7


  • Учителю
  • Образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей

Образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В художественной литературе немало произведений, в которых авторы воспевают цветы, деревья. Наибольшей популярностью пользуется образ берёзы. Нет, наверное, человека, который не любовался бы нежной белоствольной красавицей. Береза – одно из самых красивых наших дерев
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Моряковская средняя общеобразовательная школа






Образ берёзы в

произведениях русских поэтов и писателей


Исследовательская работа по литературе



Автор: Байдагулова Татьяна,

5 «Б» класс

Руководитель: Баздырева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы




2012 год







ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение…………………………………………………………….3

1.Лексическое значение слова «берёза»………………………………………5

2. Образ берёзы в устном народном творчестве………………………………7

3. Образ берёзы в художественных произведениях………………………….11

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы………………………………………….23

Приложение.








3


ВВЕДЕНИЕ


В художественной литературе немало произведений, в которых авторы воспевают цветы, деревья. Наибольшей популярностью пользуется образ берёзы. Нет, наверное, человека, который не любовался бы нежной белоствольной красавицей. Береза - одно из самых красивых наших деревьев. Белые с чёрным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность. Я восхищаюсь этим деревом, её красотой, загадочностью.

Актуальность - мне стало интересно, почему образ берёзы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью в литературе? Немало стихотворений посвящено кедру, сосне, дубу, рябине. Эти деревья тоже очень красивы. Но берёза выделяется среди остальных.

В своей работе я попытаюсь доказать, почему.

Объект исследования - произведения русских писателей и поэтов

Предмет исследования - образ березы в произведениях русских писателей и поэтов.


4




Цели исследования - определить, что выражает образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей; выяснить, как в своём творчестве русские поэты и писатели создают её художественный образ.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) дать понятие слову «береза», определить лексическое значение данного слова;

2) рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;

выявить традиции русского народа, связанные с образом берёзы;

3) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях русских писателей и поэтов;

4) определить, что символизирует образ березы в произведениях;

5) составить словарик изобразительных средств, используемых при описании березы.

При написании использовались следующие методы исследования: изучение научной и художественной литературы, наблюдение, метод поиска, сравнения и анализа.

Гипотеза - образ берёзы взаимосвязан с идеей произведения.

5

1.Лексическое значение слова «береза»



Прекрасны наши леса, удивительно хороши деревья. Но милее всех наша береза. Нет, наверное, человека, который не любовался бы нежной белоствольной красавицей. Березовая роща всегда светла, чиста. Русские березы! Как часто мы думаем в дальних путешествиях и мысленно связываемся через них с родной землей, с бескрайними просторами, перелесками, опушками, осенними грибами! Как часто слышим мы от наших знакомых и друзей из разных уголков мира, немного с упреком, немного с раздражением - и что вы нашли в русских березах?! Но с этим мы рождаемся, потому что любовь к березе имеет свою историю и связана с давними традициями русского народа, с его культурой и бытом.

Берестяные грамоты и посуда, березовый сок и березовый веник для бани - все это пришло из далекого славянского прошлого. И лечили березой, и обогревались, и украшали ее на великие языческие праздники, и водили хороводы средь березок и пели о них песни и славили их красоту.

С давних времен береза считается символом России. Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Береза - это едва ли не самое распространенное дерево в России. Береза всегда

6


сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой, и не пересчитать!

Невозможно представить Россию без берёзы. Берёза - это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Берёза всегда сопутствовала русскому человеку.

Посмотрим, какое толкование дается в словаре С.И.Ожеговым: «Берёза - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями». Слово «береза» общеславянского индоевропейского характера, произошло от старославянского «бреза». В.И.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры.

В старом Петербурге все лиственные деревья называли березами, а хвойные - елками. Если перевести с латинского, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название березы будет розги. «Березовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки.

В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила березка свое имя - «светлица».

Береза - одно из самых красивых наших деревьев. Белые с чёрным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность.

7



2.ОБРАЗ БЕРЕЗЫ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ



Берёзка - самое праздничное и нарядное дерево. Белизна её ствола отталкивает обманчивое тепло и не даёт солнцу до срока будить дерево от зимнего сна. В одеянии берёзы соединены два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизна заснеженных полей. За трогательную нежность берёзку величают невестой. О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи.

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Она была стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами.

Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали родоначальницей и покровительницей. Когда-то березу называли деревом «четырёх дел» « Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец» Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на

здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.

Наши предки-славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Недаром русский народ отмечал веселые летние праздники вокруг любимых берез, украшая их лентами,

8


заплетая ветви косами. Водили вокруг берез хороводы, пели песни. Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Берёза считалась с давних пор символом плодородия.

Сколько русский народ сочинил песен, загадок, пословиц, в которых главным образом являлась берёза!


Загадки:


Стоят столбики белёные,
На них шапочки зелёные.

***

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

***

На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.


***

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.


В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце». В других березу сравнивали с девушками-подружками.



9


Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками.

Иногда при описании березы употребляются краткие прилагательные: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек или перечисляются основные отличительные признаки березы с помощью однородных существительных: Стоит Алена - платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан или с помощью однородных глаголов: Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки.

Но всегда в загадках береза предстает в образе молодой красивой девушки с тонким станом, в белом сарафане, с зелеными косами и сережками:

Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.


Приметы:

- Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.

- Когда берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое.

- Когда берёза станет распускаться - сей овёс.

- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.


Пословицы, поговорки:

Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.


10


Бела береста - да деготь черен.


Для врага и береза - угроза.


Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.


Берёза - не угроза, где стоит, там и шумит.

Кривая берёза не держит снега, плохой человек не сдержит слова. Бела береста - да дёготь чёрен.


На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Люди не телевизор смотрели, не с компьютером играли, а рассказывали сказочные истории о берёзе, играли в загадки, поучали через пословицы. Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как незаменимый предмет в народном хозяйстве. К образу берёзы часто обращаются художники, поэты и композиторы. Совпадают ли традиционные представления русского народа с их видением? Изменилось ли представления о берёзе как дереве-целительнице, о дереве-спасительнице?

11

3. ОБРАЗ БЕРЕЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Многие поэты, писатели, художники посвятили ей свои произведения. Береза - это единственное дерево с белоснежной тонкой корой. Ее красота завораживает любого человека. При виде ее радостное чувство охватывает окружающих, веселее становится на душе. Недаром наши далекие предки ласково называли ее «веселкой». Добро, спокойствие, красота, отзывчивость исходят от нее. Восхищаясь чудной неповторимостью березы, писатели часто обращаются к ее образу, говоря о России, о милой сердцу родной стороне. Под сенью берез создавали свои известные произведения композиторы: Глинка, Чайковский и другие.

Художников тоже очень интересовал образ берёзы. Вот только некоторые из них:

1). И. Грабарь «Февральская глазурь». Гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.



12


2). И. Левитан «Берёзовая роща». Это сказочная песня, где поёт каждая берёзка. Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как девичье одеяние. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники и поэты помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию. Березу любят ее за красоту несравненную, за чистоту и светлый добрый русский характер, поэтому о ней поют песни, сочиняют стихотворения, изображают на картинах.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Это всем известные строки из стихотворения о берёзе А. Прокофьева. Сколько определений: «светлую», «грустную», «в белёном сарафанчике», «ясную», «кипучую», «грустную», «плакучую». Каждый день по дороге в школу, возле дома я встречаю это дерево. Сегодня попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попробуем рассмотреть этот знакомый образ в произведениях русских поэтов.


13


Сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия». Изучив стихотворения русских поэтов, в центре которых - описание берёзы. Среди них произведения С.Есенина, А. Прокофьева, О. Шестинского, В. Рождественского, С. Городецкого, Н. Рубцова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, И Токмаковой.Мне стало ясно, что для каждого поэта берёза является определённым символом. Стихи этих поэтов о берёзе я объединила в группы: для одних - это символ России, для других берёза - девица - красавица, для третьих она является символом детства, стихи других поэтов представляют берёзу «мирным деревом». Берёза - символ России: стихотворения О. Шестинского, С Есенина.

В стихотворениях некоторых русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт О. Шестинский:

Без березы не мыслю России, -

Так светла славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена…

В начале стихотворения «Без березы не мыслю России» Шестинский говорит о березе и России, как о едином целом. В одной из строчек высказывает предположение, что береза первична: «от березы - вся Русь рождена». Береза занимала ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:

14


Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили,…

Так, чтоб были березы в ногах.

Березы, как утверждает поэт, тоже живут «человеческой жизнью». При этом он использует олицетворения: они «…смеются зеленой листвою, …сережками слезы прольют», тем самым, доказывая, что Россия и береза - единое целое, и они неразделимы.

Для меня Россия - белые березы,

Для меня Россия - утренние росы…

Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость.


С. Есенин назвал Россию «страной березового ситца». Для него березка была как нежная, юная, чистая девушка:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви березы напоминают поэту девичьи косы.

У С.Есенина спокойное состояние деревьев ассоциируется с сонными, миролюбивыми, а значит, улыбающимися березами.

15


Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева - сережки - с украшением.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

В таком маленьком четверостишии Есенин выразил все чувство, все свое настроение в данный момент написания. Он восхищается ею, придает ей особый нрав.

С.А.Есенин одухотворяет образ березы, сравнивая ее с девушкой.

У его березки «девическая грудь», вещи девушки: сарафан, гребешок, юбчонка, сережки. Береза очеловечена, она «загляделась в пруд», она вся пронизана ожиданием радости и тревоги. Как девушка, она полна мечтаний и дум. «Загляделась» - значит, задумалась. От дуновений ветра шелестит листва - это «шепчет ветер». Пушистые ветви березы автор сравнивает с косами. Даже «песок звенит» у Есенина; все вокруг живет своей незаметной для нас жизнью. Образ девушки и Родины сливаются в единое целое в творчестве С. Есенина.

А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора - красивый белый сарафан, черные пятна на коре - карманы или застежки.


16


Прокофьев в стихотворении «Березка» использует единственный глагол - «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем еще


больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой.

Береза сказочно красива, неповторима, своеобразна, загадочна, поэтому, наверное, сказочные действия происходят в березовой роще.

Это подтверждает и поэт В. Рождественский в стихотворении «Деревья»:

Но всех милей мне девушка - береза,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица мороза,

Аленушка пригорков и равнин.

В. Рождественский, создавая образ березы, использует много изобразительно-выразительных средств: эпитеты - зеленые косы, с тонких ветвей, белое платье, в листве кружевной, горячее лето, на опушке лесной, задумчивых песен, легкий наряд; сравнения: с девушкой с косами, в белое платье одета, в сережках, кружевной, наряд чудесен; олицетворения: солнце пригрело, березка развесила, встречает. Как в устном народном творчестве перед нашим взором встает молодая девушка - березка, с зелеными косами, которые


17


спадают с тонких ветвей. Она одета в белое платье, кружевное из листвы, вся в сережках.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

В стихотворении И. Токмаковой «Береза» хорошо выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами. Здесь автор полностью олицетворяет березу, пытается ввести ее в образ.

Разумеется, здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б береза прическу; метафоры: расчесала б кудрявые пряди, вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку.

Употребляя условное наклонение: если б, вошло бы, изменила б, расчесала б, автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять и фантазировать.

Береза - хранительница тайн. В глубине своей древесной коры она о чем-то думает, мечтает или с печалью ожидает осенние дни. В эту «звездную ночь» с ней прощался пастух - «лил слезы», обнимая тонкий ствол дерева, до следующей весны («до новых журавлей»).

С.Городецкий в стихотворении «Береза» белый ствол березы сравнивает с белым телом. Ветви ее подобны черным волосам, которые воспевает Лель. В создании красоты участвует бог Солнца - Ярила,

18


который одарил дерево зеленой заостренной листвою. Здесь использованы яркие выразительные средства как олицетворение, эпитеты, сравнения: янтарный день, лазурью светозарной, сочилась лень, ветки благодарной, белело тело; белое, как хмель; кипучих волн, волн озерных, веселый Лель, лучи волосьев, черных, Ярила увенчал, пышно увенчал, листвою заостренной, разметал цвет, лазури неба, цвет зеленый.

А вот в стихотворении Н.Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы - воспоминание и символ его детства и юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.

Поэт при этом использует изобразительно-выразительные средства, олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад; метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули. Здесь мало эпитетов: хмурых дней, желтый листопад. Также здесь есть и другие изобразительные средства: глаза, отвыкшие от слез; все очнется в памяти невольно; отзовется в сердце и в крови. Имеются сравнения: шумел, как улей.

Соколов-Микитов тоже решил описать березу и березовую рощу. Чтобы раскрыть тему и идею, писатель дает описание дерева весной, летом и осенью; использует народное отношение к этому растению.


19


С первого предложения И.Соколов-Микитов передает эмоции по отношению к березе. Слова милее, чудесен, хорошо, радостно ахнешь, особенный прямо выражают чувства автора. Для выражений мыслей и чувств писатель использует изобразительно-выразительные средства, такие как эпитеты: русского леса, березовые светлые рощи, белые стволы, тонкой берестой, смолистые душистые почки, живительный сладкий сок, певчих птиц, голосистые дрозды, шустрые синички, голубые и белые подснежники - раскрывают образ березовой рощи; молодая листва, зеленой нежной дымкой, лесные опушки, нежной листвою, свежее дыхание - раскрывают образ березы ранней весной;

летние знойные дни, теплый ветер, душистой земляникой, густую листву, солнечные люди, в чистой траве, по голубому летнему небу, белые лебеди, высокие облака - раскрывают образ березы летом;

золотистой листвою, золотые листочки, увядающей листвою, малейший звук, березовый лес - раскрывают образ березы осенью;

в народных песнях и сказках, деревенские люди, в праздничные дни, хороводные песни - отражено народное отношение к березе.

Писатель использует олицетворение, оживляя неодушевленные предметы, наделяя их человеческими свойствами: прорываются лучи, плывут облака; сравнения: плывут и плывут точно лебеди, высокие облака.

И.Соколов-Микитов, используя изобразительно-выразительные средства, придает высказыванию эмоциональную окраску.


20


Белая береза как растение привлекает многих писателей. Их удивляет белизна этого своеобразного, не похожего на других дерева.

«Белые стволы молодых деревьев ярко блестят на солнце, и от этого кругом становится светлее» (Г.Скребицкий «В березовой роще»). В березовой роще всегда светло, этот свет радостью передается любому человеку, поднимает каждому настроение.

Белый цвет всегда радует глаз, он ассоциируется с нежностью, миролюбием, чистотой. Поэтому, наверное, березу называют мирным деревом.

Березу поэты называют не только белой и зелёной, но и золотой из-за её яркой осенней желтизны.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой… (И.А.Бунин. Листопад)

…Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе… (И.Тургенев).










21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Всякое дерево привлекает к себе внимание людей какой-то своей особенностью, свойственной только ему. Но береза покорила всех. Ее нежный и стройный ствол издали манит своей белизной и чистотой.

В процессе работы мы пришли к следующим выводам:

1) Какое русское, какое милое дерево - береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.

2) Береза - это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба.

3) Береза прекрасна в любое время года. Она, как девица-красавица, меняет свои наряды. Осенью надевает золотые платья, зимой укутывается в пушистые белые шубы, весной и летом наряжается в нежно-зеленые сарафаны с кокетливыми сережками.

4) Березу называют красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

5) Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов - белая, кудрявая, традиционных метафор - лебедь белая, у


22


березы сережки. Но одновременно каждый поэт видит березку по-своему.

6)Берёза представлена в произведениях поэтов и писателей по-разному: образ родины, образ девушки, символ детства, мирное дерево.

7) Составили словарик изобразительных средств, используемых при описании березы.


Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую,

Люблю березку русскую.







23



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990.

2. Горошенко В.П. Природа и люди. - М.: Просвещение, 1971.

3. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. - М.: Детская литература, 1983.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

5. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986

6. Прокофьев А. - Избранное. - М.: Просвещение,1988

7. Рождественский В. Стихотворения. - М.: Просвещение, 1986

8. Рубцов Н. Стихи. - М.: Просвещение, 1986

9.Токмакова И. Вечерняя сказка. - М.: Оникс, 2003

10.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975.


Приложение


Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесилa с тонких ветвей.


В. Рождественский

Средства художественной изобразительности, которые использовали поэты при описании берёзы:


Олицетворе́ние - троп, присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.


улыбнулись березки

изменила б береза прическу

солнце пригрело

березка развесила

встречает

шумят березы

набегают слезы

шумел листопад




Сравнение - сопоставление изображаемого предмета или явления.



в речку, как в зеркало, глядя

с девушкой с косами

в белое платье одета

в сережках шумел

как улей




Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.


расчесала б кудрявые пряди

вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку

лебедь белая

у берёзки серёжки

шелестят сережки

набегают слезы

побеждает проза

убили пули



Эпитет - это образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного прилагательного.


белая

кудрявая

сонные березки

шелковые косы

зеленые косы

с тонких ветвей

белое платье

в листве кружевной.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал