонил Лебедев-Кумач. «Известия» выпросили у него стихи, отданные нам… Не устоял… Что будем делать? В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание «неустойчивому» автору снять его стихи. Не любили мы печатать «дубликаты». Нам больше нравилось, когда другие газеты перепечатывали наши материалы со ссылкой на источник. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи - замечательные.

- Ничего, - ответил я. - Пусть идут в двух газетах.

2 вед. Мог ли я и мои товарищи думать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.

В сердце ударила строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач первым произнес их вслух».

Опубликованное газетами, звучавшее ежедневно по радио стихотворение Лебедева-Кумача не могло не привлечь внимания композиторов. Уже 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор М. И. Блантер.

Юлия Друнина

«Я ушла из детства в грязную теплушку...» (чтец)

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

«Я столько раз видала рукопашный...» (чтец)

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

1943

«Качается рожь несжатая...» (чтец)

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы-девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

1942

1 вед. Жизнь Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической. Трагической - потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой - потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья. Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней. Она так и писала:Я ушла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемажь»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать...

2 вед. 17-летняя выпускница одной из московских школ она, как и очень многие ее сверстники, в 1941 году ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Поэт Николай Старшинов вспоминал: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители - школьные учителя - были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний...».

Мотив ухода из детства в ужас войны будет звучать и поздних стихах поэтессы, словно и спустя десятилетия она не вернулась с «кровавых полей». Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. На хрупких девичьих плечах было вынесено немало раненных солдат из-под огня. Она подвергалась смертельной опасности, да и тащить на себе раненного - труд тяжкий:

Четверть роты уже скосило... Распростертая на снегу, Плачет девочка от бессилья, Задыхается: «Не могу!» Тяжеленный попался малый, Сил тащить его больше пет... (Санитарочке той усталой Восемнадцать сравнялось лет).

1 вед. Самыми горькими минутами фронтовой жизни были, пожалуй, даже не ранения - Друнину ранили два раза, и, поправившись, она снова рвалась на передовую - а потеря близких друзей-однополчан. Стихотворение Друниной «Зинка» посвящено памяти ее однополчанки - герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой. Стихотворение быстро стало популярно в конце войны и сразу после окончания ее, и многие знали его наизусть. В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: «... Я против грусти», но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью» рязанщины, где живет ее «мамка». Она одна у нее и дочь знает - каждую минуту мама ждет ее домой:

Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет...

Разговор подруг прерывает «нежданный приказ: «Вперед!».

2 вед. Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горше». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлокосый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима:

Ее тело своей шинелью Укрывала, я, губы сжав...

1 вед. Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство - сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка:

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ...Я не знаю, как написать ей, Чтоб она тебя не ждала?

2 вед. Военная лирика словно воссоздает перед нами, читателями, те трагические дни в жизни нашего народа. Мы сопереживаем, скорбим, испытываем боль за лирических героев. И, наверное, больше жалеем даже не погибших, а их родных, тех, кто остался жить с этой неутихающей болью. Сама же поэтесса так и не вернулась с войны, говоря фигурально. Уже в мирное время она все продолжала «воевать», но в 1991 году признала свое бессилие: «... По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшимся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл... Оно и лучше - уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле...»

1 вед. Поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни по собственной воле - пережившая ужасы войны, она не могла смотреть на то, «как летит под откос Россия». Остались ее стихи-лирические строки, возвращающие нас к трагическому и одновременно героическому времени.

"До свидания, мальчики!" Окуджавы Б.Ш. (чтец)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат-

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

2 вед. Булат Шалвович Oкуджава родился в Москве. Отец - грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать - армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.

1 вед. Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке - и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

2 вед. Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»

Нам нужна одна победа ( Слова и музыка - Булат Окуджава) (чтец)

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждёт огонь смертельный,

И всё ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон.

Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас,

Звучит другой приказ,

И почтальон сойдёт с ума,

Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьёт пулемёт неутомим,

И значит нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот.

Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

1 вед. В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает, патриотическая тема - в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру - таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы. Нашли отражение в военных стихах и горькая пора отступления, и высокое понимание солдатами чести и долга.

2 вед. Ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные жизни предельно лаконично выражено поэтом в 1966 году в стихотворении "Я знаю, никакой моей вины..."

Трагической недосказанностью этих стихов поэт заставляет нас сильнее и глубже почувствовать свои переживания. Твардовский осознает, что практической его вины перед погибшими "воинами-братьями" нет, но все равно ощущает ее, потому что они умирали, защищая и его, и нас, и наше будущее, и потому, что он сам мог погибнуть, но остался жив. Это чувство в период "холодной войны", наступившей сразу же после Великой Отечественной, заставляет поэта снова и снова выступать "против, тех, кто войну поют, войною дышат, войною бредят наяву".

1 вед. Своим долгом человека и писателя Александр Твардовский считал сделать все возможное, чтобы не допустить повторения трагедии, предотвратить еще более страшную катастрофу, "главную утопию", как он называл войну. Предание забвению памяти павших поэт считал недопустимым. К этому же он призывал и нас, своих потомков. Не сделать этого - значит предать память тех, кто погиб за отечество, за свободу, за мирное счастье грядущих поколений, - за наше счастье.

2 вед. Профессия военного корреспондента сложна и опасна. Журналист, идущий работать в горячую точку, должен полностью осознавать риск для своей жизни, быть мужественным и осведомленным в вопросах военного дела. Немало отважных публицистов погибло на поле боя, было взято в плен и пропало без вести за время прошедших на земле войн. Подвиг их в истории ценен не менее подвига армии и солдат. (учащиеся читают стихи)

1 вед. К.Симонов. Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В жизни талантливого поэта и журналиста Константина Симонова война занимала особое место.

2 вед. Семья была военная, жила в командирских общежитиях. Вынесенные из военной службы привычки - аккуратность, требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, сдержанность - формировали особую семейную атмосферу: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово, требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь, презиралась», - пишет Симонов.

1 вед. Работать военным корреспондентом он начал еще в 1939 году, когда газета «Героическая красноармейская» направила его, совсем молодого человека, репортером в зону боевых действий на Халхин-Гол. В Великую Отечественную Симонов стал спецкором главного военного периодического издания страны - газета «Красная Звезда» - и все четыре года провел на передовой. Писал о мужестве и стойкости Красной Армии, о жгучей ненависти к фашизму, о солдатской дружбе, верности и любви… Уже к декабрю 1941 года он стал именитым публицистом, известным во всех боевых частях, - его статьи аккуратно вырезали и хранили. Задача Симонова как военного корреспондента - показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.

2вед. С самого начала войны и до победы Константин побывал во многих, как сказали бы сегодня, горячих точках, регулярно отсылая свои материалы. О бесстрашии Симонова слагались легенды. В бою под Могилевом ему удалось вывести трех советских летчиков из-под огня фашистов. Сталинградские фронтовики считали героем каждого, кто мог перебраться через Волгу в город - Симонов преодолевал этот путь четырежды.

7 мая 1945 года Константину Симонову - одному из первых военных корреспондентов - выдали удостоверение на право участия в церемонии подписания Акта о полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии. (чтение стихов учащимися)

Мои песни

Муса Джалиль (из «Моабитской тетради», перевод С.Липкина) (чтец)

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твёрдую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне,

Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

1 вед. До войны Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.

В июле 1941 года он рядовым ушел на фронт. Затем окончил курсы политработников и был направлен на Волховский фронт в качестве комиссара батальона. В 1942 году стал военным корреспондентом.

2 вед. Строки из писем Муссы Джалиля:

- «Я с 5 апреля [1942 года]- в действующей армии, в редакции газеты. Но это не значит, что я где-то в тылу мирно выпускаю газету - нет. Я литсотрудник-военкор, в неделю 5 дней бываю на передовой позиции, собираю материал, а 2 дня - в редакции, обрабатываю материалы. В день я в среднем прохожу 25-30 километров по передовым частям и подразделениям. Только на передовой линии можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за боевыми фактами, без которых невозможно делать газету оперативной и боевой.»

- «Я сейчас в подлинно боевой обстановке, часто бываю на передовых линиях. С автоматом в руках прохожу очень опасные леса, болота и ущелья чуть ли не у самых огневых точек врага. Военкор - это далеко не мирное и спокойное занятие, приходится одновременно воевать и писать» [3 июня 1942 г.]

1 вед. Его стихи дают возможность «прожить», прочувствовать войну.

С июля 1942 года от него перестали приходить письма. Он считался без вести пропавшим…

А он продолжал писать… стихи. 26 июня 1942 года Муса Джалиль, выбираясь из окружения, был ранен и взят в плен. н прошел через несколько лагерей военнопленных.

В сентябре - октябре 1942 года Мусса Джалиль томился в Даугавпилской крепости, в которой располагался лагерь для военнопленных «Шталаг-340». Весной 1943 года М.Джалиля перевели в лагерь, расположенный недалеко от Берлина.

2 вед. По решению подпольной антифашистской группы он принял предложение работать в культ-взводе при комитете «Идель Урал», созданном татарскими эмигрантами-националистами. Комитет занимался вербовкой татар, башкир и военнопленных других народностей Поволжья в легион. Используя возможность посещать лагеря военнопленных, Джалиль налаживал связь с подпольными группами сопротивления.

Товарищи М.Джалиля по антифашистскому подполью писатель А.Алишев и журналист Р.Саттар работали в редакции фашистской газеты «Идель Урал», издававшейся на татарском языке в Берлине. Эта работа давала им возможность вести антифашистскую агитацию, создавать и распространять антифашистские листовки. Подпольщики готовили восстание.

1 вед. В ночь на 12 августа 1943 года во время обыска барака культ-взвода гестаповцы нашли листовки. М.Джалиль и другие члены антифашистской организации были арестованы.

Советские солдаты, захватившие берлинскую тюрьму Маобит, обнаружили в библиотеке на полях немецкой книги записку: «Я, известный татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму за политику и приговорен... Прошу передать мой привет А. Фадееву, П. Тычине, моим родным.»

25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен на гильотине.

2 вед. В тюрьме Маобит Муса Джалиль записал более сотни стихотворений. Часть из них сохранил бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, также сидевший в тюрьме Маобит.

За знаменитую «Маобитскую тетрадь» Муса Джалиль посмертно был удостоен Ленинской премии. (чтение стихов из «Маобитской тетради»)

Давид Самойлов

1 вед. Русский поэт Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман) родился 1 июня 1920 г. в Москве в семье врача Самуила Абрамовича Кауфмана. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце.

В 1938 г. Давид Самойлов окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) - объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. В МИФЛИ преподавали лучшие специалисты того времени - Сергей Радциг, Николай Гудзий, Дмитрий Благой, Дмитрий Ушаков, Леонид Тимофеев и др. В годы учебы Самойлов подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" - Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым.

2 вед. Самойлов посвятил им стихотворение "Пятеро", в котором написал: "Жили пятеро поэтов / В предвоенную весну, / Неизвестных, незапетых, / Сочинявших про войну".

В 1941 г. Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте поэт заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 г. был направлен на Волховский фронт под Тихвин.

В 1943 г. Самойлов был ранен, ему спас жизнь друг, алтайский крестьянин Семен Косов, о котором поэт в 1946 году написал стихотворение "Семен Андреич".

1 вед. После госпиталя Давид Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями.

В годы войны Самойлов не писал стихов . Первое послевоенное произведение "Стихи о новом городе" было опубликовано в 1948 г. в журнале "Знамя". Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни "отстоялись" в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии.

Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: "И это все в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!.. " ("Сороковые").

Перебирая наши даты (чтец)

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет - одни деревья.

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету...

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая...

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

(выступления чтецов)

2 вед. Ну вот и все, дорогие гости. Конечно же, стихи о войне можно читать до бесконечности, ведь в них воплощены мысли и чувства очевидцев. И слава Богу, что Великая Отечественная война закончилась, и надеемся, что это безумие не повторится. А наш литературный вечер хотелось бы закончить стихотворением Анны Ахматовой:

(чтец) И в день победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал