- Учителю
- Урок по литературе на тему 'Футуризм как литературное течение' (11 класс)
Урок по литературе на тему 'Футуризм как литературное течение' (11 класс)
Урок литературы в 11 классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ № 8 города Тулы
Сундукова Ольга Владимировна
Футуризм как литературное течение в русской литературе.
Цель урока:
-
Дать представление об исторических условиях зарождения футуризма;
-
Выявить основные черты футуризма.
Образовательные задачи:
-
Рассмотреть культурологические причины возникновения футуризма;
-
Ознакомить учащихся с основными принципами футуризма, его художественными особенностями;
-
Закрепление навыков анализа стихотворения, анализа теоретической информации.
Развивающие задачи:
-
Развитие познавательных способностей учащихся;
-
Развитие аналитического мышления учащихся;
-
Развитие проблемного мышления учащихся.
Воспитательные задачи:
-
Формирование толерантного отношения к различным способам творческого самовыражения;
-
Формирование чувства гордости за отечественную культуру начала 20 века;
-
Формирование эстетического вкуса учащихся.
Методы обучения:
-
Использование элементов проблемного метода обучения;
-
Элементы лекции учителя;
-
Самостоятельная предварительная работа учащихся;
-
Составление конспекта урока в форме кластеров;
-
Составление синквейна.
Ход урока:
1. Лекция учителя.
Футуризм (итал. «futurismo» от лат. «futurum» - будущее) - литературное течение 1910-х - начала 1920-х XX века, входящее в направление авангардизм (от фр. «avant-garde»- передовой отряд). Наиболее полно футуризм проявил себя в Италии (родине футуризма) и России. Также футуристическое искусство было представлено и в других европейских странах - Германии, Англии, Франции, Польше.
Основная тенденция - отрицание наследия предшествующих эпох. Акмеисты впервые заикнулись об освобождении от культуры. Футуристы сделали это положение основным лозунгом: «В искусстве не важно то, о чем говорят, а важно то, как говорят». Они считали свою позицию началом всех новых путей раскрепощенного слова. Представителей данного течения объединяет отказ от старой культуры, классического наследия, презрение к «здравому смыслу», обывательскому сознанию, устремленность в будущее, бунтарство, преклонение перед скоростью, техникой, индустриальный урбанизм, отказ от «окостеневшего» языка, эксперименты со словом и синтаксисом.
Тезис футуризма - отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского).
Русским футуристам свойственны черты экспериментаторства.
Декламационная манера, восходящая к построению романса, повторение слов и целых фраз, внутренние созвучия - ассонансы и аллитерации. Трехсложные размеры с пропусками ударений в центральных слогах, ритмические паузы. Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях, в которых подразумевается потаенный смысл, недоступный, по их мнению, ни «предыдущему» языку, ни «предыдущей» культуре. Превращение слова в собственно значимую, чувственную данность.
Бобэоби пелись губы
Вээоми пелись взоры
Пиээо пелись брови
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь
Так на холсте каких-то соответсвий
Вне притяжения жило Лицо.
В.Хлебников
Декларации футуристов были ограничены отрицанием искусства прошлого. Об этом говорят названия сборников и манифестов: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб» или - откровения Бурлюка:
Пускай судьба лишь жалкая издевка,
Душа - кабак, а небо - рвань…
Эпатаж - неотъемлемая часть поэтики Д. Бурлюка. "Чем безобразней - тем лучше" - таков его девиз. В качестве примера приведем отрывок из стихотворения Д. Бурлюка с говорящим названием «Мертвое небо»:
Небо - труп!! не больше!
Звезды - черви - пьяные туманом
Усмиряю боль шелестом обманом
Небо - смрадный труп!!
Одним из ярких экспериментаторов был В. Каменский. Его стихотворения полны неологизмов. Кроме того, он экспериментирует с разными шрифтами, расположением слов на странице, уровнями текста.
Много было наносного, несерьезного. Но основное ядро составляли поэты, мечтавшие о слове, могущем выразить мятежную современность со светлой перспективой развития.
2. Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными выступлениями.
Существовали четыре основные группы футуристов.
1)Сообщение учащегося о кубофутуристах.
Первая имела три названия: «Гилея», кубофутуристы, «будетляне». Группа возникла в 1910 году. В марте 1910 года в сборнике «Студия импрессионистов» было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В. Хлебникова «Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи!…)», впоследствии ставшее практически визитной карточкой футуризма. Тогда же Давид и Николай Бурлюки, Е. Гуро, В. Хлебников, В. Каменский выпустили свою первую книгу «Садок судей». Книга была напечатана на оборотной стороне разноцветных обоев. В ней отсутствовали знаки препинания, буквы «ять» и «ер», почти все тексты были обозначены как «opus». Книга поражала необычной лексикой, стилистикой и тематикой. «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» - так встретила сборник профессиональная критика.
2)Сообщение учащегося о футуризме в живописи.
Литературный футуризм был близок футуризму в живописи. Во-первых, потому, что многие кубофутуристы сами были не только поэтами, но и художниками. Во-вторых, им были близки творческие поиски художников - кубистов, лучистов и беспредметников, членов творческих объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» - братьев Бурлюков, Н. Гончаровой, М. Ларионова, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька, К. Малевича, В. Кандинского. Их творчество было экспериментально, дерзко, бросало вызов обывателю. Эти художники искали новые пути в искусстве. Для кубистов были характерны геометрически-угловые композиции. Пытаясь показать «суть», «основу» изображаемого, они словно разрезали пространство и материю, давали вещь «в разрезе». Художники изображали предельно обобщенные, геометризованные структуры. Например, на портрете человек мог быть одновременно изображен и в профиль, и в анфас. Натура бралась «в упор», без психологизма. Пронзительно яркие холсты поражали грубостью объемов. Применялся принцип примитива.
Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.
3)Сообщение учащегося об эгофутуризме.
Вторая линия в русском футуризме - эгофутуризм, который возникает в 1911 году. Само название декларирует установку на индивидуализм и самовосхваление и переводится как «я - будущее». Эгофутуризм практически воплощается в творчестве одного человека - И. Северянина. В это время вокруг него группируются молодые поэты: Константин Олимпов, Грааль-Апрельский, Павел Широков и др. В начале 1912 года кружок «Ego» превращается в «Академию эгопоэзии». Программа эгофутуристов включала следующие пункты. «I. Восславление Эгоизма <�������������������������������������� до безумия: Безумие индивидуально. IV. Призма стиля - реставрация спектра мысли. V. Душа - Истина». В отличие от кубофутуристов эгофутуристы не отвергали классику, прошлую культурную традицию.
4) Сообщение учащегося о «Мезонине поэзии».
Третья футуристическая группа называлась «Мезонин поэзии». Организовали ее поэт В. Шершеневич и художник Л. Зак, выступавший под именем Хрисанф. В группу также входили К. Большаков, С. Третьяков, П. Широков, Н. Львова, Р. Ивнев, Б. Лавренев и др. Эта группа заявила о себе весной 1913 года, но просуществовала меньше года (по январь 1914 года). В отличие от кубофутуристов и эгофутуристов, члены «Мезонина поэзии» (за исключением В. Шершеневича) не участвовали активно в публичной полемике. Эстетическая концепция группы была изложена в анонимной (автор - Л. Зак) «Увертюре» к альманаху «Вернисаж», предполагаемым адресатом которой является некая дама, «миленькая», приглашенная на вернисаж для знакомства с хозяйкой - поэзией и ее жильцами - поэтами, которые «беспросветно влюблены в свою хозяйку». Суть жеманной программы «Мезонина» - в готовности выявить в окружающей действительности ее скрытую красоту, восхититься аксессуарами современного городского быта, а заодно отказаться от резкостей, крайностей как в плане содержания, так и в плане выражения.
5) Сообщение учащегося о «Центрифуге».
Четвертая футуристическая группа называлась «Центрифуга». В 1914 году три молодых поэта, члена ориентированной на символизм группы «Лирика» - С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак - выходят из ее состава и основывают новое объединение. Лидером «Центрифуги» был С.Бобров. Взгляды С.Боброва на суть поэзии и на особую роль поэта отражены в фантастических образах программного стихотворения «Турбопэан»:
Завертелась ЦЕНТРИФУГА,
Распустила колеса:
Оглушительные свисты
Блеск парящих сплетных рук!
Молотилка ЦЕНТРИФУГИ,
<������
��������������������
�������������������
����пенных небосводей
Распластанный РУКОНОГ;
Но, втекая - стремись птицей,
Улетится наш легкий, легкий зрак! -
- И над миром высоко гнездятся
Асеев, Бобров, Пастернак.
Футуризм этой группы проявляется в названии, в декларативных заявлениях, внимании к форме стиха, экспериментах с синтаксисом (особенно у Б. Пастернака), интересе к общеславянскому языковому богатству, мифу и фольклору (вслед за В. Хлебниковым).
3. Создание синквейна о футуризме (пример):
Футуризм
Беспринципный, революционный.
Отрицает, оценивает, создает!
Взгляд в будущее.
Искусство.
4. Проверка и корректировка составленных на уроке кластеров.
Литература: В.Маяковский, И.Северянин, В.Хлебников, А.Крученых, Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров, В.Шершеневич, Давид и Николай Бурлюки, В.Каменский и др.
Архитектура и дизайн: Я.Чернихов, Л.Лисицкий, И.Леонидов и др.
Футуризм - одно из авангардистских направлений в русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, противопоставляющее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства
Живопись и скульптура:
К.Малевич, П.Филонов, П.Кончаловский, А.Лентулов, В.Кандинский и др.
Театр и кинематограф: В.Маяковский
Музыка: И. Стравинский, Н.Рославец, А.Мосолов, А.Лурье и др.
«Мезонин поэзии»
«Гилея»
5. Заключительное слово учителя.
В начале 1914 года футуристы предпринимают попытки к консолидации. В сборнике «Рыкающий Парнас» был помещен манифест «Идите к черту». Там заявлялось, что авторы сборника отбросили «случайные клички эго и кубо и объединились в единую литературную компанию футуристов». Важное значение имела публикация совместного «Первого журнала русских футуристов».
После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года футуризм трансформируется в группу комфутов, в «ЛЕФ», «РЕФ», в «Цех конструктивистов». Русские футуристы заявили о своем желании создавать социалистическую культуру, искусство будущего, революционизировать быт, воспеть индустриализацию (урбанизацию), создали характерный культ техники.
5. Домашнее задание:
-
Проанализировать и выучить наизусть стихотворение данного направления (на выбор);
-
подготовить самостоятельное выступление с новым материалом по звеньям составленных кластеров (расширить схемы кластеров)