7


  • Учителю
  • Д о к л а д на 'Педагогическая этика в деятельности преподавателя организации ТиПО'

Д о к л а д на 'Педагогическая этика в деятельности преподавателя организации ТиПО'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Шынгырлауский колледж













Д о к л а д

на тему: «Педагогическая этика в деятельности преподавателя организации ТиПО»









Преподаватель русского языка и литературы:

Кинжегалиева К.Х.



Уральск-2015

Ничто не ценится так дорого и

не стоит так дешево, как вежливость.

Сервантес

1. Введение.

Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы назвать и веком культуры.

Дело не только в том, что многие культурные ценности, бывшие раньше достоянием избранных аристократических кругов, стали в нашей стране доступны широким массам читателей, зрителей, слушателей. Благодаря росту активности трудящихся, увеличению количества свободного времени, внедрению научно-технических достижений во все сферы общественной жизни все более существенную роль приобретает культура человеческих отношений, культура общения людей. Чем значительнее технико-экономический потенциал общества, чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культурность людей, которые в нем живут и которые им управляют. Профессиональная, нравственная, эстетическая, интеллектуальная культура нужна в быту и на производстве. От нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.

Общественная жизнь за последние полвека усложнилась, ее ритм ускорился. В быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречается ежедневно с сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской компании. Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных нравственно-психологических ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов, эстетических вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить свое достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание понять собеседника.

Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает каждый по собственному опыту. За многие века существования человеческой культуры выработался ряд правил поведения, способствующих взаимопониманию, позволяющих избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях. Эти правила называют иногда правилами хорошего тона, или правилами этикета. О них и говорится в книге.

Стрит ли, однако, писать о том, что всем известно? Вряд ли найдутся люди, которые не знают, что нужно здороваться и прощаться, что отношение к человеку старому или незнакомому должно быть иным, нежели отношение к ровеснику или близкому приятелю.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы считает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, первым приходить на свидание. В семейной жизни современная мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчинами и женщинами в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступают им дорогу, первыми приходят на свидание. В лирических песнях девушка завидует подругам, ждущим своих возлюбленных. Не менее любопытны различия в оценке точности и пунктуальности. Англичане и американцы, например, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперед. Опаздывать к обеду на десять минут считается недопустимым. В Греции, напротив, приходить к обеду в точно назначенное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть. Благодаря углублению контактов между народами культурные различия постепенно стираются. Но сейчас они еще очень велики. Поэтому, попадая в незнакомую страну, следует придерживаться тех правил вежливости, которые там приняты. С изменением условий жизни, с ростом образованности и культуры некоторые нормы морали и правила вежливости устаревают, уступают место новым. То, что считалось неприличным, становится общепринятым. До петровских нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Еще совсем недавно считалось неприличным для женщин ездить на велосипеде. До сих пор встречаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена меняются, и даже закоренелые консерваторы вынуждены уступать требованиям жизни.

Этикет-это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к тому, что он говорит. Но если вы владеете этикетом, ваше молчание, жесты, интонации будут красноречивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.

До сих пор не устарела мысль, высказанная много лет назад великим просветителем эпохи Возрождения писателем Сервантесом: "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость".

2. Где зарождался этикет.

Англию и Францию называют обыкновенно "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах Европы того времени можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время ,Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

  1. Понятие этикета, виды этикета.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Сегодня, как никогда, остро встает вопрос о профессиональной этике, так как демократия и свобода слова обществом восприняты, мягко говоря, «не верно». Профессиональной этикой принято считать кодексы поведения, которые обеспечивают нравственный характер взаимоотношений между людьми. Данные взаимоотношения вытекают из профессиональной деятельности человека. Особенностью этики профессиональной выступает тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Перед образованием стоит множество задач, одной из которых выступает качество образования. Качество образования должно определяться как гуманистической направленностью учебно-воспитательного процесса, так и компетентностью педагогических работников. Основными категориями преподавательской этики выступают: педагогический долг, свобода, ответственность, справедливость, такт, честь. На межличностные отношения между всеми субъектами образовательного процесса плодотворно влияет развитие преподавательской этики, а именно: преподавателя и обучающегося, обучающегося и обучающегося, преподавателя и родителя, преподавателя и преподавателя. Если учитывать категории этики преподавательской, то можно повлиять на улучшение нравственно-психологического климата в образовательной организации.

Необходимо отметить, что педагог в своей профессиональной деятельности должен опираться на принципы законности, гуманности, демократичности, справедливости, профессионализма и взаимного уважения. Именно от этого будет зависеть эффективность работы преподавательского коллектива в целом и каждого преподавателя в отдельности. Наука об этике имеет самостоятельный раздел «Педагогическая этика». Данный раздел посвящен изучению особенностей педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий, изучает характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в профессиональной среде, а также особенности педагогической морали. В процессе этого изучения происходит разработка основ педагогического этикета, который представляет собой совокупность выработанных в преподавательской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением, воспитанием и образованием.

Необходимо отметить также, что педагогическая этика занимается исследованием характера нравственной деятельности преподавателя и отношений всех участников в профессиональной среде. По результатам исследований существует и постоянно обновляется целый комплекс правил и норм общения, манер поведения педагога в образовательной среде. Все это является достаточно значимым, так как преподаватель (учитель) занимается не только воспитанием и обучением, но и развитием личности обучающегося. Перед педагогической этикой стоит ряд задач, которые условно можно разделить на теоретические и прикладные задачи. В число этих задач входят: исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей педагога, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и многое другое. Практическая деятельность педагога не всегда соответствует нормам профессиональной этики. Вызвано это, прежде всего, сложностью и противоречиями педагогической практики. В связи с чем одной из важных задач педагогической этики является изучение состояния нравственного сознания педагога. Но нельзя забывать, что, преследуя данную цель, необходимо располагать достаточно корректными и, в первую очередь, научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики, прежде всего, направлены на выяснение ценностных ориентаций и мотивационной сферы личности, и немаловажную роль играют оценочные суждения участников всего педагогического процесса. Социальные методы позволяют изучить этическую эрудицию преподавателя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. В числе методов исследования педагогической этики такие, как: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент анализ, метод общественной аттестации и др.

В настоящее время необходимо задуматься о поднятии уровня морально-педагогической подготовки и вооружить обучающихся знаниями, пользуясь которыми противоречия в учебно-воспитательном процессе ими могут быть решены более эффективно. Необходимо отметить, что подчиняющееся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты, педагогическое общение является специфической формой общения, которая имеет свои особенности. Педагогическое общение выступает в роли совокупности средств и методов, которые обеспечивают реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяют характер взаимодействия педагога и обучающихся. Говоря об этике, нельзя не отметить, что содержание педагогической культуры составляет профессиональная компетентность педагога, выступающая условием становления и развития его педагогического мастерства. В последние годы понятие «педагогическая культура» широко используется и разрабатывается педагогами, которые занимаются исследованием проблем педагогической деонтологии: Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др. Профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности преподавателя. Исследования показали, что данное единство является выражением гуманитарной культуры, в свою очередь характеризующую цельность облика педагога.

Анализируя биографию выдающихся педагогов, таких как: А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т Шацкий, В.А. Сухомлинского и др., мы видим, что именно их гуманитарная культура, которая проявилась в широкой образованности, интеллигентности, высоком чувстве долга и ответственности, послужила основой зарождения гуманистических идей. Их идеи прорвали замкнутый круг привычных педагогических представлений и подняли теорию педагогики на новый уровень развития. Отмечено, что наивысшие результаты в педагогической деятельности, прежде всего, связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узкопрофессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Категорию «культура» рассматривают в разном ключе, но общим для них является понимание культуры как целостного явления, центральным звеном которого выступает человек как субъект культурного развития. В самом широком смысле понятие «культура» выражает качественную характеристику того, насколько конкретные люди смогли возвыситься над своей естественной биологической природой, тем самым развив свою вторую природу - социальную. Итак: культурой является то из произведенного самим человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование. Следуя вышеизложенному, отметим, что культура специалиста - это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач.

Культура гуманитарная выступает оптимальной совокупностью общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Педагогический такт - это форма реализации педагогической морали в деятельности педагога, где совпадают мысль и действие. Тактом принято считать нравственное поведение, которое включает предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия. Он представляет собой переход от нравственного сознания к нравственной практике и включает в себя особый элемент нравственного творчества: осмысление нормы и её значимости в отношении к социуму; значимость педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств, условия возникновения сложных и нестандартных ситуаций; необходимость выбора лучшего поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой и т.д.

Основными составляющими элементами такта преподавателя являются уважительное, внимательное и чуткое отношение к личности, высокая требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства и т.д. Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и обучающихся. Педагогами-исследователями выявлены типы вузовского педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса: «Профессионал» - данный тип имеет четко выраженную педагогическую направленность, обладает высоким интеллектом и глубоким знанием своей специальности, как в теории, так и на практике. «Организатор» - в данном типе активирована направленность на общественную работу, что отвлекает от основного вида деятельности. В достаточной степени владеет специализацией и методикой, умеет наладить контакт со студентами. «Методист» - тип имеет выраженную склонность к постоянному совершенствованию педагогического мастерства, развития методических и речевых способностей, что является преобладающим над глубиной научного содержания материала. Невысокий научный потенциал снижает его авторитет. «Учёный» - тип отличает творческий, аналитический характер ума, склонность к теоретической деятельности, творческой переработке информации и т.д. В большинстве случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподавательской деятельности, зачастую его устная речь беднее письменной. Сосредоточенность на научной деятельности не позволяет профессионально выполнять порученную ему воспитательную работу. «Пассивный» отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала. Интересно и то, что сами обучающиеся выделяют группы современных преподавателей следующим образом: 1) преподаватели «вечные студенты», которые понимают студентов, видят в них личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; 2) преподаватели «бывшие вояки», проявляются попытками навести военную дисциплину в стенах образовательной организации. При этом под словом дисциплина такие преподаватели понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят так называемое «рабство», а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность студента путём административных мер; 3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам всё делать, лишь бы им не мешали.

Общение со старшекурсниками дает возможность выделить еще несколько определений и типов преподавателей: «безразличные», «завистливые», «цари», «роботы». Радует и то, что выделяют и такие типы, как: «горит на работе», «наслаждающийся работой со студентами», «рубаха-парень», «Учитель». По их мнению, наиболее распространённый тип преподавателя в высшей школе - это «преподаватель-стандарт»: «знает предмет, живёт своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам».

Процесс обучения и воспитания студента делится на три этапа: 1 курс - происходит формирование нравственно-волевой основы личности в период адаптации; 2 и 3 курсы -происходит расширение и углубление нравственного потенциала личности в период специализации; 4 курс - завершение формирования нравственности молодого специалиста в период самовыражения и личностной самореализации.

На первом этапе выдвигается ряд конкретных педагогических задач: установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который предопределит и послужил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. Важно, чтобы студенты видели образец коллективизма, гуманизма, оптимизма, честности и справедливости в самих преподавателях.

Стимулирование активных, инициативных обратных связей является важным звеном воспитательного процесса. Лишь к завершению обучения, сущностным содержанием воспитательной деятельности станут индивидуализированные педагогические отношения «на равных». Этим будет достигаться опосредованное воспитательное воздействие на закрепление и развитие положительных нравственных устоев личности современного высококвалифицированного специалиста.

Чаще всего в вузе отмечаются проблемы общения профессорско-преподавательского состава и студентов. В педагогической науке под общением понимают взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации, а результатом - установление взаимоотношений между людьми. Учёные подсчитали, что четыре пятых всей информации человек получает по каналам межличностного общения, поэтому важное значение для формирования личности современного специалиста имеет общение преподавателя вуза и студента.

Психолого-педагогическими условиями, способствующими успешному решению проблем общения, являются: всестороннее и глубокое изучение студентов, их индивидуальных особенностей, тех видов деятельности, к которым они склонны; чёткая организация общения, как на занятиях, так и на экзамене; организация общения не только на информационном, но и на дискуссионном уровне; проявление доброжелательного отношения преподавателя к студентам, что должно проявляться в речи, мимике, пантомимике; формирование у будущих специалистов высоких мотивов учебной деятельности. Все педагогические средства, в том числе и общение, должны быть направлены, прежде всего, на формирование деловых и тесных взаимоотношений между наставниками и студентами, а в конечном итоге - на формирование настоящего высококвалифицированного и востребованного на рынке труда специалиста.

Наблюдения позволяют сделать вывод, что далеко не каждому преподавателю удаётся преодолеть барьер фиксированной ролевой позиции, найти подобающую обстоятельствам манеру общения, отмобилизовать адекватные лингвистические и паралингвистические средства, снять внутренне напряжение. Таким образом, педагогическое общение преподавателя и студента должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Слагаемыми оптимального педагогического общения являются: высокий авторитет педагога; владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог; накопленный опыт. Одной из наиболее важных задач следует считать установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который бы предопределил и служил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. В отношениях «преподаватель - студент» в большей степени должны развиваться обратные связи «студент - преподаватель», так называемое «младшее партнёрство».



Литература:

профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.

7. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

8. Слагаемые педагогического мастерства / М.И. Станкин // СПО. 19961. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Анализ актуализации социокультурной трансформации в молодежной среде на рубеже веков. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 47-51.

2. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Проблемы социально-психологического характера в современном социуме. Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 350-352.

3. Добрускин М. Социально-психологический портрет вузовского педагога //СОЦИС - 1995. № 9. С. 137-141.

4. Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 13-15.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

6. Митина Л.М. Учитель как личность и. № 9.

9. Чебанов К.А. Новая культурная идентичность - ее концептуальные основы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 172-176





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал