- Учителю
- Конспект урока по рассказу Н. С. Лескова 'Однодум' (10 класс)
Конспект урока по рассказу Н. С. Лескова 'Однодум' (10 класс)
Рассказ Н.С. Лескова «Однодум»
10 класс
Анализ рассказа. Это произведение создано для цикла «Праведники». Лесков попытался найти таких людей на Руси, какие похожи на праведников. Связующим звеном в этом произведении является мотив поиска и пути. Легенда о Рыжове стала источником написания произведения. «Праведники - или праведные - название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной мысли. Праведники могут быть лица местночтимые, как святые, но еще не канонизированные церковью». Лесков создал их праведную жизнь и процесс творения легенды о них, вскрывая отношения к ним окружающих. Это и будет вступлением на уроке. Домашнее задание: дать характеристику эпохи, в которой жил герой произведения. Итак, квартальный Рыжов. Его история не очень богата «приказного рода супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с почтою». В 26 должность квартального и был отмечен за службу орденом св. Владимира. Прожил почти 90 лет. Одна из характеристик героя «мелкотравчатый», указывает на его низкое происхождение (из мелких животных). Последнее сведение - сообщение, что ему дали крест св. Владимира, который даровал дворянство - это первый владимирский крест, пожалованный квартальному. Судьба улыбнулась герою. Он занял определенное положение в обществе. Но возникают два вопроса. Стояла ли перед Рыжовым цель - добиться более или менее серьезного общественного положения? Что особенно важно для повествователя: показать служебный путь Рыжова, внешние изменения в его жизни или его религиозно-нравственный опыт, глубинное содержание его личности? Внешние изменения в судьбе квартального - результат стечения случайных обстоятельств: приезд губернатора Ленского, который уважал в людях честность и справедливость. Сам был добрым. Любил Россию и русского человека. С другой стороны, поведение героя предсказуемо: в силу своих убеждений он не мог поступать по - другому. Для автора интересна система ценностных ориентаций героя, его миро переживание, мироведение, жизненная позиция, вечная и постоянная его дума, благодаря которой Рыжов оставался верен себе. Почему так? На это указывает прозвище «Однодум». Реплики автора и описания поведения героя, например, в период исполнения обязанностей городничего: «образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял». Автор использует художественный прием - совмещение временных пластов: сюжетного времени (времени описываемых событий или времени героя) и времени рассказывания (или времени повествователя), проспекции и ретроспекции в рассказе о герое. Время повествователя - время, когда об «Однодуме» сохранилась только память. Эта память вобрала знание всей жизни героя (история рода, служба, женитьба и др.), но при этом она избирательна: в памяти людей запечатлелись наиболее яркие, оригинальные, соответствующие именно духу героя события и факты. Временное распределение материала определило структуру рассказа: повествование о происхождении героя, характеристика и описание внешности составляют экспозицию; перечисление основных биографических фактов формирует сюжетный (событийный) ряд; эпизод приезда губернатора выделен как кульминация, короткий эпилог-развязка - сообщение о награждении и смерти Рыжова. Совмещение временных пластов - постоянное и оценочное сравнение старого и нового. Наслоение ретроспективного и проспектового планов в повествовании о Рыжове происходит во второй главе рассказа (13 глава). Эта глава завершающая. В первом случае автор вводит в рассказ воспоминание «старого человека, знавшего во время своей юности 80-летнего Рыжова, когда он уже прославился и заслужил имя «Однодума». Старый человек приводит воспоминание самого Рыжова о каком-то «дубе на болоте». Жизнь Рыжова можно условно разделить на два периода: «Все это созрело в нем давно, но обнаружилось в ту пору, когда он получил чин и стал искать другого места, не над болотом». Развитие Рыжова закончено, и наступило время деятельности, в котором он мог приложить правила, основанные им себе на библейском грунте. То есть период духовного созревания в период деятельности. Склонность героя к мудрствованию, философский взгляд ума как особенность, выделяющая его среди окружающих. Это подчеркивается постоянными прозвищами-именованиями Рыжова. Какими? Главное и часто употребляемое - «однодум». Это прозвище он получил по названию книги. Другие прозвища: «библейский муж», «полицейский философ» и «библейский социалист». Общая характеристика «философии жизни» героя дана в начале рассказа. Конкретные философские взгляды Рыжова в записях и высказываниях самого героя и комментариях автора-повествователя. Какие философские воззрения «прилагал к делу» квартальный Рыжов? Цитирование из рассказа: «в поте лица своего ешь хлеб твой», «даров не приемлю» и др. как герой исполнял свой долг? Описание первого дня службы; «устранения» будочников, исповедь, беседа с губернатором, рассказ о принятии ордена - все это свидетельствует о том, что Рыжов «честно служил и особенно не угождал никому; в мыслях своих отчитывался Единому». Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная и прочувствованная жизнь квартального вызвала уважение у «надменного» губернатора: «Характер ваш почтенен». Впечатление почтенности усиливается описанием внешности героя. В небольшом рассказе три зарисовки внешности Рыжова. «Молодой Рыжов породою удался в мать», «Городничий принял только его громадный рост», почтовая телега, в которой ехал Рыжов». Постоянно появляется в описаниях героя указание на его богатырство, становясь все более интенсивным. В первом отрывке это гипербола: «атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья». Во втором описании гипербола: «громадный рост, неутомимость в ходьбе». В третьем «богатырские руки и гигантская фигура». Определение «величественный» и сравнение с триумфатором как бы завершают создание портрета героя как необыкновенного человека. В описании поступка Рыжова в церкви, когда «благочестивый дух его всколебался и поднялся на высоту невероятную», проявилось то же видение и понимание личности героя автором-повествователем, что и в эпизоде, когда «сирота-мальчуган вопил встречь воздуху». Рыжов «дышал любовью и дерзновением». Он принял посвящение и пронес через весь его почти столетний путь. Окружающие неоднозначно воспринимают героя. Как чаще всего именуют героя жители Солигалича и автор-повествователь? Автор-повествователь: «загадочный чудак «Однодум», «библейский чудак», «этот чудак». Большинство наименований показывает, что в глазах обыкновенных людей он - не такой, как все, странный человек. Его многие просто не понимают, поэтому он одинок среди людей. Образ Рыжова - художественное воплощение национального характера, в котором подчеркнута его основная черта - религиозность. Это типичный праведник Лескова. Принимают сложившийся миропорядок как творение Бога, принимая, естественно, и государственное устройство, не подвергая сомнению авторитет власти. Это патриот, видящий смысл и основное содержание своей жизни в честном и результативном служении России. Таковы Постников «Человек на часах», Флягин «Очарованный странник», Левша «Левша». Почему рассказ помещен в самом начале розыска «о трех праведниках»? почему цикл не открывается написанными ранее повестью «Очарованный странник» (1873) или рассказом «Пигмей» (1876)? Это потому, что случайное стечение обстоятельств произошло. Встреча с А.Ф. Писемским, обиженным на все и всех, услышанная легенда о квартальном Рыжове. Прочитанные письма Н.В. Гоголя. Но может быть продуманность и закономерность цикла. Может в «Однодуме» полно выражен христианский комплекс идей и чувств, которые обусловили поведение героя, праведного человека. Может и в том, что Рыжов - образ сформированного человека, у которого мысли не расходятся с делом, ум и сердце в согласии. Этот образ назидателен и иллюстративен. Может быть?!