- Учителю
- «Роль определённо-личных предложений в художественном тексте»
«Роль определённо-личных предложений в художественном тексте»
Определенно-личные предложения
Это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Действующее лицо в таких предложениях мыслится определенно. Рассмотрим роль этих предложений в художественном тексте на примере стихотворений саратовского поэта Н.Палькина.
Бывало, как увижу в детстве
Дорогу, поле, огоньки,
Не усижу никак на месте
От непонятной мне тоски.
Иду вперед на чистый голос,
Ведущий песнь издалека.
Отыщу в саду заглохшем вишню,
По родным местам рассыплю грусть.
И всем тем, кому обязан жизнью,
До земли до самой поклонюсь .
Куда ни гляну: ты и только ты,
И нет нигде мне от тебя спасения .
Листаю исторические книги,
Над летописями за полночь сижу.
Исследую деяния великих-
Во всем одно и то же нахожу.
Одни и те же пламенные мысли,
Один и тот же мудрости завет:
В служении отечеству смысл жизни,
Все остальное суета сует.
Ещё чуть-чуть - и, кажется, услышу,
Как сердце человечества стучит.
Во всех данных примерах сказуемые выражены глаголом, стоящим в форме 1-го лица единственного числа. В таких предложениях не обязательно подлежащее, так как оно уже подсказано окончанием сказуемого (живет в этом окончании). В односоставных определенно-личных предложениях актуализируется действие (не усижу, иду, отыщу, поклонюсь, листаю, исследую), которое совершает деятель.
Н. Палькин оправданно употребляет в данных и подобных этим стихотворениях определенно-личные предложения. Употребление местоимения «я» сделало бы предложения громоздкими, неповоротливыми. А. М. Пешковский на этот счет писал: «...предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную».
Определенно-личные предложения более лаконичны, энергичны по сравнению с двусоставными.
В этих стихотворениях речь идет от первого лица, и перед нами встает образ лирического героя Палькина - человека неспокойного, ищущего, мыслящего, интересующегося историей своей страны, любящего Родину, переживающего за все, что происходит в мире.
Во многих стихотворениях употребляется сказуемое во 2-м лице, когда автор обращается к своему читателю, собеседнику, герою. В этих случаях определенно-личные предложения помогают автору приблизиться к читателю, несут на себе доверительную интонацию.
Нет, камни не молчат.
Прислушайся.
И тоже услышишь поразительную речь,
Какая и фантазию тревожит,
И прошлое способна уберечь .
Взгляни на здания, что будущего ради
Минувший век над Волгою воздвиг.
Вглядись в его сооружения,
В его исконные черты.
Какой порыв воображения!
Какая мера красоты !
В этих произведениях используются глаголы восприятия: прислушайся, услышишь, взгляни, вглядись.
Определенно-личные предложения бывают осложнены обращением, часто - распространенным, которое помогает уточнить адресата речи. Н. Палькин - известный лирик, поэт-песенник, и его лирический герой обращается к любимой:
Как только в ночной тишине
Заветная звездочка выйдет,
Приди, дорогая, ко мне.
Не бойся, никто не увидит. [1, c. 131]
Спеши, хорошая,
Спеши, пригожая,
Накинь пуховый свой платок.
Снега пушистые,
И кони быстрые,
И замечательный денек. [3, c. 37]
Определенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение:
Отказался от вина и чаю…
Не впервые так в моей судьбе:
При тебе тебя не замечаю,
Без тебя тоскую о тебе.
Извини за откровенность мысли.
Откровенность- это не беда…
Вот живешь, не замечая жизни.
Ну а жизнь отнимут- что тогда? [2, c. 83]
Здесь в первой строфе автор использует определенно-личное предложение, а во второй философское размышление заключено в обобщенно-личном. Оно помогает поэту передать свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям.
4