7


  • Учителю
  • Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» (10 класс)

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»Цели: ознакомиться с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;             рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики;             показат
предварительный просмотр материала

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»

Цели: ознакомиться с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;

рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики;

показать трагичность мироощущения поэта;

Оформление: на стене портрет М. Цветаевой. Возле него, на драпировке, - листья клёна, гроздья рябины. На столике под портретом - подсвечник с тремя свечами, цветы. Рядом сборники стихотворений А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой.

Ход мероприятия

1чтец. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2 чтец. Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть

3 чтец. «Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра, родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». И очень рано начала учить меня музыке, напевая мне гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

(Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали», зажигаются свечи под портретом)

4 чтец. Кто создан из камня, кто создан

из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан

из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещёна -

и в полёте

Своём - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце,

сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье,

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - весёлая пена -

Высокая пена морская!

5 чтец. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть - книги. С шести лет Марина писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

(Звучит музыка Ф. Шопена)

6 чтец. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:

« В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей рано осенью - в 27 лет. Увеличенная фотография - тёмноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

1 чтец. Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушка»:

Продолговатый и твёрдый овал

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! - Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица -

Локоны в виде спирали.

Тёмный, прямой

и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? -

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен,

И ветер был свеж,

Тёмные звёзды погасли.

- Бабушка! - Этот жестокий мятеж

В сердце моём - не от вас ли?...

2 чтец. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан

перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт,

что ближайшим друзьям -

Нет места. В изголовьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли - и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то на что-то похож

Почёт сей, почётно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как,

молве вопреки

Монарх по поэте печётся!

Почётно - почётно - почётно - архи -

Почётно,- почётно - до чёрту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -

Умершего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв»

3 чтец. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и др. талантливейшими людьми конца XIX - начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являющиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру - Александру Блоку:

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твоё - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твоё, - ах, нельзя! -

Имя твоё - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток

С именем твоим - сон глубок.

4 чтец. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.

(Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс».)

5 чтец. Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена,

не на бумаге! -

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал

без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

(Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)

6 чтец. Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть

смешной -

Распущенной - и не играть словами.

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное моё, мой нежный, не

Упоминаете ни днём, ни ночью - всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши негулянья под луной,

За солнце, не унес над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

(Звучит музыка Е. Доги из кинофильма «Гонки по вертикали»)

1 чтец. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком , поднятым над плечами, её золотистая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Эта не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её - во внутреннем».

(Продолжает звучать музыка)

2 чтец. Тихо плещет море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:

В огромном липовом саду -

Невинном и старинном -

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном.

Вдыхая тёплый запах нив

И зреющей малины,

Пробором кудри разделив…

Тугого шёлка шорох.

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень.

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы…

3 чтец. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

( Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс»)

(Гаснут свечи. В зале зажигается свет.)

4 чтец. Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на 3 с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно - перекричать разлуку -

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь войн,

Пусть странствует она -

свечой под праздник -

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер верный мой свидетель,

До милых донеси.

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

5 чтец. И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты в погудке дождей и бед -

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку - на весь тот свет!

Здесь - мои обе заняты.

6 чтец. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине).

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

5 чтец. «Я раскрыла листок. В нём 2 строчки от друзей: «Марина погибла 2 года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».

(Звучит «Реквием» М. Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в эту бездну…»)






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал