- Учителю
- Статья «Система подготовки к ЕГЭ по литературе» (11 класс)
Статья «Система подготовки к ЕГЭ по литературе» (11 класс)
Автор статьи: Бандорина Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» г. Братска, Иркутской области
Статья «Система подготовки к ЕГЭ по литературе»
Подготовка к ЕГЭ по литературе - достаточно сложный и трудоемкий процесс, включающий целый комплекс приемов и методик преподавания. Качественно подготовиться к экзамену по литературе за несколько дней невозможно, так как успешная сдача экзамена по литературе связана с прочтением большого количества художественных произведений.
Подготовка к экзамену по литературе требует системного подхода. Успех обеспечивается такой системной работой, которая будет начинаться со среднего звена. Например, уже в 5 классе ученики овладевают литературоведческими понятиями, которые есть в кодификаторе:
Художественная литература как искусство слова. Фольклор. Жанры фольклора. Жанры литературы: рассказ, поэма, лирическое стихотворение, песня, элегия. Тема. Идея. Сюжет и т.д.
Подготовку к ЕГЭ каждый учитель должен начинать с собственной теоретической базы, касающейся особенностей, процедуры экзамена. Обновления требуют и методические приёмы, которые позволят включать элементы подготовки к ЕГЭ в формат урока.
Следующие компоненты системы являются обязательными:
1.Знакомство с целями и объектами контроля.
2.Изучение контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе: кодификатора элементов содержания спецификации.
3. Чёткое представление структуры экзаменационной работы, опираясь на демонстрационный вариант КИМ.
4. Тщательное изучение аналитических отчетов ФИПИ о результатах экзамена. Это позволит обозначить сложные моменты и следовать рекомендациям по подготовке к ЕГЭ по литературе.
5. Включение в контекст урока заданий, сформулированных в части 1(№ 8,9,15,16).
6. Использование проблемных вопросов, сформулированных в части 2 в качестве промежуточных и итоговых письменных работ по литературе. Обучение полноформатному письменному высказыванию.
7. Обязательное освоение минимума определенных стандартом образования и входящих в содержание ЕГЭ теоретических понятий и отработка приёмов применения этих знаний в анализе художественного текста.
Спецификация, кодификатор (самый важный документ, включающий список произведений, которые необходимо прочитать, требования к уровню подготовки выпускников), демонстрационный вариант КИМ (позволит чётко представить структуру, количество заданий, форму, уровень сложности экзаменационной работы) размещены на сайте ФИПИ.
Изучение аналитических отчётов ФИПИ о результатах экзамена позволит обозначить проблемные поля: выпускники затрудняются в указании литературного рода, жанра, направления, течения, а также ряда общих особенностей композиционной и образной структуры художественного текста. Недочеты, допущенные экзаменуемыми при написании сочинения (часть 2) и ответов в объеме 5-10 предложений (задания № 8,9,15,16), связаны с недостаточной сформированностью умений анализировать и интерпретировать художественное произведение в его родо-жанровой специфике; сопоставлять литературные произведения, явления и факты, опираясь на общее представление об историко-культурном контексте, осмысливать их место и роль в историко-литературном процессе; строить письменное монологическое высказывание на литературную тему. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что отсутствие на экзамене текста художественного произведения, по которому выполняется задание 2, определенным образом сказывается на результатах написания сочинения по сравнению с уровнем выполнения выпускниками заданий 1 части работы по тем же произведениям. В связи с этим следует указать на необходимость основательного повторения данного раздела программы в выпускном классе, а также заучивания наизусть цитат из программных произведений. Значительные трудности при написании выпускниками сочинений, связаны с незнанием текстов художественных произведений. Создание собственного речевого высказывания (часть 2 задания 17.1 - 17.3) по-прежнему вызывает затруднения у многих экзаменуемых, что объясняется как недостаточным знанием текстов художественных произведений, так и неумением аргументировать свои суждения, привлекая при этом теоретико-литературные знания.
В связи с этим в практике школьного преподавания
- следует увеличить количество специальных уроков по обучению написанию сочинения и аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся.
- Рекомендуется также систематически включать в учебную работу письменные задания небольшого объёма, требующие точности в выражении мысли и твёрдого знания фактов.
- Особое внимание следует уделять формированию у учащихся навыка «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей.
Поскольку вопросы части 1 являются типичными для произведений, принадлежащих одному и тому же роду литературы, необходимо объединить их в отдельные блоки. Особенность в том, что практически на каждом уроке надо включать в анализ литературного произведения вопросы, сформулированные в данных блоках. Каждый обучающийся 9-11 класса имеет распечатку данного материала, которая помещена в тетради и активно используется на уроках.
Также необходимо организовать и другую работу с использованием данного материала. Систематический этап работы на уроке - «Тысяча вопросов и ответов». Ученики самостоятельно составляют вопросы по литературным произведениям, используя данные формулировки и включая конкретные примеры из текста.
Типичные вопросы по эпическим произведениям
1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»?
Внутренний монолог
Типичные вопросы по драматическим произведениям
1Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? Внесценические
Типичные вопросы по лирическим произведениям
1. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? Инверсия
Организация работы по части С.
Организация работы по части 2 направлена на развитие умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему: выстраивать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и иллюстрациями, соблюдать речевые нормы. Конечно, создание полноформатного, собственного речевого высказывания (задания 17.1 -17.3) по-прежнему вызывает затруднения у многих экзаменуемых, что объясняется как недостаточным знанием текстов художественных произведений, так и недостаточным умением использовать теоретико-литературные знания, формулировать и обосновывать те или иные суждения, аргументировать их при помощи самостоятельно подобранных примеров. Поскольку данная часть экзаменационной работы является самой сложной, но и самой высоко оцениваемой по баллам, то усиливается необходимость более продуманной и качественной подготовки обучающихся к написанию развернутого высказывания. Успешная подготовка к экзамену неразрывно связана с совершенствованием методики обучения сочинению. Убеждена, что у каждого творческого учителя накоплен достаточно большой опыт в этом направлении.
Прежде всего, учитель должен чётко представлять, на какие проблемные вопросы должен будет ответить выпускник в части 2. Далее в работе предложены примерные формулировки проблемных вопросов, которые использованы разработчиками КИМов. При изучении художественных произведений, включённых в кодификатор, выстраивается работа таким образом, чтобы данные вопросы были включены в анализ произведения. Темами для промежуточных или итоговых письменных работ по литературе также являются данные проблемные вопросы.
Рекомендую пособие «Литература. Для поступающих в ВУЗы и подготовки к ЕГЭ» В.Е. Красовского, А.В. Леденева.- М.: АСТ, 2014.
Таким образом, подготовка к ЕГЭ по литературе - достаточно сложный и трудоёмкий процесс, включающий целый комплекс приёмов и методик преподавания.