7


  • Учителю
  • Конспект урока: «Тема семьи, отцов и детей на страницах современной литературы». (11 класс)

Конспект урока: «Тема семьи, отцов и детей на страницах современной литературы». (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: «Семья, отцы и дети на страницах современной литературы» - так обозначила я тему сегодняшнего урока. Это одна из «сквозных тем» русской литературы. Она волнует умы великих людей России, известных её писателей и поэтов на протяжении всего существования литературы. В этом
предварительный просмотр материала

.


Тема урока: «Тема семьи, отцов и детей на страницах современной литературы».


Тип урока - Урок открытых мыслей с использованием элементов технологии креативного мышления.

Цель урока - обсуждение проблем семьи, отцов и детей на страницах современной литературы.

Задачи урока:

  1. создать условия для открытого обсуждения проблем семьи, отцов и детей, показанных на страницах современной литературы;

  2. развивать умение отбирать материал по теме, проводить лингвопоэтический анализ текста; совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся;

3) воспитывать культуру семейных отношений, готовить ребят к созданию прочной, счастливой семьи.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, книги с произведениями.


  1. Организационный момент.


Добрый день, уважаемые гости, ребята! Приятно видеть всех вас в нашем школьном доме, надеюсь, что эта приятная встреча принесёт всем нам удачу. Вас, ребята, хочу немного согреть своим «Тёплым душем». Мне нравится ваш внешний вид (встречают по одёжке), ваши умные, понимающие глаза; меня радует ваше хорошее настроение и желание иметь хорошие знания и отметки.

Я приветствую вас в составе рабочих групп: красное, желтое, зелёное, белое, черное мышление, которое, согласно методу Эдварда де Боно, поможет нам всесторонне рассмотреть тему. Замечу, что каждый из вас может вникать в разговор собеседников, нужно только сообщить о своём желании, подняв руку.

Тип нашего занятия - Урок открытых мыслей. Это даёт каждому из нас право быть услышанным, открыто, не боясь осуждения, высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу. Я очень хочу, чтобы это была ещё подготовка вас к жизни, к созданию прочной, счастливой семьи. На ошибках тоже учатся!


II. Подготовка к основному этапу урока.


1) Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1 «Семья, отцы и дети на страницах современной литературы» - так обозначила я тему сегодняшнего урока. Это одна из «сквозных тем» русской литературы. Она волнует умы великих людей России, известных её писателей и поэтов на протяжении всего существования литературы. В этом мы с вами уже смогли убедиться на примерах произведений 18 и 19 веков.

Сегодня мы обратимся к литературе 20 и 21 веков и посмотрим, как она решает вечные проблемы человечества.


  1. Актуализация знаний обучающихся.

Последние 10 лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в конце 1980-х годов. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Валерия Нарбикова, Людмила Улицкая, Виктория Токарева и др., обусловило, например, появление в издательстве «Вагриус» особой серии, называющейся «Женский почерк».

- Как вы думаете, случайно ли появление направления «Женская проза» в современной литературе? Какие проблемы будут затрагивать женщины-писательницы?

(Не случайно в это кризисное время появляется термин «женская проза». Центральными темой произведений женской прозы является тема семьи, отцов и детей, становление характера. Произведения писателей-женщин помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле. Писательницы остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей сегодняшней действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому «горячему», «больному» - разладу в государстве, разладу в семье, разладу в душе…

«Мир мужской и мир женский - разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большое значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми»,- сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос - а что творится сегодня с семьей?- волнует, прежде всего, женщин - писательниц) СЛАЙД 3

Давайте немного порассуждаем. Согласимся или опровергнем мнение автора романа «Анна Каренина». СЛАЙД 4.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Л.Н. Толстой.

НА ФОНЕ СЛАЙДА.

3) Первичная проверка знаний. Работа в группах

- А что такое семья?

Каждая группа, комментируя свою позицию, вывешивает на доску подготовленные афиши вокруг слова СЕМЬЯ.

- В традиции русской классической литературы семья - это нравственная основа человеческого быта и бытия.

- Красные! Какие эмоции вызывает у вас это слово? Пожалуйста! - Что такое семья в вашем понимании.

-Желтые! Мы приветствуем ваши оптимистические мысли.

- Что могут добавить Зелёные, цвет свежей листвы, изобилия?

- Что подразумевают Синие?

- Часто в бочке мёда бывает ложка дёгтя. Вам слово, Чёрные! (Пундик А.)

4) Обобщающее слово учителя.

В семье, признаки которой обозначены красным, синим, жёлтым и зеленым цветом хотелось бы жить каждому из нас, но до идеала далеко и, против того семейного неблагополучия, что обозначили Черные, и восстаёт современная литература, обнажая причины несчастливых семей! Русская литература всегда играла и продолжает играть проповедческую (назидательную, поучительную) роль и роль учительскую.


III. Основной этап. Работа по теме урока. Обсуждение прочитанного группами.

  1. Аналитический анализ текста.

Синие. Учитель в составе этой группы.

Слово учителя.


Разговор начнем мы, мыслящие под под Синим цветом. Я долго думала, с каким произведением выступить мне, и осмелилась остановиться на романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого».СЛАЙД 5 Это серьёзный, взрослый и очень трудный роман. Вы, атомные дети, как часто мы называем вас, знаете гораздо больше, чем мы, взрослые, думаем. Но в силу своего небольшого жизненного опыта не всегда можете сделать правильные выводы об увиденном и услышанном и стремитесь порой к опрометчивым поступкам. Поэтому я считаю своим долгом на примере литературных героев предупредить вас от опасности. Умные люди учатся на ошибках других.

Итак, «Казус (сложный, запутанный случай) Кукоцкого». Людмила Евгеньевна Улицкая.

Мик Аня:

Москва. Предвоенное и военное время. У руля страны Сталин.

Павел Алексеевич Кукоцкий, главный герой романа, - признанный в Москве доктор, академик и директор института, пытающийся решать вопросы семьи на государственном уровне.

Автор переносит нас в детство своего героя. Мы видим 10-летноего мальчика, активно интересующегося библиотекой отца, признанного врача - хирурга. И это «счастливейшие часы» его детства. Отец, наблюдающий неподдельный интерес ребёнка к медицине, дарит сыну «маленький медный микроскоп с пятидесятикратным увеличением». Осознанный выбор сделан. Отец - образец для подражания. «Алексей Гаврилович всю жизнь тянул двойную лямку педагогической и лечебной работы - заведовал кафедрой полевой хирургии и не прекращал оперировать». «В начале 17 года артиллерийский снаряд попал в хирургический вагон и Алексей Гаврилович погиб вместе со своим пациентом и медсестрой».

В том же году Павел поступил на медицинский факультет Московского университета.


«Отношения матери и сына как-то охладели, расстроились, и ещё через год, когда мать вышла замуж за непристойно молодого человека, мелкого начальника из железнодорожников, Павел ушел из дома, оставив за собой право пользоваться отцовской библиотекой.

Он учился, работал в клинике, много дежурил и ночевал где придётся. Чаще всего в бельевой, куда пускала его старая кастелянша, помнившая ещё его отца».

Ему уже исполнился 21 год, когда мать родила нового ребёнка. Взрослый сын подчёркивал её возраст, и молодящаяся Эва Казимировна страдала. Она дала Павлу понять, что присутствие его в доме нежелательно. Отношения между ним и матерью с этого времени пресеклись. (Эта же ситуация повторится и в рассказе Виктора Астафьева «Людочка»).

Лишенный материнской ласки и участия, женского тепла, Павел Алексеевич не спешит с созданием семьи.

Батырханова Катя:

И только в 43 года, ему улыбается семейное счастье. Его женой становится чудом спасённая им на операционном столе 28-летняя Елена Георгиевна. И после выписки из клиники он забирает её вместе с её старой прислугой Василисой, когда-то служившей ещё в доме её родителей, и маленькой 2-хлетней дочкой Таней на свою квартиру.

СТР. 28 - 30

Словом, счастливая семья, где всё построено на уважении, взаимопонимании, любви и доброте. Семья, не знающая материальных проблем. Кроме того, они бескорыстно помогают многим нуждающимся материально: в день зарплаты стало традицией рассылать в разные части страны переводы нуждающимся родственникам.

В хорошей семье и горе не беда. Они успешно справляются с опаснейшим раковым заболеванием Тани.

Как оранжерейный цветок подрастающая в семье Таня не готова противостоять жестокой действительности.

СТР 46 - 47.

Но, оказывается, мало создать семейное счастье. Его нужно как-то постоянно оберегать от негативного воздействия.

Ничего не подозревая, по своей сердечной доброте они приходят на помощь Таниной однокласснице - Томе Полосухиной, «забитой, с малиновой шелушащейся обводкой вокруг рта, двоечнице с последней парты, съёжившейся сутулой девочке, с которой никто не хотел сидеть».


Учитель:

Это рано повзрослевший ребёнок, умеющий ориентироваться в том образе жизни, который ведёт семья. Это типичная русская семья. Отец погиб на войне, мать ведёт развратный образ жизни и на глазах у детей умирает от криминального аборта. И в эту недетскую историю оказывается втянутой Таня, это «редкостное», как говорит автор, создание «вроде королевской лилии или большой прозрачной стрекозы».

Она мчится на работу к отцу с просьбой спасти мать Томы. Но это сталинское время… СТР. 69 -70

Калошина Даша:

Именно семейная драма Томы Полосухиной вносит разлад в отношения между супругами Кукоцкими, и очень жаль, что им так и не удастся их больше наладить, хотя в душе они продолжают любить друг друга.

Пригретая на время, отмытая, накормленная, не нужная родственникам, да и не желающая покидать уютное гнёздышко семьи Кукоцких, Тома становится здесь полноправным членом. Она окружена заботой и вниманием, ее учат элементарным гигиеническим навыкам, кладут спать в отдельную постель. Таня подтягивает её до «троек» по всем предметам - на большее она не способна. Таня оставляет занятия музыкой, чтобы Тома не чувствовала себя ущербной, бесталанной.

СТР. 130.

«По воскресеньям Павел Алексеевич вставал рано, поднимал девочек и вёл на речку,… учил их плавать», он постоянно общается с девочками, заботится об их профессиональном выборе - СТР 160 , организовывает прогулки, всей семьей они едут к морю…

Тома воспринимает эту заботу как должное, и вместо благодарности иногда даже высказывает недовольство, в то время как Таня довольна абсолютно всем.

«…Елена с глубоко запрятанной неприязнью наблюдала за мышевидной девочкой»…

Именно Тома, умеющая выкрутиться из любой ситуации, преподаст Тане первые уроки непослушания, когда, обманув всех, утащит её с собой на похороны Сталина, где они едва останутся живы.

СТР. 141, 143.

Цыбин Игорь:

СТР. 99. «Взгляд Елены то и дело натыкался на щуплую девочку с повадками мелкого грызуна, беззлобную, безответную, жалкую донельзя, косвенную виновницу семейного крушения, которое оказалось для Елены горше всех пережитых несчастий…»

Павел Алексеевич с сожалением понимает, что «Танечка, с которой он всегда проводил много домашнего времени, теперь постоянно находилась в обществе Томы».

В семье Кукоцких продолжало расти отчуждение. Плюс к этому неприятности на работе у Павла Алексеевича: начались гонения на врачей-евреев, которых обвиняли в сознательном убийстве, т.е. неоказании помощи, людям русской национальности, что повлекло смерть.

СТР 131.

У Елены Георгиевны начинаются большие проблемы со здоровьем: она страдает провалами памяти - это результат нервных потрясений. И всё чаще на страницах она появляется с бессвязной речью, в забытьи.

Пора окончания девочками школы. На дневное отделение университета Тане поступить не удалось, она зачислена на вечернее.

СТР.161.

Мик Аня:

Отец помогает ей устроиться в лабораторию своего «старинного коллеги, профессора Гансовского, врача и учёного, заведующего клиникой мозговых нарушений у детей и лабораторией по изучению развития мозга».

На первых порах, когда проходят научные опыты на крысах, Таня работает с увлечением.

Дома всё было по-прежнему. «Воскресные утра принадлежали безраздельно Тане с Павлом Алексеевичем. Они завтракали вдвоём. Часа по два обсуждали всё на свете - рабочие дела, и литературу, и политику… Им важно было обо всём друг другу рассказать… Таня в подробностях рассказывала отцу, какую тонкую и хитрую операцию научилась она производить…» (СТР 174-175) «Таня наслаждалась новым для неё ощущением профессионализма».

Но вот начались научные опыты на людях, и этого её добрая душа вынести не смогла « …она положила ключ от операционной на место, сняла белый халат, повесила его на вешалку и вышла из лаборатории. Больше она туда не вернулась. Не вернулась и в университет. Роман её с наукой закончился в этот самый час и навсегда».

СТР. 179 - 180

Решающим с жизни героини стал диалог с самым близким и дорогим человеком.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СТР 182 - 185

Батырханова Катя:

И Таня стала плохой девчонкой. Она бродяжничает, первый раз пьёт вино с двумя бомжами - «за свою почти двадцатилетнюю жизнь Таня никогда не попадала в столь счастливое место, где отменены работа, долг и спешка». Пьяному Таниному сознанию хорошо, она завидует этим бродягам - «симпатичным, по её мнению, свободным ото всех забот людям», остаётся ночевать на лавочке в сквере.

Но тонкая родственная нить ненадолго возвращает Таню домой. Ей рады здесь, её здесь, несмотря ни на что, любят и ждут. И, не находя душевного покоя, она снова покидает свой дом и снова блуждает бесцельно по городу. И она, как и прежде, готова помочь нуждающимся - спасает безумного старца, доставляя его в отделение милиции. Она продолжает познавать жестокий мир, в котором живёт. Когда она приходит в лабораторию, чтобы забрать свои вещи, то чуть не становится жертвой развратника «старинного коллеги» отца, профессора Гансовского, врача и учёного, заведующего клиникой мозговых нарушений у детей и лабораторией по изучению развития мозга».

Разбив в дребезги стекло, Таня вырывается из кабинета насильника.

«Таня вылетела пробкой из института и понеслась прочь от храма науки, в котором всё было мерзость, грязь, мразь…» - пишет автор.

И в тяжёлую минуту Таня мысленно прибегает к помощи родных людей:

«Хорошо бы сказать отцу…И спросить, что он думает насчет приличий… Впрочем, говорить ему ничего нельзя - он, хотя человек воспитанный …, но Ганского просто убьет.

- Бедная Лиза! - сказала она вслух, заглянув в яузскую воду. - Топиться не будем». С утра она ничего не ела, но домой не хотелось.

СТР 293


Учитель:

Она снова бродит по окраинам ночного города, забредает на кладбище, снова чуть не становится жертвой насильников. Она, с пораненной кровавой рукой встречается с наркоманом, который примитивным путём пытается прокапать себе очередную дозу. Таня легкомысленно теряет с ним свою девичью невинность на грязном подоконнике подъезда, а затем как ни в чём не бывало уходит от него.

Она так же приходит домой, где её всё так же любят, ждут. Мама уже и не работает - безумие совсем одолевает её, из кабинета отца Василиса всё чаще выносит пустые бутылки из-под водки.

Позже Таня попадает в ювелирную мастерскую к Козе, и по её примеру меняет партнёров как перчатки, по совету этой, имеющей собственных детей женщины, заводит роман одновременно с двумя молодыми людьми, братьями-близнецами, а когда оказывается беременной, точно не знает, кто отец будущего ребёнка. Когда один из них, Виталий, отказывается от отцовства, она не расстраивается: «Может, Генке нужен?» - легкомысленно шутит. Но, оказывается, в данный момент её беременность необходима Виталию, чтобы увильнуть от армии, и Таня расписывается с ним в одном из ЗАГСов Москвы. Но тут же, по приглашению богатой Козы, отправляется отдыхать на юг.


Калошина Даша:

И только здесь, встретив свою настоящую любовь, захватившую её полностью, она обретает своё счастье. Сергей любит ее, рад рождению девочки Евгении, которую называет дочерью. Заботой о семье дочери живет Павел Алексеевич, он то и дело ездит в Питер, где живет Таня. Таня тоже заботится о родительском доме, наводит порядки, ухаживает за больной матерью, купает её; хочет сделать по-настоящему счастливым Сергея, родив ему сына.


Учитель:

Но, увы… Слишком много сделано ошибок, за все нужно платить сполна. Жизнь её и неродившегося ребёнка обрывается… Не успевает помочь «всемогущий», по мнению Тани, Павел Алексеевич, взявший на воспитание внучку Женю. Он сам ставит диагноз мёртвой дочери: ГЕПАТИТ. Выясняются причины заражения… А мы-то помним о её мимолётном увлечении с окровавленным наркоманом…

Этим всё сказано… Ответственность, здравый смысл, трезвый ум - залог человеческого счастья.

2) Какие чувства вызвало у вас это произведение? Как раскрывает автор проблему семьи, отцов и детей? В чём же казус Кукоцкого?


2) Выступления других групп обучающихся.


Чёрные. Обличители.


- Галина Щербакова. Повесть «Мальчик и девочка»

- Людмила Петрушевская «Свой круг».

- Владимир Тучков «Смерть приходит по Интернету»



Людмила Петрушевская «Время ночь» СЛАЙД 6

Блинова Женя:

Я хочу сказать несколько слов о повести Людмилы Петрушевской «Время ночь». Сюжет её выстроен как цепь необратимых утрат. Мать теряет контакт с дочерью и сыном, от жён уходят мужья, бабушку отвозят в интернат для хроников, дочь рвёт все отношения с матерью, отнимает внуков у бабушки. За все жизненные неудачи мать требует у своих детей компенсации любовью, признанием своей неограниченной власти. Анна Андриановна описывает свои отношения с матерью так: «О ненависть тёщи, ты ревность и ничто другое, моя мать сама хотела быть объектом любви своей дочери, то есть меня, чтобы я только её любила, она хотела быть объектом моей любви и доверия, это мать хотела быть всей семьёй для меня. Жуть и кошмар».

Такая страшная материнская ревность часто уродует молодые семьи. Это показывала и классика. Достаточно вспомнить «Грозу» А.Н.Островского.

Автор и я вместе с ним осуждаем такую испепеляющую любовь матери к своим детям. Любовь должна быть разумной, обогревающей, соединяющей, но не разъединяющей.


Открытые мысли «по кругу».

- Все, кто из группы не успел высказаться, обозначают проблемы прочитанных произведений, начиная фразой «Я увидел картины….»

- Есть ли выход из описанных ситуаций?


Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» СЛАЙД 7

Зелёная шляпа. Творцы судьбы.


- Борис Екимов «Фетисыч»

- Людмила Улицкая «Медея и её дети»

1. представление 1 сюжетной линии, образа Коли, современного подростка.

- Поговорим о первом сюжете в рассказе? Давайте вспомним содержание, героев этого сюжета.(Леонтьева Ю.)

(Главному герою рассказа Коле посчастливилось участвовать в съемке рекламного ролика семейной жизни. Идиллия семейной жизни на съемочной площадке серьезно повлияла на сознание мальчика. Для мальчика, который рос без родителей, не знал, что такое «семейное счастье», забота и внимание родителей, который в повседневной жизни сталкивался только с негативом и агрессией, атмосфера на съемочной площадке стала идеалом, смыслом жизни. Жизнь научила его добиваться своей цели упорно, просчитывая наперед каждый свой шаг. Поэтому он упорно «осаждает» квартиру Дмитрия Васильевича, применяет все свое искусство ведения хозяйства (убирается в квартире, печет булочки, готовит обед, обустраивает кабинет хозяина квартиры), чтобы стать «необходимым», полезным для своего «папы» по рекламе. Последняя часть рассказа свидетельствует о хладнокровной расправе мальчика Коли с мужем и двумя детьми женщины из рекламного ролика. Все трое в итоге живут в квартире Дмитрия Васильевича, и, на первый взгляд, счастливы.)

- Коля создал уют в доме Дмитрия Васильевича, но появилась ли атмосфера счастья.

2. представление 2 сюжетной линии, образа «изверга».

- Какая еще эпоха упоминается в рассказе? (2-й сюжет). С какой целью автор включает в канву рассказа 2 сюжета разных временных эпох? (Астапенко А.)

(1902 год. Рассказывается о семье Г.В. в период революционного движения; о его дочери Эти и ее возлюбленном, революционере - «изверге», о переживаниях матери Эти, Татьяне. Семья Г.В. - это еврейская семья, в основе которой лежит уважение к культуре и искусству, ко всему, что связано с понятием «красота». Г.В. не принимает революции, потому что та разрушает их представления о жизни, разрушает их семью.)

- Как вы думаете, почему автор не дает имени герою-революционеру и называет его «извергом»?

(Герой-революционер типичен для того времени)

Революционер-«изверг»


Любовь бесполезна


Считает институт семьи излишним в будущем


Довольство уничтожает ради бедности


Достижение цели любым путем (даже путем насилия)


Отрицает искусство, любовь, религию


Строит новое, разрушая старое

- Что спасает Этю от разрушительного воздействия «изверга»?

(Этя влюбилась в студента Мишу, который по-настоящему полюбил Этю и своим вниманием, заботой, способностью к самопожертвованию ради любви смог уберечь свою возлюбленную от разрушительной силы революционера-изверга)

- Как вы думаете, почему автор проводит параллель именно с этим историческим моментом, становлением власти большевиков-революционеров?

(Цель Коли (главного героя рассказа) - воплощение иллюзии семейной идиллии в жизнь. Он представитель нового поколения, воспитанного на компьютерных «стрелялках», кровавых триллерах, идеалом которого стал Данила Багров (к/ф «Брат»), добивающийся своей цели хладнокровно и настойчиво, убивает, как будто нажимает на компьютерную мышь. Коля в какой-то степени «изверг», который ради достижения своей цели легко убивает людей ни в чем неповинных)

- Произведение заканчивается словами: «…изверг в конце концов победил…нет-нет, конец времен еще не наступил и рано говорить о победе изверга или о его поражении». Как вы понимаете эти слова?

(В рассказе показана жизнь, извращенная средствами массовой информации. Показана иллюзорность, абсолютное несовпадение киношного мира с реальной жизнью. Герои живут призрачной жизнью. Происходит подмена реальной жизни, реальных чувств «киношными». Но подобной концовкой автор произведения как бы хочет сказать, что на экране должны быть добрые фильмы, без агрессии, демонстрироваться искренние чувства, искренняя любовь, реальная семейная жизнь, семейные отношения. Необходимо оберегать ранимую психику подростка и среднего школьника и ориентировать его на позитивные чувства, позитивные отношения, стремление к созданию доброй семьи, с добрыми традициями. Не должно быть такого потока агрессии в средствах массовой информации.)


Открытые мысли «по кругу».

- Все, кто из группы не успел высказаться, обозначают проблемы прочитанных произведений.

- Есть ли выход из описанных ситуаций?


Жёлтые

Оптимисты, способные найти выход из трудной ситуации.

Анна Бялко. «Сказки женского леса. Покупатель иллюзий» СЛАЙД 8


Открытые мысли «по кругу»


- Все, кто из группы не успел высказаться, обозначают проблемы прочитанных произведений.

- Есть ли выход из описанных ситуаций?


Виктория Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть». СЛАЙД 9

Повесть "Я есть. Ты есть. Он есть", по которой был снят одноименный фильм, - одно из тех произведений, в котором так искусно сплетаются жизненность и необычность. Между строк читается название: "Я есть. Ты есть. Мы есть". Больше ничего не надо. Мать счастлива, что есть сын, сын счастлив, что у него есть жена и что его жена есть. Люди, бескорыстно любящие друг друга, сплетаются в треугольник из-за ревности, назревает конфликт. Главной героиней является Анна, сорокапятилетняя женщина, и читатель видит мир ее глазами, хотя Токарева пишет от третьего лица. Анна преподает французский язык в обычной школе: je suit,tu est, il est. Я есть. Ты есть. Он есть. После смерти мужа в ее жизни никого не осталось, кроме одного сына Олега, который, несмотря на то что уже достаточно взрослый, живет с ней и не женат. Мать страшно волновалась, если сын задерживался после работы (а работал он хирургом), больное воображение рисовало страшные картины его гибели от СПИДа, от рук пьяных приятелей или под колесами шального водителя. И вот посередине одной из тех бессонных ночей Олег появляется в обнимку с белокурой красавицей. Ирочка, маленькая, хрупкая и хорошенькая, остается жить в их квартире, разрушая установившиеся традиции и не обращая никакого внимания на установленные правила. Чуть позже Олег заявляет Анне, что они с Ирочкой женаты и что он скрыл от нее свадьбу, потому что боялся материнского гнева.
"Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними висело пятьдесят килограммов Ирочки".
Ревность ослепляет Анну, она грубит Ирочке, Олег тщетно пытается примирить любимых женщин, вставая на сторону жены, и, в конце концов, Ирочка собирает чемоданы и уходит. Вечером, после работы, Олег тоже забирает свои вещи и исчезает из жизни Анны. Жизнь становится бесцветной, пустой, холодной. Злость, депрессия, одиночество становятся неразлучными приятелями Анны. Но вскоре Олег возвращается убитый горем. Ирочка попала в аварию и стала инвалидом, представляла собой живой труп. Олег работал, и заботиться о девочке было некому. "Анна застыла в дверях и впервые за все время их знакомства испытала человеческое чувство, освобожденное от ревности. Это чувство называлось Сострадание. Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег". Ирочка нуждалась в серьезном лечении: по капле лекарства каждые полчаса с шести тридцати до восемнадцати часов дня. Анна решила ее выходить. Капли съели ее жизнь. Все существование, складывавшееся в долгие месяцы, теперь крутилось вокруг капель, Ирочки и большой лохматой дворняги по имени Дик.
Но вскоре Анна научилась рано вставать, разговаривать с молчаливой женщиной и веселой собакой, дышать полной грудью, любить Ирочку. Жена сына, такая противная и ненавистная, стала самым близким и родным существом. Ирочка постепенно выздоравливала, начинала вновь осознавать происходящее. А Олег, так страстно любящий жену и мать, но уставший от жизни рядом с живой, не двигающейся "куклой", заводит на работе любовницу. Женщина легкого поведения "заглатывает его с ботинками", сынок все реже и реже появляется дома. Заканчивается повесть трогательной прогулкой Ирочки с Диком под окнами Анны - ее первой прогулкой после мучительных месяцев болезни: "Собака была большая, Ирочка слабая. Она заметила что-то чрезвычайно ее заинтересовавшее, резко рванулась, отчего Ирочка вынуждена была пробежать несколько шагов.
- Дик! - испуганно крикнула Анна, распахнула окно и сильно высунулась. Собака поджала морду, выискивая среди окон нужное. Анна погрозила ей пальцем. Ирочка тоже подняла лицо. Значит, услышала. Анна видела два обращенных к ней взгляда - человеческий и собачий. И вдруг поняла: вот ее семья. И больше у нее нет никого и ничего".
Эта повесть о женщине, бескорыстно пожертвовавшей месяцами своей жизни ради ненавистного ей человека, заставляет задуматься о великом чувстве самопожертвования, вдохнувшем жизнь в молоденькую, несчастную девушку. Повесть о том, что в нашем жестоком современном мире, где каждый сам за себя и человек человеку волк, еще есть место высоким чувствам, пусть и выросшим на низменной почве ревности и злости. Характерной особенностью повести является то, что в ней нет идеально положительного или отрицательного героя. А ведь именно по такой схеме в основном сейчас пишутся произведения. Обычно с самого начала бульварного детектива можно безошибочно показать пальцем на "хорошего парня" и "плохого парня". Дальнейшее деление героев происходит примерно так: враги "хорошего парня" и друзья "плохого", и наоборот. Герои "Я есть. Ты есть. Он есть" многогранны и неоднозначны. В начале Анна выглядит злодейкой, портящей жизнь молодым. Но к концу повести отрицательным становится скорее Олег, повесивший жену-калеку на шею матери, а сам развлекающийся с женщиной на десять лет его старше. Но Токарева дает возможность читателю посмотреть на происходящее и глазами Анны, и Олега, и Ирочки. Каждого из героев можно понять. Треугольник - мать-сын-жена сына - встречается очень часто и в повседневной жизни. Токарева дает понять, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается, что главное: я есть, ты есть, он есть, - а остальное приложится. Отличительной особенностью повести является стиль ее написания. Токарева смело использует сравнения, красочно раскрашивая ими образы основных героев. Характерно еще и то, что повесть написана в основном короткими, нераспространенными предложениями. Написание так просто и доступно, что эту повесть можно читать абсолютно всем. Настроение книги создает и то, что отсутствуют кровавая сцена аварии и сексуальные сцены, которыми так изобилуют современные книжки в мягких переплетах. Повесть кончается оптимистично, но неясно, что будет с героями дальше. Чем закончится любовная связь Олега на стороне? Выздоровеет ли Ирочка окончательно? Вопросы повисают в воздухе, но искренне хочется верить, что все будет хорошо.
Ведь над ними синее, чисто постиранное небо. И очень легко дышать.


Открытые мысли «по кругу».

- Все, кто из группы не успел высказаться, обозначают проблемы прочитанных произведений, начиная фразой «Я увидел картины….»

- Есть ли выход из описанных ситуаций?


3. Итоговое слово учителя.


«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - такими словами мы начинали наш урок, такими словами начинает свой роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстой.

Что же мы должны сделать, чтобы наши семьи были счастливыми, похожими друг на друга, чтобы было как можно меньше несчастливых семей?

И снова литература выступает в своей учительской роли. Теперь уже лирика. Людмила Щипахина несчастья наших семей видит в униженном положении женщины и, несмотря на то, что адресует свое стихотворение мужчинам, я хочу, чтобы к её голосу прислушались не только они.


Ни в зной, ни в гололёд, ни в слякоть,

Какая б ни стряслась беда,

Не заставляйте женщин плакать

Ни от любви, ни от стыда.


Какая бы из горьких трещин

Ни расколола сердце вам,-

Не заставляйте плакать женщин

По необдуманным словам.


Прощайте женщин! Сокращайте

И злые распри, и вражду

И никогда не вымещайте

На женщинах свою беду.


И как бы ни случилось плавать

Вам в океане бытия,-

Не заставляйте женщин плакать,

На вас обиду затая.


И пусть вам будет как награда

За бескорыстие труда

Та женщина, что с вами рядом,

Не плачущая никогда!


Чтоб стыд не жёг вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не ахать,

Вовек: нигде и никогда -

Не заставляйте женщин плакать!


V. Рефлексия.

-Ребята, какие эмоции вызвали у вас произведения современной литературы по исследуемой теме?


- Что зловещее, мрачное, недоброе по теме, о чём страшились раньше говорить, хотят сказать Чёрные ? (Пундик А.)


Повторим свою мысль, высказанную в начале урока. К сожалению, семейные картины, нарисованные нашими современниками, ужасающи, это зеркало нашей эпохи. И мы в какой-то мере несём ответственность за происходящее вокруг нас.


- Какие надежды имеют солнечные, жизнеутверждающие Жёлтые?

Хочется верить, что увиденное сегодня со страниц современной литературы послужит нам уроком, поможет разобраться в вечном вопросе отцов и детей. Особенно глубоко запало в душу произведение Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Нельзя повторять ошибок главной героини, а то будет поздно.


Тем более, что рядом с нами много таких людей, которые могут сказать: «Моя семья - моё богатство!» Аня Мик, тебе слово (презентация и выступление)


Самый страшный дефицит сегодня - это дефицит нравственности. Мы забыли, а может, и не знали нравственные законы, сформулированные тысячелетия назад. Они хранятся в древнейшем памятнике русской культуры - в Библии - и очень просты.


СЛАЙД 10 Христианские заповеди

  • «Почитай отца и мать твоих».

  • «Будь добрым. Не делай зла».

  • «Плати добром за добро и справедливостью за зло».

  • «Будь честен» («не укради»).

  • «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

  • «Не лги, не хитри, не двуличествуй» («не лукавь»).

  • «Будь скромен» («не гордись»).

  • «Не завидуй».

  • «Проявляй заботу о больных и слабых».

  • «Заботься о младших»

  • «Умей отвечать за свои поступки».


Учитель НА ФОНЕ СЛАЙДА:

«Почитай отца и мать твоих» - гласит заповедь Христова. Нужно всем осознать, что нет семьи без родителей. А мы порой так равнодушны к ним. Отрадно, что одним из современных праздников стал День матери, который отмечается в последнее воскресенье ноября. И поэты - наши современники снова учат нас:


Как больно и обидно матерям

Жизнь коротать уютно-одиноко,

Беседовать с котом по вечерам -

Сыны и дочки далеко-далёко.


На зиму заготовлены дрова,

Посылки драгоценные приходят,

А ночью разболится голова

И думы… думы, ну, совсем изводят.


Бывало, от зари и до зари

Металась, словно ласточка,

чтоб дети

Все выросли,

и вот совсем одна

И некуда спешить ей на рассвете.


Лишь только раз собрались вместе тут,

И надо же, сказать-то им забыла,

Пускай такое радио везут,

Которое б и ночью говорило.


Как научиться от родных полей

Не уезжать нам далеко-далёко,

Не оставлять старушек-матерей

Жизнь коротать уютно-одиноко?

- Синие, какие шаги к намеченной цели - созданию счастливой семьи - увидели вы в произведениях современной литературы?


Несмотря ни на что, человек рождается именно в семье, она нужна ему, а создание здоровой и крепкой семьи зависит от каждого из нас. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Один за всех и все за одного! Возлюби ближнего, как самого себя. Эти постулаты должны быть главными. Ответственность, здравый смысл, трезвый ум - залог человеческого счастья семейной жизни.


IV. Итог урока. Слово Белым .


Руководствуясь цифрами и фактами критической литературы по теме урока, белым цветом нашей группы , символизирующим беспристрастность и объективность, мы сделали следующее экспертное заключение.

Современная литература следует принципам русского реализма, сложившегося в19 веке. Согласно мнению И.С. Тургенева, писатель должен «…стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать те законы, по которым она движется». Писатель - реалист, считал В.Г. Белинский, обязан «понимать предметы так, как они есть… переселяться в них и жить их жизнью» и со всем тем всегда оставаться верным правде. Это удаётся нашим писателям-современникам, отсюда эти ужасные картины на страницах произведений - а это всего лишь, как считал А.Н. Островский, «зеркало эпохи». Это зеркало нашей эпохи.

Основной темой прочитанных произведений является тема семьи, взаимоотношений отцов и детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная литература остаётся верна тематическим традициям русской классической литературы.

В литературе 19 века, почти все произведения которой пронизаны «мыслью семейной», семья - это в большей части нравственная основа человеческой жизни, на неё герой опирается в трудные моменты своей жизни и находит там взаимопонимание, поддержку, заботу и любовь.

«Я жила, ни об чём не тужила, словно птичка на воле, маменька во мне души не чаяла», - рассказывает Катерина из «Грозы» А.Н. Островского; «Воспитывали нас родители хорошо, ничего для нас не жалели», - вторит ей Борис. С особой теплотой вспоминает свой родительский дом гончаровский герой Илья Ильич Обломов, где его, «душеньку», осыпали ласками и похвалами. «Таких людей, как они (родители), - говорит тургеневский герой Евгений Базаров, - в нашем большом свете днём с огнём не сыскать». Они искренне любят своего сына, для матери он «Енюшка», отец при встрече с сыном с трудом сдерживает слёзы.

Вместе с тем, рядом с ними живут и семьи Кабанихи, Фамусовых, Кирсановых, жизнь в доме которых представляется как театр глухих с немыми.

На современную литературу наложил отпечатки страшный и трагический 20 век с революциями, войнами, перестройкой. Он практически разрушил привычную систему нравственности, разрушил и семью, потому что человек, где, по словам С. Довлатова, «безумие становится нормой», обречён на одиночество.

Вопрос - что же творится сегодня с семьёй? - волнует многих современных писателей: Татьяну Толстую, Владимира Крупина, Елену Долгопят, Галину Щербакову, Викторию Токареву и других. Они волновали Виктора Петровича Астафьева.

Вечная проблема преемственности поколений, проблема «отцов» и «детей» находит своё отражение в произведениях Людмилы Петрушевской: «Рассказчица», «Свой круг», «Бедное сердце Пани», «Материнский привет», «Время ночь». В её прозе разрушается извечный миф «Мой дом - моя крепость»; дом, напротив, становится полем битвы, а излюбленная «цепочка героев» «дочь - мать - бабушка» - центром безлюбовного мира.

Есть, однако, в современной литературе и некое толстовское начало. Оно выражается во взгляде на семью Людмилы Улицкой. При знакомстве с её романами («Медея и её дети», «Казус Кукоцкого») на память не раз приходит знаменитое выражение Льва Николаевича Толстого «люди как реки». Мотив дома становится в романах Л. Улицкой центральным.

Лирики данную тему также не оставляют без внимания и выступают в роли учителя жизни, советчика.


V. Заключительное слово учителя.


Уважаемые ребята! В заключение хочу обратить ваше внимание на то, что изучение этой, как сегодня её называют «другой», литературы содержит в себе внутреннюю опасность. Ведь мы прикоснулись к совсем «горячему» материалу, в поле нашего зрения вошли произведения, от создания которых нас отделяют не десятилетия, а всего лишь годы, месяцы, Эта литература существует в режиме «здесь» и «сейчас». Её истинным ценителем и судьёй, как всегда, станет ВРЕМЯ.

Но мы живём в этом мире и являемся невольными свидетелями разрушения семьи как нравственной основы жизни человека. В какой-то мере и мы виновны в том, что происходит рядом с нами, и когда-то читатели новых поколений обвинят нас в равнодушии, чёрствости, как обвиняем сегодня мы общество19 века, загубившее молодое поколение, и будут правы.

VI. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение на тему по выбору:

«За строкой семейного романа…»

«Моя семья - моё богатство?..»

«Мои семейные мечты»




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал