- Учителю
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Руководитель ШМО русского языка и литературы
_________ И.Г.Яншаева
протокол №____
от «____»___________ года
Согласовано
Заместитель директора
________ М.В.Петрова
«_____»_________201__год
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 32»
________ З.Я.Ишбаев
Приказ о введении в действие
№ ___от «___» августа 201_года
Рабочая программа
по предмету «Литература»
9 класс(г)
на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы: Литература 5-11 классы/ авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.П.Полухина, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2007г.
Составитель: учитель русского языка и литературы Алексеева Е.А.
Год составления программы: 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования (приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905) и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» (приказ от 31.08.2015 № 603) на 2015-2016 учебный год и программы: Литература 5-11 классы/ авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.П.Полухина - М.: «Просвещение», 2007г.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающегося, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Учащийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес обучающихся к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся. Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
-
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
-
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
-
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Литература».
В процессе общения с художественной литературой ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №32» на 2015-2016 учебный год предмет «Литература» изучается в объеме 3 часа в неделю, рассчитан на 33 учебные недели, что составляет 99 часов в год.
№
Название раздела
Кол-во часов по рабочей программе
примечание
1
Введение.
1
2
Литература Древней Руси
2+1
3
Из русской литературы XVIII века
7
4
Из русской литературы XIX века
45+13
5
Из русской литературы ХХ века
23+3
6
Античная лирика
4
Итого
99
Содержание учебного курса
1.Введение (1)
Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
2.Древнерусская литература (2+1)
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.
Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.
3. Литература XVIII века (7)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы образования и воспитания в комедии. Сатирическая направленность комедии.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Николай Михайлович Карамзин - писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Понятие о сентиментализме.
Жан-Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Понятие о литературном направлении. Классицизм (углубление понятия). Сатира (развитие понятия). Комедия как жанр драматургии. Виды комического (развитие понятий).
4. Русская литература XIX века (45+13)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.
XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.
Теория литературы. Понятие о романтизме (развитие представления).
Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Теория литературы. Конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).
Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.
Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественной литературе (начальные представления)
«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о саторе. Образ-символ (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Теория литературы. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
5. Поэзия XIX века
Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Русская литература XX - 29 часов(27+ 2 часа развития речи)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.
Максим Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: пейзаж и портрет в романтическом произведении, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.
Теория литературы. Развития понятия о романтизме.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
5. Русская поэзия XX века(23+3)
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия - главная тема есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».
Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью - потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».
Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени».
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.
«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).
6. Античная лирика. Катулл. Гораций (4)
Данте Алигьери «Божественная комедия».
У. Шекспир «Гамлет»
И.В.Гете «Фауст».
Требования к уровню подготовки выпускников.
Учащиеся должны знать:
-
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
-
Тексты художественных произведений.
-
Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
-
Типическое значение характеров главных героев произведений.
-
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
-
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
-
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
-
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
-
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
-
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
-
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
-
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
-
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
-
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
-
Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).
-
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
-
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
-
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Литература
Для учащихся:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочники:
-
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
-
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.
-
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
-
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.
-
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.
-
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы:
1.
2. Сеть творческих учителей
3.
4.
Контроль.
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
Сочинения: классных -5, домашних -3
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
по плану
проведения
Корректировка даты
Домашнее задание
1
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
Читать «Слово о полку Игореве».
Литература Древней Руси 3 часа
2
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы.
1
Стр.29, вопросы 1,2.
3
«Слово о полку Игореве». Поэтика.
1
4
Рр Художественные особенности «Слова о полку Игореве».
1
Выучить отрывок из «Слова о полку Игореве»
Из русской литературы XVIII века 7 часов
5
Характеристика русской литературы 18-го века. Гражданский пафос русского классицизма.
1
6
Вн.чт. Ж.-Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство. Черты классицизма в комедии Мольера.
1
7
М.В.Ломоносов - поэт, ученый. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». Прославление Родины, науки, просвещения.
1
Выучить отрывок стр.34. Подготовить подборку сообщений о Г.Р.Державине.
8
Г.Р.Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям», «Памятник». Высокий слог и ораторские интонации.
1
Ответить на вопросы 3,4 стр.48. Выучить одно из стихотворений Г.Р.Державине.
9
Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор содержания). Критика крепостничества.
1
Подготовить сообщение судьбе и личности Н.М.Карамзина
10
А.С.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия. Черты сентиментализма в произведении.
1
11
Н.М.Карамзин - писатель и историк. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы.
1
Прочитать до конца «Бедную Лизу»
Из русской литературы XIX века 58 часов
12
Поэзия, проза, драматургия 19-века. В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое». Возможности поэтического языка.
1
Подготовить рассказ о В.А.Жуковском, прочитать балладу «Светлана»
13
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.
1
14
К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений». Романтическая мечта о счастье. Лирический герой.
1
15
Е.А.Баратынский. Слово о поэте. «Муза», «Разуверение». Своеобразие любовных и психологических элегий.
1
16
Вн.чт. Д.Байрон. Личность и судьба поэта. Идеал жизни- борьбы в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..»
1
17
А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.
1
Прочитать 1,2 действия. Подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно начал свет глупеть…»
18
Анализ 1 действия. Фамусов и его роль в комедии.
1
Прочитать 2,3,4 действия. Выучить монолог Чацкого «А судьи кто…»
19
Анализ 2 действия. Развитие и углубление конфликта.
1
20
Анализ 3 и 4 действий. Кульминация и итог конфликта.
1
21
Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1
22
РрИ.А.Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.
1
23
Рр Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1
Написать сочинение
24
Вн.чт. Ю.Н.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара».
1
25
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Обзор.
1
26
Рр Обучение анализу стихотвореня. Стихи А.С.Пушкина о любви.
1
Выучить одно из стихотворений петербургского периода.
27
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
1
Прочитать поэму «Цыганы».
28
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.
1
Читать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
29
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Онегинская строфа.
1
Составить цитатный портрет Онегина и Ленского.
30
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
1
Составить цитатный портрет Татьяны и Ольги
31
Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С Пушкина. Татьяна и Ольга.
1
Выучить «письмо Татьяны» или «письмо Онегина»
32
Образы Онегина и Татьяны.
1
33
Основная сюжетная линия и лирические отступления.
1
34
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
1
Подготовить сообщение на тему: «Быт, культура и обычаи эпохи на страницах романа».
35
Рр Пушкинский роман в зеркале критики (В.Г.Белинский, Д.И.Писарев и др.)
1
Законспектировать критические отзывы о романе.
36
Рр Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1
37
Рр Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1
38
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения» и «злодейства».
1
Прочитать самостоятельно трагедию «Борис Годунов»
39
Вн.чт. О.Д.Бальзак. «Отец Горио». Власть денег в буржуазном обществе.
1
Подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове.
40
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви в поэзии.
1
Ответить на вопрос стр.45. Выучить стихотворение на выбор.
41
Образ поэта - пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.
1
42
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
1
Выучить наизусть стихотворение «Родина».
43
Рр Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»
1
44
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции.
1
Прочитать главу «Бэла».
45
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч».
1
Прочитать главу «Княжна Мери».
46
Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
1
Составить вопросы по тексту произведения.
47
Рр Обучение анализу эпизода в главе «Тамань».
1
Подумать над вопросом «Что есть любовь и дружба в жизни Печорина».
48
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
1
49
Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений».
1
50
Повесть «Фаталист» и ее композиционное значение.
1
51
Рр Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
1
52
Рр Подготовка к сочинению по роману.
1
53
Рр Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке».
1
Подготовить сообщение «Интересное о Гоголе».
54
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души». История создания.
1
Читать 1-6 главы.
55
Н.В.Гоголь. «Мертвые души». История создания. Особенности жанра, композиции.
1
56-57
Система образов поэмы «Мертвые души».
1
Подготовить вопросы для проверки знания текста 2 главы.
58
Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
1
Образ России в цитатах в поэме Гоголя. Подготовка к классному сочинению.
59
Поэма в оценках В.Г.Белинского.
1
60
Рр Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
1
Прочитать повесть А.Н.Островского «Бедность не порок».
61
Рр Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
1
62
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Петербургские повести».
1
63
А.Н. Островский. Слово о писателе. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета. Любовь в патриархальном мире.
1
Устное сочинение «Мне поручена роль…». Подготовить сообщение о судьбе и личности Ф.М.Достоевского. Читать повесть «Белые ночи».
64
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя.
1
Подготовить сообщение «Мое представление о главном герое».
65
Ф.М.Достоевкий. «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского.
1
66
Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Диалектика души главного героя повести «Юность».
1
Подготовить сообщение о судьбе и личности А.П.Чехова, прочитать рассказ «Смерть чиновника».
67
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказы «Смерть чиновника», «Тоска». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века.
1
Письменно ответить на вопрос: «Внутренний мир героев Островского, Толстого, Чехова.
68
Из поэзии 19 века. Н.А.Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет. Особенности творчества. Эмоциональное богатство русской поэзии.
1
Выучить одно из стихотворений А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.
69
Вн.чт. И.С.Тургенев «Первая любовь». Образ главного героя.
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века 26 часов
70
Жанры и направления русской литературы 20-го века. Разнообразие видов и жанров прозаических произведений, ведущие прозаики России.
1
Подготовить сообщение о И.А.Бунине. Прочитать рассказ «Темные аллеи».
71
И.А.Бунин - великий писатель России. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи».
1
Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».
72
Вн.чт. М.Горький «Мои университеты».Автобиографические моменты в произведении.
1
73
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести.
1
Прочитать рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
74
М.И.Булгаков. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения.
1
75
Поэтика Булгакова - сатирика. Прием гротеска в повести.
1
76
Рр Подготовка к сочинению по повести М.Булгакова «Собачье сердце».
1
77
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
1
Прочитать рассказ М.А.Шолохова «Родинка».
78
М.А.Шолохов «Судьба человека». Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова.
1
79
Вн. Чт. М.А.Шолохов. «Донские рассказы». Драматизм
1
ситуации в рассказе «Родинка».
Подготовить сообщение о А.И.Солженицыне. Прочитать рассказ «Матренин двор».
80
А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества.
1
Подготовить сообщение на тему «Поэзия Серебряного века».
81
А.И.Солженицын «Матренин двор». Жизненная основа притчи.
1
82
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
1
Прочитать стихи А.А.Блока, С.А.Есенина.
83
Поэзия А.А.Блока, С.А.Есенина.
1
Выучить стихотворение наизусть А.А.Блока (на выбор).
84
Рр Сочинение - анализ стихотворения.
1
85
В.А.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэта.
1
Подготовить сообщения о М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, Н.А.Заболоцком.
86
М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и любви. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
1
Выразительное чтение стихов Б.Л.Пастернака.
87
А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Белая стая», «Вечер», «Четки». Особенности стихотворений А.А.Ахматовой.
1
88
Вн.чт. Поэзия Б.А.Слуцкого, А.А.Вознесенского, Е.А.Евтушенко. Стихотворения о любви, природе, вечных ценностях.
1
89
Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий. Философская глубина лирики поэтов.
1
Прочитать отрывки из поэмы А.Т.Твардовского «Страна Муравия».
90
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Образ Никиты Моргунка.
1
Выразительное чтение стихов русских поэтов 19-20 веков: Н.Языкова, Н.Некрасова, А.Вертинского, Н.Заболоцкого.
91
А.Т.Твардовский. «Урожай», «Родное», «Матери». Интонация и стиль стихотворений.
1
92
Вн.чт. А.В.Вампилов «Старший сын». Особенности сюжета пьесы. Нравственные проблемы произведения.
1
93
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков: Н.Языкова, Н.Некрасова, А.Вертинского, Н.Заболоцкого. Романсы и песни как синтетический жанр.
1
Задание по группам (сообщение о Катулле, Горации).
94
Вн.чт. Проблемы героя современной военной прозы (В.Быков, В.Кондратьев, Г.Бакланов).
1
Домашнее сочинение «Закрывая последнюю страницу…»
95
Рр Сочинение «Герои Великой Отечественной…».
1
Античная лирика 4 часа
96
Античная лирика. Катулл. Гораций. Поэтическое творчество и заслуги стихотворцев.
1
Чтение фрагментов «Божественной комедии» Данте Алигьери.
97
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Философский характер произведения.
1
Чтение трагедии У.Шекспира «Гамлет».
98
У.Шекспир. Слово о поэте. Трагедия «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общее человеческое значение героев Шекспира.
1
Составить цитатную характеристику Гамлета и Офелии.
99
И.В.Гете. Слово о поэте. Трагедия «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.
1