- Учителю
- Методическое пособие 'Жизнь и творчество М. А. Булгакова'
Методическое пособие 'Жизнь и творчество М. А. Булгакова'
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский индустриальный колледж»
Учебно-методическое пособие
по русской литературе
Жизнь и творчество М. А. Булгакова
Воронеж - 2015
ББК 74.268.3
Составитель: Рукавицына Г.Ю., преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории ГБПОУ ВО «Воронежский индустриальный колледж», 2015, 29 с.
Ответственный за выпуск старший методист Калмыкова Л.Ф.
Учебно-методическое пособие по русской литературе разработано в соответствии с рабочей программой, государственными образовательными стандартами по литературе, с учетом значения конкретной темы для приобретения соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующей профессии.
В учебно-методическом пособии даны рекомендации по изучению жизни и творчества самого загадочного русского писателя двадцатого века М.А. Булгакова.
Учебно-методическое пособие разработано в помощь обучающимся колледжа по реализации требований ФГОС СПО и позволит студентам продемонстрировать уровень владения основными и предметными компетенциями.
Библиография - 12 наименований.
Издается по решению Научно-методического совета
ГБПОУ ВО «Воронежский индустриальный колледж»
Оригинал-макет данного издания является собственностью ГБПОУ ВО «Воронежский индустриальный колледж», 2015.
Содержание
Введение……………………..….……………………4
Биография М. А. Булгакова....………………….….6
Завещание мастера…………………………………26
«Собачье сердце» …………………………............28
«Мастер и Маргарита»……………………..…...….31
Тесты по произведениям …………………………...35
Ключи к тестам ………………………..………. ...…42
Список использованной литературы ………….…...43
Введение
Имя Михаила Афанасьевича Булгакова, крупнейшего писателя, пользуется в нашей стране широкой известностью. Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка, которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен.
«Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный, очень умный, с ним, даже тяжело больным, было интересно разговаривать, как редко бывает, с кем. И люди политики, и люди литературы знают, что он человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью, что путь его был искренен, органичен...» - эти слова прозвучали из уст А. Фадеева на панихиде по так рано ушедшему из жизни Михаилу Булгакову. Ему бы чуть раньше, ещё при жизни Михаила Афанасьевича, сказать доброе слово о писателе, может, и прожил бы он немного дольше...
М.А. Булгаков, по воспоминаниям друзей и знакомых, был человек, «который даже в самые трудные и критические годы жил полной жизнью, много работал, любил женщин - умных, обаятельных, прекрасных в своей неповторимости, поигрывал в карты, играл в теннис, бильярд, много страдал, много смеялся, познал шумный успех, и изведал горе одиночества... Работа порой беспощадно захлёстывала его, заставляя торопиться, спешить с её исполнением, но потом что-то менялось в планах заказчиков, и что-то сразу рушилось - тут же расторгали договор, требовали возвращения аванса, уже, как обычно, истраченного, прожитого; но тут же возникали новые предложения и новые договоры, заставлявшие вновь и вновь спешить и торопиться. И снова беспощадная к себе, изнурительная работа - работа на износ. Так продолжалось все 20 лет его творческой жизни. Он работал много, самозабвенно и самоотверженно. Брался порой за вещи, за которые мог бы не браться, если б не нужно было зарабатывать на жизнь». (В. Петелин).
При жизни Булгакова вряд ли кому в голову пришло бы называть его «классиком». Первое, с чем столкнулся писатель после яркого, но кратковременного успеха в середине 20-ых годов, было недоверие, хула, политические наветы, а в последние, наиболее плодотворные, 10 лет его жизни - замалчивание и забвение. Он как бы выпал из современной ему литературы. В 60-е годы, во времена начальной посмертной славы Булгакова, считаясь с нараставшим его успехом у читателей, критика удостоила его благосклонности и «разрешила» находиться в обширном ряду писателей 20-ых годов. Однако прошло ещё 20 лет, и, по воле читательского большинства, Булгаков вышагнул из тени и самовольно встал в первый ряд крупнейших мастеров слова - здесь его место по праву.
Биография
детство и юность
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии. Он был первенцем. Его мама - Варвара Михайловна - до замужества несколько лет проработала преподавательницей в женской прогимназии. «Мама, светлая королева», - такой запомнилась она Михаилу Афанасьевичу. Отец - Афанасий Иванович, профессор, магистр богословия - преподавал историю в Институте благородных девиц и в Киевской духовной академии, он являлся редким специалистом по демонологии, так что эта тема могла заинтересовать будущего писателя ещё в родительском доме. Отец знал несколько языков - греческий, английский, немецкий, французский, много читал, его перу принадлежат несколько работ по истории религий».
Детство и отрочество Михаила были радостны и безмятежны. Родители жили дружно, в любви и согласии. В семье было 7 человек детей: 4 брата и 3 сестры. Отец частенько засиживался допоздна в своём кабинете под лампой с зелёным абажуром, а мать любила в минуты отдыха поиграть что-нибудь на фортепиано. И вся многочисленная семья жила музыкой и театром: они могли стоять всю ночь, чтобы купить билет на какой-то интересный спектакль. Был домашний оркестр: отец играл на контрабасе, брат на гитаре, сестры и мать - на двух роялях и чудесно пели. Летом обычно переезжали на дачу. Там был большой балкон, и на нём ставили домашние спектакли. Руководил постановками, естественно, старший брат - Михаил, уже тогда проявилась его театральная любовь и умение ставить спектакли. Зимой семья жила в большой квартире на Андреевском спуске, в доме № 13, где продолжалась их литературная и музыкальная жизнь.
Но в 1907 г. умирает от гипертонии почек отец, и семья остаётся без кормильца. Друзья и коллеги Афанасия Ивановича сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы обеспечить семью полной пенсией.
Учился будущий писатель в Первой гимназии, которую называли Александровской - она готовила учащихся для поступления в университет, а потому там были сосредоточены лучшие преподаватели того времени.
Будучи гимназистом, Миша писал сатирические стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, увлекался футболом, был превосходным рассказчиком, рано начал писать, сочинял и устные рассказы. А ещё страстно увлекался оперным искусством: свою любимую оперу «Фауст» он слушал 41 раз! Его мечта была - стать писателем, но не было уверенности в своём таланте, а потому он выбрал профессию более «земную» и привычную - в августе 1909 г. он стал студентом медицинского факультета императорского университета Святого Владимира.
На 2-ом курсе Михаил влюбился в приехавшую из Саратова Татьяну Николаевну Лаппу, выпускницу гимназии... «Ты для меня всё...» - впервые эти слова Михаил сказал Танечке Лаппа, без которой не мог и дня прожить, и в апреле 1913 г., вопреки родительской воле, обвенчался...
ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Летом 1914 г. началась Первая мировая война, и Михаил вместе с Татьяной работает в госпитале. Как только Булгаков получил диплом с отличием, он добровольцем Красного Креста попросился на фронт. И оказался на Юго-Западном фронте, перешедшем под командованием Брусилова в наступление. Конечно, русские войска несли потери, в госпиталях и лазаретах появилось много раненых. Михаил работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством опытных военных хирургов. Рядом с ним работала сестрой милосердия Татьяна, его верная жена.
Позже Булгакова направляют в Смоленск, в Вязьму, а дальше в глушь - в Никольскую земскую больницу, где они прожили больше года, не зная ни сна, ни отдыха, страдая и мучаясь от недостатка лекарств, инструментов, от темноты и невежества сельчан. Скорее всего, здесь Булгаков сделал первые наброски будущих «Записок юного врача». И здесь же он пристрастился к морфию (рассказ «Морфий»). Чувствовал он себя всё хуже и хуже, пока, наконец, в состоянии крайнего физического и нервного истощения не уехал в Москву, где пытался получить освобождение от военной службы. Привычку к морфию Булгаков преодолел, что почти невероятно и свидетельствует о силе его натуры. Болезненный же опыт «расширенного сознания» был задействован им впоследствии в некоторых его произведениях.
В феврале 1918 г. чета Булгаковых возвратилась в Киев, где они и прожили до осени 1919 года. Здесь Михаил Афанасьевич последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город. Булгаков видел с болью, какие огромные перемены произошли в его любимом городе: то правили большевики и стреляли «белых», то власть переходила к Петлюре, и тот казнил всех без разбору, то под диктовку немцев была объявлена власть гетмана Скоропадского, то в город входили деникинские войска, и тогда уж вовсю свирепствовал «белый террор»... Дружную семью Булгаковых разметало по свету: кто-то был в Москве, кто-то в Царском Селе, кто-то, возможно, уже за границей...
В Киеве Булгаков открыл частную практику: лечил венерические болезни - это была чрезвычайно востребованная специальность, хотя по образованию Булгаков был педиатром, но пришлось переквалифицироваться. Мобилизованный в Киеве белой армией Деникина, Булгаков был отправлен на Северный Кавказ военврачом. К тому времени без вести пропали два его брата, увлечённые идеей спасти «единую и неделимую» Россию и ушедшие в белую армию. Мать сходила с ума от тревоги и беспокойства за них, и Михаил - как старший в семье - вызвался их найти на Кавказе, где предположительно они могли быть.
Таким образом, М. Булгаков был направлен для прохождения службы в распоряжение штаба Терского казачьего войска в г. Пятигорск, далее, получив назначение в г. Грозный, отправился туда. Братьев он разыскать не смог, и стал всерьёз подумывать о том, чтобы бросить службу в армии и заняться исключительно писательством, тем более, что материала у него было предостаточно, а склонность к литературному труду он имел с юности.
Едучи осенью 1919 г. в расхлябанном поезде, при свете свечки, вставленной в бутылку, он под дёрганье состава, на дрожавшем столике, забыв на время о постылой военной службе, писал рассказ... Рассказ этот был напечатан в одной из газет города Грозного. Так начался Булгаков-писатель.
ВЛАДИКАВКАЗ
С обозом из 25-ти подвод Булгаков прибыл во Владикавказ, сдал раненых в госпиталь и разыскал кузину своей жены. Вскоре он подал рапорт о том, что по состоянию здоровья он не может продолжать службу в полку, был переведён в резерв и прикомандирован к отделу военной информации в новой газете «Кавказ». Но - белые оставили город, а Михаила свалил возвратный тиф. То, что его вчерашние товарищи по оружию бросили его больным, в злейшем тифу, заставило Булгакова, по-видимому, пережить сильнейшее личное потрясение, усиленное общим позором поражения.
Сотрудничество с новой властью он воспринял не только как средство не погибнуть с голоду, но и как неизбежность. Кстати, просветительство - лекции, доклады о Пушкине и Чехове, а вскоре и писание пьес для местного театра - отвечало его склонностям и стало заметно увлекать его. В то время в городе ожили 2 театра, опера, цирк, по-новому стали работать клубы, устраивая концерты, спектакли самодеятельных коллективов.
В эти первые дни советской власти во Владикавказе Булгаков брался за любую работу. Но говорил он всегда только то, во что верил сам, то, что думал на самом деле, ни к чему не приспосабливаясь и никому не угождая. Но жаждущая культуры молодёжь, подстрекаемая вождями местного футуризма и пролеткульта, воинствующе диктовала свои мнения и суждения. Назревал конфликт между Булгаковым и новым читателем... 29 июня 1920 г. в Доме артиста, или Летнем театре, в 9 часов вечера состоялся диспут на тему «Пушкин и его творчество с революционной точки зрения». Сейчас почти невозможно восстановить все нюансы диспута, можно лишь пунктирно обозначить тезисы противоборствующих сторон. Так, Астахов, редактировавший в то время газету «Коммунист», говорил: «И мы со спокойным сердцем бросаем в революционный огонь его полное собрание сочинений, уповая на то, что если там есть крупинки золота, то они не сгорят в общем костре с хламом, а останутся». А Булгаков, естественно, говорил о великом значении Пушкина для развития русского общества, о революционности его духа, о связях его с декабристами, о новаторстве его как стихотворца и как великого гуманиста. Через несколько дней после диспута в «Коммунисте» была опубликована статья, в которой резко осуждалась позиция Булгакова: «Русская буржуазия, не сумев убедить рабочих языком оружия, вынуждена попытаться завоевать их оружием слова». Так впервые Булгаков попал под обстрел критиков. Вскоре, правда, Астахов «за перегибы в работе» был снят с поста редактора, но Булгакову от этого легче не стало: его начали травить как заведующего театральной секцией, якобы не справляющегося с работой. Недостатков было в работе, конечно, много, их невозможно было устранить за 2-3 месяца, нужны были долгие годы по созданию национального театра Осетии. А деятели пролеткульта требовали искусства уже сейчас. Была создана комиссия по проверке деятельности подотдела, которая предложила изгнать из числа его сотрудников Слёзкина и Булгакова как «не проявивших достаточной пролетарской твёрдости, как «бывших», как «буржуазный элемент».
3 недели после этого Булгаков болел. Помогли друзья: исхлопотали ордер на квартиру по ул. Слепцовской (ныне ул. Маяковского). А вскоре из Киева приехала жена Таня. В новой квартире Булгаковых «из двух старых козел и досок смастерили широкую лежанку, фанерный ящик из-под папирос превратился в письменный стол. Соседи дали табуретки, старое кресло, матрац, кастрюли и посуду... Можно справлять новоселье...» - так описывает переезд Булгаковых в квартиру Д.А. Гиреев в книге «Михаил Булгаков на берегах Терека» (Орджоникидзе, 1980 .- С. 108). После болезни Булгаков снова начинает свою просветительскую деятельность, выступает с лекциями, участвует в диспутах на различные темы, принимает участие в вечерах, посвященных русским классикам. Но недоброжелатели не дремали, и вечера были запрещены.
«Идёт жуткая осень. Хлещет косой дождь. Ума не приложу, что же мы будем есть? -писал Михаил Афанасьевич в «Записках на манжетах», вспоминая этот период жизни во Владикавказе. Здесь Булгаков начал писать для местного театра - нужны были революционные спектакли. Так появляются пьесы «Самооборона», «Братья Турбины» (не путать с «Днями Турбиных»!), «Глиняные женихи», «Парижские коммунары». В письмах родным писатель сообщает, как ему «иногда мучительно приходится в творческой работе: его творчество разделяется резко на две части - подлинное и вымученное», и вымученное идёт порой с успехом, а подлинное застревает в комиссиях. Жизнь во Владикавказе была голодной, неустроенной, приходилось бороться за каждый кусок хлеба.
Вот на этом фоне и развивалась творческая деятельность Михаила Булгакова. А тут ещё критик М. Вокс не пропускал ни одного случая, чтобы не уколоть, используя для этого даже успешные постановки пьес Булгакова в театре. Наиболее шумный успех выпал на долю пьесы «Сыновья муллы», поставленной первым советским театром к майским праздникам 1921 г. Сам автор говорил впоследствии, что все свои пьесы тогда сочинил «с голодухи» и желал бы забыть навсегда. «Как перед истинным Богом скажу, если кто меня спросит, чего я заслуживаю: заслуживаю я каторжных работ... Это за Владикавказ... грозный призрак голода постучался в мою скромную квартиру... А вслед за призраком постучался присяжный поверенный Гензулаев... 0н меня подстрекнул написать вместе с ним революционную пьесу из туземного быта... Мы её написали в 7 с половиной дней... Одно могу сказать: если когда-нибудь будет конкурс на самую бессмысленную, бездарную и наглую пьесу, наша получит первую премию... Пьеса прошла 3 раза (рекорд), и вызывали авторов... я выходил и делал гримасы, чтобы моего лица не узнали на фотографической карточке... Благодаря этим гримасам в городе расплылся слух, что я гениальный...».
Владикавказ, по всему чувствовалось, исчерпал себя: Булгаков давно подумывал оставить его. Но куда ехать? И осенью 1921 г. вместе с женой он уехал в Москву.
МОСКВА
Булгаков давно мечтал о Москве, твёрдо уверенный в том, что в столице не должно быть такого бедственного для писателя положения, как в провинциях, здесь должны быть частные издательства, большие возможности для публикации его произведений... Однако Москва встретила его холодно. Первые месяцы проживания в столице были ужасны: кое-как нашли пристанище, и Михаил Афанасьевич готов выполнять любую работу - он был и секретарём ЛИТО Главполитпросвета, и конферансье в каком-то театрике на окраине, позже стал хроникёром и фельетонистом некоторых московских газет, был готов даже поступить в льняной трест, вошёл в «бродячий коллектив актёров»... В редакции «Гудка» (газеты железнодорожников) он сотрудничал вместе с молодыми Ильфом, Петровым, Катаевым, Бабелем, Олешей. Заинтересовалась Булгаковым и русская газета «Накануне», издававшаяся в Берлине. «Шлите побольше Булгакова! - писал оттуда А. Толстой московскому сотруднику газеты. В литературном приложении к газете был опубликован ряд рассказов Булгакова.
Тогда же писатель работает над романом «Белая гвардия», пишет «Дьяволиаду» по ночам... Он с уверенностью смотрит в будущее.
ПЕРЕМЕНЫ ЖИЗНИ
1924 год стал годом перемен и надежд в судьбе писателя: обратившись к Н.К. Крупской, он получает жильё; работа в «Гудке» даёт стабильный заработок, по ночам он работает над любимыми произведениями. И в этом же году он знакомится с женщиной, ставшей его второй женой - с Любовью Евгеньевной Белозерской.
«Передо мной стоял человек лет 30-32, волосы светлые, гладко причёсанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри глубоко вырезаны, когда говорит, морщит лоб. Но лицо в общем привлекательное, лицо больших возможностей. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же он походил. И вдруг осенило - на Шаляпина! А вот одет он был далеко не по-шаляпински... Какая-то глухая чёрная толстовка без пояса, этакой распашонкой, была на нём... Он показался мне комичным слегка, так же, как и лакированные ботинки с ярко-жёлтым верхом, которые я сразу же окрестила «цыплячьими».Только потом, когда мы познакомились поближе, он сказал мне не без горечи: «Если бы нарядная и надушенная дама знала, с каким трудом достались мне эти ботинки, она бы не смеялась...» Тогда я и поняла, что он обидчив и легкораним» (из воспоминаний Л.Е. Белозерской-Булгаковой).
А Михаил Афанасьевич просто пришёл однажды к своей жене Тане, пережившей с ним самые тяжёлые годы. Пришёл с бутылкой шампанского и сказал гениально простые и разрушительные по жестокости слова: «Тася, я ухожу от тебя, давай выпьем по бокалу на прощанье...». И - ушёл к другой женщине: элегантной, красивой, образованной, знающей языки, закончившей в прошлом балетное училище, прошедшей все круги эмигрантской жизни. А главное - свободной: она только что рассталась с превосходным фельетонистом Василевским. Нужно ли рассказывать о чувствах и переживаниях Татьяны Николаевны? Но в своих воспоминаниях эта благородная женщина ни словом не упрекнула Михаила Афанасьевича, даже находила оправдания для него...
Спустя 16 лет после этого разрыва Булгаков, предчувствуя близкую кончину, звал Татьяну Николаевну к себе, чтобы попросить прощения у неё: его душа всегда таила в себе вину и мучалась, - но женщины не оказалось в то время в Москве. Когда-то, уходя от своей Таси, Михаил Афанасьевич полушутливо сказал: «Бог меня за тебя накажет...». Он оказался провидцем...
А Любовь Евгеньевна быстро вошла в круг его интересов и друзей, стала для Булгакова необходимой помощницей и другом. Жили они первое время в школе (было время летних каникул), прямо в учительской, «под портретом сурового Ушинского», потом - в мансарде под школьной крышей, затем - на съёмных квартирах. Вторая жена создавала домашний уют для писателя, записывала, случалось, под его диктовку рождающиеся произведения. Но - редакции, с удовольствием бравшие фельетоны, не торопились печатать серьёзные произведения: хвалили, обещали похлопотать, но - увы! А Булгаков по натуре своей был горд, независим и неподкупен, с обострённым чувством достоинства, он не мог и не хотел лебезить перед кем бы то ни было, приспосабливаться к «общественному мнению». И всю свою жизнь страдал от своего характера - прямого, искреннего, правдивого, не мирящегося с уродствами окружающей действительности. Он никогда не менял своих взглядов в угоду кому-то или чему-то, по моде или из выгоды. На всех перекатах судьбы он оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снесу. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну», - говорил он сам о себе. В 1924-25 годах в альманахе «Недра» вышли 2 повести: «Дьяволиада» (сатира на советскую бюрократию) и «Роковые яйца» (фантастика о научном открытии «луча жизни»). Тогда же в журнале «Россия» вышли две части романа «Белая гвардия» (полностью он был опубликован за границей, у нас - в 1966 г.). Но вот блестящая философско-сатирическая повесть «Собачье сердце» опубликована не была - в ней усмотрели поношение советской действительности, поклёп на новую, светлую жизнь (у нас в стране она вышла только в годы перестройки - в 1987 г.!). Во время обыска в 1926 г. эта повесть вместе с дневниками писателя была изъята органами ОГПУ и возвращена только через 2 года по настоятельной просьбе Горького. На основе «Белой гвардии» была создана пьеса «Дни Турбиных», премьера которой состоялась во МХАТе в 1926 г. и имела большой успех у зрителей. Но критики обвинили автора в апологии белогвардейщины и обозвали «внутренним эмигрантом». Защитило пьесу от разгрома имя Сталина, который смотрел её 17 раз и высоко ценил Булгакова-художника и честного человека, осмелившегося остаться самим собой. Эта пьеса поставили Булгакова в первый ряд драматургов, его пьесы шли в лучших театрах столицы: «Зойкина квартира» (1926) - в Театре Вахтангова (эту вещь Сталин смотрел 8 раз); «Багровый остров» (1928) - на сцене Камерного театра. Но многие из критиков усматривали в творчестве Булгакова стремление развенчать советский строй, оболгать людей, строящих новое общество. И на писателя посыпались удары со всех сторон, многие чиновники от культуры требовали изъятия пьес Булгакова из репертуара театров. В газетах началась травля писателя.
А Михаил Афанасьевич собирал все рецензии и вклеивал их в специальный альбом. По его подсчётам, среди них было 298 отрицательных и только 3 положительных статьи. И - продолжал работать.
Писатель и власть
В конце 20-ых гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, а его проза для публикаций считалась «непроходимой». Он был обречён на молчание и несколько раз обращался к ответственным лицам страны с просьбой либо помочь ему либо отпустить его с женой за границу, на что просто не получил ответа - ни одного. Наконец в отчаянную минуту
28 марта 1930 г. Булгаков написал и отослал «Письмо Правительству СССР», которое звучит как исповедь писателя: «Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, моё имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но в таких изданиях, как БСЭ и Литературная Энциклопедия.
Бессильный защищаться, я подавал прошение о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ... К концу 10-го года силы мои надломились, на будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведённый до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женой моей... которая к прошению этому присоединяется...
Если и то, что я написал, неубедительно и меня обрекут на пожизненное молчание... я прошу Советское Правительство дать мне работу...
Если меня не назначат режиссёром, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь на должность рабочего сцены...».
После письма последовал знаменитый телефонный звонок Сталина на квартиру к Булгакову: «А, может быть, правда, пустить вас за границу? Что, мы вам очень надоели?» И затравленный Булгаков сделал неожиданный выбор: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может».
Михаилу Афанасьевичу было предоставлено место режиссёра МХАТа и режиссёра ТРАМа (Театра рабочей молодёжи). И он, окрылённый, взялся за работу с новыми силами: он написал пьесу о Мольере «Кабала святош». Попутно он получил срочную внеплановую работу: инсценировать и принять участие в постановке «Мёртвых душ», позже - «Войны и мира». В то же время он начинает вновь мучающий его воображение роман о дьяволе ставший судьбоносным и визитной карточкой автора. Но это - спустя десятилетия. А пока где-то рядом шумел, негодуя на Булгакова, целый сонм критиков и недоброжелателей, а писатель в это время беседовал один на один с Пушкиным, общался с великими романами Льва Толстого и Сервантеса, гениальными комедиями Мольера и вслушивался в этот золотой камертон искусства.
Вы только вообразите себе титанический труд Булгакова: чтобы разобрать на сцены, реплики такой роман, к примеру, как толстовский, а потом вновь сложить его в плотную конструкцию четырёхактной драмы, требовался поистине исследовательский труд, не говоря о виртуозном знании сценического мастерства. То же самое можно сказать и о «Мёртвых душах» Гоголя, и о «Дон Кихоте» Сервантеса. Что же вдохновляло писателя на этот титанический труд? Возможно - любовь.
Последнее десятилетие жизни писателя
В его жизнь кометой ворвалась ещё одна женщина - Елена Сергеевна Шиловская.
Личная жизнь Булгакова давно уже дала трещину: растёт взаимное недопонимание между ним и его второй женой, но он пока не может найти в себе мужества расстаться с прелестной и очаровательной Любовью Евгеньевной Да он и не знал, как отнесётся к его чувствам Елена Сергеевна: ведь у неё муж - крупный советский военачальник, двое сыновей, да и сама она красавица, а Михаил Афанасьевич - драматург, терпящий творческое крушение. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер в романе, а вот как вспоминает их встречу сама Елена Сергеевна: «Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь». Была не только любовь, был скандал с мужем (генерал-лейтенант Евгений Александрович Шиловский был доктором наук, профессором, заведовал кафедрой стратегии в Академии Генерального штаба СССР, считался корифеем советской военно-штабной науки; он послужил одним из прототипов для создания А. Толстым образа Вадима Рощина в трилогии «Хождение по мукам»). Был бурный разговор мужа с соперником, при котором, как в настоящих романах, фигурировал даже пистолет (к счастью, не пущенный в ход), был «домашний арест», выдержанный Еленой Сергеевной полтора года... «Но, очевидно, всё-таки это была судьба, - вспоминала она много лет спустя. - Потому что когда я в первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. И тогда же он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках»... И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно...» Он сказал: «Я говорю очень серьёзно, поклянись». И в результате я поклялась». Забегая вперёд, скажу, что именно так и случилось: Булгаков умер дома на руках у любимой женщины - своей третьей жены... А пока ещё идёт 1932 год, Михаил и Елена регистрируют свой брак, женщина переезжает к нему с младшим сыном Серёжей и целиком посвящает свою жизнь Булгакову, разделяя с ним скупые радости и большие неудачи житейского и творческого характера.
В 1933 г. Булгаков написал книгу о Мольере и сдал её в издательство (серия ЖЗЛ), но напечатана она была только в 1962 г. с сокращениями. Михаил Афанасьевич, ни на что не надеясь, пишет - потому что не может не писать! - главную книгу своей жизни - роман «Консультант с копытом» («Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Подкова иностранца», «Пришествие», «Чёрный маг», «Он явился» и др.), в последней редакции - «Мастер и Маргарита». Работать приходилось урывками, писать то страничку, то две, а иной раз и вообще несколько строк. Так нельзя работать над серьёзной вещью, но столько возникало разных дел, сиюминутных, неотложных, заказных: ежедневная работа в театре, репетиции, дежурства во время спектаклей. А ещё он пишет комедию «Блаженство», киносценарий по «Мёртвым душам», создаёт пьесу «Иван Васильевич» (теперь мы её знаем как чудесный комедийный фильм «Иван Васильевич меняет профессию»), заключает договор с «Украинфильмом» на киносценарий по «Ревизору». Уже созревала пьеса о Пушкине - «Александр Пушкин. Последние дни»; Михаил Афанасьевич начал работать над либретто оперы «Минин и Пожарский». В это же время он создавал свой «Театральный роман (Записки покойника)».
Булгаков переходит на работу в Большой театр - либреттистом, где его начинают донимать самодеятельные авторы своими пьесами и рассказами - и на доработку и объяснения уходят драгоценные часы и дни... А из неопубликованных произведений и не увидевших сцены пьес можно составить целый мартиролог. Репетировались, но не были доведены до постановки пьеса «Бег», оборонная пьеса «Адам и Ева», фантастическая комедия «Блаженство», пьеса-гротеск «Иван Васильевич», а также заказная пьеса о юности Сталина -«Батум». Драма «Александр Пушкин. Последние дни» появилась на сцене МХАТа только после смерти Булгакова, как и его инсценировки «Полоумный Журден», «Война и мир» «Дон Кихот».
И всё это происходило в 30-е годы, когда вся страна замирала в ночных страхах перед всесильным НКВД, когда репрессии косили ряды приятелей и знакомых.
Чтобы отогнать инфернальный ужас, Михаил Афанасьевич работает до изнеможения: пишет либретто оперы «Пётр Великий», разбирает текст оперы «Иван Сусанин», выправляя каждое слово.
Ему многие советуют написать авантюрный советский роман или революционную пьесу со славословиями в адрес власти. А Булгаков опять пишет «не то»: либретто оперы по Мопассану «Рашель» и опять - «мимо».
«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк, - писал Булгаков во втором Письме к Сталину (1931). - Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе».
Кстати, травили не только Булгакова. Резким нападкам подвергались Шолохов, Леонов, А. Толстой, Пришвин, Шишков, Сергеев-Ценский, Чапыгин... Булгаков размышлял так: чем может лучше писатель помочь своей стране, как не откровенной правдой? Сатирик - тот же лекарь, а Булгаков знал, что иногда надо резать по живому, чтобы излечить запущенную болезнь. Но его объявляли пасквилянтом и злобствующим недоброжелателем. «За 7 последних лет, - писал Булгаков другу, - я сделал 16 вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно... В доме у нас полная бесперспективность и мрак» (2 октября 1937 г.).
Все надежды на полноценное участие в литературной жизни страны рухнули окончательно и бесповоротно для писателя, когда Сталин запретил к постановке пьесу о себе - «Батум». И сразу дала знать о себе затаившаяся болезнь, которая началась ещё в 1934 г., когда Булгаковым было отказано в загранпаспортах: у него появился страх смерти, одиночества, пространства. На него наступала страшная болезнь - гипертония почек, болезнь неизлечимая, от которой умер и его отец в том же возрасте, что и Михаил Афанасьевич.
Булгаков как врач понимает, что дни его сочтены, он составляет завещание, но не сдаётся до последнего: он продолжает шлифовать роман «Мастер и Маргарита». Лишь за 3 недели до смерти, ослепший, измученный страшными болями, он прекратил редактировать роман. Он умер 10 марта 1940 г., держа за руку Елену Сергеевну.
М.А. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. До начала 50-ых годов на его могиле не было ни креста, ни памятника. Елена Сергеевна не раз захаживала в прикладбищенскую мастерскую в поисках надгробной плиты и однажды заметила в яме среди обломков мрамора огромный чёрный камень. «Что это? - поинтересовалась у гранильщиков. - «Да Голгофа». - «Как Голгофа?» Ей объяснили, что на могиле Гоголя стояла Голгофа с крестом, пока к юбилею не поставили новый памятник. Камень этот, по преданию, выбрал в Крыму Иван Аксаков и привёз в Москву на лошадях. «Покупаю», - не раздумывая, сказала Елена Сергеевна. Так гоголевская Голгофа стала надгробным памятником Булгакову.
Когда-то Михаил Булгаков писал другу, вспоминая Гоголя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». По слову и сбылось.
А «Мастер и Маргарита» стал сенсацией и романом века. Анна Ахматова, прочтя роман ещё в рукописи, сказала об авторе: «Он гений». Жадный интерес к роману привёл к публичным мистериям: майские костюмированные балы на Патриарших прудах, приуроченные ко дню рождения писателя, всевозможные булгаковские общества, театральная студия на чердаке дома со знаменитой квартирой 302-бис, разукрашенные символами и цитатами из романа стены подъезда, неизменно растущие рейтинги романа в опросах современников...
ЗАВЕЩАНИЕ МАСТЕРА
Жена М. Булгакова Елена Сергеевна пережила своего супруга на 30 лет. Именно она проделала огромную работу: опубликовала большую часть творческого наследия Булгакова. Для памяти великого писателя и любимого мужа она сделала даже больше, чем обещала ему. Но была ещё одна клятва, которую Елена Сергеевна дала умирающему Булгакову. В один из вечеров, когда Михаил Афанасьевич, несмотря на болезнь, ещё мог говорить, он сказал Елене Сергеевне, что хочет составить завещание. И пусть в нём будут такие строки: человек, который придёт к нему, Булгакову, после того, как будет опубликован роман «Мастер и Маргарита», придёт в день, когда Михаил Афанасьевич сжёг первый вариант рукописи романа, и положит цветы на могилу, - этот человек должен получить определённый процент гонорара от авторского... Елена Сергеевна пообещала мужу, что она выполнит его волю.
10 марта 1940 г. писатель умер. А почти через 30 лет весной 1969 г., наутро после сноса в Москве последнего дома уже исчезнувшего к тому времени Охотного ряда, в котором находилось первое «Стереокино», на Новодевичьем кладбище появился молодой человек. Он был один. И искал он могилу. Точного места её он не знал. Помнил лишь, что этого человека похоронили в вишнёвом саду неподалёку от могилы А.П. Чехова, среди могил старейших артистов Художественного театра. И всё же молодой человек нашёл, что искал. Именно могилу Михаила Булгакова искал в тот весенний день молодой человек. Нашёл и расстроился: ни одного цветка. Он вернулся к выходу, к цветочному магазину, принёс, положил цветы, постоял немного и уже собирался уходить, как вдруг услышал тихий голос: «Молодой человек, подождите». Он оглянулся и увидел пожилую даму. Она поднялась со скамейки, стоявшей чуть дальше по тропинке, и пошла ему навстречу: «Простите, как вас зовут?» Молодой человек представился: «Владимир Невельский, журналист из Ленинграда». Но он терялся в догадках: кто была эта женщина и что всё это значит? Недели через две на его домашний адрес из Москвы пришёл почтовый перевод. «От кого эти немалые деньги?» - снова терялся он в догадках. А через день в раздался телефонный звонок: «С вами говорит Елена Сергеевна Булгакова. Вы получили перевод? Его послала я, выполняя последнюю волю покойного Михаила Афанасьевича.
Так, спустя 29 лет, она выполнила последнюю волю Михаила Афанасьевича. Ведь именно 18 марта 1930 года, то есть ровно 39 лет назад, Булгаков сжёг первый вариант «Мастера и Маргариты». ...Владимир Невельский не знал, что ему делать с немалыми деньгами. Купил деревянный катер. Художник по его просьбе нарисовал буквы. Потом их вырезали из латунной пластины и прикрепили к борту катера - огромные сверкающие золотом буквы - «Михаил Булгаков». А потом катер отправился в своё первое плавание - по Неве, по Фонтанке. Он шёл мимо здания публичной библиотеки. Была весна, и у входа стояла большущая очередь студентов. Увидев надпись на борту, они кинулись к набережной и долго аплодировали идущему по реке «Михаилу Булгакову»!
Повесть «Собачье сердце»
«Разруха не в клозетах, а в головах» (Преображенский)
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те искривления и аномалии, которые несло с собой новое общественное устройство.
Сама ситуация повести - обретение лабораторным существом общественных прав - выражает главную проблему этого общественного устройства. Выправленное по требованию домкома «удостоверение личности» и формальность прописки автоматически делают социально «равными» знаменитого в Европе ученого и дворнягу, получившую сердце люмпена. «Документ - это самая важная вещь на свете», - говорит Швондер, и действительно, в этом мире документ значит гораздо больше, чем человек.
М. Булгаков ясно показывает, к чему может привести примитивно принятое равенство. Но действительно ли о равенстве идет речь? Ведь оказывается, что на самом деле у Шарикова прав гораздо больше, чем у профессора Преображенского, потому что он - «трудовой элемент». И по ходу повести выясняется, что «происхождение», принадлежность к трудовому классу спасает от наказания при совершении преступления (история Клима Чугунки-на). Характерно, что возвращенный к жизни Клим Чугункин, рецидивист, вовсе не имеющий отношения к рабочему классу, числит себя «трудовым элементом» лишь оттого, что он «не нэпман». Фальшь подобного грубого деления общества на пролетариат и «буржуев», «нэпманов» становится очевидной. Многосоставность, сложность общественного организма тем самым зачеркивается, что оказывается на редкость удобным для шариковых.
Но и представление о «буржуе» в этом мире также извращено, «Буржуй» для Швондера, для Шарикова - тунеядец, грабитель, который только тем и занимается, что пьет кровь из «трудового элемента». И булгаковская ирония проявляется в столкновении Шарикова - «трудового элемента» и «буржуа» Преображенского, ученого, в полном смысле слова живущего своим трудом, - причем трудом высочайшей квалификации.
В повести есть эпизод, который передает и объясняет мастерство Преображенского. Это - описание операции, в результате которой Шарик стал Шариковым. Тот «хищный глазомер», темп, страсть, отвага, виртуозность, риск и напряжение, которое можно сравнить с напряжением скрипача либо дирижера - таков профессор Преображенский в «деле», где слиты воедино и человеческая сущность, и высочайший профессионализм.
Шарикову бросаются в глаза обеды с вином и «сорок пар штанов», Швондеру - «семь комнат, которые каждый умеет занимать». Но ограниченным умом совершенно не принимаются во внимание ни годы исследовательской работы, ни сотни сложнейших операций, ни постоянный умственный труд владельца всех этих благ.
К профессору являются члены домкома, с головой ушедшие в произнесение правильных и полноценных речей, заместив ими практическую и будничную работу. И эти, по саркастическому определению профессора, «певцы» выступают с требованием трудовой дисциплины от человека, в отличие от них не оставляющего работы ни на один день, что бы ни происходило вокруг.
Конечно, навыки демагогии усваиваются легче, чем навыки созидательной деятельности, и потому так преуспевает Швондер в воспитании Шарикова. Он начинает не с задачника и грамматики, а с переписки Энгельса с Каутским. В результате Шариков, «стоящий на самой низкой ступени развития», не способный и в минимальной степени оценить всю сложность обсуждаемого предмета («конгресс... немцы... голова пухнет»), приходит к выводу: «Взять все, да и поделить!»
Итак, повесть «Собачье сердце» показывает в разных ракурсах, с разных сторон безумие, абсурдность и понимания мира, и общественного устройства, возникшего после 1917 года. «Разруха не в клозетах, а в головах», - такова главная мысль повести.
Роман «мастер и Маргарита» - визитная карточка Михаила Афанасьевича Булгакова.
Более десяти лет Булгаков работал над книгой, которая стала его романом-судьбой, романом-завещанием. В «Мастере и Маргарите» есть все: веселое озорство и щемящая печаль, романтическая любовь и колдовское наваждение, магическая тайна и безрассудная игра с нечистой силой.
Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку роман очень многослоен, в нем слились и сатира, и фарс, и фантастика, и мистика, и история любви, и философская притча. На его сюжет сделано множество театральных постановок и несколько фильмов.
Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Тем, что это произведение дошло до читателя, общество обязано жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
интересно, что сам Булгаков был уверен, что роман «мастер и Маргарита» никогда не будет опубликован при советской власти, и диктовка романа жене было чем-то вроде попытки связаться с далёкими потомками. Но писатель ошибался - хоть и с тридцатилетней задержкой, роман был опубликован, что вызвало эффект взорвавшейся бомбы среди советской интеллигенции.
Вечная тема добра и зла
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал около 12 лет и так не успел его окончательно отредактировать. Этот роман стал настоящим откровением писателя, сам Булгаков говорил, что это его главное послание к человечеству, завещание потомкам.
Об этом романе написано много книг. Среди исследователей творческого наследия Булгакова есть мнение, что это произведение своего рода политический трактат. В Воланде они видели Сталина и его свиту отождествляли с политическими деятелями того времени. Однако рассматривать роман «Мастер и Маргарита» только с этой точки зрения и видеть в нем только политическую сатиру было бы не правильно.
Некоторые литературоведы считают, что основным смыслом этого мистического произведения является вечная борьба между добром и злом. По Булгакову получается, что добро и зло на Земле всегда должны находиться в равновесии. Иешуа и Воланд олицетворяют собой именно эти два духовных начала. Одной из ключевых фраз романа стали слова Воланда, которые он произнес, обращаясь к Левию Матвею: «Не будешь ли так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
В романе зло, в лице Воланда, престает гуманным и справедливым. Добро и зло переплетены между собой и находятся в тесном взаимодействии, особенно в человеческих душах.
Не зря некоторые критики проводили аналогию романа Булгакова и историю Фауста, правда в «Мастере и Маргарите» ситуация представлена в перевернутом виде. Фауст продал душу дьяволу и предал любовь Маргариты ради жажды познания, а в романе Булгакова Маргарита заключает сделку с дьяволом ради любви к Мастеру.
Борьба за человека
Жители булгаковской Москвы предстают перед читателем собранием марионеток, терзаемых страстями. Огромное значение имеет сцена в Варьете, где Воланд садится перед публикой и начинает рассуждать о том, что люди не меняются веками. На фоне этой безликой массы только Мастер и Маргарита глубоко осознают, как устроен мир и кто им правит. Образ Мастера является собирательным и автобиографичным. Читатель не узнает его настоящего имени. В лице мастера выступает любой художник, а также человек, который имеет собственное видение мира. Маргарита - это образ идеальной женщины, которая способна любить до конца, невзирая на трудности и преграды. Они идеальные собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной своим чувствам женщины. Таким образом, смысл этого бессмертного романа условно можно разделить на три пласта. Над всем стоит противостояние Воланда и Иешуа, которые вместе со своими учениками и свитой ведут беспрерывную борьбу за бессмертную человеческую душу, играют судьбами людей. Чуть ниже находятся такие люди, как Мастер и Маргарита, позже к ним присоединяется ученик Мастера профессор Понырев. Эти люди духовно более зрелые, которые осознают, что жизнь устроена гораздо сложнее, чем, кажется, на первый взгляд. И, наконец, в самом низу находятся простые обыватели булгаковской Москвы. Они не имеют воли и стремятся только к материальным ценностям. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» служит постоянным предостережением от невнимательности к себе, от слепого следования заведенному порядку вещей, в ущерб осознанию собственной личности.
М.А.Булгаков «Собачье сердце» Вопросы на знание текста повести.
1.Он (Шарик) поднял нос кверху, еще раз обнюхал шубу и уверенно подумал.…О чем подумал Шарик?
2.Что больше всего поразило Шарика в прихожей Ф.Ф.Преображенского?
3.Какя шуба была у Филиппа Филипповича?
4.Какой предмет украшал костюм профессора Преображенского?
5.За что собирался отправиться в рай Шарик, когда его усыпили в смотровой?
6.Какую песню в исполнении Ф.Ф.Преображенского услышал Шарик, очнувшись от наркоза? Процитируйте.
7.Какой, по мнению профессора Преображенского, единственный способ возможен в обращении с животными?
8.«Этому прохвосту» Филипп Филиппович купил краковской колбасы. Сколько заплатил профессор за это удовольствие?
9.Какой самый занятный предмет заметил Шарик в кабинете профессора и подумал, что позже он этот предмет разъяснит?
10.Что так поразило Шарика во «фрукте» (первом посетителе профессора), который вошел в комнату?
11.Сколько стоит операция, которую профессор проводит дома? 12.Ф.Ф. Преображенский отчитал 4 посетителей, которые пожаловали к нему поздним вечером. Профессор им сказал: «Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, во-первых, вы простудитесь, а во-вторых…? Продолжите фразу. 13.Как представились профессору пришедшие?
14.Сколько комнат в квартире профессора?
15.Назовите имя и отчество человека, к которому Филипп Филиппович обратился с жалобой на домком.
16.Куда уедет профессор отдыхать, когда перестанет оперировать?
17.Какую должность занимала в домкоме Вяземская?
Тест по роману «Мастер и Маргарита»
1. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»:
1) в 1930 2) в 1939 3) в 1940
2. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?
-
8 лет 10 лет 12 лет
3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?
-
Гоголя 2) Салтыкова-Щедрина 3) Достоевского
4. Как бы вы определили композицию произведения?
-
кольцевая композиция
-
«роман в романе»
-
последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность
5. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.
-
древний иршелаимский
-
вечный потусторонний
-
фантастический
-
современный московский
6. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?
-
Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев
7. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?
-
Что есть власть? 2)Что есть жизнь? 3) Что есть истина? 4)Что есть талант?
8. Какой порок Воланд считает самым тяжким?
-
ложь 2)трусость 3)предательство 4)прелюбодеяние
9. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?
-
Маргарите 2)Мастеру 3) Иешуа 4) Воланду
10. В романе есть герои-двойники (Мастер - Иешуа, Алоизий - Иуда, Иван - Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты?
-
Да 2) Нет
11. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?
-
Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло
12. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?
-
Стёпа Лиходеев 2) Иван Бездомный 3) Римский
13. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?
-
Иешуа Га-Ноцри
-
доктор Стравинский
-
Левий Матвей
-
Мастер
14. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?
-
Понтий Пилат
-
Иван Бездомный
-
Мастер
-
Римский
15. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?
-
Коровьеву
-
Берлиозу
-
Маргарите
-
Понтию Пилату
16. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»?
-
Наташе
-
Воланду
-
Ивану Бездомному
-
Аннушке
17. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?
-
о Понтие Пилате
-
о Берлиозе
-
о Мастере
-
об Иване Бездомном
18. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
-
это соответствует библейскому сюжету
-
автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу
-
автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру
-
автор стремится показать Иешуа бедняком
19. Дайте развернутые ответы на вопросы:
Из каких реалий строится литературный мир Москвы? Как отразилась в романе «Мастер и Маргарита» реальная атмосфера идеологического преследования Булгакова, атмосфера жизни в Москве двадцатых-тридцатых годов?
Тест М. А. Булгаков. Жизнь и творчество.
1. В каком городе родился М.А. Булгаков?
1. в Петербурге 2. в Москве 3. в Рязани 4. в Киеве
2. Укажите профессию М.А. Булгакова.
1. Врач 2. Священник 3. Учитель 4. ученый
3. Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М.А. Булгакова на Смоленщине в 1916-1917 г.г.?
1. "Записки юного врача" 2. "Белая гвардия"
3. "Собачье сердце" 4. "Записки на манжетах"
4. Назовите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику.
1.Воздвиженский 2. Успенский
3. Преображенский 4. Вознесенский
5. Чью сторону принял М.А. Булгаков после революции?
1. сочувствовал Петлюре 2. не принял ни одну из сторон
3. вступил в ряды Красной армии 4. поддержал Белую гвардию
6. Укажите, в каком произведении М.А. Булгакова отсутствует фантастика.
1."Собачье сердце" 2. "Роковые яйца"
3. "Мастер и Маргарита" 4. "Дни Турбиных"
7. В каком театре шло большинство пьес М.А. Булгакова, в том числе и впервые поставлены "Дни Турбиных".
1.во МХАТе 2. в Малом театре
3. в театре им. Вахтангова 4. в театре Мейерхольда
8. В 1930г. М.А. Булгаков вынужден был обратиться с письмом к правительству, потому что:
1. в периодике создавалась атмосфера травли, необъективной критики, все пьесы М.А. Булгакова были сняты с репертуара
2. необходимы были новые впечатления, и он хотел путешествовать
3. необходимо было поправить здоровье и выехать за границу
4. наступил творческий кризис
9. Какой сюжетный мотив положен в основу повести "Собачье сердце"?
1.мотив превращения 2. мотив борьбы
3. мотив испытания 4. мотив путешествия
10. Кто из героев повести "Собачье сердце" ведет дневник.
1.Швондер 2. Шариков 3. Борменталь 4. Преображенский
11. Назовите любимый музыкальный инструмент Шарикова.
1.Гитара 2. Ложки 3. Балалайка 4. гармонь
12. Какое произведение М.А. Булгакова имеет подзаголовок "Чудовищная история"?
1."Багровый остров" 2. "Собачье сердце"
3. "Роковые яйца" 4. "Театральный роман"
13. Назовите традиционную для русской литературы тему, которая является главной в таких произведениях М.А. Булгакова, как "Дни Турбиных", "Белая гвардия".
1.тема отцов и детей 2. тема революции и интеллигенции
3. тема долга и чести 4. тема Дома
14. Укажите, какая сцена является кульминацией романа
1.сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву
2. встреча Мастера и Маргариты
3. представление в Варьете 4. бал Сатаны
15. Кто из этих персонажей не входит в свиту Воланда?
1.Варенуха 2. Кот Бегемот 3. Гелла 4. Фагот
16. Иешуа в романе выступает как:
1.Преступник 2. странствующий проповедник
3. сумасшедший 4. богочеловек
17. Сколько сюжетных линий можно выделить в романе "Мастер и Маргарита"?
1.Три 2. Две 3. Одну 4. Пять
18. Какой проблемы нет в романе "Мастер и Маргарита".
1.проблема положительного героя 2. проблема отцов и детей
3. выбора и личной ответственности 4. проблема творчества
19. Кто является автором эпиграфа к роману "Мастер и Маргарита"?
"... так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
1. И.-В. Гете 2. Ф. Шиллер 3. В. Шекспир 4. Дж. Байрон
20. Почему Мастер лишен "света", а заслужил только "покой"?
1.потому что прибегнул к помощи Сатаны
2. потому что добровольно ушел из жизни
3. потому что сломался и сжег свой роман
4. потому что он хочет жить и творить в стране, где это невозможно
Ключи к повести «Собачье сердце»
1. «Нет, здесь пролетарием и не пахнет. Ученое слово, а бог его знает, что оно значит…»
2. Зеркало до самого пола, оленьи рога, бесчисленные шубы и галоши и опаловый тюльпан с электричеством под потолком.
3. На черно-бурой лисе с синеватой искрой.
4. Золотая цепь.
5. За собачье долготерпение. «Не видать Чичкина, пролетариев и краковской колбасы».
6. «От Севильи до Гренады…в тихом сумраке ночей…»
7. Только ласка.
8. 1 рубль 40 копеек.
9. Это была громадная сова, сидящая на стене на суку. 10. Зеленые волосы, на затылке отливавшие ржавым табачным цветом.
11. 50 червонцев.
12. «…вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские».
13 «Мы - новое домоуправление нашего дома: Швондер, Вяземская, Пеструхин и Жаровкин…»
14. 7 и «желал бы восьмую под библиотеку».
15. Петр Алексеевич.
16 В Сочи.
17 Заведующая культотделом
Ключик тесту «Мастер и Маргарита»:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
3
3
2
2
3
1
3
2
4
2
1
2
4
3
2
2
3
3 Ключи к тесту М.А. Булгаков. Жизнь и творчество
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
4
1
1
3
2
4
1
1
1
3
3
2
3
4
1
2
1
2
1
3
Список использованной литературы:.
-
Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. / Редкол.: Г.С. Гоц, А.В. Караганов, В.Я. Лакшин, П.Н. Николаев, А.И. Пузиков, В.В. Новиков; Вступ. ст. В. Лакшина. М., 1989-1991.
-
Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита" / Публ., вступит. ст. и коммент. В. Лосева. М., 1992.
-
Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993.
-
Булгаков М.А. Собр. соч.: В 10 т. / Сост., предисл., подг. текста В. Петелина. М., 1995-2000.
-
Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., 1997.
-
Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX-XX веков. М., 1995.
-
Вахитова Т.М. Проблема власти в романе "Мастер и Маргарита" // Творчество Михаила Булгакова. СПб., 1994.
-
Виноградов И. Завещание Мастера // Виноградов И.И. По живому следу: Духовные искания русской классики. М., 1987.
-
Гаврюшин Н.К. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Вопросы литературы. 1991. № 8.
-
Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.
-
Гапоненков А.А. "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова: жанровое своеобразие романа. Саратов, 1997.
-
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХХ века: 11 класс: Книга для учителя/ В.Ф. Чертов - М.: Просвещение, 2002
45