7


  • Учителю
  • 'Загляни в футляр' Конспект урока (с презентацией) по литературе (11 класс) по рассказам А. П. Чехова 'Человек в футляре' и Ю. В. Буйды 'Химич'

'Загляни в футляр' Конспект урока (с презентацией) по литературе (11 класс) по рассказам А. П. Чехова 'Человек в футляре' и Ю. В. Буйды 'Химич'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цели урока: 1)развивающая: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, 2)образовательная: помочь сформировать представление об интертекстуальности как особенности  современной литературы, 3)воспитательная: стимулировать интерес к творчеству совре
предварительный просмотр материала

Т.В. Петрова, МОУ «СОШ № 145» г. Пермь

Загляни в «футляр»

(по рассказу Ю.Буйды «Химич», урок литературы 11 класс)

Цели урока: 1)развивающая: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, 2)образовательная: помочь сформировать представление об интертекстуальности как особенности современной литературы, 3)воспитательная: стимулировать интерес к творчеству современных авторов, способствовать формированию нравственных ценностей, формированию коммуникативных компетенций.

Оборудование: 1)Тексты рассказов Ю.Буйды «Химич» и А.П.Чехова «Человек в футляре»; 2) ИКТ; 3)Раздаточные листы для заполнения в ходе урока.

Форма проведения урока: Диалог учителя и ученика. Компьютерная режиссура урока.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

А.П.Чехов в конце19 века написал рассказ «Человек в футляре».

Его главный герой стал нарицательным образом. «Беликовщина». «Человек в футляре».

Что это значит?

Каким вы запомнили этого героя? (Одинокий. Неприятный, даже страшный человек. Консервативный. Всего боится. Отрицательный персонаж.)

Буйда Юрий Васильевич родился в 1954 г. Закончил Калининградский университет. Автор романов «Дон Домино», «Ермо», «Борис и Глеб», многих повестей и рассказов. Лауреат премии Аполлона Григорьева 1999г. Живёт в Москве. Постоянный автор журнала «Новый мир».


Я не один раз с ребятами перечитывала рассказ А.П. Чехова, осуждала его героя, не принимала. И вдруг - «Химич» Ю.Буйды. Современный «человек в футляре», так его называют окружающие, вот только чувства он вызывает совершенно другие.

В начале рассказа главного героя Сергея Сергеевича, учителя химии, называют «человек в футляре». В финале произведения Ази восклицает: «… ненавижу вашего Чехова! Не-на-ви-жу!» Почему? За что? Давайте вместе подумаем над этими вопросами.

Ф.М. Достоевский всю жизнь разгадывал тайну человека. Попробуем и мы разгадать тайну Сергея Сергеевича, постараемся вместе заглянуть в «футляр», увидеть человека за ярлыком, данным ему окружающими. Тему урока предлагаю сформулировать так: «Загляни в «футляр»…

Сегодня авторы обращаются к классическим произведениям. Для современной литературы характерна интертекстуальность.

Интертекстуальность - наличие в тексте элементов других текстов, сюжетов, образов; смысл художественного произведения полностью или частично формулируется посредством ссылки на первичный текст.


Найдите в тексте Ю.Буйды ссылки на рассказ А.П.Чехова.

«…считали человеком в футляре, вроде учителя Беликова из чеховского рассказа»

Героя называли «человек в футляре»


«…томик Чехова, лежавший между колбами и пробирками»

Герой перечитывает томик А.П. Чехова, в рассказе звучат фрагменты чеховского текста

«…свадьба стала сенсацией для полусонного городка»

События происходят в маленьком городке


«Он едва-едва вытянул первый год в качестве штатного учителя химии»

Герой учитель


«…увалень и недотёпа…»

Герой не принят окружающими

«Юная красавица гречанка Азалия …гибкая, тоненькая… с блестящими глазами

Перекличка сюжетов (в жизни героев появляется женщина, яркая, энергичная)

…давало знать себя больное сердце. Однажды оно остановилось.

Финал- смерть героя


Почему современные авторы обращаются к классике? Не могут придумать ничего своего?

Мне показалось интересным одно высказывание о литературе: «Обо всем уже сказано. К счастью, не обо всем подумано». (Станислав Ежи Лец). Что-то «недосказали» классики? Что нового сказал о чеховском герое Ю.Буйда? Каким он увидел современного «человека в футляре»? Что тревожило Ю.Буйду?

Найдите в тексте, как Сергей Сергеевич относится к герою А.П. Чехова?

«Там краснощёкие, чернобровые, вечно хохочущие здоровые люди зверски травят несчастного одинокого человека, который ничуть не лучше, но и не хуже их. …я прошу вас не называть меня человеком в футляре. И не лезть мне в душу, даже если вам вдруг стало скучно! … Я же не пристаю к вам, правда?» (Сергей Сергеевич видит в Беликове человека, одинокого, ранимого, «неприятного» в общении, но имеющего такое же право на жизнь, как и другие жители городка. Он ничем не лучше, но и не хуже.)

Каким видят Сергея Сергеевича окружающие его люди? Найдите в тексте слова, раскрывающие это.

Каким видит общество героя

Каким увидела героя Ази

«Все считали очень нерешительным человеком, а некоторые вдобавок -человеком в футляре.»

«Тюленище!...Такой стильный кроль она видела только по телевизору.»

«…об этом увальне и недотёпе Химиче, который прославился медлительностью, нерешительностью, какой-тот вязкостью…»

«...каждый день открывала своего мужа, как неведомую, загадочную планету или страну…»

«…неуклюжий, косноязычный очкарик…»

«Он не герой, он любимый, ма! Честное слово.»

Какие качества личности героя вызывают у вас симпатию? (Романтичность, трепетность, требовательность к людям, к слову, к себе)

Что не может вызвать симпатии? (Замкнутость, нерешительность, отгороженность от людей, нежелание бороться с жизненными обстоятельствами. )

Герои рассказа Чехова «травят» одинокого человека, над Сергеем Сергеевичем смеются, не встречая сопротивления с его стороны. Почему так происходит? (Он иной, другой, не такой, как всеНО его не только не хотят принять, но и не пытаются хотя бы понять.) Сегодня, говорят, пришло время деловых, энергичных, решительных, предприимчивых людей. А есть ли место в жизни таким, как Химич, романтичным и нерешительным, трепетным и не деловым, требовательным к себе и не обладающим бойцовскими качествами? Есть ли место, на первый взгляд, ничем не примечательным, «маленьким людям».

Маленький человек… Нужен ли он обществу? Есть ли ему место в нашем мире?

Запишите на своих листах: да (почему?), нет (почему?). Поделитесь своими размышлениями.

Писателей всегда волновало отношение мира к «маленькому человеку». Вспомним станционного смотрителя А.С.Пушкина, Акакия Акакиевича Н.В.Гоголя, Карандышева А.Н.Островского, Беликова А.П.Чехова, героев Ф.М. Достоевского. Они очень разные, но что объединяет их ? (Отношение к ним общества: не принимаемые, презираемые, осуждаемые окружающими). К чему может привести пренебрежение к человеку, когда все начинают смеяться над одним, считая его странным, не таким как все? Или когда один вдруг начинает считать себя лучше всех? Вспомним теорию Раскольникова (его деление людей на две категории: «…твари дрожащие» и «…те, кто право имеет»), которой он оправдывал убийство бесполезной, никому не нужной старухи Алёны Ивановны. История человечества знает более страшные последствия подобных теорий. Фашизм. Уничтожение целых народов.

(Просмотр слайд-фильма «Жертвы фашизма». Звучит музыка Вивальди в исполнении Ванессы Мэй.)

Так ли мал и ничтожен этот, на первый взгляд, робкий, нелепый, никому не нужный, закрывшийся от всех «маленький человек»?

Автор приоткрывает внимательному читателю тайну души Химича. Найдите и прокомментируйте фрагменты, в которых раскрывается отношение героя к миру, к людям.

1. фрагмент (разговор в лаборантской о чеховском Беликове) «....я прошу вас не называть меня человеком в футляре. И не лезть мне в душу, даже если вам вдруг стало скучно! … Я же не пристаю к вам, правда?»

2. фрагмент (разговор у озера). «Одно плохо: в сновидениях слишком много людей… в том числе неприятных, от которых невозможно избавиться, потому что таковы, видимо, законы сновидений…В жизни… с кем не хочешь знаться - не знайся…»

3. фрагмент (счастливая семейная жизнь). «Получив письмо, он не спешил распечатывать конверт…каждое казалось ему некой вестью, иначе зачем было кому-то тратить время и чернила? Сам он никому не писал, ибо, в чём он был убеждён, не владел словом, которое помогло бы кому-нибудь в беде, исцелило душу, остановило злодея или вознесло праведника».

Сергей Сергеевич - человек, который не лезет людям в душу и не любит, когда лезут в его душу. Он чуткий, внимательный и ранимый человек. Химич избегает «неприятных людей». Он требователен к людям, к себе, к тому, что делает и говорит. Он интересный человек. Но почему один? Встречали ли в жизни подобные ситуации? Если можете, поделитеь с нами.

В чём причина отгороженности Химича от людей? (Его больное сердце. Не хотел, чтоб его жалели. Слишком требователен к себе и к людям…Не было рядом родственной души.)

Вспомните строки Ф.И. Тютчева, как вы их понимаете?

Как сердцу высказать себя? Мысль изречённая есть ложь.

Другому как понять тебя? Взрывая, возмутишь ключи,-

Поймёт ли он, чем ты живёшь? Питайся ими - молчи.

Азии похоронила его с нераспечатанным письмом. «Никто не знает, что за весть она послала любимому в вечность...» Как вы думаете, что могла написать Ази любимому? Запишите.

1.Без тебя жизнь потеряла смысл. 2. Спасибо тебе за то, что ты был в моей жизни.

3. Если бы не ты, я не научилась бы молчать, как хорошо, что ты научил смотреть меня в глубину. 4. Смысл жизни - это любовь. Ты научил меня этому, мой «маленький» громадный человечище… Как я без тебя… Научи…5. Пустой лист бумаги. (Это послание в вечность. Они без слов понимали друг друга.)

Почему Ази кричит в финале рассказа: «… ненавижу вашего Чехова! Не-на-ви-жу!» «Вы его не знали и знать не хотели! А я знала… я знаю его!»

Почему ненавижу вашего Чехова!» ( Коллеги не знали, не понимали Беликова, Химича. Наверное, можно продолжить этот ряд имён. Мы часто не хотим увидеть, услышать, понять другого. Почему? Может быть потому, что для этого нашей душе нужно потрудиться.)

О чём меня заставили задуматься герои Ю.Буйды? О том, что нужно понять человека. Принять его, пусть не такого, как все. Если не принять, то не отвергать, не презирать.

Заканчивая урок, хочу посоветовать:

  • Всматривайтесь в привычное - и увидите неожиданное;

  • Всматривайтесь в некрасивое - и увидите красивое;

  • Всматривайтесь в простое - и увидите сложное;

  • Всматривайтесь в частицы - и увидите целое;

  • Всматривайтесь в малое - и увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте…



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал