7


  • Учителю
  • Учебно-проектная работа учащихся 8 класса 'Реальное и мифологическое в повести Ч. Айтматова «Белый пароход»'.

Учебно-проектная работа учащихся 8 класса 'Реальное и мифологическое в повести Ч. Айтматова «Белый пароход»'.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Повесть «Белый пароход», написанная нашим мудрымсовременником Чингизом Айтматовым, подсказывает, как нам сохранить в себечеловечность, как найти оби язык со всем сущим на Земле. Именно тех, ктовыбирает себе трудный, но честный пусть, автор напутствует и благословляет:«Ж
предварительный просмотр материала

КГУ ОСШ им. Т.Аубакирова с.Игилик





Учебно-проектная работа

по литературе

на тему:

"Реальное и мифологическое
в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»".

Выполнили ученики 8 «В» класса:

1 группа «Мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход». Воображаемый мир мальчика.


  1. Азимов И.

  2. Азимов Т.

  3. Елесбай М.

  4. Исмаилов А.

  5. Исмаилов И.




2 группа «Реальное в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»".
Реальный мир.

  1. Акилоа С.

  2. Касымова П.

  3. Мавлонова З.

  4. Парвизкызы С.

  5. Шалатай А.



Руководитель: Исмаилова Наталья Усеиновна, учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им.Т.Аубакирова.ЮКО, Мактааральский райо

2015-2016

Содержание Страница

1.Обоснование выбора стр.3

  1. Цели проекта стр.3

  2. Задачи проекта стр.3

    1. Этапы работы стр.3-4

    2. Необходимые ресурсы стр.4

  3. Основная часть

5. Обзор литературы стр.4

Введение стр.4



Образ Мальчика стр.5

Легенда о Рогатой матери-оленихе стр. 5-6

Легенда о Рогатой матери-оленихеСтр.5-6

Сказка мальчика стр.6-7

Образ деда Момуна стр.7-8

Образ Орозкула стр.7-8

3. Вывод стр.8-9

4. Интернет ресурсы стр.10



  1. Обоснование выбора:

Во всех произведениях Ч. Айтматов поднимает нравственные проблемы, а для повести "Белый пароход", в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.

- Проблема добра и зла - это одна из вечных тем. Она звучит в произведениях мировой литературы. Эта тема является основой многих сказок и легенд. Повесть "Белый пароход" интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь, и древняя легенда, причём проблема добра и зла решается иначе от привычного исхода.

2. Цели проекта:

  1. Выявить мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход».Воображаемый мир мальчика. Легенда о прародительнице киргизского народа. Сказка о Белом пароходе

  2. Показать реальное в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»".Реальный мир. Образ Орозкула и жестокая реальность.


3. Задачи проекта:


  • Собрать материал;

  • проанализировать собранную информацию;

  • оформить материал;

  • представить результаты работы.



4. Этапы работы:

№ п/п

Этапы работы

Сроки

Помощник

1.

Планирование

Сентябрь

Мавлонова З.

Азимов Т.

2.

Сбор информации

Октябрь-ноябрь

3.

Консультация с Натальей Усеиновной

Декабрь


4.

Подготовка проекта

Декабрь


5.

Анализ собранного материала

Январь

Мавланова З.

6.

Консультация с Натальей Усеиновной

Январь


7.

Представление проекта

Февраль



5. Необходимые ресурсы:

  • Техническое оснащение: компьютер, доступ к Интернету, принтер;

  • Программное обеспечение: издательские программы;

  • Материалы на печатной основе: методические пособия;

  • Интернет-ресурсы: список веб-сайтов, необходимых для поиска информации.

2. Основная часть.

2.1. Обзор литературы.

Для того, чтобы более углубленно ознакомиться с выбранной нами темой, мы воспользовались критической литературой и возможностями сети Интернет. На сайте мы нашли необходимые картинки по данной теме. Фотографии для презентации также взяты с сайта. Часть теоретического материала, по совету учителя, взято из методической литературы. Воспользовавшись интернет-изданиями, мы подготовили текст проекта.

2. Теоретическая часть.

Введение.

Белый пароход" - повесть о семилетнем мальчике и его добром деде Момуне, о тщеславном леснике Орозкуле, о Рогатой матери-оленихе и Белом пароходе. О том, как мальчик обернулся рыбой и уплыл в синее море за Белым пароходом, не желая примириться с обманом и злом. О равнодушии, которое лишает человека человечности, о приспособленчестве и себялюбии. И о непобедимости добра, мечты и красоты.

1 группа

Образ Мальчика


Главный герой повести - семилетний мальчик, живущий со своими родственниками на далёком лесном кордоне. Образ мальчика раскрывается автором-повествователем постепенно. Надо отметить, что у мальчика нет имени. Нам кажется, что это не случайно. Мальчик - символ чистоты и детского, открытого отношения к миру. Ч.Айтматов так даёт его портрет: "У мальчика были оттопыренные уши, тонкая шея и большая, круглая голова...", "...тощие бедра..." "Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней. Что уж там говорить, автолавка - это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!" Пустоту одиночества он заполняет своими образами, у него развивается свой воображаемый мир. Художественные детали, встречающиеся в тексте повести, помогают раскрыть внутренний мир героя произведения. Мальчик любит мир, который его окружает, любит природу, одушевляет её: он обращается к камням, травам, разговаривает с ними. Его собеседники - это камни с вымышленными именами, верные друзья - бинокль и портфель, которым он доверяет свои тайные мысли и мечты. Каждый предмет, с которым общается мальчик, олицетворяет для него добро или зло: "Среди растений - "любимые", "смелые", "боязливые", "злые" и всякие другие. Колючий бодяк, например, - "главный враг". «Ширалджины - хорошие друзья, которые могут спрятать , когда плохо и хочется плакать». Ребёнок с одними находит общий язык, а с другими борется.

Мальчик оставлен родителями на попечение деда Момуна. Дед - самый близкий человек и друг, понимающий его, стремящийся всеми силами сделать внука счастливым. Именно он внушает ребёнку веру в старую сказку о Рогатой матери-оленихе, которой мальчик и живет. У мальчика было две сказки. Одну рассказал дед Момун. Она - про Рогатую Мать-олениху. В основу её легло предание о начале рода киргизского, до сих пор бытующее в горах Прииссыккулья. Легенда деда - это мир добра и справедливости, это свод правил: как надо жить. Вот, что слышит мальчик от деда, вот, во что верит.


Легенда о Рогатой матери-оленихе

В давние-предавние времена жило одно киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай. Теперь эта река называется Енисей. В тот день киргизское племя хоронило своего старого вождя. В великой печали пребывали все соплеменники. Как бы ни враждовали энесайцы между собой, но в дни похорон вождя не принято было идти войной на соседей. И тут случилось непредвиденное. Полчища врагов выскочили из укрытий, так что никто не смог взяться за оружие. И началось невиданное побоище. Убивали всех подряд. Человека долго рожать и растить, а убить - скорее всего. Многие уже лежали порубленные, утопая в лужах крови, многие кинулись в реку и потонули в волнах Энесая. Никто не успел убежать, никого не осталось в живых. С богатой добычей уходили враги и не заметили, как вернулись из леса двое детей - мальчик и девочка. Увидели дети пыль копытную и пустились вдогонку. Вслед за лютыми врагами побежали дети с плачем и криком. Только дети могли так поступить. Вместо того чтобы скрыться от убийц, они пустились их догонять. Догнали дети убийц своих родителей, а хан-завоеватель отправил Рябую Хромую Старуху увести детей в тайгу и уничтожить их. Вывела детей старуха на высочайшую кручу Энесая и обратилась к реке: «Возьми их, Великий Энесай!» Плачут, рыдают мальчик и девочка. А рядом раздаётся голос: «Обожди, мудрая женщина, не губи безвинных детей!» Обернулась Старуха, глянула - диву далась, стоит перед ней олениха, матка маралья.

- Я мать-олениха. Отпусти детей, большая мудрая женщина. Отдай их мне. Люди убили двойню мою, двух оленят. Я ищу себе детей.

- А ты хорошо подумала? Это дети человеческие. Они вырастут и будут убивать твоих оленят.

- Я буду им матерью. Разве станут они убивать своих братьев и сестёр? Я уведу их в далёкий край, где их никто не отыщет.

Привела Рогатая мать-олениха детей своих на Иссык-Куль. Так мальчик и девочка, последние из киргизского племени, обрели себе новую родину на благословенном Иссык-Куле. Быстро прошло время. Поженились они, стали мужем и женой, отцом и матерью. Назвали первенца своего Бугубаем. Когда вырос, женился на красавице из племени кипчаков и стал умножаться род бугинцев. Чтили бугинцы Рогатую мать-олениху. Так было, пока не умер один богатый человек. Захотелось его сыновьям оказать неслыханную честь отцу, послали они охотников, убили те марала, срубили его рога и велели они мастерам установить рога на гробнице. С того и пошло. Великое несчастье свалилось на потомство Рогатой матери-оленихи. Не было пощады маралам. Бежали они в недоступные горы, но и там их доставали. И не стало маралов. Опустели горы. А Рогатая мать-олениха крепко обиделась на людей. Поднялась она на самую высокую горную вершину, попрощалась с Иссык-Кулем и увела последних своих детей в другой край, в другие горы. А когда уходила, сказала она, что не вернётся…

Это была сказка деда.


Сказка мальчика - это сказка о белом пароходе.


В ней сказочная мечта мальчика - превратиться в рыбу и уплыть в Иссык-Куль, к белому пароходу, на котором плавает матросом его отец. В ней он представляет себя рыбой, плывущей вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке. Сказками мальчик называет их потому, что в них присутствует чудо, как в волшебной сказке: чудо в виде Рогатой Матери-оленихи и чудо превращения мальчика в рыбу. И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых не хватает мальчику в действительной жизни. Легенды - единственное, что помогает мальчику жить, оставаться добрым, неиспорченным ребёнком, верящим в добро и в то, что оно победит. Внутренний мир оберегает чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры всегда сталкиваются. Происходит конфликт в семье. «Так страшно, так тревожно становилось мальчику, что и еда не шла в горло. Хуже нет, когда за обедом люди молчат и думают о чем-то своём, недобром и подозрительном».

Мальчик, свято веря в сказку, рассказанную дедом, просит мать-олениху принести колыбельку для Орозкула и тётки Бекей. Тогда всё будет хорошо. «Он заснул тревожным сном и, засыпая, умолял Рогатую мать-олениху принести березовый бешик для Орозкула и тетки Бекей. Пусть у них будут дети!»

Дед хочет решить конфликт мирным путём, но его попытка ни к чему хорошему не приводит. Дед Момун обрывает сказку сам. Побоявшись гнева Орозкула, он убивает марала ради дочери, внука. «Мальчик с ужасом глядел на эту страшную картину. Он не верил своим глазам. Перед ним лежала голова Рогатой матери-оленихи».

Но этим он убивает ребёнка, нанося ему сильнейшую душевную травму. Мальчик часто задаёт вопросы, на которые не может найти ответ: «Почему люди так живут? Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим? Наверное, самые лучшие люди те, которые получают самое большое жалованье. А вот дед получает мало, и его все обижают. Эх, как бы сделать, чтобы деду тоже дали побольше жалованья! Может быть, тогда и Орозкул начал бы уважать деда» В итоге у мальчика остается только одна сказка - сказка про белый пароход. В трагическом финале мальчик остаётся совершенно один в этом мире: дед предал его, ушла Рогатая мать - олениха, и мальчик уплывает рыбой, отвергая не людей, а зло, жестокость в них. «Нет, я лучше буду рыбой. Я уплыву отсюда».

Вмиг разрушились все его мечты и надежды, а жестокость мира, от которой он долгое время прятался, предстала перед ним во всем своем обличье. Уплыв рыбой по реке, он «отверг то, с чем не мирилась его детская душа». Но вера в добро у него осталась, ведь он не умер, а ушел от действительности в свой мир сказки, он не покончил жизнь самоубийством, а "уплыл рыбой по реке.

Образ деда Момуна

Дед Момун - самый близкий человек для мальчика. О нём и об истории его жизни мы узнаём с первых страниц повести. Перед нами портрет ничем не примечательного пожилого человека: «Наружность Момуна была не аксакальская. Ростом небольшой. Нос мягкий, утиный; на голом подбородке две-три волосинки рыжеватые - вот и вся борода». «Многомудрые люди прозвали деда Расторопным Момуном». «Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить». «Неизменно приветлив он был ко всем, кого он хоть мало- мальски знал». «Знали деда все в округе, и он знал всех». «Никто не относился к Момуну с тем уважением, каким пользуются люди его возраста. Он был чудаком, и относились к нему как к чудаку».

В повести, как часто и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун "всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился". Он умел работать. Делал всё быстро и легко, и главное - не отлынивал, как другие. Плотничал, шорничал, скирдоправом был; в колхозе скирды ставил; трудармейцем в войну был; дома срубил на кордоне, лесом занимался; за скотом ходил и пасеку держал. На кордоне числился подсобным рабочим, а выполнял работу Орозкула, пока тот гулял и гостевал у чабанов.

Дед Момун - самый лучший дедушка, но он совсем нехитрый, и потому все смеются над ним. А у него были свои беды и горести, от которых он страдал, плакал по ночам. Об этих бедах знает мальчик: дед переживает за него, внука, тревожится за «самую несчастную» дочь - тётку Бекей. Жалко видеть мальчику деда, который, плача, обращается к богу. « Возьми меня, забери меня, горемычного! - говорил старик, упав на колени и вздевая руки к небу».

Дед Момун помог создать мальчику мир легенды, рассказав ему о Рогатой матери-оленихе; научил почитать законы предков, воспитал уважение к человеку, сострадание, привил любовь к природе. Мудро и ненавязчиво учит Момун внука: « Э - э, сын мой, худо, когда, люди не умом блещут, а богатством!»

«Э - э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!»

«Э - э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня - безрассудство».

«Э - э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

Но дед не может защитить внука от жестокостей и несправедливостей мира, потому что сам слаб. Орозкул на него постоянно покрикивает! Единственный раз дед Момун повысил голос на Орозкула, когда надо было забирать мальчика из школы, а Орозкул, обязанный вернуть долг, ударил старика по лицу. «- Негодяй! - сказал Момун, никогда никому не прекословивший, посиневший от холода». И всё же Момун не может противостоять Орозкулу, он убивает марала, творя зло во имя добра ради своей "злосчастной дочери", ради внука. Но его философия зла во имя добра потерпела крах. «Старик бросил на мальчика какой - то далекий, странный, дикий взгляд. Лицо его было горячим и красным; оно залилось пылающей краской и тут же побледнело». Не может дед смотреть в глаза внуку. Вот каким видит мальчик деда в последний раз: «К нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, с жалкой свалявшейся бородёнкой». Убив олениху, Момун обрекает на гибель мальчика, разрушает прекрасный мир легенды, которой живёт внук. "И теперь, сраженный горем и позором, старик лежал на земле лицом вниз". Без ответа в повести остаются многие вопросы, в частности вопрос Момуна: "И почему люди бывают такими? Ты ему добро - он тебе зло?".


Образ Орозкула

Орозкул - зять деда Момуна, мстительный и ограниченный духовно, хозяин кордона. Большую часть жизни «разъезжает по гостям», а дед Момун, хоть и числится подсобным рабочим», следит за лесом. «Только когда начальство появится - тут уж Орозкул сам и лес покажет, и охоту устроит». Орозкул обижен на свою судьбу: «бог не дал ему собственного сына, своей крови», «жалость к себе и злоба» кипят в его душе, поэтому, возвращаясь домой, «сжимая мясистые кулаки» он заранее знает, что будет бить жену, «одуревая от горя и злобы». Автор, давая портретную характеристику Орозкула, указывает на детали его портрета: «быкоподобный мужик», с «мрачным, хмурым взглядом», «сытый и пьяный». Орозкул относительно можно назвать несчастным человеком. Относительно, потому что для Орозкула существует своё понятие счастья - это богатство, почёт, уважение, преклонение перед ним. Мальчик видит, как «Орозкул плакал и не мог остановить рыданий. Плакал оттого, что не его сын выбежал ему навстречу, и оттого, что не нашёл в себе чего-то нужного, чтобы сказать хоть несколько человеческих слов этому мальчику с портфелем». Он всё время притесняет, унижает своих родственников. Дед Момун ради дочери тоже оказался в его власти. Он надеялся, что Орозкул станет добрым, если у него будут дети, если он будет знать, что оставит после себя потомство. Но в то же время понятно, что если бы в Орозкуле была хоть капля добра, то он бы дарил свое тепло мальчику, как в легенде это сделала Рогатая мать-олениха. Мальчик знает, что его дядька на самом деле наполнен только злом, он подсознательно боится Орозкула, как и дед Момун. Орозкул вызывает неприязнь и отвращение, когда мы читаем эпизод о том, как Орозкул «должен рассчитываться за своё хвастовство, за угощения чабанов» и нужно было отдать обещанное бревно. «Орозкул сорвал с плеча Момуна перекинутые голенищами старые кирзовые сапоги и наотмашь дважды ударил им тестя по голове и лицу».

Орозкул не уважает людей, находящихся рядом, пренебрежительно относится к тем, кого он считает ниже себя. « Да кто такая, учительница эта? Пять лет в одном пальто ходит. Да разве порядочная учительница пойдёт в такую школу?» или « Прибью старого дурака - и всё тут».

Орозкул мечтает о городской жизни и винит сам себя: «Поторопился - а должность потянуло. Хотя маленькая, но должность. После курсов лесничих надо было в техникум податься». Послушаем его монолог.

Именно Орозкул заставляет деда Момуна убить олениху и посягнуть на то, во что он верил всю жизнь, "на память предков", на нравственные законы бугинцев. Да и не существует для Орозкула нравственных законов.

«Орозкул принялся вырубать рога из черепа.

- Ай да рога! Это мы деду твоему. Как помрёт, так поставим ему на могилу. Пусть теперь скажет, что мы его не уважаем. Куда больше! За такие рога не грех хоть сегодня помереть!» «Орозкул с пьяным упорством продолжал четвертовать голову Рогатой матери-оленихи:

- Ах ты сволочь! Я и не такие головы могу размозжить ! - рычал Орозкул в припадке дикой злобы и ненависти. … То были те самые рога, на которых мольбами мальчика Рогатая мать-олениха должна была принести волшебную колыбель Орозкулу и тётке Бекей.

В описании Орозкула чётко прослеживается авторское отношение к нему. Не случайно после содеянного автор пишет о нём: « …появился Орозкул, упревший и красный, как воспалённое вымя». Ничего, кроме неприязни и неприятия к этому образу мы не испытываем.



3.Вывод:

Автор убеждает:

В наших силах сделать так, чтобы сказки жили, чтобы учили людей добру и справедливости, чтобы сама жизнь была прекрасна, как сказка. Надо только оставаться Человеком на всем своем жизненном пути, в любых, даже бесчеловечных ситуациях.

Повесть «Белый пароход», написанная нашим мудрым современником Чингизом Айтматовым, подсказывает, как нам сохранить в себе человечность, как найти оби язык со всем сущим на Земле. Именно тех, кто выбирает себе трудный, но честный пусть, автор напутствует и благословляет: «Живите, как должны жить люди…»



Интернет ресурсы:



появляется наташа.удрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках..



10



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал