7


  • Учителю
  • Конспект урока развития речи на тему ' Языком прилагательных о музыке Э. Грига' (5 класс) .

Конспект урока развития речи на тему ' Языком прилагательных о музыке Э. Грига' (5 класс) .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

5 класс

Учитель: Чеботарева О.Н.

Тема: «Языком прилагательных о музыке Э.Грига» (сюита «Пер Гюнт»)

Цель: Показать взаимосвязь двух видов искусства - музыки и художественного слова

Задачи:

  • научить учащихся отыскивать выразительные языковые средства для «перевода» информации с языка музыки на язык художественного слова

  • показать роль прилагательных в раскрытии характера музыки

  • помочь учащимся адекватно передавать глубокие музыкальные впечатления через речевую деятельность

Используемое оборудование:

  • проектор

  • оформленная классная доска

  • портрет композитора Э.Грига

Используемый материал:

  • аудио и видеозаписи музыкальных эпизодов

  • раздаточный материал для индивидуальной работы (см. приложение)

  • мультфильм «В пещере горного короля»

  • словарь признаков характера звучания (см.приложение)

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово учителя

  2. Прослушивание музыки Э.Грига.

  3. Беседа по прослушанным музыкальным эпизодам.

  4. Рассказ учителя о композиторе и его музыкальной сюите «Пер Гюнт»

  5. Повторное прослушивание отрывка «В пещере горного короля»

  6. Обсуждение музыкальных впечатлений и заполнение таблицы в раздаточном материале

  7. Повторное прослушивание отрывка «Песня Сольвейг»

  8. Беседа, записи в раздаточных материалах

  9. Общий итог урока. Устные сочинения - миниатюры

  10. Заключительное слово учителя



ХОД УРОКА

  1. Любая встреча с прекрасной музыкой - великая радость, но когда музыка сливается с выразительным словом о ней - это двойная радость.
    Цель нашей сегодняшней встречи с музыкой - послушать отрывки из музыкальной сюиты норвежского композитора Э.Грига, проникнуть в язык музыки и попробовать рассказать о ней языком прилагательных - словами-волшебниками, которые делают мысль красочной и выразительной.

  2. Послушаем сначала два отрывка, над которыми мы будем работать: (не называя из) «В пещере горного короля» и «Песня Сольвейг».

  3. Какие первые впечатления вызвали у вас эти два музыкальных эпизода? Какие картины возникли в вашем воображении ?
    Языком музыки - мелодией, ритмом, разнообразием музыкальных инструментов: от тоненько, нежно поющей скрипки, до ударных, громких, сильных, в оркестре - можно нарисовать пейзажи, интерьеры, портреты, как в литературных произведениях. По целям и задачам эти два вида искусства - музыка и художественное слово - схожи. Только язык их разный.

  4. Чтобы понять содержание прослушанных эпизодов, я расскажу вам немного о композиторе и его музыкальной сюите (повести) «Пер Гюнт». Эдвард Григ - великий норвежский композитор, живший во II половине 19 века (1843-1907), влюбленный в суровую природу Норвегии (горы, покрытые лесами, море с песчаными берегами, изрезанными фьордами - крутыми и высокими берегами) и сказки своего народа.
    …Жил в одной из деревень юноша по имени Пер и по фамилии Гюнт. Он не любил крестьянскую работу, а умел рассказывать сказки, слыл в деревне краснобаем и бездельником. Пер любил девушку по имени Ингрид, но ее выдали замуж за другого. Разозлился Пер Гюнт, увез с брачного пира Ингрид, бросил в лесу, заблудился в чаще и встретил женщину в странном зеленом одеянии. А она представилась: «Я - дочь горного короля». Пошел за ней Пер и оказался в страшной пещере, где жили тролли - мифические существа, злобные карлики - хранители подземных богатств.

    Верил я, сходя впервые
    В недра мрачные земные:
    Духи тьмы, там в глубине,
    Тайну тайн откроют мне.
    Генрих Ибсен, «Пер Гюнт»

    Тайна открылась Перу: он вдруг понял, что женщина в зеленом - это его совесть, которая напомнила ему о всех его земных грехах: легкомыслии, презрительному отношению к тем, кто любит работать, к чужому счастью и об отвратительном поступке - краже Ингрид, обесчестившей девушку.
    Страшная пещера (о которой мы будем говорить позже) - воздаяние за грехи. Но Пер как бы видел эту пещеру во сне, он проснулся… Долго длились скитания Пера по миру. Был он и нищим и богатым, но нигде не находил приюта, счастья, нигде не врастал в жизнь обычных людей. Стариком он вернулся на родину, в Норвегию. Попался ему на дороге колдун, который сказал: «Ты прожил бесполезную жизнь плохим и никчемным, но если есть на свете хоть одна душа, которая тебя любит и ждет, я тебя отпущу». И такой душой, любящей и нежной, оказалась односельчанка Пера - Сольвейг, которая,увидев Пера на свадьбе Ингрид, полюбила его на всю жизнь и не устроила свою судьбу, ожидая его возвращения. Пер слышит её прекрасную, исполненную любви и тоски песню. Может быть, тогда он понял, что потерял. Музыка Грига, написанная к драме другого норвежца - Генриха Ибсена, напоминает нам о СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, о трагедии СТРАННИЧЕСТВА ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ, о МУКАХ СОВЕСТИ, которые подстерегают бесплодную душу.

  5. Повторное прослушивание отрывка и просмотр мультфильма «В пещере горного короля».

  6. Работа в раздаточных материалах (см.приложение).

  7. 7. Повторное прослушивание отрывка «Песня Сольвейг» и просмотр видеофильма.

  8. Беседа, запись в раздаточных материалах (см.приложение).

  9. Устные сочинения-миниатюры.

  10. Заключительное слово учителя.
    Григ написал музыку о судьбе человека и в аллегорической форме рассказал о муках души, попавшей под власть демонических сил. Зло таится не в окружающем мире, а в душе человека, которую могут спасти ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ.
    Два контрастных в музыкальном отношении эпизода как бы помогают понять, что есть ЗЛО (душевный тупик, смута, власть демонических сил) и что есть ДОБРО.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал