7


  • Учителю
  • Исследовательская работа'Вопреки превратностям судьбы'

Исследовательская работа'Вопреки превратностям судьбы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Исследовательская

работа



«Вопреки превратностям судьбы»





Содержание



Введение …………………………………………………………2-3


1. «Чёрная» страница в истории калмыцкого народа………4-5


2. Годы тяжёлых испытаний…………………………………..6-10


3. Жизнь на благо Малой Родины………………………….....11-13


4. Заключение…………………………………………………...14-15


5. Библиографический список…………………………………16










Введение



В 20-30 годы подверглись насилию жизни и судьбы многих и многих людей. В числе их оказались коммунисты, служители религиозных культов, интеллигенция, рядовые беспартийные труженики. Были они разных национальностей, верующие и неверующие. Накопленные не одним поколением народов материальные и духовные ценности под флагом борьбы с отживающим прошлым начали уничтожаться, разрушаться.

Превратившись в отлаженную систему, творимая в стране безнаказанность привела к тягчайшему обвинению не только людей, групп, но и народов в измене Родине. С карты Советского Союза стали исчезать отдельные национальные образования (районы, области, республики). Не обошла стороной беда и Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Тема моей работы: «Вопреки превратностям судьбы». Выбор темы не был случаен, так как я кровно связан с незаслуженно униженным народом. А общаясь с потомками людей, перенёсших репрессии, удивляешься их жизнелюбию, любви к малой Родине.

Актуальность моей работы состоит в том, что каждый гражданин тесно связан c историей своего народа, и сегодня очень важна наша нравственная позиция, наше небезразличное отношение к судьбе родного края, своей Малой Родины, к памяти невинных жертв, подвергшихся репрессиям и отдавшим собственные жизни.

Цель данной исследовательской работы: выяснить, какие нравственные качества граждан Калмыкии помогли им выжить в период депортации.

Задачи:

- изучить материал, переданный в школьный музей;

-изучить материалы периодической печати;

- интервьюировать людей, знающих о периоде жизни в депортации;

-осветить трудовую деятельность жителей, рождённых в депортации после возвращения в Калмыкию;

- на основе собранной информации сформулировать выводы;

- донести собранные сведения и впечатления до всех учащихся школы

и населения села Вознесеновка.


Методы работы:

работа с периодической печатью;

  • работа с литературными источниками;

  • опрос жителей, рождённых в депортации;

  • обработка собранного материала;

  • оформление работы.

Варианты использования собранного материала:

как материал для уроков русского языка, литературы;

  • как материал для сочинений;

  • краеведческий материал для уроков этнографии, истории при изучении родного края;

  • оформление экспозиции в школьном музее.

  1. «Чёрная» страница в истории калмыцкого народа.


…В страшный, чёрный обезьяний год,

Распугав гудками редколесье,

Эшелоны, превращаясь в лёд,

Шли и шли в таёжное безвестье…


В. Нуров . [ 7]

.

Одной из трагических страниц в истории калмыцкого народа является депортация, операция "Улусы".

… Согласно указу Президиума Верховного Совета от 27 декабря 1943 года Калмыцкая АССР была упразднена, и калмыки, выселенные в восточные районы страны, разбросаны от Урала до Сахалина, от Заполярья до Алтая[1] (приложение 1).

Началось насильственное изгнание калмыцкого народа из родных мест длиною в 13 долгих - долгих лет, полных мучений и потерь. На сборы семьям давалось не больше часа. Многие степняки, не знавшие русского языка, растерянные от неожиданно свалившейся беды, уходили из своих домов, не захватив тёплой одежды и продуктов, они были обречены на гибель в первую очередь.

Вот как об этом вспоминала долгожительница села Вознесеновка Нусхаева Урубжур Цедеевна: «До депортации наша семья жила в совхозе Бага-Чонос. Муж, Нусхаев Лиджи Мугиряевич, находился на фронте, а у меня было двое маленьких детей. 28 декабря 1943 года, ранним утром, в наш хотон пришли военные из войск НКВД. Они велели собрать тёплые вещи, продукты питания, документы и двигаться за ними» (приложение 2).

К местам отправки подгоняли огромные американские "студебеккеры", в которых выселяемых доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двухосных вагонов - "теплушек", в них размещали по 40-50 человек. Сформировано было 47 эшелонов. В товарных вагонах, которые всё дальше и дальше увозили калмыков от родной земли, было холодно и темно. Люди безмолвно переносили физические и душевные муки, не видели ни восходов, ни закатов солнца, замерзали от жгучего холода в насквозь продуваемых вагонах и умирали от голода.

...В тот день, согнав народ подавленный

Под ругань стражи, блеск штыков.

Врагами были все объявлены -

Все от детей до стариков.

Потом загнали их в товарные

Вагоны длинных поездов,

И потянулись дни кошмарные

Длиною в дюжину годов,

А люди, плача, зябко кутались,

Был брошен дом, оставлен скот.

Зима тогда стояла лютая,

Кончался сорок третий год...

(Шакуев В.) [8]

Разве можно передать всё то, что творилось в мыслях страдающего народа.

Люди, пережившие тот страшный декабрьский день, даже сейчас не могут без содрогания вспоминать это событие. Скорбно и тоскливо лаяли собаки, печально и жалобно мычали коровы, блеяли овцы, бились лошади, плакали верблюды.

А калмыцкая степь (есть у неё это особое замечательное свойство) напоминала людям о свободе. В эти трагические минуты степь поддерживала калмыков, вселяла в их сердца призрачную надежду.




2.Годы тяжёлых испытаний

Кто тех считал, кто умер на чужбине

От холода и голода?

Сегодня

В разбросанных клочках воспоминаний

Как их найти?

Как рассказать о них?

Осталось слишком много их в Сибири.


Б. Сангаджиева [ 3].


Товарные поезда мчались по сибирским просторам, увозя всё дальше от родных мест степняков-калмыков. Страшный, изнурительный, двухнедельный путь на восток унёс жизни многих.

Как сообщал Берия 2 января 1944 года Сталину, в Сибирь отправлены 93.139 лиц калмыцкой национальности, а ровно через два месяца - 14 марта 1944 года генерал Мильштейн докладывал, что число переселенцев - калмыков, прибывших в Сибирь, составляет 81.673 человека. Это значит, что за первые два с половиной месяца погибло 11.466 калмыков. В день умирало по 156 человек [ 2 ]. Сибирские города и сёла принимали живых и мёртвых людей из Калмыкии, и стали мои односельчане называться спецпереселенцами. Жили в бараках, спали на холодном полу, питались пустой баландой, рыли могилы в мёрзлой земле. Их ежедневно унижали всемогущие коменданты, заставляли прятать личные переживания, но самым подлым было то, что калмыков объявили бандитами и людоедами. «…Порыв ветра, посыпавшего в щель мелкую морозную крошку, донес обрывки разговора.

- Людоеды они... Антихристы, - убежденно твердил голос, по-видимому, принадлежавший пожилой женщине. - Из города лектор сказал...

- Ой, а как же Ибрагимку теперь на улку пущать, - затараторил заполошно молодой голос, - ведь съедят мальца...

- Собаками травить их, вот и не сожрут... Ихний народ - все предатели, нончё в газете читал, убьешь ихнего человека - медаль дадут... - Мужчина с хриплым голосом под конец смачно выругался...

- Кровопийцы! Предатели! Людоеды!.. - летело им вслед» [ 6].

Изгнанники из родного края трудились на лесозаготовках, в колхозах, в рыболовецких хозяйствах. Несмотря на лишения, вызванные голодом, холодом, эпидемиями, отсутствие элементарных бытовых условий, калмыки осваивались на новых местах и включались в трудовую жизнь страны.

Урубжур Цедеевна рассказывала, что жили они в тяжёлых условиях, сама она работала с утра до ночи птичницей. Жёсткий режим сковывал по рукам и ногам. Калмыки не имели права отлучаться за пределы местности без разрешения спецкоменданта. А 26 ноября 1948 года был издан указ Президиума Верховного совета СССР "Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения лиц, высланных в отдалённые районы Советского Союза".[ 9 ]

Помогали преодолевать трудности местные жители, например, Зулаева Зинаида Алцынгутаевна ( приложение 2) с теплотой вспоминала русскую женщину по имени Шура, которая помогла ей выжить в Сибири. А ведь лицам, способствовавшим побегу или укрытию спецпереселенцев, грозило лишение свободы до 5 лет. Сибиряки увидели и поняли, что им привезли бессильных женщин, невинных детей, беззащитных стариков и инвалидов, голодных и гонимых.

Из воспоминаний Бюрчиева Эренцена Манджиевича ( приложение 3).

«…Моя бабушка, мама, тётя, старший брат и я попали в деревню Кислы, Ишимского района, Тюменской области. Весной 1944 года мама заболела и умерла. Бабушка была старой, поэтому не работала. Тётя работала разнорабочей в селе. После смерти мамы тётя воспитывала нас сама, не захотела отдавать в детский дом. Я учился в школе, а брат подрабатывал подпаском у гуртоправа. Школьные годы прошли хорошо, учился с местными мальчишками и девчонками. Дружили, никто не обижал. Вместе ходили по грибы, ягоды, зимой катались на санках. Но мне пришлось закончить 4 класса и идти зарабатывать на хлеб. Работал вместе с братом у гуртоправа». [ 9 ].

… Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашёл друзей и вновь душой окреп.

Средь лучших русских,

Средь мудрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу и хлеб.

(Д. Кугультинов) [ 4 ].


Несмотря на то, что почти 40 тысяч сынов и дочерей Калмыкии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, 14 тысяч из которых были награждены боевыми орденами и медалями, 22 удостоены звания героя Советского Союза [5], по распоряжению Генерального штаба Красной Армии в январе 1944 года из действующей армии стали отзывать воинов калмыцкой национальности. Офицеров передавали в ведомство военных округов Сибири и Средней Азии, а рядовой и сержантский состав - в распоряжение НКВД СССР для дальнейшего использования их в трудовой армии. Четыре тысячи человек были отправлены на строительство Широковской ГЭС на Урале. Вчерашние фронтовики работали вручную, обходясь лишь кувалдой, ломом, лопатой и тачкой на одном колесе. Зарплаты не получали, питались впроголодь. Изношенное армейское обмундирование заменялось форменной одеждой заключённых концлагерей. Многие не дожили до светлого дня возвращения. В то же время в сибирской тайге от холода и голода умирали их жёны, дети и престарелые родители [ 2 ].

Наши земляки были репрессированы, но не были сломлены. Они не оставались молчаливыми овечками, каждый сопротивлялся, как мог, одни слагали печальные и правдивые песни, другие писали откровенные и требовательные письма в Кремль, в Москву, третьи честь свою и народа отстаивали кулаками. Это была печальная, изнурительная и долгая борьба за утраченное человеческое достоинство

...Из Барнаула поступило сообщение о суде над политруком-фронтовиком Кугультиновым, молодым поэтом. Давид Никитич доказал, что переселение целого народа, лишение его свободы является нарушением национальной политики.

В то время

Гнев несправедливый, дикий

Нас подавил...

И свет для нас потух.

И даже слово самое - Калмыки,

Произносить боялись люди в слух.

(Д. Кугультинов) [ 5 ].


«Поступок поэта-фронтовика - это сознательный акт, политический протест, самопожертвование во имя народа, - таков был всеобщий вывод степняков. - Поэт сумел отстоять честь народа».

Степняки были сняты со всех фронтов страны и сосланы в Сибирь. Так, в Красноярский край в село Большой Улут был депортирован Григорий Мукалтаевич Кикеев, а братья Гендеевы (приложение 4) были отправлены в ссылку тяжелобольными прямо из госпиталя. Семья Нусхаевых воссоединилась уже после войны в 1945 году, в Омской области, в Тургеновском районе, в селе Тургеневка нашёл Лиджи Мугиряевич своих родных.

Калмыцкий народ верил, что правда восторжествует. Реальная надежда появилась после 20 съезда КПСС. 25 февраля 1956 первый секретарь Н.Хрущёв выступил на закрытом заседании с докладом «О культе личности и его последствиях». Разоблачая культ личности Сталина, в числе многих его преступлений Н. Хрущёв назвал и репрессии целых народов. 9 января 1957 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ об образовании Калмыцкой Автономной области, которая затем была учреждена в Калмыцкую АССР. И вот наступил долгожданный момент, этот день калмыки ждали долгих 13 лет, 13 дней. Радости не было предела! Мечта калмыцкого народа вернуться на родину сбылась. Калмыкам было разрешено вернуться в родные места. Но эти 13 долгих лет время не стояло на месте, жизнь продолжалось, росли дети, появлялись межнациональные браки.

Именно в такой семье и родилась Валентина Николаевна Абушинова (приложение 4). Она делилась с нами воспоминаниями своей тёти по линии отца. Рассказывала: «Накануне отъезда семьи из Сибири, моя тётя всю ночь простояла на коленях, моля всевышнего о том, чтобы он убедил сноху, мою маму, принять правильное решение ехать вместе с ними в далёкий и неведомый край. Ведь в противном случае, я брат и сестра навсегда бы расстались со своими родными».

Когда теплоходы отчаливали от берега, поезда отходили от перронов, сибиряки стояли на берегу, на станциях, провожая друзей - калмыков, не уходили, плакали. Врагам не удалось разрушить дружбу народов. Люди всегда остаются людьми, настоящую дружбу никогда никому не разбить.
















3. Жизнь на благо Малой Родины.

...Калмыки,

Словно ласточки весной,

Вернулись, наконец, в родную степь.

Всё пережили земляки мои

За те тринадцать слишком долгих лет.

Б. Сангаджиева [ 3 ].

Калмыцкий народ, вернувшись в родные места, приложил все усилия для восстановления своей республики, сельского хозяйства, стал развивать культуру и искусство. Как нежный цветок расцвела столица Калмыкии - Элиста.

Герой Советского Союза Басан Бадминович Городовиков более 18 лет возглавлял Республику. Внёс огромный вклад в послевоенное строительство. Земляки помнят и чтят память о славном сыне степей (приложение 5).

В память о тех трагических событиях в столице нашей республики 29 декабря 1996 года был открыт мемориальный комплекс « Исход и Возвращение» (приложение 5).

Возвратившись из депортации в родные места, в селе Вознесеновка поселились семьи Каткаевых, Очировых, Коокуевых, Боваевых, Кикеевых, Гендеевых, Нусхаевых.

Нынешние жители села Вознесеновка хорошо знакомы с людьми, родившимися в период депортации, так как они в настоящее время заботятся о процветании своей малой родины. Это, прежде всего, Кикеева Наталья Эрдниевна, похоронившая в период депортации родную маму, и сумевшая принять и полюбит вторую жену отца. В их семье считалось, что очень важно для человека быть грамотным. Наталья Эрдниевна проработала всю свою жизнь учителем калмыцкого и русского языков, выполнила наказ предков, поделившись своими знаниями и душевной теплотой с подрастающим поколением села Вознесеновка (приложение 6).

С 5 по 7 класс меня учила русскому языку замечательный человек и прекрасный педагог Абушинова Валентина Николаевна. По окончании КГУ она была направлена в нашу школу, которой и посвятила всю свою жизнь, работая с 1979 заместителем директора по УВР.

В семидесятые годы Иван Лиджиевич Нусхаев, будучи секретарём комсомольской организации, воодушевил молодёжь на сооружение памятника защитникам нашей родины. Иван Лиджиевич был автором построенного в селе Вознесеновка мемориального сооружения. Он являлся не только инициатором, но и непосредственный участником строительных работ (приложение 7).

Вот как вспоминал Иван Лиджиевич: "Сам чертил проект, выбирал место для поклонения, принимал активное участие в перезахоронении"[ 9].

С тех пор прошло почти 30 лет, за эти годы многие жители высказали благодарность инициатору за его бескорыстный труд. Ведь к памятнику приходят и те люди, которые не могут посетить могилы своих близких.

9 мая 2004 года к нам в село приезжала жительница Казахстана. Она долгие годы искала место захоронения своего отца, погибшего в то страшное время.

Много слов благодарности было высказано ею в адрес жителей села, а особенно, конечно, тем, кто воздвиг это сооружение (приложение 8).

Иван Лиджиевич Нусхаев работал на ликвидации аварии на Чернобольской АЭС, на "Поезде памяти", посетил свою вторую Родину, встретился с учителями, одноклассниками, поклонился сибирской земле и могилам депортированных. Прискорбно, что в этом году Ивана Лиджиевича не стало.

Жизнь младшего из сыновей семьи Нусхаевых Дорджи Лиджиевича также прошла на глазах односельчан. Вот как о ней отозвался глава Администрации Вознесеновского СМО П.А Свинарёв: « Своим честным добросовестным трудом он заслужил почёт и уважение, вознесеновцы оказали ему доверие, избрав депутатом органов местного самоуправления. На каком бы участке народного хозяйства не трудился Дорджи Лиджиевич при этом он никогда не остаётся в стороне от общественных дел села, за которое он переживает душой. С 2000 года, является депутатом Вознесеновского СМО, всегда активно включается в решение злободневных проблем, волнующих наших односельчан. Благодаря его регулярным депутатским запросам, жизнь не стоит на месте. Он заставляет окружающих посмотреть на действительность глазами рачительного хозяина, патриота малой родины, каковым люди знают его самого. Я считаю, что наш односельчанин вполне достоин присвоения почётного звания «Человек года» (приложение 9).

Заключение.

Проанализировав собранный мною материал о судьбах депортированного населения, я пришёл к следующим выводам:

1. Народ Калмыкии был репрессирован, но не был сломлен духом. Калмыки сумели не ожесточиться, а сохранить в своих сердцах веру в справедливость, уважение к людям, любовь к Родине.

2.Великая Отечественная война представляет общую историю единого народа и, говоря словами известного историка С. М. Соловьева, она раскрыла « величие и единство народа». Несмотря на трудные условия, недостаток одежды, питания, калмыки, привыкшие к труду, сознавая необходимость помощи фронту, не жалея сил и здоровья, работали в местах депортации, вносили посильный вклад в разгром врага, в восстановление народного хозяйства. В этот период важным фактором в сплочении людей, их мобилизации на защиту Родины, разгром врага стали такие качества народа, как интернационализм, братство, дружба, патриотизм.

3.В сибирских лесах, в таёжной холодине все народы проявили человечность, поддерживая друг друга.

4. Вопреки превратностям судьбы, в семьях калмыков, перенёсших депортацию, главными ценностями были честность, порядочность, а трудолюбие возносилось в особый ранг почёта, такие же качества человеческой души они воспитали и у собственных детей, их дети не ищут лёгких путей в жизни.

5. Кроме этого, меня настолько заинтересовала данная тема, что я постараюсь не останавливаться и продолжить исследовательскую работу в этом направлении.

6. Я считаю, что результаты моего исследования можно применять в воспитательной работе.


Хотелось бы закончить свою работу словами Е. Буджалова:

Я песни пел -

Они срывались в крик

И до сих пор летят над страшным веком...

Я в Канске жил,

Трагедию постиг -

И стал я называться Человеком!


Я считаю, что нам, молодому поколению, необходимо всегда помнить о скорбных событиях минувших дней и стремиться выработать у себя те гражданские качества личности, которые имеют люди, пережившие депортацию.

Библиографический указатель


1.Бугай Н. Ф. Операция «Улусы» - Э., 1991.


2.Заднепрюк А. И., Заярный А. С., Гучинов М. И., Илишкин., Н. У., Бимбаев М. Т. В годы суровых испытаний - Э., 2003.


3.Интернет - ресурсы Источник:


4.Кугультинов Д. Н. Собрание сочинений в 3-х томах, т 1 - М.: ОГИ, 2002.


5.Кугультинов Д. Н. От правды я не отрекался: Поэма //Явление слова. Избранное в двух томах Том 2. // Перевод с калм. Элиста: Калм. КН.

Изд -во, 2007.с. 5 -11.



6. Манджиева Т. «Когда изгнанником печальным…» // Теегин герл. - 1991. - № 2. - С. 67 - 104


7.Нуров В. Д. Реквием: Поэма //Теегин Герл.1999. №1.С.3 -13


8.Шакуев В.Б. Стихотворения //Профсоюзы Калмыкии. 2008.№11(60).

9. Воспоминания:

  1. Абушинова В. Н.

  2. Бюрчиев Э. М.

  3. Зулаева З. А.

  4. .Нусхаев И. Л.

  5. Нусхаева У. Л.

  6. Свинарёв П.А.


18



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал