7


  • Учителю
  • Урок по творчеству Н. В. Гоголя в 9 классе

Урок по творчеству Н. В. Гоголя в 9 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Конспект урока-экскурсии в художественную галереюН.В.Гоголя «Высокоедостоинство писателя…» (С.Т. Аксаков).Цель урока:  Создать условия для развития ключевых компетентностей  учащихся посредствомприобщения их к  духовному  наследию Н.В.Гоголя, активизациятворческой 
предварительный просмотр материала








Сведения


об авторе работы


Фамилия, имя, отчество: Жамсаранова Цыбжит Кимовна

Наименование образовательного учреждения: муниципальное образовательное учреждение «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»

Адрес образовательного учреждения: 687420 Забайкальский край Могойтуйский район п. Могойтуй ул. Зугалайская, 15

Стаж: 29

Разряд: 13

Программа, по которой работает учитель: по программе Курдюмовой

Контактный телефон, факс, E-mail: 89242966068, MSOSH3@ yandex.ru

Название работы: урок-экскурсия в 9 классе «Высокое достоинство писателя…» (С.Т. Аксаков)


















Муниципальное образовательное учреждение

«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»















Тема: «Высокое достоинство писателя…» (С.Т. Аксаков)

Учитель: Жамсаранова Цыбжит Кимовна

(Фамилия, имя, отчество)
























п. Могойтуй

2014 год


Конспект

урока-экскурсии в художественную галерею Н.В.Гоголя

«Высокое достоинство писателя…» (С.Т. Аксаков).


Цель урока: Создать условия для развития ключевых компетентностей учащихся посредством приобщения их к духовному наследию Н.В.Гоголя, активизация творческой и поисковой деятельности

Задачи:

образовательная: продолжить работу над формированием языковой культуры, активизировать творческую деятельность

развивающая: развивать коммуникативные компетенции учащихся

воспитательная: обогатить представления подростка о моральных свойствах личности Гоголя, приобщение к духовному и культурному наследию великого писателя

Тип урока: изучение нового материала

Место в системе уроков: 3 урок по биографии писателя

Оборудование: фотовыставка, слайдовая презентация

Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учеников, беседа, работа с портретами

Эпиграфы:

«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». Н.Г.Чернышевский

«Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается новый период русской литературы».

В.Г.Белинский

Ход урока:

Учитель: Ребята, я прошу вас обратить внимание на эпиграфы (читает). Как вы понимаете данные высказывания? (Ответы учеников) Да, действительно, Н.В.Гоголь - один из величайших русских писателей. Именем Гоголя называют целый период русской литературы, что свидетельствует об огромном значении его творчества.

Личность Николая Васильевича Гоголя была и остается во многом загадочной, наверное, потому, что постичь гения невозможно. При жизни и после смерти о нем ходили легенды. О жизни и творчестве Гоголя написано немало книг, создано множество портретов как художниками, так и самим автором.

Сегодня на уроке мы обратимся к портретной галерее писателя, т.е. к художественным творениям тех, кто много лет знал писателя и общался с ним. Быть может, удастся приоткрыть тайну этой гениальной личности. Тема нашего урока: «Высокое достоинство писателя...» (С.Т. Аксаков).

Наша с вами цель: взглянуть на Гоголя глазами его современников, чтобы понять глубокий смысл его творений.

В книге «Гоголь в воспоминаниях современников» (составитель С. Машинский) собраны интересные портреты, факты о случаях из жизни писателя, описание встреч с ним самим, портреты его литературных героев. Пишут портреты разные лица, различно их восприятие, различные причины побудили их взяться за кисть... Каждый по-своему понимал Гоголя, его поступки, внутренний мир. Поэтому, работая с портретами, важно учитывать личность художника.

Сегодня мы совершим экскурсию в художественную галерею Н.В.Гоголя (показывает на нарисованную афишу). Кассир продаст вам билеты. Получить билеты может каждый из вас, если ответит, с каким событием из жизни писателя связана дата, написанная на билете.

20 марта (1 апреля) 1809г.-год рождения писателя.

1828 г.- год приезда в Петербург после Нежинской гимназии.

1829 г.-первое опубликованное произведение (идиллия «Ганц-Кюхельгартен»

1831 г.-год, когда происходит действие в «Ревизоре».

1831 г.-год опубликования «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

весна 1831 г.-познакомился с Пушкиным.

лето 1836 г.-опубликование повести «Тарас Бульба»

1831- год, когда происходит действие в «Ревизоре»

1841 г.- закончил 1 том «Мертвых душ»

1852 г.-год смерти Н.В. Гоголя.

Итак, двери открываются. Проходим в галерею. Послушаем правила поведения в залах.

Ребята, давайте разделимся на группы и разойдёмся по залам. Есть у нас гиды (они же и эксперты), с которыми, я надеюсь, будет вам интересно и увлекательно. (Учитель заранее готовит детей, которые будут вести экскурсию по портретным залам (сообщения учащихся); вопросы для беседы записаны в блокнотах, у каждого ученика есть лист оценки и самооценки. Таким образом, проводится работа в группах).

Материал для работы 1 группы: портреты Н.В.Гоголя

Материал для работы 2 группы: Н.В.Гоголь с друзьями

Материал для работы 3 группы: рисунки Н.В.Гоголя

Примерные вопросы для обсуждения:

- Что в данном портрете (рисунке) привлекло ваше внимание?

- О каких чертах характера Н.В.Гоголя можно судить, глядя на портрет?

- Что можно сказать про одежду сатирика?

- Можно ли сказать об отношениях других людей к Гоголю, исходя из его изображений?

- Какое впечатление производит на вас портрет (рисунок) писателя?

Выступления групп

Выступление экспертов (выводы)

Рефлексия. Заполнение листа самооценки. Аргументированное оценивание работы класса в целом (дети и учитель).

Учитель: Сегодня на уроке мы, познакомившись с портретами и рисунками Николая Васильевича Гоголя, попытались приоткрыть завесу тайны этой гениальной личности. Надеюсь, что все это поможет нам в работе над его произведениями.

К 100-летию со дня рождения Гоголя в Москве ему был поставлен памятник работы скульптора Н.А.Андреева. Ныне он стоит у дома, где писатель умер, - на Никитском бульваре. Бронзовая фигура Гоголя сидит на пьедестале черного гранита с бронзовыми рельефами персонажей его произведений. Тяжелый согбенный силуэт мрачен, отъединяя Гоголя и от них, и от реальной окружающей его жизни. Закутанный в жесткий плащ, он замкнут в нем, словно в панцире. Его склоненная голова с печально опущенным птичьим носом вызывает щемящую тревогу. Он одинок. В памятнике выразилось восприятие личности Гоголя тем драматическим временем, когда памятник создавался: Гоголь в нем созвучен ему. Андреев - талантливейший скульптор другой эпохи, эпохи крушения идеалов, «услышал» Гоголя, переживавшего крушение своих духовных и творческих идеалов, неприятие современниками, среди которых он был одинок.

Домашнее задание (на выбор):

1. Викторина

1.Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Александром Пушкиным? («Ревизор» и «Мертвые души»).

2.Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» (Императору Николаю 1)

3. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.»)

4. Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова:

«Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»? (Городничему)

5. Где находится город, в котором происходят события пьесы? (Между Пензой и Саратовым)

2. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации к произведениям писателя. Ваши впечатления? Нарисуйте иллюстрации к любому произведению Н.В.Гоголя.

3. Написать эссе «Как звучала бы басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица», если бы её написал Н.В. Гоголь?»










Приложения

Сообщение 1:

1829 г. Гоголь приехал в Петербург. «Это молодой человек лет 26 приятной наружности. В физиономии его, однако, доля лукавства, которая возбуждает к нему недоверие», - записал в дневнике профессор русской словесности, литературный критик А.Никитенко.

1832 г. Вышли в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Александр Сергеевич Пушкин отозвался о них с восторгом: «Прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия!» В этот же год художник Алексей Гаврилович Венецианов просит друзей достать ему эту книгу, а в 1833 г. писатель и художник познакомились, и в 1834 г. Гоголь заказал ему свой портрет.

1834 г. - счастливейший в жизни Гоголя. Он дал тогда себе своеобразную клятву: «Я свершу!.. Я свершу! жизнь кипит во мне». Он воодушевлен, он верит в себя. Как из рога изобилия сыплются из-под его пера сказки, анекдоты, предания, забавные остроумные «штучки-шуточки».

Молодой Гоголь-романтик предстает нам в портрете А.Г.Венецианова. Художник точно передал тогдашний облик писателя: он одет по моде, с щегольством, с модной прической (кок), восторженный, добродушно-веселый, хотя и не без «доли лукавства». Таким его видел Пушкин. На официально заказанном портрете, видимо, к изданию своих первых повестей сказочного и романтического характера, Гоголь сам хотел так выглядеть. Автолитография «Гоголь» (1834) Венецианова выполнена на камне, подписана и датирована художником. Подпись в зеркальном виде удостоверяет, что портрет является автолитографией. Сделанный с натуры портрет молодого Гоголя уникален. Он был обнаружен в конце 1870-х годов на столе Н.А.Некрасова после его смерти.

Встречи с Венециановым, взгляды художника на искусство были тогда для Гоголя исключительно важны, помогая знакомству с бытом и психологией художников, - он начал писать повесть «Портрет». В ней, не называя имени Венецианова, Гоголь высказал свое понимание его личности и его взглядов на искусство: «Смотри, брат, - говорил своему ученику Черткову не раз его профессор, - у тебя есть талант... смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. Берегись. Тебя уже начинает свет тянуть, уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант». В этом монологе профессора, заложены художественные принципы Венецианова.

И дальше Гоголь характеризует художника, создавшего мистический «портрет ростовщика»: «это был художник каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка». Н.Машковцев, автор книги о портретах Гоголя, справедливо заметил, что «Венецианов не учился в Академии художеств, трудно назвать другого художника-самоучку того времени, к которому можно было бы приложить эпитет «чудо».

Сообщение 2:

Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из них был Пушкин. Его рисунок - явление особой ценности. А.Эфрос писал о нем: «...драгоценный по меткости и изумительный по своему лаконизму, он сделан на чистом листе, особенно значителен и художественными качествами, и иконографической важностью. Выразительность этого остроносого худого лица с тонкими губами огромна. Она под стать большому профессиональному рисунку лаконизмом сведенных воедино черт». А.Эфрос считал, что рисунок сделан в конце 1833 г., «в пору наибольшей близости их отношений». Но Гоголь в нем выглядит не только старше, чем у Венецианова, в нем нет франта-романтика и он не весельчак. Пушкин, тонкий художник-портретист, передал - даже без зрачка глаз - серьезную зрелую мысль, и уже без лукавства.

Это совершенно другая личность, чем у Венецианова. Пушкин увидел другого Гоголя. Полагаем, что портрет сделан не в 1833 г., а несколько позже, чему своеобразное и даже неожиданное подтверждение - портретная зарисовка Гоголя с натуры Петра Каратыгина 1836 г.

18 апреля 1836 г. В Петербурге в Александринском театре накануне первого представления «Ревизора» на репетиции присутствовал Гоголь. В воспоминаниях сын артиста П.Каратыгина рассказал: «Гоголь был встревожен и, видимо, расстроен», и когда он вошел, его поразил странный смех артистов. «Нескромную веселость возбуждала не комедия, но ее автор. Невысокого роста, блондин, с тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу с прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, все это придавало фигуре великого писателя нечто карикатурное». Нет. Гоголь в нем не смешон. В его серьезном, грустном лице растерянность и огорчение: актеры своей игрой и нелепыми костюмами превратили комедию в водевиль на грани фарса. Гоголь был обескуражен. Его советы не хотели слушать. В рисунке Петра Каратыгина - живой, не позирующий Гоголь, к которому автор относится мягко и сочувственно. Гоголь здесь такой, каким он оказался в реальной ситуации, и в этом его документальная ценность. Поразительно совпадение внешнего облика писателя в этих двух рисунках; внешние признаки лица, возраст, прическа, даже узенькие очки, коих нет больше ни в одном портрете Гоголя. Рисунок Пушкина расположен в его тетради среди текстов 1829-1833 гг. на отдельном чистом листе. Поразительное сходство дает основание предположить, что он сделан около 1836 г., а в эту тетрадь позже был вложен просто случайно. Пушкинский Гоголь известен только пушкинистам. Оба рисунка - своеобразные художественные документы, свидетели того, о чем писал П.В.Анненков: «...в 1836 году уже не было добродушно-восторженного Гоголя, в этот год в нем наступила внутренняя перемена, отразившаяся и в характере, и в поведении и на его внешности. В этот год он уехал в Италию писать «Мертвые души». Пушкина он больше не увидел». В 1839 г. Гоголь приезжает в Москву. Здесь в доме друга Пушкина П.В.Нащокина он читает «Мертвые души». Современники писали, что Гоголь обладал незаурядным актерским талантом и для друзей читал свои сочинения в лицах, играл их, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации. Такого Гоголя мы видим в рисунке московского художника Э.А.Дмитриева-Мамонтова, сделавшего его с натуры в доме Нащокина. Для широкого круга читателей это совсем неизвестный Гоголь.


Сообщение 3:

1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Ф.Моллеру. В Третьяковской галерее находится авторская копия того же года. С.Т.Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося в тот же год из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение».

Это другое значение заключало в себе своеобразное смешение благожелательности, при мягкой доброй «спрятанной» насмешливости, и пристального внимания, интереса к тому, как работает художник, и ко всем, кто будет на него смотреть. «Никогда, даже в среде одушевленных и жарких прений по поводу современных литературных и жизненных явлений, не покидало его лица постоянная, как бы приросшая к нему наблюдательность». В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость. Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знает широкий читатель. Это самый известный его портрет. 1838 г. В Италии судьба свела Гоголя с художником А.Ивановым. когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве. Обоими владела идея духовного возрождения человечества, освобождения его от зла. Иванов писал о Гоголе: «Это человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство. Как поэт, он проникает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом - человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства». Александр Иванов создавал художественное произведение великой идеи - о духовном преображении человечества с наступлением христианской эры. Мысль о введении Гоголя в картину «Явление Христа народу» запечатлена в эскизе того же года в фигуре кающегося (ближайшего к Христу). Ее сходство абсолютно, но не только во внешних характерных чертах - это портрет духовного смятения, сокрушенности, покаяния и страха грешника, его униженности. Экспрессия фигуры потрясает: внутреннее состояние выражено наклоном головы и очертанием уныло опущенного, потерявшего свою колючесть клюва-носа из-под шапки спутанных волос. Впоследствии в картине художник перестроил образ Гоголя в противоположном психологическом ключе: он стал раздумчив, но этот уникальный портрет остался как свидетельство духовной драмы, как историческая память он отозвался позже в другом веке.

Среди всех изображений Гоголя портрет работы Иванова - самый сильный, как по своим пластическим и живописным качествам, так и по содержательности. А.Иванов написал портрет Гоголя в глубинности его горьких мыслей и ироничности его доброй души. В начале 50-х годов Александр Иванов вернулся к одному из набросков к портрету 1841 г.: тщательно моделировал лицо, заменил халат сюртуком, упорядочил прическу, чуть укоротив волосы. Утеряв непосредственность натурного наброска, портрет приобрел образную завершенность. Очевидно, художник подготавливал его для публикации в гравюре или литографии. В нем Гоголь еще более грустный, это интонация посмертного изображения автором, знающим состояние писателя в последние годы жизни и понимавшего суть его трагического финала.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал