7


  • Учителю
  • Конспект урока литературы на тему Образ Емельяна Пугачёва. Историческая правда и художественный вымысел.

Конспект урока литературы на тему Образ Емельяна Пугачёва. Историческая правда и художественный вымысел.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Проект учебного занятия по литературе.





Учитель Потапова Тамара Викторовна, высшая к.к.

Тема: Образ Емельяна Пугачева.

Историческая правда и художественный вымысел.

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Тип занятия - урок комплексного применения знаний.

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ", выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Педагогические технологии: проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

2. А.С. Пушкин "История Пугачева".

3. М.Цветаева "Пушкин и Пугачев"

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.





Или волк, или человек; добрый человек; дорожный; мужичок; посажённый отец; бродяга; собака; разбойник - все эти слова звучат во второй главе «Капитанской дочки» и обращены к одному человеку. Имя его ещё не названо, ещё и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Петра Гринёва, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строиться личность масштабная и противоречивая.

Тема сегодняшнего урока «Образ Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел».

Какие цели мы поставим перед собой?

В исследовании образа Пугачёва мы пойдём путём Пушкина. А как он работал над этим образом?

Конечно, он изучал документы.

II. Изучение нового материала.

  1. Вот и мы начнём с исторического материала. Каждая из групп сейчас изучит один из исторических материалов. Свои выводы о характере Пугачёва, а может быть и о соответствии исторического образа литературному сообщите через семь минут.

Групповая работа. Изучение документальных источников.

  1. Выступление обучающихся. Выводы.





  1. Работа по группам (10 минут):

  • Литературоведы - изучают приёмы создания образа Пугачёва, развитие его в романе.

  • Лингвисты - анализируют речевую характеристику Пугачёва; работают со словарными статьями.

  • Искусствоведы изучают портреты Пугачёва, делают выводы.

  • Практики работают с текстом произведения.

  • Аналитики обобщают всё сказанное нами сегодня, готовят выводы урока.





  1. Представление результатов работы по группам:

  • Итак, первая встреча с Пугачёвым (пересказ сцены метели).

  • Работа с понятием «художественный образ» - образ метели.

  • Найдите обращение Гринева к вожатому, когда он вошел

    в горницу, прочитайте их диалог:

«- Где же вожатый? - спросил я у Савельича.

- Здесь, ваше благородие, - отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.

- Что, брат, прозяб?

- Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!» и т.д.

Чем необычно такое обращение? (Нарушены социальные условности: дворянин в босяке, мужике увидел брата.)

  • Роль сна в раскрытии идеи.

К этому сну мы будем обращаться неоднократно, т.к. он пророческий.

  • Как характеризует Пугачёва «воровской разговор»? - выступление лингвистов.

Как в речи вожатого отражается веселая удаль? (Рифмованный строй речи этого человека вызывает чувство легкости и лукавства, скрытой силы и талантливости.)

  • Как наутро благодарит Гринев спасителя? (Он хочет подарить ему полтину1 денег на водку, а затем, когда прижимистый Савельич, верный страж барского добра, возражает, приказывает отдать вожатому свой заячий тулуп.)

  • Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!.. Ты видишь, что дитя не

    смыслит, а ты и рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!»)



Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу. Савельич прав в том, что подарок бессмыслен (дело даже не в том, что тулуп дорог). «Ты же изволил подвезти его к постоялому двору!» Действительно, не только вожатый спас путников, но и они подвезли его, одиноко бредущего, плохо одетого, к умету. Да и не налезает юношеский тулуп на «окаянные плечища».



  • А как реагирует бродяга на «барский» подарок? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...». Он кое-как умудрился и надел его (тулуп), распоров по швам. «...Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)

  • Почему такие теплые слова говорит вожатый за не подходящий ему тулуп? (Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. И помог

    этому, по контрасту, именно Савельич. Два отношения к человеку: для одного - «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благодарности Гринева не просто благодарность.

    Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к его достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунственно».)'

  • Что же такое милосердие? (Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, вызванная такими чувствами.)2



  • Чем можно ответить на милосердие? Чем его измерить? (Только милосердием же.)

  • Выступление искусствоведов.





  1. Подведение итогов урока:

1. Пушкин не изменил исторической правде.

2. Характер Пугачева противоречивый.

3. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек":

  • способен проявить милость и благодарность;

  • способен оценить честь и мужество противника.

4. В двух произведениях о Пугачеве решаются разные задачи.

5. В произведении "Капитанская дочка" поставлена проблема бунта и милосердия.

1</<font face="Times New Roman, serif"> Полтина - то же, что полтинник (50 копеек). См.: Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1983. С. 270.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал