7


  • Учителю
  • Уроки развития речи в 5 классе. (2 Часа) Сочинение - рассуждение по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова ' Иван - царевич на Сером Волке'

Уроки развития речи в 5 классе. (2 Часа) Сочинение - рассуждение по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова ' Иван - царевич на Сером Волке'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Уроки развития речи в 5 классе.  ( 2 часа)Сочинение - рассуждение по  репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова  " Иван - царевич на Сером Волке"Цель урока:Обучающие: учить составлять речевое высказывание, отбирать со­ответствующие языковые средства, использовать
предварительный просмотр материала

Уроки развития речи в 5 классе. ( 2 часа)

Сочинение - рассуждение по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова " Иван - царевич на Сером Волке"

Цель урока:

Обучающие: учить составлять речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины; обучение написанию сочинения - рассуждения по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».


Развивающие: развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный

запас; развивать умение анализировать, контролировать, выбирать

оптимальный способ решения;


Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору,

творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи;

воспитывать трудолюбие, честность, аккуратность, краткость изложения

материала, желание учиться;


Используемый учебно-методический комплект:

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2012.


Оборудование:

1. Репродукция картины В.М.Васнецова .

2. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

3. Карточки со словами, передающими чувства (из словаря настроений): радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование, грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев, удивление, изумление и др.

4. Карточки со словами, называющими черты характера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доброта, доброжелательность, доверие, покорность судьбе, целеустремленность и др.

5. , например работы М.В.Нестерова, или автопортрет художника.

6. Презентация к уроку.

Ход урока:

1. Ведение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

Эмоциональный настрой.

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка - птица:
Чуть спугнешь - и не найти.

Сегодня мы попадём в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки:

Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся - час удачный. Все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко. На окошке стоит золотая клетка. А в клетке сидит Жар-птица, золотые зернышки клюёт. Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Кто из вас помнит, из какой сказки эти слова?

(Из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»)

Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.

Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В.М.Васнецов создаёт такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Cером Волке».

Сегодня мы познакомимся ближе с картиной «Иван-царевич на Cером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины. Беседа о В.М.Васнецове.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Когда мальчику было два года, семья переехала в вятское село Рябово.

Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они-то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. Отец Виктора был образованным человеком, знал древнегреческий, латинский, старославянский языки, всю округу обучил грамоте.

Когда сын подрос, отец направил его в Вятку, в духовную семинарию. Но семинарии Виктор не закончил, приехал в Рябово просить благословения на учёбу в Петербургской Академии художеств. Михаил Васильевич выслушал сына и дал своё родительское согласие. Учась в Академии, молодой художник много работал: надо было не только самому кормиться, но и помогать младшим братьям, т.к. родители Васнецовых умерли. С большим интересом создавал Виктор иллюстрации для азбуки. Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международную выставку, и они получают две бронзовые медали.

На вечерах у Ильи Ефимовича Репина, на которых бывал и молодой художник, часто обсуждали события русской истории. Виктора захватили мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте человеческой, о свободе. В 1879 году на выставке передвижников в Петербурге появляется картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Всё в картине сказочно - и богатырь на коне, и природа. Никогда в русской живописи не было такой сказочной картины и такого сказочного героя.

В воображении художника встают сказочные, былинные образы, и единственная мечта Васнецова - выразить эти образы в живописи. Он читает «Слово о полку Игореве», ходит в Оружейную палату, зарисовывает старинное вооружение. В 1880 году художник отправляет в Петербург на выставку картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Возвышенные образы «Слова…» вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после боя, когда сама природа оплакивает убитых… Репин с восторгом отозвался о картине. Известный русский коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрёл полотно для своей картинной галереи.

На выставке была и картина «Ковёр-самолёт». Картину на этот сюжет заказал Васнецову фабрикант и меценат С.И.Мамонтов, который вместе с Третьяковым материально поддерживал Васнецова. Савва Иванович пригласил Васнецова пожить и поработать в своём подмосковном имении Абрамцево. Здесь художника ждали встречи с мастерами русской живописи Репиным, Поленовым, Суриковым, Серовым, Левитаном. По рисункам Васнецова в абрамцевском парке сооружается «Избушка на курьих ножках». По его проекту строится церковь. В Абрамцеве, находясь среди друзей, Васнецов был счастлив как никогда.

Однажды Виктор Михайлович рассказал младшему брату Апполинарию, который тоже стал художником, что на Хотьковской дороге, по которой нищие шли на богомолье, он увидел странную девочку. Одиноко брела она , и была в её глазах страшная тоска. Образ этой девочки запал в сердце. У художника зародилась мысль об «Алёнушке»: героиня сказки ассоциировалась с образом этой девочки. Эта картина - один из самых трогательных образов русской живописи, волнующих душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе бедной девушки.

В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На одной из выставок внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь вспомнил он замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. А вскоре в парижской мастерской Поленова появилась русская богатырская застава. Три богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.

Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется на долгие годы. Лишь в 1898 году, накануне своего пятидесятилетия, Васнецов закончил эту картину. Русские былинные воины на ней - своего рода собирательный образ русского народа, воплощение лучших черт русского национального характера.

В 1899 году к столетию А.С.Пушкина В.М.Васнецов сделал иллюстрации к его поэме «Песнь о вещем Олеге». Он украсил листы изумительным старинным орнаментом. По просьбе Васнецова художник В. Д. Замирайло написал текст поэмы от руки, как писали когда-то летописцы. Это большая, красивая, нарядная книга. Такой детской книги в России ещё не было.

23 июля 1926 года художника не стало.

«Я только Русью и жил», - говорил художник, замечательный русский мастер из славной плеяды крупнейших представителей русского демократического искусства.


Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета.


Виктор Михайлович Васнецов вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку «Иван-царевич и серый волк».

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
Точно жар, горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я... (Суриков Иван «Детство»)

- Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?

(Он избрал волнующий момент, когда Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони. Чудесно передал тревожность и загадочность момента).

3. Сравнение темы, основной мысли сказки и картины.

Обратите внимание на название сказки и картины.

Они записываются на доске друг под другом:


Сказка - «Иван-царевич и серый волк». Да, в 1889 году Васнецов создал одно из лучших своих произведений - картину «Иван-царевич на Сером Волке » - по сюжету русской народной сказки.


«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него было три сына» - так начинается «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Как часто бывает в сказках, главным героем становится младший сын Иван. Именно он добывает жар-птицу, златогривого коня и королевну Елену Прекрасную, которую полюбил всей душой.

Васнецов создает картину о чистой, юной любви.

Мчится лесной тропой серый Волк, уносит на спине двух влюбленных: Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Елена Прекрасная доверчиво склонила голову на грудь Ивана-царевича, а он бережно обнял ее, хочет оградить от беды и опасности.

Угрюма лесная чаща, но черные стволы деревьев словно расступились перед сказочными героями.

На переднем плане справа художник поместил неожиданно для лесного пейзажа цветущую яблоню. Ее нежные розовые цветки вместе золотыми одеждами героев наполняют всю картину сказочными красками, светом, ощущением весны и радости.


Картина - «Иван-царевич на Сером Волке»

Чем отличаются названия сказки и картины? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и, как бы объединяющий героев, а предлог на?

(Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич. Предлог указывает на то, что в картине отражён только один эпизод сказки.)

Учитель предлагает сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину. В проведении второго этапа возможно несколько вариантов.

Учащиеся самостоятельно находят соответствующий отрывок в тексте сказки. В данном случае задание даётся заранее как домашнее.

Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один - тот, который более всего соотносится с картиной:

Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал - синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогою в родную сторону.


После этого учитель обращает внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, помчался, поехал) и просит определить, какое из слов передаёт самое быстрое движение. Второй отрывок прочитывается ещё раз в более полном варианте, выделяется слово, передающее основное настроение фрагмента:


Иван-царевич идёт путём-дорогою, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.


Учащиеся получаю на каждую парту или группу заранее заготовленные листочки с тремя отрывками из сказки. Каждый листок имеет своё цветовое обозначение (кружок или квадратик разных цветов в углу листа). Детям предлагается из двух фрагментов выбрать один, наиболее соответствующий картине. Учащиеся поднимают листок с выбранным текстом. По цветовому обозначению учитель может сразу оценить правильность ответов детей. Затем нужный отрывок зачитывается кем-либо из детей, идёт соответствующий анализ.


4. Рассматривание картины. Подбор материалов для сочинения.

Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов. Для выражения определённого настроения и основной мысли.

Какие образы мы видим на картине?

(Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста,

Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник,

Серый Волк, лес, чащоба, чаща)

1. Какое впечатление производит на вас картина Васнецова. Что в ней особенно красиво? В какое время суток происходит действие? Ранним утром.

2. Почему вы так думаете? Сквозь ветви деревьев едва пробивается тревожный свет утренней зари.

3. Что изображено на переднем плане картины? На первом плане неожиданно для лесного пейзажа чудесно расцветшее яблоневое дерево. Да, это символ все побеждающей любви, которая способна творить чудеса. Это символ счастливого конца сказки.

4. Кто мчится по угрюмой лесной тропе? Каков его бег? Мчится Серый Волк. Бег его быстрый, стремительный.

5. Во что одет Иван - царевич? Какое оружие имеется при нем? Опишите одежду и оружие. Он одет в парчовый кафтан, подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. На голове - царская шапка. На ногах - красные сафьяновые сапоги. Он держит червленый меч.

6. Теперь посмотрите на позу Елены Прекрасной. Опишите ее состояние. Она положила голову на плечо Ивана-царевича. Руки ее лежат на коленях. Ее шелковые волосы развеваются на ветру. Она испугана.

7. Как одета девушка? На Елене Прекрасной голубое атласное платье с узким поясом. Пояс украшен камнями. Платье украшает широкая золотая кайма. На голове - яхонтовая корона. На шее - ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в сафьяновые сапожки.

8. Вспомните, чем обычно заканчиваются сказки. Сказки заканчиваются хорошо. Добро одерживает победу над злом.

9. Как вы думаете, что старался передать в своей картине Васнецов? Он хотел вызвать сочувствие у зрителей. Он беспокоится, переживает за своих героев.

- А теперь посмотрите на третье задание упражнения 712, для выполнения которого необходимо проверить ваше домашнее задание. Скажите, что вам было задано на дом?

5. Проверка домашнего задания.

Сафьяновый - сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки.

Скатный - крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи.

Голевой - вытканный золотыми нитями. Голевая парча.

Кафтан - старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан

Кушак - пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком.

Яхонт - старинное название драгоценных камней - рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят.

Червленый - 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.

- Нужны ли нам эти слова в сочинении или мы можем обойтись без них? (Эти слова являются средствами выразительности речи)

- Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

(Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах - красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету).

- Посмотрите на позу Елены Прекрасной. Каково ее состояние?

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

(Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру)

- Как напишем слово «развеваются»? Почему?

- Как одета девушка?

(На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки)

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый Волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

После подробного разбора приступаем к следующей работе.

6. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

1.Каково общее впечатление от картины?

2.Какие чувства она вызывает? Для ответа можно использовать словарь настроений.

3.Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

4.Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать?

(Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади неизвестность, возможно, погоня.

Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей.

Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчёркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремлённостью взгляда вперед, высунутым от быстрого движения языком.

Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырёхугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык волка. Красный цвет тоже становится средством позволяющим выразить тревогу, ощущение опасности.

5. Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины - Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке?

6. Какую роль играют здесь композиция картины, освещение, краски?

7. Сравните центр картины и фон. Как художник передаёт контраст между ними?

(Тёплые яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной - и тёмные, мрачные деревья, лишённые листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключённые в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; центральные фигуры, как бы освещённые со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т.д.)

8. Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу?

(Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетённые яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зелёного листочка, и т.д.)

9. Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя?

(Лапы Волка не касаются земли - он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперёд и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждёт героев.)

6. Выявление основных микротем картины.

Для работы на данном этапе учащиеся используют сведения из Словарика эпитетов, свои наблюдения. Они обобщают их на основе таблицы.

Кто? Что?

Какой?


Что делает?

Иван-царевич

смелый
храбрый
красивый

сидит верхом на Сером Волке
крепко держит Елену Прекрасную
с тревогой глядит назад


Елена Прекрасная

красивая
испуганная
уставшая

сидит верхом на Сером Волке
прижалась к Ивану-царевичу
верит, что Иван-царевич спасёт их


Серый Волк

решительный
смелый
быстрый
сильный
мудрый

бежит вперёд
спасает друзей
уверен в себе

Цветущие яблоньки
(как лирический повтор
образов главных героев)


Лес


Болото

7. Составление плана к сочинению

Примерный план № 1 может выглядеть так:

1) Вступление, где указывается предмет описания и рассказ о художнике-сказочнике.

2) Основная часть, где идёт описание самой картины по выделенным микротемам.

а) главные герои картины,

б) их облик,

в) мысли,

г) чувства,

д) тайны волшебного леса,

е) озеро.

3) Заключение. Чувства, навеянные картиной.

Примерный план № 2 может выглядеть так:

1. О Васнецове и о народной сказке.

2. Картина «Иван-царевич на Сером Волке ».

а) окружающая природа;

б) стремительный бег волка;

в) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);

г) Елена Прекрасная (поза, лицо, волосы, одежда);

д) чувства героев.

3. Мое впечатление от картины.


8. Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.

Здесь внимание обращается на то, как можно начать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть написаны варианты начала и концовки.

Например, варианты начала:

«Перед нами картина известного русского художника…»,

«На картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены герои русской народной сказки…»,

«Знаменитый русский художник В.М.Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок»,

«Одной из любимых моих картин является произведение В.М.Васнецова…» и др.

9. Орфографическая подготовка.

Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из рассказов по наблюдениям детей.

10. Уточнение требований к основному типу текста ( описанию), стилю речи ( художественный), отбору языковых средств.

11. Самостоятельная письменная работа.

В зависимости от речевой подготовки класса учитель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана-царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной). Поскольку это творческое задание рассчитано на самостоятельное решение темы, учитель плана сочинения не предлагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени одного из героев.

12. Рефлексия:

1. Я смогу самостоятельно написать сочинение - рассуждение по картине.

2. Я напишу сочинение - рассуждение по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику.

3. Я не смогу самостоятельно написать сочинение - рассуждение по картине.

4. Я не знаю, как писать сочинение - рассуждение по картине.

13. Оценки за урок:



Дорисуй " мордашку", правильно оцени свое участие на уроке, не забудь поставить цифру.



14. Творческая работа. ( для сильных учащихся)

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, где вы постараетесь ответить на вопрос: «Почему в названии сказки словосочетание «серый волк» написано с маленькой буквы, а на картине Васнецова - с заглавной?»



15. Написание сочинения - рассуждения



Приложение к уроку.

Подготовка учителя.

Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» написана на сказочный сюжет. Художник выбрал один из самых драматических эпизодов повествования: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на сером волке через лесные дебри. Опасность грозит героям отовсюду: погоня осталась позади (но не догоняют ли?), впереди - неизвестность (что она таит?), под ногами болото, над головой нависают ветви старых деревьев.

Формат, композиция, цветовое и световое решение картины соответствуют теме и основной мысли (замыслу) картины.

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опасность может поджидать с любой стороны, но мы её не можем увидеть.

Формат подчеркивает также устремление в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невозможно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зрителя, создаёт впечатление определённой причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выражению основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, тёплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключённые как бы в овал, контрастируют с тёмным, мрачным фоном леса, суровость, жестокость которого подчеркивается почти геометрически правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры главных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от какого-то неизвестного источника света, находящегося впереди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрасной. Свет - отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

Что касается света, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, его красные сапоги, алый язык волка. Красный цвет - сигнал опасности, которая подстерегает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.



Подготовка учащихся

Проведение выборочного диктанта по тексту «Детство художника» с заданием выписать в 2 столбика имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?, определить их число.



Выборочный диктант

Детство художника

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошли в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был там священником. Он знакомил детей с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Он читал детям рассказы о русских святых, о могучих богатырях, сказки.

У Васнецова был большой светлый дом. Перед домом находился большой светлый колодец с чистой студёной водой, рос огромный вяз, который посадил его отец.

За домом было место, где играли братья Васнецовы и их друзья. Там Виктор и Аполлинарий вылепили из глины большой игрушечный дом. Рядом пристроили крестьянский посёлок. Здесь были мельница и пекарня, где выпекали глиняные калачи. Телегами при игре служили лапти.

Во время осеннего праздника площадь перед церковью превращалась в весёлую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка, где продавались иконы и книги.

Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины, где сказка и быль сливались воедино.


Работа над редактированием текста.


Оценка учителем результатов работы класса в целом.

Зачитывание учителем отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми

(Найди самое удачное место в своём сочинении и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным).

Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).


Примерное сочинение № 1 , написанного от имени Серого Волка:


Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землёй и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озёра хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль и освещают любую тьму.

Я легко несу свою ношу - Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперед, но вижу и то, что сзади.

Я не просто волк. Я волшебный Серый Волк. Я спасу, помогу, уберегу от беды.


Примерное сочинение № 2.

Там чудеса: там леший бродит…

А. С. Пушкин

Картину В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» я помню с раннего детства. Она висела в комнате бабушки и волновала мое детское воображение. Я часто приходила слушать сказки бабушки, а иллюстрацией к ним служила эта прекрасная картина талантливого русского художника. От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов.

Серый Волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем.

Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение - ведь там, впереди, перед ними забрезжил свет - конец опасного путешествия.

Я верю, что художник уготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил Васнецов на своей картине «Иван-царевич на Сером Волке».


Примерное сочинение № 3.

В 1889 году Васнецов написал картину "Иван - царевич на Сером волке". В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый Волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал