7


  • Учителю
  • Урок литературы № 5 по творчеству А. С. Грибоедова.

Урок литературы № 5 по творчеству А. С. Грибоедова.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Тема: Художественное своеобразие комедии.


Цель: познакомить с художественным своеобразием комедии; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания в процессе урока.


3. Новая тема.

Художественное своеобразие комедии.

Комедия «Горе от ума» - произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из ряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия «горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, таинственная судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался дать полного анализа, «Мильон терзаний» появился только спустя почти 50 лет с момента написания комедии.

Комедия «Горе от ума» была написана во времена господства классицизма, хотя в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Поэтому комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чертами реализма и романтизма.


Черты классицизма:


а) Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова);

Существует одна сюжетная линия Софья - Молчалин - Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей;

б) Сохраняется традиционная «система амплуа», сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным;

в) Отступлением от традиций является то, что Чацкий - резонер и герой - любовник одновременно, хотя как герой - любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Традиционные рамки амплуа в комедии расширены.

г) Присутствует принцип «говорящих фамилий».

д.) Комедия построена по классическим канонам:

Четыре действия - в третьем кульминация, в четвертом развязка.

Черты реализма:


а) Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5-10) - в комедии их более 20.

б) Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типичные обстоятельства, точность в деталях.

в) Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.


Черты романтизма:


а) Романтический характер конфликта;

б) Наличие трагического пафоса;

в) Мотив одиночества и изгнанничества главного героя;

г) Путешествие главного героя как спасение от прошлого.

Теперь прочитаем характеристику Софьи.

(Несколько учеников читают характеристику).

Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Грибоедов, создавая столь сложный и противоречивый образ, писал: «Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…» Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго «не везло» с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота- все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга»,- пишет Гончаров.

Софья- персонаж бытовой драмы, а ни социальной комедии, также как и Чацкий. Она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством, И пусть предмет ее страсти убог и жалок - это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в тоже время любовь ее безрадостна и не свободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она адекватно оценивает личность жениха.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?».

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безродного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически.

В финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, ей открывается истинная сущность ее возлюбленного. Молчалин так подл, так низок в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека.

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя. Но Софья не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинного чувства от подделки. С другой стороны Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини - бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня и Софья тоже: замужество, блестящий успех в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда «с бала да в могилу».

Для этой жизни Чацкий не подходит, А вот Молчалин просто идеал. Ей необходим «муж - мальчик, муж - слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей». Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника молчалинского типа.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова «Горе от ума».

4. Тестирование.


Задание 1. В каком ведомстве служил Молчалин?

а) палата мер и весов;

б) Архивы;

в) Департамент финансов;

г) управление богоугодных заведений.



Задание 2. Чей это портрет?


Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! да как страшна!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал