- Учителю
- Исследовательская работа по теме ' Священная Таврида (Крым) в русской литературе '
Исследовательская работа по теме ' Священная Таврида (Крым) в русской литературе '
Первомайский район
МБОУСОШ № 147
Секция литературы
Латкин Никита
8 класс
Священная Таврида(Крым)
в русской культуре
Научный руководитель
Смирнова Эльвида Серановна
Учитель литературы и русского языка
Контактный телефон:338-25-27
Новосибирск 2015
Введение
«Красочна крымская красота.
В мире палитры богаче нету.
Такие встречаются здесь цвета,
что и названья не знаешь цвету.
Но в окруженье тюльпанов да роз,
я не покрылся забвенья ряской:
светлую дымку твоих волос
Крым никакой не закрасит краской»
Ярослав Смеляков.
В свете последних политических событий на Украине и в мире, я задался вопросом: какое значение имеет полуостров Крым для России в прошлом и для России в будущем. Я не хочу затрагивать политические аспекты, меня интересует прежде всего какой след оставила Священная Таврида (так древние греки называли Крым) в русской культуре.
Много имен великих людей связано с Тавридой: И.К. Айвазовский,А.С. Пушкин,И.И. Левитан,Л.Н. Толстой,А.И. Куприн,А.С. Грин,Чехов, Паустовский-жили и творили здесь.
Я приглашаю вас на незабываемую экскурсию в волшебный мир литературы и живописи Крыма ,удивительного черноморского полуострова со своей культурой и обычаями.
«Бахчисарайский фонтан»
Говоря о литературе Крыма нельзя не вспомнить легенду «Бахчисарайский фонтан». Когда Пушкин был в Бахчисарае, то увидел неказистый и непримечательный фонтан, но сама красивая татарская легенда вдохновила его написать это произведение.
Легенда:
Страсти в ханском гареме. Одна из наложниц, грузинка Зарема, грустна оттого, что хан Керим разлюбил её ради дочери шляхтича, Марии. Эта девушка, похищенная из отцовского дома во время одного из татарских набегов, всё время проводит в молитвах Богородице. Она предпочитает смерть участи наложницы иноверца. Ночью Зарема проникает в комнату Марии и пытается угрозами убедить её отступиться от хана.Вскоре после того Мария умерла, а Зарему утопили: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье!» Хан покидает гарем и, чтобы забыться, уезжает на войну. По возвращении он повелевает воздвигнуть во дворце в память о Марии водомёт, который нарекут «фонтаном слёз».
«Бахчисарайский фонтан» - старинная легенда, написанная А. С. Пушкиным в 1821-1823 годах (время южной ссылки) под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов. Пушкин находился в городе Бахчисарае и там он гостил у семьи генерала Раевского. Он посетил Ханский дворец в Бахчисарае 7 сентября 1820 года. Пушкин приехал в город больной и он услышал о странном памятнике влюбленного хана. Он вошел во дворец, увидел испорченный фонтан; из ржавой железной трубки по каплям падала вода, обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. Генерал почти насильно повел его по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. Пушкин проникся этой легендой и решил описать её в своем произведении. В своём письме брату он о нежелательности публикации поэмы по той причине, что «многие места относятся к одной женщине, в которую он был очень долго и очень глупо влюблен».
Бахчисарайский фонтан
Ханский дворец
Бахчисарайский дворец
Крым в литературе.
Важное место занимал Крым и в творчестве великого русского писателя Л.Н.Толстого. Он побывал в Севастополе в 1854-1855 годах, во время Крымской войны. В «Севастопольских рассказах» Толстой пишет, как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны. Он находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом. «Севастопольские рассказы» - цикл из трёх рассказов, опубликованных в 1855 году. Крымская война оставила неизгладимый след в жизни и творчестве Толстого.
Оборона Севастополя
Крымская война
Считалось, что морской воздух, лучи солнца и климат помогали с многими недугами в том числе и с туберкулезом. Этот недуг привел в Крым и А.П. Чехова. Впервые он побывал в Крыму в 1888-1889 годах (жил в Ялте и Феодосии). Здесь он написал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». В 2004 году в Ялте был установлен памятник «Дама с собачкой», изображающий героев рассказа. Эта скульптурная композиция стала одним из символов города.
«Вишневый сад» впервые поставлен17 января 1904 года в Московском художественном театре.
«Три сестры» (представлена публике 31 января 1901 года ).
1.
Дама с собачкой
Дом Чехова в Ялте
Крым занимал важное место в жизни А. И. Куприна. В 1900-е годы писатель часто бывал там, отдыхал и плодотворно работал, часто навещал в Ялте Л.Н. Толстого. На южном берегу Крыма происходит действие известного рассказа «Белый пудель». С 1904 года Куприн жил в Балаклаве, где познакомился с местными рыбаками. Им писатель посвятил серию очерков «Листригоны». Также с этим местом связан романтический рассказ «Гранатовый браслет».
Белый пудель
Гранатовый браслет
«Листригоны»
В 1889 году в Крым приезжал Максим Горький. Впечатления от этой поездки отражены в его рассказах «В степи», «Два босяка», «Мой спутник». Начиная с 1897 года Горький регулярно ездил в Крым и подолгу жил там в связи с болезнью легких. Писатель побывал в Херсонесе, Форосе, жил в Ялте и Коктебеле (в доме Волошина), в 1928 году посетил метеорологическую станцию на Ай- Петри. В Крыму Горький работал над пьесой «На дне» и романом «Жизнь Клима Самгина».
«Два босяка»
«На дне»
Крым многое значил в жизни К.Г. Паустовского. Впервые он оказался на «райской крымской земле» в четырнадцать лет. Свои детские воспоминания об этой поездке писатель описал в автобиографической книге «Далекие годы»: ласковое море, белый Севастополь, пышная набережная Ялты, тихая Алушта, спускающиеся с Чатыр-дага осенью отары овец. В 1930-х годах Паустовский жил в Севастополе, где работал над книгой «Черное море».
«Черное море»
В Крыму жил и создавал свои поэтические повести А.С. Грин. В 1924 году писатель вместе с женой переехал в Феодосию, на Галерейную улицу, где прожил пять лет (теперь там находится дом-музей Александра Грина, открытый в 1970 году). Здесь Грин написал романы «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам». В 1930 году писатель переехал в Старый Крым, где провел последние годы жизни. Из Старого Крыма Грин регулярно ходил через горы в Коктебель, в гости к Волошину. Этот маршрут (получил название «тропа Грина» и пользуется популярностью у туристов.
«Золотая цепь»
«Бегущая по волна́м»
Крым в живописи
Многие художники приезжали в Крым на этюды, а некоторые оставались жить. В их картинах запечатлены теплые краски южного моря, живописные мысы и бухты, своеобразный быт крымских татар, эпизоды морских баталий. В Крыму оформилась так называемая «киммерийская школа живописи», представители которой создавали романтичные причерноморские пейзажи. Одним из основоположников киммерийской школы был И.К. Айвазовский. Он посетил Крым в 1830-е годы, а с 1845 года начал жить в Феодосии. Он посвятил Крыму десятки выдающихся работ: «Лунная ночь в Крыму», Гурзуф» (1839), «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846), «Вечер в Крыму. Ялта» (1848), «Аю-Даг в туманный день» (1853), «Восход солнца в Феодосии» (1855), «Закат солнца у крымских берегов» (1856), «Вид Алупки» (конец 1850-х годов), «Гурзуф» (1859), «Буря над Евпаторией» (1861), «Вид в Крыму при закате солнца» (1862), «Вид из Ливадийского парка на Ялту» (1866), «Окрестности Ялты ночью» (1866), «Корабль у Крымского побережья» (1872), «Буря у мыса Айя» и многие другие картины.
Картины:
1) «Девятый вал» - одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
2)«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями - картина Ивана Айвазовского, написанная маслом в 1892 году. На картине увековечен бой российского брига «Меркурий» с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей».
3) «Пушкин на берегу моря» - картина Ивана Айвазовского, написанная в 1887 году. Хранится в Николаевском художественном музее имени В. В. Верещагин. Однажды в 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный художник Айвазовский познакомился с мастером пера Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда уважал творчество поэта и восхищался его талантом, а после личной встречи он стал вдохновением для художника
В Крыму часто бывал А.И. Куинджи. Поначалу Куинджи вел уединенную жизнь, затем начал приезжать в свое крымское имение вместе с учениками. Неординарный талант Куинджи, его самобытный стиль и свежий взгляд проявились в работах.
Картины:
1) «Лодка в море» - это картина, созданная А. И. Куинджи в 1875 году. Она заставляет зрителя не просто всмотреться в сюжет, но и ощутить некоторое беспокойство, что заставляет снова и снова возвращаться к просмотру и изучению произведения. На картине открывается великолепный вид моря, с его волнами, которые куда-то спешат. Вода моря лазурна, но где-то в глубине она более темная, что предвещает скорую бурю. А небо над морем тоже слегка пасмурно. А в самом центре этого воздушно-морского простора изображена лодка. Мы в ней видим сидящих людей. Именно эта лодка и заставляет нас переживать, ведь все в картине предвещает скорую бурю
2)Над картиной «Горный склон. Крым» Куинджи работал с 1885 года по 1890 год.
3)Куинджи написал картину «Подсолнухи» в 1880 году. Полюбоваться полотном можно, посетив государственный русский музей, в котором хранится холст. На картине нам открывается вид зеленеющих холмов, которые укрыты полевыми цветами, зелененькой травой. Синеватое небо выступает из-за холмистой равнины, как бы прячется за ней, а на переднем плане, среди травы, мы видим подсолнухи. Это совсем еще молодые, не вызревшие подсолнухи, которые вовсю цветут. Легкий желтоватый цвет сливается с зеленым и белым цветом травы и цветов. Реалистичность пейзажа завораживает зрителя и одновременно заставляет возвращаться к просмотру картины еще раз.
Нездоровье привело в Крым и другого известного русского художника - И.И. Левитана: он приехал сюда в 1966 году, надеясь побороть болезнь сердца. На основе крымских впечатлений им были созданы картины «Ай-Петри» (1886), «В Крымских горах» (1886), «Вид на море. Крым» (1886), «Вид около Ялты» (1886), «Горы. Крым» (1886), «Дворик в Ялте» (1886), «Сакля в Алупке» (1886), «Татарское кладбище. Крым» (1886), «Улица в Ялте» (1886), «Садик в Ялте. Кипарисы» (1886), «Крымский пейзаж» (1887). В следующий раз Левитан побывал в Крыму незадолго до своей смерти и отобразил на картинах смену времен года: «Зимой в Крыму» (1900), «Весна в Крыму» (1900).
Картины:
1) «Ай- Петри» - это картина, написанная в 1886 И. И. Левитаном. На картине изображен живописный горный пейзаж. Сейчас на картину можно посмотреть в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
2) «В крымских горах» - картина, написанная в 1866 году в Феодосии. На деньги, заработанные в мамонтовской Частной опере, Левитан смог в 1886 году съездить в Крым. Пейзаж "В Крымских горах" напрямую связан с этой поездкой.
С Крымом тесно связаны жизнь и творчество А.М. Васнецова, В. В. Верещагина, Ф. А. Васильева, К. А. Коровина, М.А. Волошин
Заключение.
До начала своей работы, я не очень задумывался о значении полуострова Крым в русском искусстве. Проделав данную работу, я понял, что Россия и Крым всегда были всегда неразрывно связаны. Также больше узнал об культуре и обычаях Крыма, познакомился с его литературой и узнал много нового из Истории России. Крым подарил миру незабываемые произведения А.С.Пушкина, Л. Н. Толстого, А. И. Куприна. А. С. Грина и многих других писателей. Природа этого черноморского полуострова вдохновляла многих живописцев с мировыми именами: И. К. Айвазовский, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, А. М. Васнецов. Я надеюсь, что я помог провести экскурсию в мир литературного и живописного Крыма.
Список литературы
1. Барсамов Н.С. 45 лет в галерее Айвазовского. Симферополь, 1971.
2. Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму. Симферополь, 1970.
3. Бойко В.С. Крым в поэзии: антология. Нижний Новгород, 2014.
4. Вагнер Л.А. Повесть о художнике Айвазовском. М., 1958.
5. Волошин М.А. Я к нагорьям держу свой путь. Стихотворения и акварели. Крым в акварелях Максимилиана Волошина. Феодосия, 1998.
6. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида: Крым глазами великих русских писателей. М., 2011.
7. Кунцевская Г.Н. Неповторимый Крым: Крым в судьбе и творчестве русских писателей. М., 2011.
8. Ланина В.П. Крым Маяковского. Симферополь, 1954.
9. Маленко А.Ю. «Пишу, читаю..., думаю о Крыме»: Крым в жизни и творчестве А.С. Пушкина и его современников. Симферополь, 2009.
10. Минчик С С. Грибоедов и Крым. Симферополь, 2011.
11. Сысоев Н.А. Чехов в Крыму. Симферополь,1954.
12. Тарасенко Н.Ф. Дом Грина: Краеведческий очерк. Симферополь, 1979.