- Учителю
- программа для 8 класса (соответствует ФГОС) по программе В. Я. Коровиной
программа для 8 класса (соответствует ФГОС) по программе В. Я. Коровиной
Образовательная программа (соответствует ФГОС) по литературе 8 класс с календарно-тематическим планированием
ВОСЬМОЙ КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ - 1 ч.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 3ч.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…» .Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 3 ч.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема
воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 37 ч.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и
поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С..Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Гринёв - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой
(начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-поэтическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представления). Художественная
деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет.«Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие
представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА -16 ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни», Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их
психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи», JI. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.
Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); 3. Гиппиус.«Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 5 ч.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического
произведения.
Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением, отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
8 класс
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Введение (1 ч).
Русская литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Участие в коллективном диалоге. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом.
Устное народное творчество (3 ч).
Русские народные песни. «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки. Предания: «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Развитие представлений о народной песне, частушке, предании.
Практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «народная песня», «частушка», «предание».
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Восприятие текста народных песен, частушек, преданий и их выразительное чтение (исполнение).
Из древнерусской литературы (2 ч).
«Житие Александра Невского» (фрагменты).
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести. Понятие о сатирической повести как жанре древнерусской литературы.
Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII века. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Формулирование вопросов по тексту произведений. Характеристика героев литературы XVII века и их нравственная оценка.
Из литературы XVIII века (3 ч).
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены).
Понятие о классицизме.
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов комедии. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Из русской литературы XIX века (37ч).
И. А. Крылов. «Обоз». Развитие представлений о басне, её морали, аллегории.
К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака».
Понятие о думе.
А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). «История Пугачёва» (отрывки). «Капитанская дочка».
Начальные представлении об историзме художественной литературы, о романе, о реализме.
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Понятие о романтической поэме.
Практические работы.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Анализ ключевых эпизодов поэмы: «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой» и др. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в поэме.
Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Шинель».
Развитие представлений о комедии. Развитие представлений о сатире и юморе.
Практические работы.
Анализ ключевых эпизодов повести и комедии: «Первая встреча Хлестакова и городничего», «Сцена вранья», «Последний монолог городничего», «Башмачкин заказывает шинель», «Утрата шинели», «Привидение».
И.С. Тургенев. «Певцы».
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Понятие о пародии.
Практические работы.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление плана сообщения о средствах создания комического в романе.
Н. С. Лесков. «Старый гений».
Развитие представлений о рассказе и о художественной детали.
JI. Н. Толстой. «После бала».
Развитие представлений об антитезе, о композиции.
Практические работы.
Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор).
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…»;
М.Ю.Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»;
А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».
Практические работы.
Сопоставительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения.
А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии).
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение басен. Формулирование вопросов по тексту басни. Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Устный рассказ о писателе и истории создания произведения. Выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге
Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и
творчестве поэта. Выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Различные виды пересказов.
Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Составление плана характеристики героя. Составление сравнительной характеристики героев и произведений.
Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительной чтение поэмы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Характеристика сюжета поэмы, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Составление характеристики героев.
Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов комедии, повести. Формулирование вопросов по тексту произведения. Выделение этапов развития сюжета комедии.
Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.
Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа.
Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента рассказа.
Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа.
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.
Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа.
Из русской литературы XX века (16 ч).
И. А. Бунин. «Кавказ»; А. И. Куприн. «Куст сирени». Развитие представлений о сюжете и фабуле.
Практические работы:
Проект: Составление компьютерной презентации «Лики любви в рассказах русских писателей» (по рассказам Л. Н. Толстого, А. П.Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна).
А. А. Блок. «Россия». С. А. Есенин. «Пугачёв».
Начальные представления о драматической поэме.
И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем».
Практические работы.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Анализ эпизода «Получение гонорара за рассказ».
Писатели улыбаются.
Тэффи, О. Дымов, А. А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко. «История болезни»; М. А. Осоргин. «Пенсне»
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин».
Развитие понятия о фольклоризме литературы.
Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне (обзор). М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; В. Окуджава. «Песенка о пехоте»; А. Фатьянов «Соловьи»;
Л. Ошанин. «Дороги».
В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Развитие представлений о герое-повествователе.
Практические работы.
Составление сообщения о герое-повествователе. Подбор цитат и материалов на тему «Отражение военного времени в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой
меня нет».
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор). И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне,
скворец, уголок…»; Н. Рубцов . «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»; Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок), 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон -Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин . «У птицы есть гнездо…».
Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведений. Характеристика сюжета рассказов, их тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Составление характеристики героев.
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения и поэмы.
Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведений.
Устный рассказ о писателях, их журнале, произведениях, истории их создания.
Устный или письменный ответ на вопрос по тексту. Участие в коллективном диалоге.
Подбор цитат из текста по заданной теме.
Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания.
Выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос по тексту.
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания. Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение, песен. Участие в коллективном диалоге.
Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Характеристика тематики, проблематики, идейно-
эмоционального содержания рассказа.
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения и поэмы.
Из зарубежной литературы (5 ч).
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты: «Её глаза на звёзды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).
В. Скотт. «Айвенго».
Устные рассказы о писателях. Выразительное чтение рассказов. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Нравственная оценка героев произведений.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты обучения
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго
8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. Материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. - 10 изд. - М.: Айрис- пресс, 2010. - 224 с. - (Домашний репетитор).
10. Коровина В. Я., Журавлев В. П, Коровин В. И., Збарский И. С. Литература: 9 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной
11. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим…: 9 класс: Дидактические материалы по литературе. - 256 с.: ил. - Обл.
16. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
-
Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).
Интернет ресурсы :
Художественная литература:
3. -russian.chat.ru - Древнерусская литература
4. .klassika.ru - Библиотека классической русской литературы
5. .ruthenia.ru - Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. .rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. .1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. .fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Материально-техническая база:
Мультимедиа проектор
Принтер MONO
Активная акустическая система
Компьютер
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
час
Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Тип урока.
Виды контроля
д/з
Дата план
Дата факт
1
Введение. Литература и история.
1
Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.
Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.
Беседа. Тестирование. Выявить связь истории и литературы.
Формирование стартовой мотивации к обучению.
Вспомнить жанры УНТ, закончить письменную работу о своем читательском взрослении
Тема 1. Устное народное творчество (3 часа)
2
Отражение жизни народа в народных песнях.
1
Выявят особенности художественной формы фольклорных произведений.
Урок чтения и обсуждения. Анализ лирических песен и частушек. Аудио, выразительное исполнение частушек и песен.
Чтение, исполнение русских нар. песен,
3
Предания как жанр русской народной прозы.
1
Выявят особенности содержания и художественной формы преданий Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания
Выразительное чтение фрагментов.
Урок чтения и обсуждения. Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания.
Пересказ с использованием лексики предания
4
Частушка как малый песенный жанр.
1
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы.
Восприятие текста народных песен, частушек, преданий и их выразительное чтение (исполнение).
сочинение частушки на шк. тему
Древнерусская литература (2 часа)
5
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.
1
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Выявят особенности содержания и формы воинской повести и жития. Рассказ учителя. Беседа. практикум.
Анализ текста
Выразительное чтение по ролям фрагментов повести
.
6
Вн. чт.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
1
Особенности поэтики бытовой сатирической повести
Урок внеклассного чтения.
Стр. 29-30 пересказ статьи
Литература VIII века (3 часа)
7
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе.
1
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Определяют сатирическую направленность комедии. Выявляют проблему воспитания истинного гражданина.
Беседа.
Чтение по ролям.
Выразительное чтение по ролям,
8
Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1
Обобщение и систематизация знаний.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Обучатся анализу эпизода драматического произведения
Практикум
Подготовиться к сочинению
9
Контрольная работа № 1
1
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Урок развития речи.
Письменная работа «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»
Инд. сообщение об И.А. Крылове
Из русской литературы XIX века (34 часа)
10
И.А.Крылов. Слово о поэте.
1
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Определяют мораль басен. Находят сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.
Урок чтения и обсуждения. Выразительное чтение, осмысление текста
Наизусть инд. - инсценирование «Лягушки…»
11
И.А.Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.
1
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Определяют Многогранность личности баснописца. Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе
Находят незнакомые слова, объясняют.
Урок - практикум.
Викторина «Из каких басен взяты строчки?»
Придумать басню
12
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.
1
Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Познакомятся с характерными жанровыми особенностями думы.
Рассказ учителя
Конспект «Слово о поэте», чтение стихов
Выразительное чтение
13
А.С.Пушкин. Слово о поэте.
1
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Составят представление об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Урок чтения и обсуждения.
Чтение теории с последующим пересказом
Вспомнить «Капитанскую дочку», подготовиться к семинару
14-15
А.С.Пушкин и история.
2
Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.
Углубляют представления об исторической теме в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах). Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.
Гражданский патриотизм.
Семинар, подготовленные сообщения, доклады, презентации
16
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выделяют и формулируют проблему.
Знакомятся с историей создания произведения, героями и их историческими прототипами.. Уважение личности и ее достоинства.
Рассказ учителя. Беседа.
Худ. пересказ отрывка
17
Гринев: жизненный путь героя.
1
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Умеют определять тему, основную мысль,
Дают нравственную оценку личности героя. Умеют сопоставлять.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
Урок - практикум.
Устный рассказ. Составление сравнительной характеристики героев.
Заполнение таблицы
18
Семья капитана Миронова.
1
Умеют определять тему, основную мысль,
Дают нравственную оценку личности героя. Умеют сопоставлять.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
Урок - практикум.
Устный рассказ. Составление характеристики героини.
Сообщение «Маша - нравственный идеал П.»
19
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.
1
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Сравнивают описание пугачевского восстания в романе и историческом труде Пушкина. Сделают вывод об авторской оценке народного восстания.
Урок - практикум.
Устный рассказ. Беседа
Каким я увидел Пугачева в романе?
20
Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».
1
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Обмениваются знаниями между членами группы
Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
Урок внеклассного чтения.
Выявление уровня начитанности по роману
Чтение «Пиковая дама»
21
А.С.Пушкин «Пиковая дама».
1
Выявляют проблему человека и судьбы. Рассматривают система образов персонажей в повести. Останавливаются на образе Петербурга. Определяют композицию повести. Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.
Выразительное чтение, монологическое высказывание.
Подготовиться к к/р
22
Контрольная работа № 2 по творчеству Пушкина
1
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Урок контроля.
Повторить весь материал по тв-ву М. Ю. Лермонтова
23
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)
Семинар. Устные выступления
24
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.
1
Усовершенствуют умение характеризовать романтического героя.
Слово о писателе. Составление цитатного плана
До гл. VIII
25
Особенности композиции поэмы «Мцыри».
1
Восприятие текста.
Характеристика сюжета произведения, тематики, проблематики, идейного содержания.
Определить роль описаний пейзажа в поэме.
Урок - практикум.
Поиск цитат
Наизусть отрывок
26
Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении
1
Разовьют представление о жанре поэмы, изучат особенности композиции поэмы.
Урок-практикум.
Анализ глав
Подготовиться к к/р
27
к/р № 3 Подготовка к сочинению
1
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Урок контроля. Письменный ответ на вопрос
28
Н.В.Гоголь. Слово о писателе.
1.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют отношение автора к истории, исторической теме в художественном творчестве.
Слово о писателе.
Беседа. Инсценирование.
Стр. 247 - 250 (учебник), чтение по ролям I и II действия
29
Н.В.Гоголь . «Ревизор»
1
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Определяют комедию как социальную «со злостью и солью». Изучают история создания комедии и ее первой постановки.
Знакомство с новым жанром.
Чтение по ролям III д.
30
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
1
Находят Приемы сатирического изображения чиновников.
Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
Урок - практикум.
Тест.
Чтение по ролям. Беседа
По ролям IV д., инд. - инсценировка сцен
31
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».
1
Хлестаковщина как нравственное явление
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.
Урок - практикум.
Беседа по вопросам, работа в группах, составление характеристики героев
По ролям V д.,
Инд.: сообщения из книги Ю. Манна
32
Подготовка к домашнему сочинению
1
Определяют особенности композиционной структуры комедии.
Урок развития речи.
Сообщения учащихся
Сочинение по одной из тем
33
Н.В.Гоголь «Шинель».
1
Вспоминают образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)
Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
Рассказ учителя, беседа Анализ текста, выборочное чтение
Цитатная хар-ка героя
34
Мечта и реальность в повести «Шинель».
1
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Дают устные ответы на вопросы.
Делают вывод о месте фантастического в повести, составляют представление об образе Петербурга
Урок - практикум.
Поиск информации о Петербурге
Закончить характеристику Петербурга
35
М.Е.Салтыков - Щедрин. «История одного города». (отрывок).
1
Слово о писателе, редакторе, издателе. Определение художественно-политической сатиры на общественные порядки.
сделают вывод о средствах создания комического в произведении
Слово о писателе (презентация)
анализ эпизода
36
Обучение анализу эпизода
1
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Дают устные ответы на вопросы.
Урок развития речи
Подготовиться к к/р
37
Контрольная работа № 4
1
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Урок контроля.
«Проблемы и герои произведений М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова- Щедрина»
38
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений».
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Знакомятся с биографией, творческим путем писателя.
Определяют нравственные проблемы рассказа.
Развивают понятие о жанре рассказа. Составляют представление о художественной детали как средстве создания художественного образа.
Беседа. Монологические высказывания
Пересказ 1 из эпизодов;
Рассуждение «Кто виноват в страданиях героини?»
39
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала».
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Определяют социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Дают характеристику образ рассказчика и главным героям.
Урок чтения и обсуждения. Слово о писателе. Знакомство с эпизодами
Анализ текста, чтение выборочное.
Составить сложный план текста
40
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала».
1
Выделяют особенности композиции. Определяют в чем психологизм рассказа
Умеют слушать и слышать друг друга.
Основы социально-критического мышления.
Урок - практикум. Сбор материала о героях, его отношения с другими
Пересказ от лица другого героя
41
Вн. чт.: Л.Н.Толстой «Отрочество»
1
Определяют нравственные проблемы повести
Урок внеклассного чтения. Чтение и определение проблемы: отцы и дети
Чем близка мне повесть?
42
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Урок чтения и обсуждения.
Выразительное чтение, анализ стихов
Наизусть
43
А.П.Чехов. Слово о писателе. Психологизм рассказа.
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.
Определяют, в чем психологизм рассказа.
Описывают содержание совершаемых действий.
Уважение ценностей семьи.
Рассказ учителя. Беседа.
Ответ на вопрос
Из литературы XX века (19 часов)
44
И.А.Бунин. Слово о писателе.
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют проблематику рассказа «Кавказ».
Находят, в чем мастерство И.А.Бунина-прозаика.
Рассказ учителя, беседа.
Выразительное чтение, обсуждение
Стр. 65 - 66 (учеб), «Как проявился историзм И.А. Бунина?»
45
А.И.Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени».
1
Усовершенствуют умения выявлять нравственную проблематику рассказа, развивают понятие о фабуле и сюжете.
Рассказ учителя, беседа.
Выборочное чтение
Закончить таблицу, дать сравнительную хар-ку героев
46
Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна
1
Выделяют и формулируют проблему.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»
Сочинение
47
А.А.Блок Слово о поэте.
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют историческую тему в творчестве А. Блока. Образ Росси и ее истории.
Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выразительного чтения С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Слово о поэте. Презентация, беседа.
Наизусть стих
48
С.А.Есенин. Слово о поэте.
1
Расширят знание биографии писателя. Разовьют понятие о драматической поэме.
«Пугачев» - поэма на историческую тему.
Рассказ учителя, беседа.
Выразительное чтение.
Наизусть
49
Образ Пугачева в литературе
1
Подводят итог, каков образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Проявляют сформированность интеллектуальных общеучебных умений.Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Урок - конференция.
Индивидуальные сообщения, групповая работа
Подготовка к сочинению
50
Образ Пугачева в литературе
1
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Урок развития речи.
Чтение «Как я стал писателем»
51
М. Горький.
Слово о писателе.
1
Знакомятся с биографией писателя, с историей, ставшей основой рассказа «Челкаш».
Отмечают психологизм Горького, проследив, как меняются чувства героев, как идет развитие образа.
Рассказ учителя. Беседа.
Комментированное чтение
Сопоставить героев
52
Вн. чт. И.С.Шмелев. Слово о писателе.
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Познакомятся с биографией писателя.
Выявляют, как повлияли воспоминания на пути к творчеству.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Знакомство с новым жанром,
Работа с книгой
Чтение «Пенсне»
53
Вн. чт. М.А.ОсоргинСлово о писателе.
1
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Выясняют, как сочетаются реальность и фантастика в рассказе «Пенсне»
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Рассказ учителя.
Выступления учащихся «Устный журнал»
Подготовиться к к/р
54
к/р № 5 по творчеству Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина
1
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Урок контроля
55
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».
1
Знакомятся с основными вехами военного и творческого пути писателя.
Передают разговорные интонации.
Находят картины фронтовой жизни в поэме.
Работа с учебником, индивидуальные сообщения
Инсценирование глав
56
Василий Теркин - защитник родной страны.
1
Продолжают обучение анализу глав.
Дают к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера.
Учатся инсценировать прочитанное.
Определяют новаторский характер образа Василия Теркина.
Практикум.
Выразительное чтение и инсценирование эпизодов.
Наизусть отрывок
57
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»
1
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Усовершенствуют навык анализа композиции поэмы.
Практикум.
Выразительное выборочное чтение
Сообщение «Теркин - кто же он такой», «поэма - энциклопедия ВОВ»
58
А.А.Платонов Слово о писателе.
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.
Находят картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»
Урок внеклассного чтения.
Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне
Дочитать рассказ
59
Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне
1
Продолжают обучаться выразительному чтению стихов.
Высказывают свои мнения.
Определяют тему произведения.
Воспитывается глубокое уважение к ветеранам
Урок чтения и обсуждения. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне
Наизусть 1 из стихотворений
60
В.П.Астафьев. Слово о писателе.
1
Знакомятся с укладом сибирской деревни довоенного времени.
Отмечают особенности сюжета.
Наблюдают за красочностью языка.
Знакомятся с понятиями «динамический», «адинамический» сюжет, «внесюжетные элементы»
Урок чтения и обсуждения.
Составляют словари непонятных слов
Выразительное чтение или худ пересказ отрывков
61
Классное чтение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
1
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Любовь к людям
Семинар. Беседа о прочитанных произведениях о войне
конспект
62
Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе.
1
Знакомятся с поэтами русского зарубежья.
Восстанавливают культурную память.
Продолжают работу над выразительным чтением
Урок чтения и обсуждения.
Стр. 264 - 265 (уч.)
Наизусть 1 стих
Зарубежная литература (5 часов)
63
У.Шекспир. Слово о писателе. Сонеты
1
Знакомятся с основными страницами жизни и творчества Шекспира.
Определяют, что такое «сонет».
Выявляют идеи сонетов.
Урок чтения и обсуждения.
Пересказ статьи, чтение сцен по ролям
Выразительное чтение
64
«Ромео и Джулетта».
1
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Находят сцены поединка семейной вражды и любви
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Обучение анализу
запись понятий «трагедия», «комедия»
65
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».
1
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Развивают понятие о классицизме, о сатирическом, делают вывод об общечеловеческом звучании комедии. Готовность к равноправному сотрудничеству
Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
дочитать
66
Вн. чт.: Дж. Свифт. Слово о писателе.
1
Определяют «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство
Урок чтения и обсуждения. Чтение и осознание
Ответить на вопросы (в тетради)
67
Вн. чт. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго»
1
Знакомятся с биографией писателя.
Делают обзор глав «Айвенго», Связывают произведение с историей.
Семинар по главам романа.
68
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе
1
Обобщают и систематизируют знания изученного в 8 классе
Итоговый урок
5. Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся.
- сочинение на литературную тему
- выразительное чтение наизусть
- монологический устный ответ
- анализ эпизода
- сенквейн
- реферат
- сообщение
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующимикритериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл
Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок