7


'Смех - дело серьёзное'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Материал представляет собой развёрнутый план урока литературы в 7 классе в рамках работы учителя по теме «Активизация мыслительно – речевой деятельности учащихся на уроке литературы как способ повышения качества знаний». Форма семинара позволяет семиклассникам про
предварительный просмотр материала

«Смех - дело серьёзное»

Урок заседание художественного совета по рассказам М.М.Зощенко

Цель: привлечь внимание учащимся к юмористическим и сатирическим произведениям, научить понимать и правильно оценивать категорию плохого и хорошего в жизни, изображение прекрасного и безобразного в литературе; дать представление о личности писателя, особенностях его творчества; способствовать развитию речи детей, умению построить связное высказывание. Аргументировать своё мнение.

Подготовительная работа: за неделю до урока класс делится на 3 группы:

«Литературоведы» готовят информацию о жизни и творчестве писателя, особенностях его произведений, языке рассказов.

«Театралы» рисуют афишу к спектаклю, инсценируют фрагменты произведений М.Зощенко, выразительно читают отрывки из произведений.

«Искусствоведы» подбирают музыку, соответствующую характеру произведений писателя, готовят информацию о юморе и сатире в литературе, живописи, музыке.

Ход урока:

Меня всегда волновало одно обстоятельство.

Садясь за письменный сто, я ощущал лите-

ратурную вину. Я вспоминаю прежнюю

литературу. Наши поэты писали стишки

о цветах и птичках, а наряду с этим ходили

дикие, неграмотные и даже страшные люди.

И тут что-то такое страшно запущено.

М.Зощенко. Из письма М.Горькому.

Слово учителя:

Темой сегодняшнего заседания художественного совета являются рассказы Михаила Михайловича Зощенко. Какое настроение было у вас во время чтения рассказов М.Зощенко? Вам было смешно? Почему рассказы Зощенко смешны? Сквозь увеличительное стекло смеха смотрел он на жизнь, поднося это стекло к глазам читателей. И читатели начинали видеть в себе и вокруг себя то, что самого Зощенко волновало, тревожило. Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, откуда, по признанию самого Зощенко, берёт начало его творчество. (Из чувства вины перед людьми). В двадцатые годы ХХ века Зощенко был одним из самых популярных, читаемых писателей. Для более подробного знакомства с писателем слово литературоведам

Литературоведы:

Михаил Михайлович Зощенко родился в Петербурге в 1895 году. В автобиографии он пишет: «Я родился в прошлом столетии. Это меня ужасно огорчает. В XIX веке я родился! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости к нашим дням. Должно быть, поэтому я юморист. О себе я знаю очень мало. Я не знаю даже, где я родился. В одном документе сказано - в Полтаве, в другом - в Петербурге. То же и с годами. В одном документе 1895 год, в другом - 1894. Определённо, липа».

С раннего детства будущий писатель понял, что мир усвоен несправедливо. Он закончил гимназию, поступил в университет, но за неуплату был исключён.

«Профессий у меня было много. Об этом я всегда говорю без иронии. Даже с некоторым удивлением к самому себе. Студент юридического факультета. Комендант почт и телеграфа. Агент уголовного розыска. Постовой милиционер. Сапожник. Конторщик в порту. Артист. Инструктор по кролиководству и куроводству. Вот как это было. Сестра моя звала приехать к ней в совхоз на должность птицевода. За 20 лет моей жизни я присматривался к птицам только за обеденным столом, но в ту пору мне казалось, что быть птицеводом - это именно то, к чему стремится моя душа.

Я приехал к сестре, прихватив с собой несколько тощих брошюр по птицеводству.

В совхозе было всего три десятка кур и несколько уток. Причём каждую неделю служащие совхоза получали на паёк по полкуры, и директор съедал вдобавок не менее четырёх кур в месяц. Я с грустью увидел, что из всего моего птичьего богатства вскоре останется один птицевод».

За этими строчками зощенковских воспоминаний - время неслыханных испытаний - время голода, тифа, безработицы, неуверенности в завтрашнем дне.

Первые рассказы Зощенко опубликовал в 1921 году и сразу стал одним из самых читаемых в России писателей. Слава ходила за ним по пятам. Почтальон приносил ему пачки писем. Ему звонили по телефону. Не давали проходу на улице. Его узнавали. По словам К.И.Чуковского, именно на книги незаметного с виду конторщика Зощенко с каждым днём всё возрастал читательский спрос. «Отличный язык выработали вы, замечательно легко владеете им. И юмор у вас очень «свой». Данные сатирика налицо, чувство иронии очень острое», - писал М.Горький. Смех Зощенко был направлен на то, чтобы помочь человеку встать вровень со временем.

Театралы читают рассказ «Обезьяний язык».

Учитель:

Вы прослушали страничку весёлого смеха, который переходит в серьёз, в обличение, в слёзы. Над чем смеётся и что обличает писатель?

Театралы читают воспоминания Л.Утёсова по учебнику.

Запись в тетради: «Люди, использующие бездумно заимствованные слова, смешны и нелепы». («Обезьяний язык»). Зощенко считал своей задачей «при помощи смеха перестроить читателя , заставить его отказаться от пошлых навыков».

Учитель:

В рассказах Зощенко отразил время 20 - 30-х годов XX века с его заботами, бедами, трагедиями и нелепостями. Герой Зощенко живёт простой, незамысловатой жизнью, «таких в каждом трамвае по десять штук едут». Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Зощенко «Галоша» в исполнении артистов нашего театра. Итак, мы в театре. А театр, как известно, начинается с афиши.

Театралы:

Рассказ об афише.

Инсценировка рассказа «Галоша».

Учитель:

Нам было смешно, когда мы смотрели выступление артистов. «Смех - дело серьёзное»,- не уставал повторять писатель. Почему? Каким бывает смех? (Добрый - юмор, покровительственный - ирония, злой - сатира). Оценивая свои произведения, Зощенко писал: «я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная. Может быть, поэтому у меня много читателей».

Запись в тетради:

В рассказе «Галоша» Зощенко обличает бюрократизм ответственных лиц, волокиту при исполнении самых простых дел. Сатира - старое, но грозное оружие. В своих рассказах Зощенко смеётся над человеческой глупостью, грубостью и хамством, над самодовольством и бездушием. Таким образом он борется за человеческое достоинство, благородство и справедливость.

Литературоведы:

Бюрократизм - это чрезмерное усложнение и затягивание чиновниками связанных с документами процедур, приводящее к большим затратам времени.

Волокита - это недобросовестное затягивание чиновниками дела или решения какого-нибудь вопроса, медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

Учитель:

Каким был Зощенко в жизни? Обратимся к искусствоведам.

Искусствоведы представляют портрет писателя, раскрывают замысел художника. Приводят воспоминания современников о Зощенко.

«Зощенко молчалив, мрачен; роста он небольшого, с красивым лицом. Походка у него особенная. Немного фатоватая, щегольская. Глаза удивительные, карие, очень добрые. Когда он улыбается, показывает чудесные белые зубы. Цвет лица тёмный, что придаёт лицу болезненный вид (он в Первую мировую был отравлен газами). И как будто он прихрамывал, во всяком случае, опирался на палку. Носил полувоенный костюм. Он ни к кому не обращался за помощью. Он был слишком самолюбив и горд». (Ида Исааковна Слонимская- современник Зощенко).

«Он стоял, опершись на трость, в парусиновом костюме и белой фуражке, невысокий, узкоплечий, худой, с печально приподнятыми бровями на тёмном иконописном лице». (Георгий Николаевич Мунблит - российский драматург, прозаик, литературный критик, сценарист).

Ученик Саша А.:

- Я изобразил силуэт писателя, потому что, на мой взгляд, он приоткрыт нам, читателям, лишь силуэт своей души.

Ученица Настя Ч.:

- У каждого человека есть своя, идущая изнутри мелодия. Я считаю, что визитной карточкой писателя Михаила Зощенко может быть песня «Арлекино» - слова Б.Баркаса, музыка Э.Димитрова. (Звучит отрывок из песни в исполнении А.Пугачёвой).

Искусствоведы:

Художники, современники Зощенко, не оставались в стороне от сатиры. Смех - страшное и сильное оружие в руках настоящего художника. В 20-е годы появились сатирические журналы: «Бегемот», «Бузотёр», «Смехач», «Комар», «Перец». Позже они объединились в журнал «Крокодил». Оформляли сатирические журналы художники-сатирики: Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Моор, Дейнека. Получил распространение жанр плаката - графической работы на листе. Плакат был лаконичным, простым, доступным. Вот бытовой гротескный одноцветный плакат Моора «Обед». Что говорит зрителям художник?

Рисовали политические плакаты В.Маяковский, Н.Черемных (карикатура и стихи; двуцветье).

Выставка рисунков учащихся к рассказам М.Зощенко.

Ключом к пониманию характера М.Зощенко могут быть его слова: «Грехи людей мы отливаем в бронзу, их подвиги мы пишем на воде». Звучит музыка Скрябина.

Литературоведы:

«Смех - дело серьёзное», - говорил писатель и огорчался, зная, что люди весело смеются, читая его рассказы. Он считал, что не смеяться над ними надо, а плакать. В его рассказах не столько юмор, сколько боль, жалость, размышление. «Моя задача - при помощи смеха перестроить читателя, заставить его отказаться от мещанских и пошлых навыков», - писал Зощенко.

Учитель:

Рассказы Зощенко учат, предупреждают, предсказывают. Они актуальны, потому что пороки, которые высмеивал писатель, живы в нашем обществе, к сожалению. Зощенко стал известен в ту пору, когда создавали свои лучшие сатирические произведения Маяковский, Булгаков, Ильф и Петров, Платонов, Аверченко. Знакомство с их творчеством у нас впереди.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал