- Учителю
- Русская литература 9 класс 'Сентиментализм как литературное направление'
Русская литература 9 класс 'Сентиментализм как литературное направление'
Урок № 11 | Русская литература | 9 класс | ||
Тема: | Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. | |||
Ссылка: | учебник Русская литература для 9 класса - Алматы «Мектеп» 2013 ( Салханова Ж.Х, Ауельбекова Г. Д.). Руководство для учителя II уровня, приёмы критического мышления. | |||
Цели: |
| |||
Результаты обучения: | Знать: биографию и творчество Карамзина, содержание, тематику, характеристику героев, нравственную проблематику, позицию автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Уметь: работать с текстом выборочно, видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства. | |||
Ключевые идеи: | Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. | |||
Ход урока: | ||||
Этапы урока | Время 45 минут | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I.Орг.момент
| 2 мин | Приветствие учителя и подготовка к восприятию урока. | Отвечают на приветствие учителя. Сосредотачиваются на уроке. | |
II. Активизация деятельности учащихся.
| 13 мин. | Распределение в группы. Проверка домашнего задания 1.Чтение «Оды на день восшествия…». 2.План оды. Вызов: Литература - удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII. - Сейчас поставьте перед собой цель, которой вы будете следовать, и запишите в тетрадь, например: показать, что сентиментальность, слезливость - чувства, которые мешают жить человеку и иногда бывают даже опасны. Или: доказать, что все люди равны в своих чувствах и надо уважать чувства каждого человека. - Давайте сейчас на Машине времени перенесёмся в XVIII век. Тема нашего урока: Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». - Какие цели мы наметим сегодня на урок? | Образуют группы.
Читают оду и составленный план.
В тетрадях записывают свою точку зрения и обсуждают в группе. Некоторые ученики читают свои записи и аргументируют свои ответы.
Записывают эпиграф к уроку Жить не есть писать историю, трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душой к его источнику.
Формулируют цели урока. | |
III. Усвоение новых знаний
| 10мин. | Беседа по вопросам: 1. Что такое сентиментализм? 2.Назовите отличительные черты сентиментализма? 3. Назовите представителей сентиментализма в литературе? Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?
| Самостоятельное чтение статьи. Ответы учащихся: 1.Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале XIX века. 2. Самоназвание «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Автор сочувствует героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. 3.Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский. -Высказывают свои предположения. | |
IV. Закрепление новых знаний.
| 15 мин. | Чтение повести «Бедная Лиза»
5. Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы? Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.
Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой. В каком образе представлены высшие силы? Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил. -Что обозначают ландыши в руках Лизы? -Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку? -Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда? -Выборочное чтение эпизодов повести. -Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами. -Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды - в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести -А связана ли Природа с Эрастом? Подтвердите свой ответ цитатами. Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством». Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. |
1.Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его. 2. Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие. 3. История трагической любви Лизы и Эраста. 4. Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек. 5. Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение. Ученица: Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви. Ученик: Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности. - Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья... Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.
| |
V.Рефлексия. | 3 мин. | Оцените свою работу.
| Дети оценивают свою работу. - Сегодня я узнал, что… - Больше всего мне понравилось на уроке … - Испытывал затруднения …
| |
VI.Д/з | 2мин. | 1.Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 2.Составить портретную характеристику Эраста и Лизы. 3.Чтение повести.
| Записывают домашнее задание. |
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:
А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;
Б) писатель использовал только «высокую» лексику;
В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.
2. Жанр «Бедной Лизы»:
А) очерк;
Б) повесть;
В) рассказ.
3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:
А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;
Б) в изучении личностных качеств человека;
В) в воспитании внешней красоты человека.
4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:
А) осветить события, не выражая своей позиции;
Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;
В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.
5. Портрет Эраста отражает:
А) только внешность героя;
Б) отношение автора к герою;
В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.
6. Карамзин противопоставляет главных героев - Лизу и Эраста:
А) описывая их внешность;
Б) рассказывая об их отношении к труду;
В) повествуя об их родителях.
7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:
А) как о человеке чистом душой;
Б) с иронией;
В) как о легкомысленной девушке.
8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
А) гром небесный;
Б) восхитительная музыка;
В) шелест листьев.
9. Человек, духовно близкий Лизе:
А) мать;
Б) Эраст;
В) повествователь.
10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:
А) благосостояние для него было важнее любви;
Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;
В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.
11. картины природы в произведении:
А) являются фоном повествования;
Б) показывают смену времен года;
В) передают настроение Лизы.
12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:
А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;
Б) «И крестьянки любить умеют»;
В) «Смерть за отечество не страшна…».
13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
А) нищая;
Б) обездоленная;
В) несчастная.
14. Новаторство Карамзина проявилось:
А) в обличении социального неравенства героев;
Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;
В) в детальном изображении внутреннего мира героини.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
а
б
а
б
в
б
а
б
а
а
в
б
в
в
14